Месяц Зуль - Хиджа

Месяц Зуль - Хиджа
Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Зуль-хиджа - это двенадцатый месяц лунного мусульманского календаря, во время которого совершается Хадж. Этот месяц обладает многими достоинствами, особенно его первая декада.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (Бакара 2:203).

Пророк Мухаммед (савс) сказал, что первые 10 дней месяца зуль-хиджа являются особым временем для поклонения. Именно в течение этих десяти дней происходит большинство обрядов Хаджа. 9-ое зуль-хиджа - стояние на Арафате, а 10-ое зуль-хиджа - День жертвоприновшения Ид аль-Адха. Даже для тех мусульман, которые не участвуют в паломничестве, эти дни являются особенными и им следует чаще поминать Всевышнего Аллаха, уделять больше внимания поклонению и стараться совершить много добрых дел. Для всех верующих это уникальная возможность исправить свои ошибки и попросить у Аллаха прощения за свои грехи.

Первые дни месяца зуль-хиджа наиболее любимы Аллахом. Ибн Аббас передал, что Пророк (савс) сказал: "В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение дел) в эти дни", - имея в виду (первые) десять дней (месяца зуль-хиджа). Люди спросили: "И даже джихад на пути Аллаха?" (То есть, даже джихад Аллах любит меньше, если он совершается в иное время?) Пророк (савс) ответил: "И даже джихад на пути Аллаха, если только речь не идет о человеке, который рисковал ради Аллаха и собой, и имуществом и не принес назад ни того, ни другого" (то есть, если речь не идет о человеке, который пал на поле боя мучеником). (Бухари)

Коранические аяты и хадисы говорят нам о том, что первые десять дней зуль-хиджа лучше, чем все остальные дни в году, кроме последних десяти ночей месяца рамадан. Последние считаются лучше, потому что именно среди них числится Ночь Предопределения или Могущества (Лейлятуль-Кадр), которая лучше тысячи месяцев.
Достоиства первых десяти дней зуль-хиджа доказывает также и тот факт, что Аллах поклялся ими: "Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!" (Фаджр 89:1-2).

Пророк (савс) призывал верующих стараться совершать как можно больше благих дел в это время и на протяжении всего времени Хаджа. Он велел часто произносить Тасбих (Субханаллах), Тахмид (Альхамдулилля) и Такбир (Аллаху Акбар) в течение этих дней.

Именно в эти благословенные дни происходит день Арафата, в который Аллах усовершенствовал Свою религию. Пост в этот день стирает грехи за два года!

Фетвы об Арафате:

День Арафата – это 9 день месяца Зуль-Хиджа лунного мусульманского календаря. В этот великий день паломники совершают обряд стояния на горе Арафат, где они находятся до захода солнца и просят Всевышнего Аллаха о прощении и милосердии. Без стояния на горе Арафат Хадж не может считаться действительным. Вот некоторые вопросы и ответы на них касательно этого знаменательного дня:

Вопрос: Можно ли на Арафате после совершения Зухра и Асра совершать дополнительные молитвы до заката солнца?

Ответ: Посланник Аллаха (савс) не совершал дополнительных молитв в день Арафата после того, как молился Зухр и Аср, которые он объединял во время ранней молитвы (Зухр). Если бы совершение дополнительных молитв было предписано, то он побудил бы нас к этому.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, Шейх Абдель-Раззак аль-Афефи, Шейх Абдалла ибн Кауд
Фатава аль-Ляжна аль-Даима, 11/211, 212

Вопрос: Каково решение относительно человека, который покинул Арафат до захода солнца по причине, связанной с его обязательствами на работе?

Ответ: Согласно мнению большинства ученых, тому, кто покинул Арафат до захода солнца необходимо совершить искупление (фидия), если только он не смог вернуться туда в течение вечера, тогда в искуплении нет необходимости. Искуплением в этом случае будет заклание жертвенного животного и раздача мяса нуждающимся жителям Мекки.

Шех Ибн Баз
Фатава аль-Хадж валь-Умра ваз-Зийара, с.96

Вопрос: Некоторые люди говорят, что если день Арафата выпадает на пятницу, то совершение Хаджа в этом году будет равняться совершению 7 Хаджей (то есть, награда за этот Хадж будет равняться награде за 7 Хаджей). Так ли это? Есть ли подтверждения этому в Сунне?

Ответ: В Сунне не содержится никаких доказательств этому убеждению. Однако некоторые люди полагают также, что вознаграждение за такой Хадж будет эквивалентно вознаграждению за 70 или даже за 72 Хаджа. Это мнение также неверно.

Постоянный Комитет Исламских Исследований и Фетв (Глава: Шейх Абдаль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз), Фатава аль-Ляжна аль-Даима, том 11, с.211, в.3, фетва №7890

Вопрос: Гору Арафат называют горой Ар-Рахма (Горой Милости), каково основание для этого названия и какая для него есть фетва?

Ответ: Я не знаю никаких доказательств в Сунне, которые бы говорили о том, что гора Арафат, на которой стоял Пророк (савс) называется Джабаль ар-Рахма (гора Милости). Если доказательств этому в Сунне нет, то не следует называть ее так. Возможно, люди, называющие ее таким образом, делают это потому, что это великое место, где просят о прощении и милости Всевышнего. Но все-таки лучше называть ее своим именем – гора Арафат, или же гора, на которой стоял Пророк (савс) или каким-то подобным образом.

Шейх ибн Усаймин
Далиль аль-Акта аляти йакаа фиха аль-Хадж валь-мутамир валь-тахзир минха, с.69

Вопрос: Некоторые паломники приходят на Арафат до совершения Хаджа и после него и молятся там. Каковы фетвы на счет посещения Арафата и совершения там молитв?

Ответ: Правило, известное в шариате, таково, что каждый верующий, который поклоняется Аллаху непредписанным способ является соверщающим нововведение. Поэтому всякий, кто молится на Арафате или у его подножия, или прикасаясь к нему и тому подобное, является совершающим бид’а (нововведение), что является нежелательным. Сказано: нет ничего особенного относительно этой горы ,кроме того, что является сунной стоять на ней в день Арафата (9 Зуль-Хиджа) подобно тому, как Пророк (савс) делал это.

Шейх Ибн Усаймин
Далиль аль-Ахта аляти йакаа валь-Хадж валь-Мутамир валь-тахзир минха, с.69

Вопрос: Является ли сунной пост в день Арафата для паломников?

Ответ: Пост в день Арафата не является сунной для паломников, поскольку у них должно быть достаточно сил, чтобы посвятить себя поклонению и мольбам. Это сунна для всех остальных. Шейх Саид Сабик в «Фикх ас-Сунна» говорит, что достоверно известно, что Пророк (савс) не постился в день Арафата. Пророк (савс) сказал: «Поистине, день Арафат, день жертвоприношения и дни ташрик (10, 11, 12 Зуль-Хиджа) – это наши праздники, дни еды и питья». Также известно, что Пророк (савс) запретил пост в день Арафата тем, кто находится на Арафате для совершения паломничества.

День Арафата

День Арафата является девятым днем лунного месяца Зульхиджа. В прошлом, 2009 году, он выпал на 26 ноября. Это момент высшей кульминации веры и совершенной милости Всевышнего, снисходящей на верующих.

В этом году день Арафата выпадает на 5 ноября.

«В ряду невероятных моральных уроков и трогательных событий, которые происходят по случаю Хаджа, особое место занимает это огромное благословенное собрание, на котором присутствуют паломники – день Арафата. Все люди собрались в этом месте, чтобы ответить на призыв Аллаха через Талбию и молить своего Всевышнего, открыв свои сердца Его милости, наполненные почтительного страха Всевышнего. Они также молят Его о великой Милости в период самой крупной мусульманской церемонии. Это событие напоминает о другом, еще более красочном и впечатляющем: речь идет о дне Воскрешения, в который все поколения, от первого до последнего, соберутся в одном иместе в ожидании Последнего Суда, который разрешит судьбу человеческого рода. Каждый узнает, суждено ли ему вкусить райское блаженство или подвергнуться самым жестоким пыткам». Отрывок из книги «El Hadj wa Tahdhîb e-Nufûs de Sheïkh ‘Abd e-Razzâq el ‘Abbâd» (стр. 168-176).

Присутствие паломников на церемонии на горе Арафат является центральным ритуалом паломничества, без которого оно считается невыполненным и несостоявшимся. Все паломники стекаются в это место в назначенный день (девятый день месяца Зульхиджа), как это сделал Пророк Мухаммед (савс) во время своего единственного паломничества в десятом году по Хиджре, когда он сопровождал примерно 120000 паломников, своих собратьев.

Когда один из спутников Пророка Мухаммада (савс) спросил его, насколько важен этот день, он ответил:

«Не существует другого дня, в который Господь спас бы такое же количество грешников, как день Арафата».

И он посоветовал верующим, которых не было с ними в этот день, поститься там, где они находятся.

День Арафата – это великий день, который напоминает о том моменте, когда все человеческие существа перевоплотятся и предстанут в ожидании Судного Дня. В самом деле, все, кто были на Арафате, оставили свои семьи и близких, свое имущество и дела и собрались, одетые в одинаковые одежды, чтобы поклониться Единому Господу.

Эти люди цитируют Коран, читают зикры Аллаху и делают дуа. Никто не хочет упустить возможность стать ближе к Богу. Миллионы людей пришли сюда не в качестве туристов, желающих отдохнуть и развлечься в экзотической обстановке. Они пришли сюда не по делу. Они пришли сюда с единственной высшей целью: слушаться Бога, взывать к Нему, поклоняться Ему, признавать Его Единство, Силу, Могущество, просить Его о милосердии и благодеянии.

Чтобы последовать их примеру, мы, не присутствующие на этом величественном собрании, следуем словам Пророка (савс), который наказал нам поститься в этот день и наполнять его молитвами, прославлением Бога и воззваниями к Нему. Мы не можем позволить себе потерять этот день, упустить эту возможность, если хотим оказаться в числе тех, кто спасся от Ада.

По мере того как солнце клонится к закату, возвещая об окончании дня Арафата, паломники все сильнее восхваляют Бога, в слезах взывают к Нему, в экстазе славят Его. Их призывы растут и усиливаются, словно паломники желают помешать солнцу завершить этот великий день, чтобы до конца насладиться им. Ведь за несколько мгновений до заката солнца нужно покинуть Арафат, уйти из этого священного места, унося с собой священные мгновения. Те, кто наполнил их добром, получит его назад. Тот, кто забыл о них, пожалеет об этом.

Надо отправляться в дорогу, навстречу новым ритуалам и испытаниям. Любой ритуал (пожертвование барана, забрасывание камнями стелы Дьявола, круги вокруг Каабы и процессии, сбривание волос на голове для мужчин и др.) может быть компенсирован другим, повторен, но пребывание на Арафате уникально. После окончания этого дня данный ритуал нельзя ни компенсировать, ни повторить.

Таков будет последний день на земле, когда люди будут ожидать Суда Господня: многие, если не все, захотят возродиться, вернуться на землю, чтобы загладить свою вину, исправить ошибки, поклоняться Богу так, как они могли это делать, но не сделали, верить в Бога так, как они могли это делать, но не сделали, и они говорят Ему:

«Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил...». (Коран 23:99-100). Но ничто нельзя исправить.

Этот день Арафата похож на день Страшного Суда. Он является примером Служения Единому Богу. Когда Господь захотел почтить Своего пророка Мухаммада (савс), он сказал:

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба...» (Коран 17:1).

Да, все ритуалы, в особенности, паломнические, имеют этот аспект Служения Богу, который угоден Богу.

После заката солнца наступает великая ифада: миллионы верующих покидают равнину Арафата и направляются к Мине, проходя через Муздалифу. Они спокойны и смиренны. Людские потоки – мужчины, женщины, черные, белые, желтые, молодые, старые, пешие, на транспорте, одинаково одетые, исходят в одном и том же зове:

"Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни’мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!" – "Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!».

Эти глубоко религиозные переживания доступны лишь тем, кто отправился в путь и ответил на призыв Господа.

Посему непостижимо и недопустимо, чтобы мусульмане тратили свои деньги на развлекательные туристические поездки, не выполнив своего обязательства. Паломничество необходимо совершить при первой же возможности, как только будет скоплена необходимая сумма.

И тот, кто единожды совершит паломничество, вкусит эти неподражаемые моменты, приобщится к святым и благословенным местам, исхоженным Пророком Мухаммадом (савс), тот, кто побывает в месте рождения Пророка (савс) и Исламской религии, в уголках, хранящих отпечаток Божественного откровения, не найдет на свете более красивых, животворящих, благодатных мест, чем Великая Мечеть, равнина Арафата, просторы Мины, и, наконец – могилу Пророка (савс).

Первые десять дней зуль-хиджа: ошибки

Первые десять дней зуль-хиджа - это благословенные дни, полные милости Аллаха. Поэтому с самого начала этого месяца мы должны умножить свое усердие в поклонении и приближении в Всевышнему Аллаху. Однако, нужно быть осторожными, внимательными и не ошибиться. К распространенным ошибкам, совершаемым в это время, относятся:

1. Верующий не отдает должного внимания тому, как важны и благословенны эти дни, и проводит их как любой обычный день из своей жизни. Мусульмане должны знать, что именно в эти десять дней совершение благих деяний особенно любимо Аллахом.

2. Верующий ведет себя безралично, не молится, не восхваляет Аллаха и не взывает к Нему. Многие мусульмане поступают именно так, однако следует помнить, что в это время мусульманину следует больше молится, делать зикр, восхвалять Аллаха и взывать к Нему. Всевышний Аллах сказал: "...и поминают Аллаха в Установленные дни" (Хадж 22:28).

3. Женщинам не следует делать такбир очень громко, потому что нет никаких сообщений, что матери правоверных так поступали. Их голоса не должно быть слышно.

4. Не нужно изменять формулу Такбира, как делают некоторые верующие. Правильный Такбир:
"Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля илляха иллялла валлаху акбар, валилляху альхамд".

Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллаху хвала.

5. Верующие постятся в дни Ташрика. Это нежелательно, потому что сообщают, что Пророк (савс) сказал, что три эти дня - дни праздника для мусульман, поэтому верующие должны есть и пить.

6. Верующие держат пост (1,2 или три дня) в течение этих 10 дней с намерением возместить пропущенные дни рамадана. Это неверно, потому что для того, чтобы поститься в эти дни, пропущенный пост рамадана должен быть уже восполнен.

www.go-makkah.com