Можно ли совершать два ракаата желательного намаза перед магрибом? И какие добровольные намазы есть в шариате

Можно ли совершать два ракаата желательного намаза перед магрибом? И какие добровольные намазы есть в шариате

Сподвижник Абдуллах аль-Музани (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы можете совершать намаз перед магрибом, вы можете совершать намаз перед магрибом» и в третий раз добавил: «если желаете этого».

Сахабы поясняли, что он добавил эти слова, поскольку ему не хотелось, чтобы люди считали это действие постоянной практикой (сунна). (Сахих Бухари, хадис 1183).

Вышеприведенный хадис поясняет, что нет запрета совершать желательный намаз после азана на магриб (перед фард-намазом). Здесь также поясняется, что запретное время совершения молитвы, которое начинается после совершения аср-намаза, заканчивается после азана на магриб.

Однако эти два ракаата нафиль-намаза никогда не считались суннат-намазами, подобно другим суннат-намазам, которые совершаются до или после обязательных намазов, поскольку старшие сподвижники никогда не считали их таковыми. (См. ‘Умдатуль-Кари, хадис 1183-1184).

А Аллах знает лучше.

Посланник Аллаha ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллаh сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, посредством желательных поклонений ("навафиль" т.е. дополнительные молитвы,посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». (аль-Бухари, 6502).

В своей основе добровольные намазы можно читать в неограниченном количестве, в любое время, кроме пяти запретных времён:

1) После утреннего намаза вплоть до начала восхода.

2) Во время самого восхода.

3) Во время зенита.

4) После аср-намаза до заката солнца.

5) Во время заката.

Однако приведём ниже установленные добровольные намазы, которые совершал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и достоинство которых велико.

Установленные добровольные молитвы:

☑️1) Суннат-намазы (раватиб),

- два раката до утреннего намаза,

- четыре раката до обеденного (зухр) намаза

- и два после него,

- два раката после магриб-намаза,

- два раката после иша-намаза,

- всего двенадцать ракатов.

Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Кто прочитает двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому будет построен дом в Раю»

(Сахих Муслим, 728).

☑️2) Тахаджуд-намаз или ночное выстаивание и Витр. Сказал Посланник Аллаh ( да благословит его Аллах и приветствует) : «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» 

(Сахих аль-Бухари, 1145).

☑️3) Духа-намаз (намаз, читаемый после восхода солнца до начала зенита).

Сказал Абу Хурейра رضي الله عنه: «Тот, кого любил я больше всех (Пророк Мухаммад, ( да благословит его Аллах и приветствует ) ) дал мне приказ:

- поститься по три дня ежемесячно,

- совершать по утрам духа-намаз в два раката

- и совершать витр перед сном». 

(Сахих аль-Бухари, Муслим).

☑️4) Два раката намаза после омовения. Однажды Посланник Аллаhа ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?»

На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог).»

(Сахих аль-Бухари: 1149).

☑️5) Четыре раката до аср-намаза. Пророк Мухаммад ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Да помилует Аллаh человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой».

(Сунан Абу Дауд, ат-Тирмизи).

☑️6) Два раката до магриб-намаза. Сказал Посланник Аллаha ( да благословит его Аллах и приветствует ), повторив трижды: «Молитесь перед магрибом, добавив на третий раз: «Это для тех, кто пожелает»

(Сахих аль-Бухари, 1183).

☑️7) Два раката между азаном (первым призывом) и икамой (вторым призывом).

Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани رضي الله عنه، что (как-то раз) посланник Аллаha , ( да благословит его Аллах и приветствует ) трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает».

(Сахих аль-Бухари,624, Муслим).

Как совершать в пятничный день двенадцать дополнительных установленных ракаатов (рауатиб)?

Как претворять в жизнь хадис Человеку, который на протяжении дня и ночи совершает двенадцать ракаатов, будет построен дом в Раю в пятничный день? Ведь до пятничной молитвы нет дополнительной молитвы?

Хвала Аллаху Господу миров.

В хадисе упоминается достоинство того, кто каждый день станет совершать двенадцать установленных дополнительных ракаатов молитвы. Передается от Умм Хабибы, да будет доволен её Аллах, супруги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что она слышала, как он сказал: Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных, не обязательных, ракаатов молитвы, Аллах обязательно построит ему дом в Раю (Муслим № 728).

В другом хадисе подробно упоминаются эти ракааты, и в нем нет упоминания о пятнице. В хадисе, которое передала Умм Хабиба, да будет доволен её Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тому, кто на протяжении дня и ночи совершит двенадцать ракаатов, будет построен дом в Раю. (И это) четыре ракаата до полуденной и два ракаата после полуденной молитвы (зухр), два ракаата после закатной молитвы (магриб), два ракаата после ночной молитвы (‘иша) и два ракаата до утренней молитвы (фаджр) (ат-Тирмизи № 415). Аль-Альбани в Сахих сунан ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен.

Таким образом, пятничный день является исключением из хадиса: Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных…. А значит особая награда, упоминаемая в нём, не касается дня пятницы.

Это не означает, что мусульманин не должен стараться совершать дополнительные молитвы до пятничной, так как о достоинстве совершения дополнительных молитв до пятничной передается хадис, который приводится у аль-Бухари (№ 910). Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится тем, что найдет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать (в мечети) сидящих рядом, и помолится столько, сколько было (предписано Аллахом), а потом, когда имам выйдет (на минбар), будет хранить молчание, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей.

Шейху д-ру Бендеру ибн Нафи‘у аль-‘Абдали, члену преподавательского состава в университете аль-Касыма, задали вопрос: Сколько ракаатов добровольных молитв, которые совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нам совершать в пятничный день? Известно, что в хадисе говорится о двенадцати ракаатах, а как же быть в пятницу?

Он, да хранит его Аллах, ответил: «Перед пятничной нет установленной дополнительной молитвы, но есть дополнительная после нее – четыре ракаата. Это подтверждается хадисом, который передал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Когда кто-нибудь из вас будет совершать пятничную молитву, то пусть совершит после неё четыре ракаата" (Муслим № 881). В хадисе от Ибн ‘Умара, который передали аль-Бухари и Муслим, сказано: „После пятничной молитвы он (пророк, мир ему и благословение) не совершал никакой молитвы до своего ухода, а после, вернувшись домой, он совершал два ракаата" (аль-Бухари № 937 и Муслим № 882).

Ученые объединили оба хадиса, сказав, что, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал после пятничной молитвы дополнительную молитву в мечети, то он совершал четыре ракаата, а если он совершал её дома, то – два. Такого мнения придерживался шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах. Другие ученые, объединив оба предания, считали, что он совершал шесть ракаатов. Такого мнения придерживались имам Ахмад, Суфьян ас-Саури, ‘Ата и Муджахид. Третья группа ученых считала, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда после пятничной молитвы совершал четыре ракаата, как в мечети, так и дома. Ведь так заповедовал он сам, а то, что дома он совершил два ракаата, никак не противоречит его словам. Есть несколько предположений, почему он совершил (только два).

Верным я считаю мнение, что добровольная молитва после пятничной всегда четыре ракаата. Поэтому, когда человек совершит обязательную пятничную молитву, то после неё он совершает четыре ракаата: находясь в пути, и не будучи путешественником, в мечети или дома. Тогда пятничный день будет исключением из общего смысла хадиса: „Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных, не обязательных, ракаатов молитвы, Аллах обязательно построит ему дом в Раю" (Муслим № 728). А Аллаху ведомо лучше» (с сайта аль-Ислям аль-йаум).

А Аллах знает лучше.

islamqa