Месяц шаабан и заблуждения относительно его достоинств

Месяц шаабан и заблуждения относительно его достоинств

С месяцем шаабан у мусульман связано немало ритуалов, которые не основаны на достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Относительно достоинства ночи 15 шаабана есть множество хадисов, и мнения учёных относительно этих хадисов расходятся, однако большинство считает их слабыми (да‘иф), [хотя] некоторые из них Ибн Хиббан относит к достоверным (сахих)» [Лята’иф аль-ма’азиф, 261].

Здесь, как в других случаях, необходимо верифицировать эти хадисы. Будучи мусульманами, мы должны остерегаться того, чтобы приписать Благословенному Пророку Мухаммаду слова, которых он не говорил. И неважно при этом, ради благих целей происходит такое приписывание или ради дурных. Строгое предупреждение на эту тему содержится в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто преднамеренно говорит обо мне ложь, тот пусть готовится занять своё место в Аду» [Бухари, 10; Муслим, 4].

Некоторые из ошибочных убеждений относительно шаабана приводятся ниже, сопровождаемые разъяснениями известных учёных из числа приверженцев Сунны (ахль ас-сунна).

Середина шаабана не обладает особыми достоинствами

Одно из самых распространённых ошибочных убеждений связано с приписыванием особых достоинств ночи 15 шаабана. Однако в книгах хадисов нет достоверных хадисов на эту тему. Вот что заявляет шейх Ибн Джибрин: О достоинстве середины шаабана нет ни одного хадиса категории сахих марфу‘(хадис, который можно возвести непосредственно к Пророку, да благословит его Аллах, без разрывов в цепи передатчиков). Есть лишь несколько сообщений категории макту‘ (сообщение, цепь передатчиков которого доходит до эпохи последователей сподвижников (таби‘ин)), передаваемых со слов таби‘инов, и есть несколько хадисов, степень достоверности которых не превосходит категорий мауду‘ (поддельный) и да‘иф джиддан (крайне слабый). Согласно этим [слабым] сообщениям, в этот день [середины шаабана] определяется срок жизни живущих или список тех, кому предстоит умереть в наступающем году. В связи с этим [отсутствием достоверных хадисов] не следует проводить эту ночь в молитвах, или поститься в этот день, или выделять середину шаабана какими-либо иными актами поклонения. Да не обманет никого из мусульман [это невежество]… А Аллах знает лучше.

Выделять середину шаабана особым поклонением запрещено

Таким образом, на основании вышеописанного можно сказать, что выделять середину месяца шаабан особым поклонение не следует. В этой связи учёные говорят следующее: «Если кто-либо желает совершить дополнительную ночную молитву (киййам) в эту ночь — так же, как он это делает в другие ночи, не выделяя эту ночь среди других, — всё нормально. То же относится и к посту в день 15 шаабана, который продолжает пост середины месяца (аййам аль-бид) после поста 13-го и 14-го числа, или если этот день пришёлся на понедельник или четверг: если 15 [шаабана] совпал с понедельником или четвергом, нет нарушения в том, [чтобы поститься в этот день], если только постящийся не взыскует дополнительного вознаграждения, о котором не говорится [в текстах достоверных хадисов]».

Поститься в последний день шаабана запрещено

Ещё одно заблуждение связано с постом в последний день шаабана, который также обозначается как «день сомнения». Он называется так потому, что порой невозможно установить, начался уже рамадан или нет. На эту тему есть множество хадисов и высказываний учёных, например: ‘Аммар ибн Ясир сказал: «Кто постится в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима» [Тирмизи; удостоверил аль-Албани: Сахих ат-Тирмизи, 553].

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Соответственно, поститься в день сомнения запрещено (харам), поскольку сподвижники не утверждали такое на основании собственного мнения, так что подобное сообщение имеет тот же статус, что хадис марфу‘».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не упреждайте Рамадан постом за день или два до его начала, но если кто начал поститься раньше, пусть постится»[Бухари, 1914; Муслим, 1082]. Поэтому если кто-то постоянно постится по понедельникам, а последний день шаабана пришёлся на понедельник, ему дозволительно соблюдать этот добровольный пост.

В целом же учёные сказали о дне сомнения: «Сунна указывает, что поститься в этот [последний] день [шаабана] запрещено (харам)» [Фатава аль-ляджна, 10/117].

Слабость хадисов о прощении в день 15 шаабана

В слабом хадисе на эту тему говорится, что Абу Муса аль-Аш‘ари передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах нисходит в ночь 15 шаабана и прощает [грехи] всех творений, кроме многобожников (мушрикин) и тех, кто питает ненависть к мусульманам» [Ибн Маджа, 1390]. (Слова «кто питает ненависть к мусульманам» обозначают того, кто враждует со своим братом-мусульманином.)

Относительно силы подобных хадисов среди учёных имеются различные мнения. Однако несомненно, что не существует достоверных (сахих) хадисов о достоинстве ночи 15 шаабана, а тем более о том, что именно в эту ночь Аллах нисходит и прощает грехи. Цепочка передатчиков (иснад) у подобных хадисов всегда имеет изъян, а некоторые из них крайне слабы. Многие учёные относят к слабым и вышеприведённый хадис именно на основании слабости цепочки передатчиков.

Вместе с тем учёные утверждают, что Аллах нисходит на первое небо не только в ночь 15 шаабана, но, как это обоснованно утверждается в обоих «Сахихах», а также в других сборниках хадисов, каждую ночь, в последней её трети. Соответственно, ночь 15 шаабана ничем в этом смысле не выделяется.

Поэтому неудивительно, что, когда ‘Абдаллаха ибн аль-Мубарака спросили о нисхождении Аллаха в ночь 15 шаабана, он воскликнул: «В ночь 15-го?! Он нисходит каждую ночь!» [И’тикад ахль ас-сунна, № 92; передал Абу ‘Усман ас-Сабуни].

А Аллах знает лучше