Мазхабы в Исламе

Махзаб – религиозно-правовая школа какого-либо ученого. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» - пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьем-либо мнении, стало называться «мазхаб».
Аль-Файюми в «Мисбах аль-мунир» 1/211 сказал: “В арабском языке «пойти по мазхабу такого-то» значит пойти по его пути и направлению, а «пойти по мазхабу такого-то человека в религии» значит последовать за его мнением в религиозных вопросах”.
Таклид – слепое следование за каким-либо ученым. Мукаллидом именуют человека, который слепо следует за каким-либо имамом, зная о том, что его мнение противоречит Корану или Сунне. Таклид запрещали имамы во все времена, и они осуждали тех, кто слепо подражал тому или иному имаму в противоречие Корану и Сунне. Имам ат-Тахауи сказал:“Никто не подражает слепо, кроме недалекого и глупого человека”.См. “Расмуль-муфти” 1/32.
Имам Ибн Хазм сказал: “Поистине, ученые, за которыми слепо следуют, сами были противниками слепого следования (таклида). Они запрещали своим сторонникам слепо следовать за их мнением. Самым ревностным из них в этом отношении был имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, поскольку он часто и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следования достоверным сообщениям и принимать то, что соответствует доводам. Он также противился тому, чтобы ему слепо следовали, и предостерегал от этого окружающих. Пусть же за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!” См. “Усулюль-ахкам” 6/118.
Давайте начнем, но предварительно взяв фундаментальные основы
Возьмем основы Ислама в которых баракат, на практике научимся сунне, но что более всего волнует — не будем приставать к молодым, к пожилым прихожанам мечети с вопросом как правильно сидеть на намазе, а как не правильно, где руки держать при кияме по сунне, а где не по сунне и тому подобное.
Если Вы брат [сестра] следуете за «достоверным хадисом» и не придерживаетесь 4-х суннитских правовых школ, говорите «аминь» вслух или про себя, поднимаете руки до руку и после, поднимаете их между суджудами (да, было и такое.. а что стало? мансух, отмененное положение). Ваше дело, это даже не проблема.
Проблема начинается тогда, когда свое понимание фикха (которое не восходит к первым 3-м векам вниз по цепочке) «толкают» в головы молодых прихожан мечетей, которых часто ловишь в состоянии конфуза, поникнутых, отчаяных. «Тот это не делал; это даиф; я тебе говорю от пророка, а ты от имама; Абу Ханифа (Шафии, Ахмада, Малика), сказал «когда хадис достоверен — мой мазхаб», ты не следуешь этому…»
Кстати о последнем и поговорим: О чем было сказано, как сказано, кому сказано. Приведем цитаты больших ученых. Великий ученый, мухаддис, муфассир, факих.
Человек, которого называют одним из обновителей своего столетия — имам ан-Навави (рахимахуллах) о словах имама аш-Шафии: «Когда хадис достоверен — это мой мазхаб»:
وهذا الذي قاله الشافعي ليس معناه أنَّ كلَّ أحدٍ رأى حديثًا صحيحًا قال: هذا مذهبُ الشافعي وعمِل بظاهره. وإنما هذا فيمن له رُتْبةُ الاجتهادِ في المذهب على ما تقدَّم مِن صفته أو قريب منه, وشرطُه: أن يغلِبَ على ظنِّه أنَّ الشافعي — رحمه الله — لم يقفْ على هذا الحديث أو لم يعلَمْ صحتَه, وهذا إنما يكون بعد مطالعةِ كتبِ الشافعي كلِّها ونحوها منِ كتبِ أصحابه الآخذين عنه وما أشبهَها. وهذا شرطٌ صعبٌ قلَّ مَن يتَّصفُ به, وإنما اشترطوا ما ذكرنا لأنَّ الشافعي — رحمه الله — ترَك العملَ بظاهرِ أحاديثٍ كثيرةٍ رآها وعلِمها, لكنْ قامَ الدليلُ عنده على طعنٍ فيها, أو نسخِها أو تخصيصِها, أو تأويلِها أو نحوِ ذلك «То, что говорит Аш Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, имеет право говорить: «Это мазхаб Аш Шафии» — и следовать за явным внешним смыслом хадиса. Однако, это только для того, кто достиг степени иджтихада в мазхабе, с соответствующими сыфатами или к учёным близкого уровня. И условие этого: Он (человек достигший степени муджтахида в мазхабе или близкий к этому) должен считать, что аш-Шафии (рахимахуллах) не знал этого хадиса, или не знал его достоверность, а это достигается (лишь) после изучения всех книг аш-Шафии и книг его сподвижников, которые получили (знания) от него и анологичных трудов. И эти условия очень сложные и редко кто им соответствует, и (ученые) поставили условия о которых мы упомянули, потому что аш-Шафии (рахимахуллах) оставлял действия (соответствующие) явному смыслу многих хадисов, которые он видел и о которых знал, однако у него был довод на не их действительность (т.е. видел проблемы в этих хадисах, то что мешает использовать его и практиковать) или же они отмененные, или имеет частный смысл, или толкуются по другому и тому подобное… (Аль Маджму: 1/105)
Большой алим ханафитов ибн Абидин приводит в своем Радд аль-Мухтар (1/167): صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي . وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ . ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ . ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى Достоверно, что (Абу Ханифа) сказал: «Когда хадис достоверный — это мой мазхаб». Передал это ибн Абдуль Барр от Абу Ханифы и других из числа имамов. Также передал аш-Ша’рани от 4-х имамов. И не секрет (т.е. само собой разумеется), что это (эти слова) для тех, кто является из числа тех кто рассматривает (имеет право рассматривать) нусусы (шариатские тексты) и знает (чем отличается) мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного). Когда Ахлу Мазхаб рассмотрит доводы и будет поступать в соответствии с ним, то будет правильно относить его (положение) к мазхабу, потому что это с дозволения Имама Мазхаба.
Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки: الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ. قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر. أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ «293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад …Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы». (Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями: 1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи. 2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля) 3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому. А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса: «Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»» (Сияру Алямин Нубаля: 16/404-405)
Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам»: والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده «Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха. Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком. Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие. И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде». (Аль Иътисам: 1/246)
Думаю достаточно. Как мы знаем, разночтения в мазхабах существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом в принципе нет проблем, важно чтобы сердца у нас были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа чаще опирался на мнения Ибн Мас’уда и Али ибн аби Талиба, в свою очередь имам Малик опирался на фетвы ибн Умара и Зайда б. Сабита. И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» (нет, не слепое следование) в Исламе. ИншааАллах, приведем пример из жизни имама Малика из книги имама аз-Захаби Сияр Алям ан-Нубаля (11/177) и подкрепим его высказванием имама Ахмада б. Ханбаля.
Приводит аз-Захаби: إسماعيل بن بنت السدي قال كنت في مجلس مالك فسئل عن فريضة فأجاب بقول زيد فقلت ما قال فيها علي وابن مسعود رضي الله عنهما فأومأ إلى حجبة فلما هموا بي عدوت وأعجزتهم فقالوا ما نصنع بكتبه ومحبرته فقال اطلبوه برفق فجاؤوا إلي فجئت معهم فقال مالك من اين انت قلت من الكوفة قال فأين خلفت الادب فقلت انما ذاكرتك لاستفيد فقال ان عليا وعبد الله لا ينكر فضلهما وأهل بلدنا على قول زيد بن ثابت واذا كنت بين قوم فلا تبدأهم بما لا يعرفون فيبدأك منهم ما تكره Рассказывает Исма’ил Ибн Бинт ас-Судди. Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда [Ибн Сабита]. Я спросил его: “А что про это говорят ‘Али и Ибн Мас’уд, радый Аллаху ‘анхума?” Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: “Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?” Имам Малик сказал: “Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.” После того, как я вернулся, Малик спросил меня: “Откуда ты?” — Из Куфы, — ответил я. — А где же ты оставил свой адаб? — Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу. Малик сказал: “Никто не отрицает достоинства ‘Али и ‘Абдуллаха [Ибн Мас’уда], но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе.”
Имам Ахмад: واعلم أن الدين إنما هو التقليد والتقليد لأصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم Знай, что поистине религия — это таклид. Таклид за сподвижниками посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) (Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Я’ля) قال حدثنا هارون بن علي المقري قال حدثنا محمد بن عبدالرحمن الصيرفي قال قلت لأحمد بن حنبل إذا اختلف أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في مسئلة هل يجوز نلا أن ننظر في أقوالهم لنعلم مع من الصواب منهم فنتبعه فقال لي لا يجوز النظر بين أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت كيف الوجه في ذلك قال تقلد أيهم أحببت ( ابن عبد البر جامع بيان العلم وفضله ) Передается, что Мухаммада б. Абдуррахмана ас-Сайрафи сказал: Я сказал Ахмаду б. Ханбалю, когда разногласят сподвижнии посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим. Он сказал нам: Не позволительно рассматривать (досл. смотреть) между сподвижниками посланника Аллаха (عليه وسلم). Я сказал: Как поступить в таком случае? Он сказал: Следуй (юкаллиду) за тем из них за кем пожелаешь (ахбабта). (Ибн Абдуль Барр, Джами Баян аль-Ильм).
Заметка: Некоторые цитаты и переводы были взяты с темы сайта Аль-Фатава. Выражаю благодарность администраторам и модераторам форума
Имам Тахави, Мааниль-Асар, Глава о поднятии рук во время такбиров при руку
Опираемся на положение, которое упоминает Ибн Кутайба, что если есть два насса, которые внешне исключают друг друга, то не следует без крайней нужды, сразу делать вывод о насхе (отмене) одного насса другим. Если есть возможность истолковать нассы так, чтобы оба остались мухкам (действующими), то нужно прибегнуть к этой возможности. Потому, что изначальным в нассе, в слове Аллаха, в сунне это то, что они действующие и обязывающие других.
Заявлять о недействительности шариатского хукма - вещь великая и сердце должно бояться, ведь речь идет об аннулировании хукма Всевышнего Аллаха. И они могут считаться отмененными только если есть полная уверенность в этом, основанная на сильных убедительных доказательствах. Если же можно оставить в силе оба насса, то для чего мне нужно како-то из них считать отмененным? Я хочу следовать всем нассам и получать за это награду. И в данном вопросе есть возможность такого толкования. Они не взаимоисключают друг друга.
Не следует отвергать доказательства обеих сторон. У обеих сторон есть достоверные предания, из которых следует, что посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) поступал и так, и так. Если бы посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) вообще не поднимал рук, то подумайте сами: Это распространенное действие, которое все мусульмане делают каждый день несколько раз. Это распространилось бы и подъем рук вообще не был ни откуда передан. Точно также и наоборот.
Если бы посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) всегда поднимал бы руки, то не возникло бы множество преданий об обратном. Не могло на пустом месте возникнуть то, чего придерживаются такое большое количество имамов - авторитетов. Не было бы разногласий в этом вопросе. Это принцип умум бальва, распространенности хукмов.
Раз установлены обе сунны, то для чего мне отвергать одну сунну ради другой. Когда я приму обе сунны, я уверую в большее количество хадисов и последую за всеми хадисами, и если я подниму руки, я надеюсь на награду за то, что хотел последовать за посланником (Салляллаху алейхи уа саллям) и хадисами, которые были переданы на тему поднимания, а если я не подниму руки, я надеюсь на награду за то, что захотел последовать хадисам на тему не поднимания. А человек с пристрастием к мазхабам, или определенному течению имеет большую расположенность к хадисам своего мазхаба, и имеет некоторое неприятие к другим хадисам, пытается их обойти и аннулировать.
Вот в этом и опасность: человек поступает не ради того, чтобы хадисы были выше, а ради того, чтобы его мазхаб был выше. Кроме того он начинает питать вражду к другой стороне за то, что она следует хадисам. Я видел псевдиков, которые причисляют себя к саляфии и делают этот вопрос линией разделения между саляфией, и не саляфией. Они чуть ли такфир не выносят за то, что не поднял руки и обвиняют в ереси. Я увидел в них точно такой же мазхабизм, который они на словах отвергают. Они из своей приверженности к своему течению и личности имеют неприятие к части хадисов, без знания пытаются отмахнуться, и опровергнуть предания, хотя не объяли знанием их, почему они недостоверные. В итоге они сами попали в ту беду мазхабизма и непризнания хадисов от которой остерегают других. Нужно же быть беспристрастным и везде поднимать выше хадис над своим течением.
Поэтому мы выставили далили ханафитов, чтобы те, кто придерживается в этом вопросе их мазхаба, поступал так не из-за слепого следования ханафитскому мазхабу, а из-за следования далилям. А те, кто не придерживается поднятия рук, знали бы, что ханафиты тоже опираются на веские доводы, и не питали бы враждебность к ученым ханафитского толка и не обвиняли бы их, что они отвергают хадисы, и предпочитают кияс преданиям, чтобы не думали плохо об ученых и любили бы их. Валлахи, я люблю имама Тахави, имама Мухаммада и Абу Юсуфа за их приверженность хадисам и питаю к ним уважение и не думаю плохо о них. Да и кто может оспаривать авторитетность имама Тахави, автора общепризнанной акъидатут-тахавиййя и обвинять его. Не меньше я люблю и имама Малика, и маликитов Аль-Баджи, Ибн Абдил-Барра, Ибн Араби и Куртуби. Неменьший авторитет у меня имеют имам Шафии и такие шафииты, как Музани, Маварди и Ибн Касир. Такое же уважение к имаму Ахмаду и ибн Кудаме.
Закончим словами самого имама Тахави: Сказал Абу Джафар: Я не задавался здесь целью доказать некомпетентность кого-либо из ученых, да это и не в моем обычае этим заниматься. Я просто хотел показать, как несправедливы к нам (к ханафитским ученым) оппоненты (когда говорят, что мы ни на что не опираемся и отвергаем хадисы).
Еще хочется на один момент обратить внимание. Думаю, что будет повод задуматься многим, ин ша Аллах.
Находятся среди псевдосалафитов и такие, которые между собой спорят о том, что так как лишнее движение на намазе нарушает намаз, то нельзя поднимать руки в намазе. И это естестественно те крайние, которые придерживаются ханафитского толка.
Так вот да узнают те, кто слепо принимают чьи-то высказывания, что то, что пришло в достоверных хадисах посланника Аллаха, никак не может нарушить поклонение.
Лучше бы им позаботиться об основах религии, без чего будут тщетны их деяния, если умрут в таком положении, чем препираться в вопросах иджтихада. Уа Аллаху мустаан.
حسبي الله لا اله الاهو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم
О том, когда нужно поднимать руки во время намаза
Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднимал кисти рук до уровня плеч в начале намаза, при возвеличивании Аллаха перед совершением поясного поклона и при выпрямлении после него. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
КОММЕНТАРИЙ
Этот хадис указывает на законность поднятия рук во время намаза в трех местах: в самом начале намаза, перед совершением поясного поклона и при выпрямлении после него. В версии аль-Бейхаки отмечается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так во время намаза, пока не встретился с Аллахом. Ибн аль-Мадини сказал: «Я считаю этот хадис убедительным доводом, и каждый, кто услышал его, обязан руководствоваться им, потому что в цепочке его рассказчиков нет недостатков». Аль-Бухари посвятил этой теме отдельную главу, сообщив со слов аль-Хасана аль-Басри и Хумейда ибн аль-Хилала, что сподвижники тоже поступали так, т.е. во время намаза поднимали руки в трех местах. По словам аль-Хасана аль-Басри, он не знал никого из них, кто бы не делал этого. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Если от имени кого-либо из них сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не поднял рук перед поясным поклоном и при выпрямлении после него, то он него же обязательно сообщается, что в другой раз он поднял руки в этих местах, за исключением Ибн Мас‘уда». Мухаммад ибн Наср аль-Марвази сообщил, что этого мнения придерживались все богословы, кроме куфийских. Ибн ‘Абд аль-Хакам сообщил, что только Ибн аль-Касим рассказывал, что имам Малик отказывался поднимать руки в этих двух местах; мы же опираемся на хадис Ибн ‘Умара и другие сообщения от имама Малика, - в том числе на сообщения Ибн Вахба. Более того, ат-Тирмизи вообще не рассказывал о том, чтобы Малик высказывал иное мнение по этому вопросу. Аль-Хаттаби и вслед за ним аль-Куртуби сообщили, что это было окончательным мнением Малика по этому поводу.
Наряду с имамом Маликом, о желательности поднятия рук в трех вышеупомянутых местах говорили аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие ученые. Передают, что Малик и аш-Шафи‘и также считали желательным поднятие рук в четвертом месте - при вставании после среднего ташаххуда. Это мнение справедливо и подтверждается достоверными хадисами. Аль-Бухари, ан-Насаи и Абу Давуд передали, что Ибн ‘Умар, начиная намаз, возвеличивал Аллаха и поднимал руки. Он также поднимал руки, когда совершал поясной поклон, когда произносил слова “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!” и когда вставал после двух рак‘атов. Ибн ‘Умар сообщил, что так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приступая к обязательному намазу, возвеличивал Аллаха и поднимал руки до уровня плеч. Он поступал так, когда завершал чтение Корана и когда хотел совершить поясной поклон. Он поступал так и тогда, когда выпрямлялся из поясного поклона. Сидя во время намаза, он никогда не поднимал рук. Но, поднимаясь после двух рак‘атов, он снова поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. Согласно некоторым сообщениям, этого же мнения был имам Ахмад.
Абу Ханифа и некоторые куфийские богословы не считали желательным поднятие рук во время намаза, за исключением первого возвеличивания. Они опирались на хадис аль-Бары ибн ‘Азиба: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки, приближая их к ушам, а затем не поступал так». Это сообщение передали Абу Давуд и ад-Даракутни, однако знатоки хадисов пришли к выводу, что слова «а затем не поступал так» принадлежат рассказчику по имени Йазид ибн Абу Зийад. Поэтому этот хадис считали слабым аль-Бухари, Ахмад, Йахйа, ад-Дарими, аль-Хумейди и многие другие. По словам Ибн Хазма, даже если вышеуказанная добавка является правильной, хадис аль-Бары все равно не противоречит другим сообщениям на эту тему; он может указывать лишь на то, что во время намаза разрешается иногда не поднимать руки в этих местах.
Абу Ханифа и его сторонники опирались и на следующий хадис Ибн Мас‘уда: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и ‘Умаром, и они поднимали руки только в самом начале намаза». Этот хадис передали Ибн ‘Ади, аль-Бейхаки и ад-Даракутни. Похожий хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. Последний назвал его хорошим, а Ибн Хазм - достоверным, однако эти суждения противоречат действительности. Целый ряд ученых, - в том числе Ибн Абу Хатим, Ахмад и ад-Даракутни, - признали обе версии этого хадиса слабыми. Первая версия, рассказанная ‘Асимом ибн Кулейбом, была названа слабой из-за имеющихся недостатков. Вторая же была пересказана Мухаммадом ибн Джабиром. Ибн аль-Джаузи причислил его к рассказчикам выдуманных хадисов. Имам Ахмад сказал: «Мухаммад ибн Джабир - пустое место, и от его имени рассказывают только те, кто еще хуже, чем он сам».
Существуют и другие предания о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, якобы поднимал руки только в самом начале намаза. Они рассказаны со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, однако богословы признали их лживыми и выдуманными. Ибн аль-Джаузи же сказал, что только глупый человек станет опираться на эти хадисы, зная, что они противоречат достоверным сообщениям на эту тему. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы о поднятии рук в перечисленных выше местах дошли до нас от имени двадцати пяти сподвижников. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 476-478.