Ложность хадиса о тауассуле Адама через Мухаммада, мир им обоим

Ложность хадиса о тауассуле Адама через Мухаммада, мир им обоим

Я прочел хадис и хотел бы узнать: достоверен он или нет? «Когда Адам, мир ему, совершил проступок, он обратился к Аллаху: О, мой Господь! Я прошу Тебя ради (достоинства) Мухаммада, простить меня. Аллах спросил Адама: О Адам, как ты узнал про Мухаммада, тогда как я еще не сотворил его? Адам сказал: «О, мой Господь! Когда Ты сотворил меня Своей Рукой и оживил меня, я поднял голову и увидел на стойках Арша (трона) надпись: Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, и я понял, что, воистину, Ты не свяжешь со Своим именем никого, кроме наиболее любимого Тебе». Тогда Аллах сказал: Ты сказал правду, о Адам, поистине, он является для Меня самым любимым творением. Проси меня его правом, и Я прощу Тебя. И Я бы не сотворил тебя, если бы не Мухаммад.

Хвала Аллаху Господу миров.

Это выдуманный хадис. Его приводит аль-Хаким по цепочке передатчиков от ‘Абдуллаха ибн Муслима аль-Фихри, от Исма‘иля ибн Маслямы, от ‘Абд ар-Рахман ибн Зайда ибн Асляма, от его отца, от его деда, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда Адам совершил проступок… и после приводится предание, упомянутое в вопросе.

Аль-Хаким сказал, что цепочка передатчиков этого предания достоверна. Так сказал аль-Хаким, но после него этот хадис проверило большое количество ученых, и они отрицали достоверность этого хадиса. Они сказали, что хадис этот ложный и выдуманный, а также разъяснили, что аль-Хаким противоречил сам себе в этом хадисе.

Некоторые слова этих ученых:

- аз-Захаби, комментируя предыдущие слова аль-Хакима (о достоверности хадиса) сказал: Напротив, этот хадис выдуман, так как ‘Абд ар-Рахман слабый (передатчик), и я не знаю, кто такой ‘Абдуллах ибн Муслим аль-Фихри;

- аз-Захаби также в Мизану-ль-и‘тидаль сказал: Ложное предание;

- Ибн Хаджар в Лисану-ль-мизан подтвердил эти его слова;

- аль-Байхаки сказал: Этот хадис передал только ‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслям по этому пути, а он является слабым передатчиком; и его слова подтвердил Ибн Касир в аль-Бидайа уа-н-нихайа (Т.2. С. 323);

- аль-Альбани в ас-Сильсиля-д-да‘ифа (№ 25) сказал, что это выдуманный хадис.

Сам аль-Хаким, да простит ему Аллах, обвинил ‘Абд ар-Рахмана в измышлении и выдумке хадисов, тогда как этот хадис может быть достоверным?

Ибн Таймийа сказал: Аль-Хаким передал этот порицаемый (другими) хадис. Да и сам он в книге „аль-Мадхалу иля ма‘рифати-с-сахихи мина-с-сакыми“ сказал: „‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслям передавал от своего отца вымышленные и придуманные хадисы. Для любого ученого-хадисоведа не станет секретом то, что выдумывал хадисы именно он“. ‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслям является слабым передатчиком, согласно единодушному мнению хадисоведов, и часто ошибался[2]. См. Сильсиляту-ль-ахадиса-д-да‘ифа (Т. 1. С. 38-47).

[1] Тавассуль /тауассуль/ - это мольба (религиозная практика), посредством которой мусульманин ищет близости к Аллаху – прим. пер. Подробнее см. в фетве № 979.

[2] Ибн Таймийа. Аль-Ка‘идату-ль-джалилату фи-т-тавассули уа-ль-уасиляти. С. 69.

islamqa.info

Можно ли просить Пророка о заступничестве?

Многочисленные тексты Корана и сунны свидетельствуют об истинности заступничества в день воскресения. Благодаря этому заступничеству многие из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху, будут спасены от наказания в Аду и войдут в Рай, и отрицают это только заблудшие и грешники. Имам аль-Аджурри писал: «Знайте, да смилостивится над вами Аллах, что те, которые отрицают заступничество, полагают, что попавшие в Ад никогда не выйдут оттуда. Так считают мутазилиты, отрицающие заступничество и многое из того, что подтверждается Писанием Могучего и Великого Аллаха и сунной Его Посланника, и сунной его сподвижников и их верных последователей, а также высказываниями мусульманских правоведов».

Просьба о заступничестве — это мольба и просьба о мольбе, и Священный Коран запрещает обращаться с такой просьбой к умершему человеку. При жизни Пророка мусульмане приходили к нему и просили его заступиться за них, и он обращался за них с мольбой к Аллаху. Однако просить его об этом после его смерти — значит взывать к нему за помощью, просить его о том, что больше не находится в его власти, поскольку с уходом из этого мира деяния, совершаемые человеком, прекращаются. Всевышний Аллах сказал: «Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?» (сура 21 «Пророки», аят 34); «Воистину, ты смертен, и они смертны» (сура 39 «Толпы», аят 30).

Обращение с просьбой о заступничестве к Пророку после его смерти является проявлением многобожия и приобщением сотоварищей к Аллаху. Ни одно из творений, будь то пророк-посланец или приближенный ангел, не заслуживает того, чтобы человек поклонялся ему и взывал к нему с мольбой, ибо правом на поклонение обладает только Господь миров. Коран гласит: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура 72 «Джинны», аят 18); «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (сура 17 «Ночной перенос», аят 57). Аятов и хадисов на эту тему очень много.

Заступничество целиком принадлежит Аллаху, и никто не сможет ходатайствовать перед Ним без Его дозволения. Он один будет решать, кто заслуживает заступничества, а кто нет, и поэтому просить о заступничестве полагается только Его: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены”» (сура 39 «Толпы», аят 44); «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2 «Корова», аят 255).

Передают со слов Абу Хурейры, что однажды он спросил Пророка: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, от чистого сердца». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и ан-Насаи. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк сказал: «У каждого пророка была молитва, которую Аллах не оставлял без ответа. Все пророки поспешили со своими молитвами, а я приберег свою для заступничества за моих последователей в день воскресения, и заслужит его, если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая сотоварищей к Аллаху». Это значит, что заступничества будут удостоены только те, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху в поклонении. Если же человек взывает с мольбой к Посланнику, то он приобщает сотоварищей к Аллаху и фактически лишает себя заступничества.

Такой человек не заслуживает милости Господа, поскольку он не выполнил важнейшую из возложенных на него обязанностей, не выполнил то, ради чего он был сотворен. Он отказался от высокой чести быть рабом Единственного Создателя и унизился перед подобным себе, перед человеком, который сам нуждается в милости и поддержке своего Господа. Он приравнял слабое и беспомощное создание, пусть даже Божьего избранника, к Всемогущему и Самодостаточному Творцу. Он обратился за помощью к тому, кто был не способен принести пользу даже себе самому, ведь в Коране сказано: «Скажи: “Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня”» (сура 7 «Ограды», аят 188).

Таким образом, обращение к Пророку с просьбой о заступничестве является тяжким грехом, подрывающим основы единобожия, разрушающим веру и обрекающим человека на тяжкие страдания. И только Аллах способен наставить человека на прямой путь!

Эльмир Кулиев

e-minbar

Считается ли просьба ради высокого положения кого-либо из пророков или праведников многобожием?

Мольба — один из обрядов поклонения, и поэтому совершать его следует так, как это предписал Всевышний Аллах. Как и другие обряды, мольба должна соответствовать сунне Посланника Аллаха, и только тогда она будет принята и приблизит человека к Аллаху. В Коране и достоверной сунне нет ни одного ясного текста о том, что Пророк разрешал молить Аллаха ради него или кого-либо из предыдущих пророков и праведников. Те из хадисов, которые недвусмысленно свидетельствуют в пользу такого поступка, являются слабыми и даже выдуманными, а те из них, которые являются достоверными, никак нельзя отнести к ясным доводам в пользу этого.

Поэтому мусульмане должны избегать обращений к Аллаху ради кого-либо из Его приближенных рабов, ради их высокого положения или ради их близости к Нему. Такие поступки считаются нововведением и маловерием, но не относятся к проявлениям многобожия. Конечно, впоследствии они могут привести к чрезмерному возвеличиванию праведников и перерасти в многобожие, однако если молящийся не допускает чрезмерного возвеличивания, то у нас нет оснований для того, чтобы назвать его мольбу многобожием (ширк).

Некоторые полагают, что просьба ради высокого положения Пророка, его близких родственников или прочих праведников является формой приближения к Аллаху, упомянутой в аяте: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему…» (сура 5 «Трапеза», аят 35). Они ссылаются на хадисы о том, что Аллах принимал мольбы Пророка Мухаммада за его сподвижников, и о том, что в день воскресения он заступится за верующих. Однако они заблуждаются, поскольку пытаются приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, а не посредством его мольбы и обращения к Аллаху, как это делали сподвижники при жизни Посланника и как это будет в день воскресения.

Просьба ради кого-либо из пророков или праведников подразумевает, что Аллах оказывает человеку милость ради одного из творений. Однако это не так. Ни одно из созданий Божьих, ни избранный пророк, ни приближенный ангел, не является более сострадательным к верующему, чем Всевышний Аллах. Он ничем не обязан никому из Своих творений, и Он оказывает людям милость только потому, что любит прощать рабов и делать им добро. Из Корана и сунны нам известно, что Аллах взял на Себя определенные обязательства перед пророками и праведниками. Всевышний Аллах сказал: «Нашим долгом было помогать верующим» (сура 30 «Римляне», аят 47). Есть и другие аяты на эту тему. Аллах обещал оказывать праведникам поддержку, не подвергать их унижениям и наказаниям. Он поднял их на высокие ступени и возвысил над многими из Его творений. Он принимает их мольбы и делает их заступниками за тех, кем Он доволен. Однако все это не дает нам основания просить Аллаха о чем-либо ради самих праведников или ради их высокого положения, поскольку они достигли этого не благодаря самим себе, а только благодаря милости Всевышнего Господа.

Совершенство и чистота исламского вероучения в том, что между мольбой человека и Аллахом нет посредников. Всевышний Аллах сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186). А совершенство и чистота мольбы мусульманина в том, что она выражает признание абсолютного господства (могущества, власти, богатства) Аллаха и Его абсолютного права на поклонение и обожествление. Вот почему просьба ради кого-либо из творений является маловерием и свидетельствует о недостаточной приверженности единобожию, хотя и не относится к проявлениям многобожия.

Эльмир Кулиев

e-minbar