Любовь к Родине и забота о ней

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир Пророку, которого Он послал как милость мирам, его семье, сподвижникам, и тем, кто должным образом следует его пути до Судного Дня.
Первое: Родина человека это место, где он живёт, где он дома. Привязанность и любовь человека к родине это естественное природное свойство. Аль-Бухари в "Сахихе" передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, "когда возвращался из путешествия, и видел стены Медины, начинал подгонять своего верблюда из-за любви к ней". Сказал хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах: "В этом хадисе далиль на достоинства Медины и соответствие шариату любви к родине и тоски по ней".
Причина этой любви и привязанности – наличие родственников и друзей, воспоминания детства, близость характеров и обычаев общества, родной язык и т.п., как сказал Ибн Ар-Руми:
Мы любим родину свою из-за того, что там прошли наши юные годы. И когда мы вспоминаем родину, она напоминает нам о молодости, по которой мы все так тоскуем.
И если из-за этой любви человек выделяется свою родину или, например, отдаёт предпочтение своим землякам, когда это не является несправедливостью или нарушением шариата, то в этом нет греха.
В наше же время родиной стали называть территорию в рамках политической географии, находящуюся в границах, которые нарисованы для каждого государства. И в таком случае всё государство может не быть для человека "родиной" в лексическом значении, так как некоторые границы разделили людей одной нации или племени, и их родиной можно считать территорию, поделённую между несколькими государствами, но не всю территорию государства, в котором живут.
В то же время эти границы, хотя и были придуманы людьми, из-за того, что прошло много времени с их установления и установления режимов, правящих в этих границах, это привело к тому, что у жителей этих государств сложилось чувство принадлежности и природной симпатии к их странам. Это обычное явление, вызванное эмоциями, и из него не следует признание этих границ или согласие с ними.
Второе: Если с конкретным местом связаны какие-то исламские достоинства, и человек любит его по этому причине, то он будет вознаграждён за эту любовь. К этому относится любовь к какому-то месту из-за того, что Аллах любит её, или из-за того, что Аллах почтил её особым благом и благословением. Первая в этом списке Мекка, затем Медина, затем Иерусалим, земли Шама и Йемен. Также местность может быть любима человеком из-за того, что в ней действуют законы Шариата или из-за явного проявления символов Ислама на её территории.
Третье: Порой любовь к родине может привести к запретному, например, если человек из-за привязанности к родине не совершает хиджру на пути Аллаха. Поистине, Аллах, Велик Он и Славен, осудил тех, кто так себя ведёт, и пригрозил им самым суровым наказанием: "Тех, кого ангелы упокоят несправедливыми к самим себе, они спросят: "В каком положении вы были?", те ответят: "Мы были слабыми на земле". Ангелы скажут: "Разве земля Аллаха не была обширной, чтобы вы могли совершить в ней хиджру?!" Место их пребывания – Геенна, и какой же плохой это исход!" (Женщины, 97).
К этому же относится: фанатичная слепая приверженность к родине, когда человек дружит и враждует, даёт и отказывает, сражается и защищает – ради родины, строя свою жизнь и смерть на манхадже языческого патриотизма, а не праведного ислама, как сказал один поэт:
О, родина моя! Если бы тебя сделали для меня идолом, Я хотел бы покрыть этот идол поцелуями!
Дружба и помощь должны строиться на религии, и мусульмане – братья, как бы ни были далеки друг от друга их страны, мусульмане друг для друга поддержка как части одного здания, и ни при каких обстоятельствах нельзя выдуманным границам отдавать предпочтение над священной связью, которую избрал Аллах для своих верующих рабов. Так что мусульманину следует опасаться дружить и враждовать на основе гражданства или национальности и ставить гражданство выше религии, предпочитать своего соотечественника-грешника праведному мусульманину из другой страны, активно помогать бедствующим мусульманам в своей стране, не замечая людей в таком же или более тяжёлом положении в другой.
Четвёртое: Реальная ситуация, в которой существуют эти государственные границы, и в каждом государстве права граждан отличаются от прав приезжих в частности, в том, что касается работы, перемещения по стране и т.п., а также то, что жители любой страны лучше знают её, чем кто-то другой, приводит к тому, что правильнее и мудрее будет, если проповедники и исламские деятели будут уделять своим государствам больше внимания и усилий, чем другим, потому что они смогут там сделать больше, чем кто-то другой.
В таком случае нет проблемы, если сирийцы будут больше усилий прилагать в Сирии, египтяне в Египте и т.д., ведь сказал Всевышний Аллах: "Предупреди своих ближайших родственников" (Поэты, 214). Конечно, при этом следует соблюдать права каждого мусульманина из какой бы страны он ни был, и не допускать фанатично приверженности к своему государству.
Это относится не к одобрению и довольству колониальными границами, а к пониманию реальности и использованию её для нужд ислама и мусульман. Ведь Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, посещал лагеря племён, прибывавших в Мекку на празднества хадж, чтобы предложить им принять ислам и поддержать его, при том ширке и племенном высокомерии, которые присутствовали в их празднествах – и он посещал их не потому, что одобрял то, что делали.
Пятое: Наше разъяснение о том, что людям каждой страны можно уделять больше внимания именно их стране, не мешает нам напомнить мусульманам об их обязанности в отношении Шама. Земли Шама важнейшие из земель ислама, и от их блага зависит благо остальных, ведь сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: "Если испортятся жители Шама, то не будет блага и в вас" (Ат-Тирмизи).
Умайр ибн Хани, слышал Муавию, да будет доволен им Аллах, который сказал: Я слышал, как Пророк, صلى الله عليه وسلم, говорил: "В моей Умме не прекратит существовать группа, исполняющая повеление Аллаха, им не навредят ни те, кто оставит их без помощи, ни те, кто будет противодействовать им, до тех пор, пока не придёт приказ Аллаха, и они будут в таком состоянии". Далее Умайр сказал: после этого Малик ибн Йухамир [табиун, ученик Му’аза ибн Джабаля] сказал: А Му’аз сказал: "Они в Шаме" (Аль-Бухари и Муслим).
А Аллаху известно лучше