Любое несчастье постигает только по воле Аллаха

Любое несчастье постигает только по воле Аллаха

Хвала Аллаху Господу миров!

Уверовавший человек всегда своим разумом понимает от кого исходят все трудности и проблемы, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни.

Он понимает что Всемогущий Аллah испытывает своих рабов. В Коране сказано: «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха». Cура ат-Тагабун, 64:11.

Если человек перед своими проблемами и трудностями не будет проявлять свое терпение, а будет критиковать свою судьбу и всячески показывать свое несогласие — это не только лишит его награды, но и может привести к греху.

Поэтому каждую проблему мы должны рассматривать как наше испытание и понимать, что за ней скрывается милость Всевышнего.

Таким образом, некоторые вещи, которые снаружи кажутся, что нам во вред, можно обратить во благо для нас.

وَعَسَى أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

...Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете. Аль-Бакара (Корова), 216-й аят. В этом аяте содержится много важного и полезного для раба Аллаха.

Если раб Аллаха знает, что неприятное приходит к нему через желанное, а желанное — через неприятное, и не исключает вероятности того, что нечто, приносящее радость, может принести ему вред, а нечто, приносящее вред, — доставить радость, поскольку ему неизвестен исход дел, тогда как Аллах знает то, чего не знает Его раб, — если раб осознаёт всё это, это влечёт за собой определённые следствия.

Он понимает, что нет ничего полезнее для него, чем исполнение велений Аллаха, даже если их исполнение будет казаться ему трудным вначале, потому что исполнение Его велений влечёт за собой всевозможные благие следствия — блага, радость и наслаждение, и даже если душа питает отвращение к этому, исполнение Его велений приносит ей благо и пользу. И нет ничего более вредоносного для неё, чем совершение запретного, хотя душа стремится и склоняется к этому, ибо следствия совершения запретного — боль, печаль, зло и трудности. 

Разум человека устроен так, что готов переносить небольшую боль, если она приносит в итоге великое наслаждение или обильное благо, и избегать незначительного наслаждения, результатом которого становится великая боль и долговременное зло. Но взор невежественного видит лишь начала — он не смотрит на последствия. А человек разумный постоянно смотрит на итоги, сокрытые за занавесом начал, и сквозь эти завесы он видит следствия похвальные и порицаемые. 

Запретное представляется им вкусной едой, в которую, однако, подмешан смертельный яд, и каждый раз, когда прекрасный вид этой еды побуждает его поесть её, содержащийся в ней яд останавливает его. А веления [Аллаха] представляются ему лекарством — неприятным на вкус, но способствующим исцелению и оздоровлению. И каждый раз, когда неприятный вкус лекарства внушает ему отвращение, его полезность и действенность побуждают его к принятию этого лекарства.

Однако для этого человек нуждается в дополнительном знании, с помощью которого он познаёт следствия [итоги] через начала. И он нуждается в силе терпения, дабы приучить душу свою к трудностям пути, ведущего к достижению благой цели. Если же нет твёрдой убеждённости и терпения, то ничего это не будет. Если же у него есть твёрдая убеждённость и терпение, то всякая трудность, переносимая ради снискания постоянного блага и вечного блаженства, кажется ему ничтожной и незначительной.

К важным особенностям этого аята относится то, что он побуждает раба Аллаха предаваться на волю Того, Кто знает исход всех дел, довольствоваться тем, что Он выбрал для него и предопределил ему, надеясь при этом на благой исход.

Раб Аллаха не пытается предъявлять требования Господу своему и выбирать самостоятельно вопреки Его выбору и не просит Его о том, о чём у него нет знания, но просит Его выбрать для него лучшее и внушить ему довольство этим выбором, ибо нет для него ничего полезнее этого.

Если раб Аллаха предоставляет Всевышнему выбирать для него [наилучшее] и доволен Его выбором, то Аллах дарует ему в том, что выбирает для него, решимость, твёрдое намерение [осуществить это] и терпение, и отводит от него беды и трудности, с которыми сталкивается раб Аллаха, когда делает для себя выбор самостоятельно, и показывает ему благие последствия Его выбора, даже части которых он не обрёл бы, если бы делал выбор самостоятельно.

Следование этому аяту избавляет раба Аллаха от изнуряющих размышлений, которые требуются, чтобы сделать выбор, и освобождает сердце его от разных предположений и принятия мер, из-за которых он будто постоянно взбирается на гору и спускается с неё. И вместе с тем ему не уйти от предопределённого Ему. И если он довольствуется тем, что выбирает для него Аллах, то предопределение приходит к нему, и он заслуживает похвалы, благодарности и доброго отношения. А в противном случае предопределение приходит к нему, но он заслуживает порицания, и не милости, потому что это был его собственный выбор.

Если человек со всей искренностью полагается на выбор Аллаха и проявляет довольство этим выбором, он обнаруживает в предопределённом ему проявления доброты и заботы и ощущает себя постоянно окружённым ими, и Его забота защищает его от того, чего он опасается, а Его доброта делает незначительным для него [то неприятное, что может быть в] Его предопределении.

Когда предопределение осуществляется, то очень большую роль играет реакция человека на это предопределение. Самое полезное для него — смирение. Ему следует броситься на землю перед этим предопределением, подобно тому, как человек бросается на землю перед хищным зверем, притворяясь мёртвым, поскольку хищники не едят падаль.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя

عن صُهيب بن سِنان الرومي رضي الله عنه مرفوعاً: «عجَبًا لِأَمر المُؤمِن إِنَّ أمرَه كُلَّه له خير، وليس ذلك لِأَحَد إِلَّا لِلمُؤمِن: إِنْ أَصَابَته سَرَّاء شكر فكان خيرا له، وإِنْ أَصَابته ضّرَّاء صَبَر فَكَان خيرا له»
[صحيح] - [رواه مسلم]

Со слов Сухайба ибн Синана ар-Руми (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если постигает его нечто радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Хадис достоверный. - передал Муслим.

Разъяснение:

В данном хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) высказал свое восхищение положением верующего человека, в связи с тем, что никакие житейские перипетии мира этого не в состоянии лишить его блага, спасения и успеха, что не даровано никому, за исключением верующих. Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал о том, что все, что бы ни предопределил Аллах Своему верующем рабу, в конечном итоге оказывается для него благом. Так, если постигают верующего горе и несчастья, он терпеливо сносит предопределенное ему Аллахом, ждет от Аллаха избавления от них и рассчитывает на награду Аллаха, что оборачивается для него благом. А если его постигает нечто радостное, будь то религиозные милости Аллаха в виде обретения новых знаний и возможности совершать благие деяния или Его милости, касающиеся мирской жизни, в виде имущества, детей и жен, он благодарит Аллаха, что проявляется в безупречном служении Ему, и это тоже становится благом для него.

Как относиться к испытаниям, которые встречаются на пути? 

Речь не о буквальных препятствиях, вроде ямы или сугробов. Люди теряют близких, здоровье. Вогнать в отчаяние верующих, как и любых других людей, могут даже неприятности на работе. Что в таких случаях советует религия, и кто может перенастроить душевные порывы мусульман? Вред или благо?

Отчаяние губит и душу человека, и его разум. Человек начинает легкомысленно рассуждать о серьезных вещах, судить поверхностно, совершать безрассудные поступки. Все это может привести к суициду. Коран учит, что отчаяние скрывает в себе многие опасности. «Ты не будь отчаявшимся», — обращается Всевышний к Пророку. Ученые растолковывают это высказывание, как запрещающее отчаиваться, потому что это затем вызывает и заблуждение в вере.

Сура 15, Аят 56: «Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!».

Говорится, что отчаиваются в милости Всевышнего только заблудшие. Одно влечет за собой другое. В порыве отчаяния человек начинает считать, что Всевышний к нему неблагосклонен, что Он не подаст ему милости, что от Него нет никакой пользы. Человек начинает сомневаться в качествах Всевышнего, тем самым впадает в заблуждение. А заблуждение — грех, который, как правило, приводит к неверию. То есть, отчаяние может стать причиной неверия.

Сура 12, Аят 87: «О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». 

Всевышний говорит, что человек начинает приписывать Аллаху то, чего у него нет, качества, которые ему не присущи, и перестает надеяться на помощь Всевышнего. То есть становится неверующим. Человек думает, что его не понимают, к нему не проявляют милости. Ему кажется, что он лучше знает положение дел и себя, и выход из ситуации для него очевиден. Знатоки шариатского права в таких случаях вспоминают слова Господа: «Я такой, каким меня представляет раб мой». Имеется ввиду не банальное: образ, формы или одежды, а мысли мусульманина. Обиженным Аллах кажется злым и несправедливым. А благодарным и верным — любящим и милостивым Богом. Все зависит от мнения самого человека, — считают ученые.

Из-за того, что у человека складывается негативное мнение о Всевышнем, он начинает жаловаться на Него, если никто его не направит, то он может полностью уйти из религии, — говорит имам. — Человек должен понимать, что все посылаемое Всевышним — благо.

Сура 2, Аят 216: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».

Всевышний говорит, что мы не можем знать всех планов. Что, возможно, чего не желаем — нам благо, поэтому Всевышний нам его дал. Даже если мы этого не желаем. Возможно, есть что-то, что мы любим или хотим получить, но Всевышний этого не дает. Значит, в этом для вас есть вред. Всевышний знает, но вы не знаете. 

Отчаяние делится на две категории:

Отчаяние в милости

То есть в прощении Всевышнего. А ведь учёные учат верующих, сколько бы человек ни грешил, он не должен отчаиваться в получении прощения Всевышнего.

Сура 39, Аят 53: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный».

Речь о том, что даже если люди, прожившие многие годы в забвении Господа миров и совершая многочисленные грехи, осознают все это только к старости, отчаиваться не стоит. Вместо того, чтобы страдать по бессмысленно прожитым годам и мыслям о невозможности прощения, нужно хотя бы попытаться выбраться из этого состояния. Например, покаяться и попросить прощения у Всевышнего. В качестве примера:

— Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) находился в кругу сподвижников и к нему, опираясь на посох, обратился старик. «Посланник Господа, что ты скажешь о человеке, который совершал так много грехов, что хватит их на все человечество. Есть ли ему прощение у Господа». 

А Пророк (мир ему и благословения Аллаха) спрашивает: уверовал ли этот человек в Господа? «Да», — был ответ. И Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, что такому человеку есть прощение, если он верит и решил покаяться. Тогда старик в изумлении начал радоваться и славить Аллаха.

Отчаяние в делах мирских

То есть в ропоте на беды и проблемы. Всевышний посылает человеку испытания в зависимости от его имана-веры. Они делятся на три категории:

Испытание за совершенный грех. То есть Аллах наказывает человека испытанием или насылает ему беду за грех.

Испытание, как способ очищения, милость. То есть Господь таким способом словно губкой смывает грехи с человека. И здесь даже необязательно, чтобы человек в принципе совершил какой-то серьезный грех. Всевышний так проявляет ему милость. Испытанием мусульманин очищается от грехов, может, в которых он не покаялся. Вот даже если колючка вонзилась в ногу — такая боль уже помогает в очищении от грехов.

Испытание раба, чтобы поднять его степень в Раю. Это относится к набожным людям. Таким Всевышний хочет проявить особую милость. Своими молитвами верующий уже не достигнет высокого уровня, и Аллах отправляет им разные испытания. Проходя испытания, мусульманин удостаивается высокой степени.

Как же, простолюдину, понять, какой вид испытания у него? Беда за грех или наоборот? 

Есть признаки, по которым можно это понять. Если человек при испытании не проявляет терпения, жалуется, то испытание ему за грех. Если человек проявляет терпение, значит Всевышний помогает ему смывать грехи. А если верующий и вовсе спокоен, он терпит проблемы, он просто не обращает внимания на трудности, так спокоен, будто их нет. Он полностью возложил свои дела на волю Всевышнего, — значит испытание для увеличения его степени в раю.

Любое испытание — нигмат-благо. Ученые так же убеждены, кому Всевышний желает блага, того он испытывает. В любых ситуациях есть своя мудрость, и просто так они на голову как снег не падают. Завидовать тем, кто живет без болезней и забот, тоже не стоит, возможно, человек пока просто не заслужил этого. 

Человек, который с терпением переносит беды, в Судный день будет находиться в сохранности под опекой Всевышнего. Эту опеку и сохранность невозможно купить никакими деньгами и авторитетами, её нужно заслужить. 

У нас всегда есть выбор: склониться к добру или злу. Главное, не отчаиваться и не роптать на Всевышнего. В порыве гнева, боли и грусти люди выкрикивают ужасные фразы наперекор Аллаху и начинают с ним спорить. Но это неправильно. Нужно терпеть, проявлять сабр.