Можно ли прервать намаз, если зовет родитель?

Можно ли прервать намаз, если зовет родитель?

Хвала Аллаху Господу миров!

«Жил среди сынов Исраилевых человек по имени Джурайдж. Однажды, когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и позвала его, он же сказал себе: “Ответить ей или продолжить молиться?” - после чего продолжил молитву, не ответив ей. Тогда она воскликнула: “О Аллах, не дай ему умереть, пока не покажешь ему лица блудниц!” Спустя какое-то время, когда Джурайдж находился в своей келье, к нему явилась одна женщина и заговорила с ним (желая совершить с ним прелюбодеяние), но он отказался. После этого она пришла к какому-то пастуху и позволила ему овладеть собой, а когда родила мальчика, сказала: “Он от Джурайджа”. Тогда люди пришли к нему, разрушили его келью, выгнали его оттуда и принялись поносить его. Тогда он совершил омовение, помолился, а потом подошел к ребенку и спросил: “Кто твой отец, о мальчик?” Ребенок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди сказали: “Мы построим тебе келью из золота!” - но он сказал: “Нет, только из глины!”» Аль-Бухари 3436, Муслим 2550.

Так, в одной из версий этого хадиса, что приводит аль-Бухари сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Джурайдж был факъихом, то оставил бы молитву и ответил своей матери!»

Ученые разошлись в понимании этого хадиса. Одни сказали, что в подобной ситуации было дозволено прерывать молитву в шариате предыдущих общин. Другие сказали, что это ошибочное мнение так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам упомянул о том, как следовало поступить Джурайджу, следовательно это относится и к нашему шариату и если зовет родитель то можно прервать любую молитву, будь то обязательную, или же добровольную. А третьи сказали, что прервать можно только добровольную и это известное мнение шафиитов. См. "Фатхуль-Бари" 6/480, "Умдатуль-къари" 15/280.

Третье мнение группа учёных считала самым правильным, так как в некоторых версиях сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:  "Если бы Джурайдж был факъихом, то понял бы, что ответить его матери важнее, чем совершать поклонение Господу!"

Т.е. смысл этого в том, что совершая добровольную Сунну, человек должен отдать предпочтение праву родителей, так как повиновение родителям и их почитание фард, вмененный Аллахом, а добровольное поклонение является желательным. Но что касается совершения обязательной молитвы, то ведь в данном случае ты отдаешь право самого Аллаха, которое выше всех иных прав!

Но если случилось что-то серьезное, то можно прервать и фард намаз. Ученые упоминали случаи, когда дозволяется прервать намаз:

1 - Страх за себя со стороны врага или хищного животного.

2 - Когда воруют вещь, принадлежащую человеку, пока он совершает молитву.

3 - Прерывание намаза для того, чтобы спасти тонущего, оказавшегося в пожаре и т.п.

См. "Раддуль-мухтар" 1/654, "аль-Мабсут" 2/13.

Шейх ибн Усеймин да помилует его Всевышний Аллах сказал: «Если ваши родители зовут вас во время молитвы, то является обязательным ответить им, при условии, что молитва не является обязательной. Если же молитва обязательная, то нельзя отвечать им, но если дополнительная, то следует ответить им. Но если это люди, которые адекватно подходят к делам и узнав, что вы молитесь они простят вас, то в этом случае следует дать им знак, что вы молитесь – либо покашляв, либо сказав «СубханАллах», либо подняв голов при чтении аята или дуа – таким образом, зовущий поймет, что вы молитесь. В противном случае, если они не простят или если хотят немедленного ответа, тогда следует прекратить молитву и ответить им. Но в случае обязательной молитвы, не следует прерывать молитвы, кроме случаев необходимости, как если вы видите, что кому то грозит смертельная опасность, как например он может упасть в колодец, или в море или попасть в огонь. В этом случае, следует прервать свою молитву, потому что это случай необходимости. В остальных случаях нельзя прерывать обязательную молитву».

Шарх Риад ас-Салихин, стр. 302