Можно ли мужчине совершать намаз с непокрытыми плечами

Можно ли мужчине совершать намаз с непокрытыми плечами

В намазе мужчина должен прикрывать и плечи, хотя среди ученых есть те, кто считают это желательным, однако имам Ахмад опираясь на хадис, который приводится у аль-Бухари: "Пусть никто из вас не совершает намаз, с непокрытыми плечами", считал их прикрытие в намазе обязательным.

Также опираясь на этот хадис, некоторые братья обязывают покрывать в намазе всё плечо до самого локтя, тогда как "аль-'атикъ" (плечо) в русском и арабском языках не одно и то же. В этом хадисе употребляется имено 'атикъ (ليس على عاتقه منه شيء), а это место от плечевого сустава до основания шеи. Такое определение слову "аль-'атикъ" дал имам арабского языка Ибн Манзур в "Лисануль-'Араб". Так же говорили имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар.

А вообще братья мои, имея возможность, украшайтесь для намаза и не совершайте его в том виде, в каком бы вы и на людях не показались, ведь Аллах более достоин, чтобы вы украшались для Него, чем те для кого вы это делаете.

Аллах сказал в Коране: يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ  "О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния (украшения), где бы вы ни совершали намазы" Сюда входит и прикрыть аурат и украшаться для намаза. (См. Тафсир ас-Са'ди, 7: 31).

Но даже при таком прямом хадисе среди ученых было разногласие, нарушается ли молитва, совершенная с открытыми плечами или нет.

Они разделяли понятие «аурат» мужчины в общем и аурат в намазе. В общем известно, что аурат мужчины между пупком и коленами, как на это указывает хадис. А что касается аурата в намазе, то было разногласие. Те, кто считал, что это нарушает намаз (т.е. неприкрытые плечи) опирались на упомянутый хадис. А те, кто считал, что это не нарушает намаз опирались на понимание сподвижников, ибо когда однажды Ибн Умар совершил намаз с открытыми плечами, ему один сказал: «Почему ты сделал намаз так?» на что он ответил: "Чтобы такой тупица как ты это видел! Разве у кого-либо во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) было две одежды?!" аль-Бухари 1/154.

Какое окончательное слово по поводу покрытия плеч? Это условие намаза или уаджиб, оставление которого не делает намаз недействительным?

Если можешь делать - делай и надейся на награду Аллаха, за подчинение Его пророку (да благословит его Аллах и да пребудет над ним мир). А если вдруг попадешь в условия, в которых не сможешь этого делать, то ведь Аллах не возлагает на человека то, что ему непосильно.

Положение этого в теории такое:

1 - это является сунной, т.е. молитва будет принята без прикрытия плеч. Однако нужно помнить о разногласии в этом вопросе и о понимание великих имамов, как имам Ахмад.

2 - лучше прикрывать плечи, т.к. молитва перед Всевышним Господом! Соверши её наилучшим образом, и в наилучшем образе ! Наряжайтесь перед молитвой, перед стоянием и земным поклоном

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: 

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть никто из вас не совершает молитву в одной одежде, которая не прикрывает его плечи"».

Сунан Абу Дауд, №626. Также этот хадис передали аш-Шафи’и в «аль-Умм» 1/77, Ахмад 2/2423, аль-Бухари 359, Муслим 516, Абу ‘Ауана 2/61, ан-Насаи 2/71, ад-Дарими 1371, ат-Тахауи 1/223 и аль-Байхакъи 2/238. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7726.

________________________________________________

Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари. Он, Муслим и Абу ‘Ауана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Аби Дауд» 3/190.

Среди учёных было разногласие, нарушается ли молитва, совершённая с открытыми плечами или нет. Они разделяли понятие ‘аурат мужчины в общем и ‘аурат в молитве.

В общем известно, что ‘аурат мужчины между пупком и коленами, как на это указывает хадис. А что касается ‘аурата в молитве, то в этом было разногласие.

Те, кто считал, что это нарушает молитву (то есть, неприкрытые плечи) опирались на упомянутый хадис.

А те, кто считал, что это не нарушает молитву опирались на понимание сподвижников, ибо, когда однажды Ибн ‘Умар совершил молитву с открытыми плечами, один человек сказал ему: «Почему ты совершил молитву так?». На что он ответил: «Чтобы такой тупица как ты это видел! Разве у кого-либо во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было две одежды?!». аль-Бухари 1/154. 

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-нибдь из вас станет совершать молитву в одной одежде, пусть покрывает себе плечи (накидывая) её края на них”».

Сунан Абу Дауд, №627. Также этот хадис передали Ахмад 2/255, 427, аль-Бухари 360 и аль-Байхакъи 2/238. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 655.

________________________________________________

Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари, который передал его в своём «Сахихе». См. «Сахих Аби Дауд» 3/191. 

Сообщается, что ‘Умар ибн Абу Саляма сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился в одной одежде, краями которой он покрывал себе плечи, накидывая их друг на друга».

Сунан Абу Дауд, №628. Также этот хадис передали Малик 317, Ахмад 4/26, 27, аль-Бухари 354, Муслим 517, Абу ‘Ауана 2/63, ат-Тирмизи 339, ан-Насаи 2/71, Ибн Маджах 541, ат-Тахауи 1/222, аль-Байхакъи 2237. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих Аби Дауд» 639.

________________________________________________

Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Они и Абу ‘Ауана передали его в своих «Сахихах», а ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Аби Дауд» 3/192.