Можно ли принимать пищу в мечети?

Можно ли принимать пищу в мечети?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Каждый год Рамадан выявляет одну и ту же проблему российской уммы, которая не всегда находит решение. Конечно, в мегаполисах всё может быть иначе, но в обычном небольшом городе России с преимущественно немусульманским населением именно вопрос ифтаров остаётся острым и актуальным. Где провести свой ифтар?

Небольшой провинциальный город Х, в котором практикующих мусульман можно пересчитать по пальцам. Мечеть — одна, но она хотя бы есть. За несколько лет меняется в обстановке многое: проводятся ремонты, мечеть обрастает хозпристройками и т.п...

С наступлением месяца Рамадан в провинциальной мечети начинает кипеть жизнь, идёт наплыв сезонных мусульман. Количеством мусульман, собирающихся на ифтары можно просто удивиться, откуда в маленьком городе столько мусульман. 

Местные состоятельные мусульмане изъявляют желание накормить постящихся и устроить для них пир-ифтар. На такие ифтары стекается огромное количество мужчин, часто им не хватает даже места, чтобы присесть с тарелкой. Приходят не только те, кто действительно постится и молится, многие считают нужным пригласить гостей из-за землячества, родства и просто знакомых. И получается, инициаторы ифтара кормят не только постящихся, но и множество другого, случайного народа.

А сколько еды выбрасывается и портится! Наверняка вы хоть раз видели на устраивающихся ифтарах неблагодарное отношение к еде со стороны людей, не знающих адабов обращения с пищей!

Придет такой не постящийся, сядет за стол, ему положат большую порцию плова, а он поковыряет вилкой, есть много не будет (он же не голоден), съест банан и бросит шкурку в тарелку, туда же — и использованную салфетку. За ним никто из мусульман не будет доедать, и это не сложить в кастрюльку, этим не покормишь нуждающегося.

Остались в стороне те, кто действительно нуждается в вечернем разговении, нуждающиеся мазлумы. Ифтары стали показухой и потеряли истинную ценность.

Известен хадис про награду для того, кто накормил постящегося: «Кто даёт еду постящемуся для разговения, он будет иметь награду равную ему, без малейшего умаления от награды постящегося» (ат-Тирмизи, 3/171, Сахих аль-Тагриб, 1/451).

Нам разрешено принимать пищу в мечети только в том случае, если мы будем помнить о святости мечети – соблюдая в ней чистоту и не беспокоя других верующих неприятными запахами. 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам всегда содержать мечеть в чистоте. Поэтому, принимая пищу в мечети, мы будем отвращать людей от ее посещения неприятными запахами и грязным помещением, а этого делать ни в коем случае нельзя. 

Допускается в мечети делать ифтар финиками, водой, хлебом и кисломолочными продуктами. Основной приём пищи после намаза Магриб лучше делать вне мечети. Во время اعتكاف‎ - И'тика́фа приём пищи мусульманину находящемуся в уединении разрешён ( И'тика́ф становится не действительным если все вокруг в мечети едят и суетятся). 

Что касается приема пищи внутри мечети, то для человека, который не находится в итикафе, употребление в мечети пищи или питья является макрухом. Однако в соответствии с другим мнением, для того, кто находится далеко от своей родины, мусафир, кушать и спать в мечети не является макрухом. Для того чтобы избежать каких-либо разногласий, такому человеку лучше всего сделать намерение на совершение итикафа.

Сразу после наступления времени вечернего намаза Пророк ﷺ разговлялся у одной из своих супруг. Надо обратить внимание, что сунной Пророка ﷺ является безотлагательный ифтар, причём до совершения намаза Магриб.

Пророк ﷺ отпускал пост свежими финиками, если их не было, то сухими, а если и их не было под рукой, то водой.

В доме Посланника ﷺ, который при желании мог иметь все богатства Земли, могло не оказаться сухих фиников? Это как получается? У кого-то из нас бесперебойно наличествуют самые отборные финики, а любимец Всевышнего разговляется водой? Ну, вот так и получается. Пророк Мухаммад ﷺ учил отрешённости от земных благ и сам был в первых рядах отрешённых. Кроме этого, Пророк ﷺ был щедрым человеком, а в месяц Рамадан его щедрость не знала границ.

После ифтара Пророк отправлялся в мечеть для совершения джамаат-намаза Магриб и после него сразу возвращался домой для того, если была возможность принять основную пищу ифтара. Временной отрезок до ночного намаза Иша Пророк ﷺ проводил в кругу своей семьи.

Ночной намаз Пророк, разумеется, совершал коллективно с мусульманами, а вот таравих-намаз – лишь трижды с ними. Спустя несколько дней после начала Рамадана Пророк ﷺ перестал посещать таравих-намазы, это было сделано ради уммы, ради нас. Он опасался, что таравих может стать обязательной нормой, которая непосильным бременем ляжет на наши плечи. Но это вовсе не значит, что Посланник Аллаха не совершал таравих-намаз у себя дома. По свидетельству супруги Пророка ﷺ Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк ﷺ совершал 11 ракаатов (вместе с витру-намазом), и эти ракааты были долгими, могли длиться не один час.

После ночного бдения Пророк ложился спать. А следующий день Пророка ﷺ в Рамадане начинался, как и предыдущий – с сухура.

Всевышний Аллах знает лучше.

Необходимо проявлять умеренность во время ифтара

Ошибкой многих мусульман в наше время стало превращение месяца Рамадан из месяца поклонения и благих деяний в месяц застолий и болезней желудка. От этого предостерегают многие ученые. Излишнее переедание и обжорство запрещено для мусульманина всегда, но особенно пагубно оно во время ифтара в месяц Рамадан, так как становится причиной ленности в теле, сонливости, пропуска молитвы иша и таравих в мечети и ведет к уменьшению поклонения. Аллах сказал в Коране: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31)

Шейх Мунаджид, перечисляя желательные действия во время поста, сказал: “Не есть слишком много, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сын Адама не наполняет худшего сосуда, чем его желудок”. (ат-Тирмизи, 2380, он сказал, что это сахих хадис). Мудрый человек хочет есть для того, чтобы жить, но не жить, чтобы есть. Лучшая еда, это та, что для питания, а не для излишеств. Но люди потворствуют в приготовлении всех видов еды (в течение Рамадана), и относятся к приготовлению еды, фактически, как к форме искусства, так что домохозяйки и прислуга проводят всё своё время за приготовлением еды, и это удерживает их от богослужения, кроме того, люди тратятся на еду в Рамадан намного больше, чем в другое время. Таким образом, этот месяц становится месяцем расстройств живота, ожирения и желудочных заболеваний, когда люди едят как обжоры и пьют как жаждущие верблюды, а когда они встают на Тарауих, они делают это с такой неохотой, что некоторые оставляют молитву после первых двух рак’атов. ” (“70 основных моментов, касающихся поста”).

Спросили шейха Усеймина: “Уменьшает ли награду за пост проявление чрезмерности (исраф) в блюдах во время ифтара?”

Он ответил: «Это не уменьшает награду за пост. Даже совершение греховных поступков после поста не уменьшают награду за него. Однако это подпадает под слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31). Исраф сам по себе запрещен, а иктисад (экономичность) приводит жизнеустройство в порядок. Если у них останется излишек, то пусть отдадут его в качестве садака. Так будет лучше.» («Фатава-ль-ислямийа», 2 / 118).

Награда за кормление постящегося

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто даёт еду постящемуся для разговения, он будет иметь награду равную ему, без малейшего умаления от награды постящегося.” (ат-Тирмизи, 3/171, Сахих аль-Тагриб, 1/451). Шейх уль Ислам Ибн Теймия сказал: “Здесь имеется в виду, предложить постящемуся еду для разговения, достаточную, чтобы ею насытиться.” (Аль-Ихтиярат аль-Фикхия).

Многие из саляфов жертвовали своей едой в пользу бедных, когда кормили их во время ифтара. Среди них были Абдуллах ибн Умар, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбал и другие. Абдуллах ибн Умар не разговлялся, пока рядом с ним было сирот или бедняков.

Что лучше: разговляться в мечети или дома с семьей?


Шейху Мухаммаду аль-Мунаджиду был задан вопрос:
“Правда ли, что разговляться в мечети с джамаатом важнее, чем разговляться дома с женой, даже если она беременная и по причине недомоганий не может покидать дом?”

Он ответил: “Известно, что разговение вместе с женой, пусть даже в некоторые дни – это одно из проявлений благой совместной жизни, особенно когда оно имеет место в начале супружеской жизни, для которой шариат стремится утвердить все средства, которые её укрепляют, особенно в тех случаях, когда жена испытывает отчуждённость по причине их отсутствия. К тому же разговение является удобным случаем для того, чтобы наглядно обучить жену сунне и культуре ифтара.

На основании изложенного, мы хотим направить уважаемого мужа к тому, чтобы он проявлял внимание к своей семье и своей жене, заботился о ней и не уступал их права, и чтобы он знал, что занимаясь делами своей семьи он получает большую награду, чем когда занимается делами тех, кто не относится к его семье. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня данная бедняку – это только милостыня, а та, что потрачена на родственников – это уже два [благодеяния]: милостыня и укрепление родственных отношений». (Приводит ан-Наса’и, 2528, Альбани назвал его достоверным.)

Однако это не значит, что на нём лежит шариатская обязанность каждый день разговляться вместе с женой. Несомненно, что благочестие к жене и семье проявляется и тогда, когда он радует свою семью в их одиночестве, и когда он бывает с ними, если они нуждаются в нём в каких-то своих делах, в особенности в таком случае, о котором говорит задавшая вопрос, то есть, когда она испытывает недомогания по причине беременности.

Также благочестие к жене и семье выражается тогда, когда он проявляет в отношениях с ними простоту и мягкость, беседует с ними и опекает их. Благочестие не выражается в том, что делают некоторые мужчины, которые проводят вечера в компаниях с друзьями и не беспокоятся о своих семьях и своих женах.”