Можно ли для искупления нарушения клятвы купить еду для бедных?

Хвала Аллаху Господу миров.
Всевышний Аллах говорит об искуплении нарушения клятвы в следующем аяте:
لا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا عَقَّدْتُمُ الأَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ ذَلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву»[1].
Вы должны выбрать один из трех видов искупления: накормить или одеть бедняков, или освободить раба. Какой бы из видов не выбрал мусульманин, этого будет достаточно. Если же он этого сделать не может, то он переходит к соблюдению поста.
Если мусульманин выберет кормление бедняков, то у него есть выбор.
Он может раздать не приготовленную пищу (например, мешок риса), а может дать приготовленную. Также он может приготовить пищу в своем доме и позвать десять бедняков. Какой бы вариант он не выбрал, это будет верно и достаточно для искупления, как сказали ученые.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Коран и Сунна указали, что для (верности) искупления и расходования необходимо обеспечить питанием, а не отдавать пищу в собственность (то есть для того, чтобы кормление было верным, не обязательно, чтобы беднякам была дана пища, которая стала их собственностью; достаточно будет и того, что человек пригласит их к угощению)».
Он сказал: «Это достоверно передается от сподвижников, да будет доволен ими Аллах».
После он упомянул подобные слова от ‘Али, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара и Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен ими Аллах.
Далее он сказал: «Таково мнение жителей Медины, жителей Ирака и одно из мнений, переданных от имама Ахмада… Аллах, пресвят Он, не упомянул (слово) та’ам (пища), но упомянул ит’ам (кормление). И это ясно указывает на то, что если человек покормит бедняков, а не просто даст им пищу, то он сделает то, что должен. (И тогда), согласно лексическому значению и обычаям, такой человек станет считаться покормившим бедняков»[2].
Ученые Постоянного комитета по выдачам фетв сказали:
«Для этого (т.е. для искупления нарушения клятвы) достаточно предоставить обед или ужин десяти беднякам, или дать каждому из них половину са’а[3] пшеницы, риса или любого другого основного продукта.
Постоянный комитет по академическим исследованиям и фетвам: Шейх ‘Абдуллах ибн Ку’уд, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи, шейх ‘Абд аль-Азиз ибн ‘Абдиллах ибн Баз»[4].
Также их спросили об искуплении нарушения клятвы: обязательно ли давать готовую, приготовленную пищу или допустимо давать сухую пищу, такую как рис и пшеница?
Они ответили: «Оба варианта приемлемы. Если человек готовит еду и пригласит к столу десять бедняков, этого будет достаточно. Если он даст пять са’а продуктов, по половине са’а каждому бедняку, то это также приемлемо.
Постоянный комитет по академическим исследованиям и фетвам: Шейх ‘Абдуллах ибн Ку’уд, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи, шейх ‘Абд аль-Азиз ибн ‘Абдиллах ибн Баз»[5].
Также их спросили о человеке, который должен был искупить нарушение клятвы. Для этого он дал владельцу ресторана пятьдесят риалов, чтобы тот мог накормить десять бедняков, так как владелец ресторана сказал ему, что кормление одного человека стоит пять риалов.
Ученые ответили:
«Искупление заключается в том, чтобы накормить десять бедняков, каждого половиной са’а пищи, что эквивалентно полутора килограммам; или одеть десять бедняков, купив каждому их них одежду; или освободить верующего раба. Если же человек не может позволить себе какой-либо из этих вариантов, он должен поститься в течение трех дней.
Если владелец ресторана, которого нарушивший клятву человек назначил своим доверенным лицом, сделал то, что было необходимо, и накормил десять бедных, то это достаточно, хвала Аллаху. Шейх Бакр Абу Зейд, шейх ‘Абд аль-‘Азиз Али аш-Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн ‘Абдиллах ибн Баз»[6].
Таким образом, стало понятно, что если вы купили еду в ресторане и отдали ее десяти беднякам, то это будет верно и достаточно для искупления нарушения клятвы.
А Аллах знает лучше.
_____________________________________
[1] Сура «Трапеза», 5:89.
[2] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-Ма’ад. Т. 5. С. 441-445.
[3] Са’а - мера измерения сыпучих продуктов.
[4] Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 23. С. 10.
[5] Там же. Т. 23. С. 14.
[6] Там же. Т. 23. С. 121
Подробно об искуплении нарушения клятвы Аллахом
Человек выбирает одно из трех:
Накормить десять бедняков (нуждающихся) тем, чем обычно питается семья человека. Каждому бедняку дается половина са‘а пищи продуктов, которая является основной пищей на определенной территории, например, рис. Вес половина са‘а примерно равен полутора килограммам. Если люди этого региона в основном едят рис, например, с мясным бульоном, то вместе с рисом должен быть предложен и бульон или мясо. Таким образом, если человек пригласит 10 нуждающихся и накормит их обедом или ужином, то этого будет достаточно.
Одеть десять бедняков (нуждающихся). Он должен одеть каждого нуждающегося в одежду, в которой тот может совершать молитву. Для мужчины – длинная рубаха (камис) или накидка (рида) и нижняя часть одежды (изар), а для женщины – просторное длинное одеяние и покрывало сверху.
Освободить одного верующего раба/рабыню.
Если человек не сможет сделать ничего из этого, то он должен поститься на протяжении трех дней, соблюдая его день за днем, без перерыва между днями.
Большинство ученых считают, что искупление в денежной форме не будет верным.
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Для искупления не достаточно просто раздать сумму, достаточную для покупки продуктов питания или одежды. Потому что Аллах сказал накормить, и это значит, что в иной форме искупление верным не будет. Аллах дал выбор между тремя, и если бы можно было искупить (свой грех) раздачей денежной суммой, то выбор бы изначально не был предоставлен между тремя…»[2].
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Искупление должно быть осуществлено продуктами (едой), а не деньгами. Потому что именно это пришло в Благородном Коране и Пречистой Сунне. Человек должен накормить (одного бедняка) половиной са‘а пищи, распространенной в стране (финики, пшеница или иное). Половина са‘а составляет примерно 1,5 килограмма. И если человек накормит нуждающихся обедом или ужином, или оденет их такой одеждой, в которой можно совершать молитву (камис или изар и рида), то этого будет достаточно»[3].
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека нет раба, чтобы освободить его, и он не может накормить или одеть 10 бедняков, то ему следует поститься на протяжении трех дней, не делая перерывая между днями поста»[4].
А Аллаху ведомо лучше.
___________________________________________________________
[1] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 11. С. 256.
[2] Ибн Баз. Фатауа исламия. Т. 3. С. 481.
[3] Ибн ‘Усаймин. Фатауа манари-ль-ислям. Т. 3. С. 66.