Лицемерие – страшная болезнь сердца

Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Об этом негативном качестве мы можем встретить множество аятов в Священном Коране. Всевышний Аллах очень точно описывает лицемеров-мунафиков, дает им характеристику. Например, в суре «аль-Анфаль» (Трофеи) говорится об их убеждении. Они считают верующих в Аллаха наивными людьми, поверившими в небылицы, полагая, что религия – это обман: «Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией» (Священный Коран, 8:49). А также: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением» (Священный Коран, 33:12).
В суре «Ат-Тауба» (Покаяние), подчеркивается их тревога, что вот-вот их преступный замысел раскроется и станет достоянием общественности: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». (Священный Коран, 9:64). Всевышний же Аллах гарантирует, что обязательно наступит такой момент, когда все скрываемое ими обнародуется. Дальше в этой же суре Всевышний указывает на такие свойства лицемеров, как стремление к запрещенному, скупость, нерадивость в поминании Аллаха, а затем предупреждает о неминуемости сурового наказания: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами! Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно с них этого! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (Священный Коран, 9:67, 68).
Лицемеры были всегда среди всех людей и всегда будут. Есть они и в наши дни, и среди нас. Об этом мы узнаем из следующего аята суры «Тауба»: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды (в этом мире, и в мире могилы). А затем они будут возвращены в великие мучения (в ахирате)». (Священный Коран, 9:101).
В этом мире мунафики были среди верующих, но в Судный День они будут отделены друг от друга. Они попытаются опять оказаться среди верующих, но ведь верующих ждет обитель милости – рай, а лицемеров и неверующих – наказание адом: «В тот день мунафики, мужчины и женщины, скажут уверовавшим: "Погодите, мы у вас позаимствуем немного света". Им ответят: "Ступайте, откуда пришли, и [там] берите огонь". Между ними будет возведена стена с вратами, внутри которой - милосердие, а снаружи ее – наказание». (Священный Коран, 57:13).
В Коране есть целая сура, которая так и называется – «Аль-Мунафикун» (Лицемеры)
«Когда мунафики приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что ты истинно - посланник Аллаха". Аллах знает, что ты - Его посланник, и Аллах свидетельствует, что мунафики - лжецы. Прикрываясь своими клятвами, словно щитом, они сошли с пути Аллаха. Воистину, мерзки их деяния! Это потому, что они [сначала] уверовали, а потом отреклись от веры. На их сердца наложена печать [невежества], но они не разумеют. Когда ты на них смотришь, то их внешний вид привлекает тебя. Если они говорят, то ты [охотно] внимаешь их речам. [Но на деле] они подобны бревнам, подпирающим ограду. Всякий громкий глас они считают угрозой [себе]. Они - враги [твои], остерегайся их: да поразит их Аллах! Как же они заблуждаются! Когда же им говорят: "Приходите, чтобы посланник Аллаха попросил прощения для вас", - они крутят головой, и ты видишь, что они отворачиваются в гордыне. Им все равно, будешь ли ты просить прощения для них или не будешь: Аллах не простит их, ибо Аллах не ведет прямым путем грешных людей. Они - те самые, которые призывают: "Не жертвуйте на тех, кто с Посланником Аллаха, пока они не порвут [с ним]". Но Аллаху принадлежат все сокровища небес и земли, только мунафики не ведают [об этом]. Они говорят: "Если мы вернемся в Медину, то непременно тот, кто силен, изгонит оттуда того, кто слаб". Но величие - у Аллаха, Его Посланника и верующих, только мунафики не знают этого». (Священный Коран, 63:1-7).
Всевышний в этой суре называет мунафиков лжецами, показывает их порочную сущность, что они прикрываются религией для реализации своих сугубо личных интересов. И за их скверные деяния, сердца их были запечатаны. Говорится, что внешне они ничем не отличаются от верующих. Их внешний вид и речи могут даже быть более привлекательными, чем внешний вид и речи верующих. Но их нутро – прогнившее. Они уподоблены бесполезным бревнам, которые будут использованы для растопки огня. Нет у них понимания и разумения. Любое событие, которое происходит вокруг них, они воспринимают как личную угрозу. Они не на истине, поэтому чрезвычайно пугливые. Они не стремятся к прощению Аллаха, к поклонению относятся с пренебрежением. Они не расходуют на пути Аллаха, скупятся на самую мелочь, и наоборот, свои силы тратят на борьбу с религией Аллаха, осознают они это или нет. Но наиболее укоренившиеся в неверии среди них доходят до того, что обещают изгнать верующих, прогнать их с мест проживания или поклонения.
Посланник Аллаха (ﷺ) указал нам на три качества лицемеров следующим хадисом, передаваемым Абу Хурейрой:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : " آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ ، إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ "
«У лицемеров три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (Сахих аль-Бухари, 33).
Ученые Ислама говорят, что если эти три качества объединятся у одного человека, то он является чистым мунафиком. А если есть хоть одно качество, то этому человеку необходимо срочно покаяться и стараться исправиться. Как мы видели, в Коране Аллах называет лицемерие болезнью. Так вот, нельзя допускать, чтобы эта болезнь стала хронической, нельзя ее запускать.
Ученые выделяют две группы лицемеров:
Мунафики в итикаде (вере)
Мунафики в деяниях
Про первую группу мунафиков, в Коране говорится:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا
«Воистину, мунафики [окажутся] в самой глубокой расщелине адского огня. И не найти им заступника». (Священный Коран, 4:145)
Но и вторая группа – это группа риска. Человек сам того не замечая может перейти из второй категории лицемеров, мунафиков деяний, в первую – в мунафиков акыды, т.е. неверующих, и даже хуже чем неверующих.
Как же не стать лицемером, должны ли мы этого остерегаться?
Из истории Ислама известно, что все праведники боялись этого вплоть до самой смерти. Например, сподвижники Пророка (ﷺ) всегда боялись, что они могут оказаться среди лицемеров. Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звания Аль-Фарук – разделяющий между добром и злом, еще при жизни обрадованный раем. Про которого Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: у меня есть два визиря на небесах, и два на земле, на небесах – Джибриль и Микаиль (мир им), а на земле – Абу Бакр и Умар. Так вот, Умар ибн аль-Хаттаб больше других людей боялся оказаться в числе лицемеров. У Посланника Аллаха (ﷺ) был доверенный человек Хузайфа ибн аль-Йаман, у которого был список лицемеров Медины, о котором он не сообщал никому. Умар неоднократно допытывался у него, не является ли он лицемером. И каждый раз, когда проходила джаназа того или иного мусульманина, Умар следил за Хузайфой. Если Хузайфа приходил на похороны, то и Умар приходил. Если же Хузайфа избегал, то и Умар избегал, понимая, что это мунафик и по нему джаназа не читается.
Верующий му’мин до конца своей жизни должен опасаться впасть в куфр. Достаточно того, что в одном из Кудси хадисов Всевышний Аллах сказал: «Я не объединю два страха и две безопасности». Т.е., если человек боялся Аллаха в этом мире, то в ахирате он будет в безопасности. Если же наоборот, не боялся Аллаха, не заботился о своей участи в ахирате, то в Судный День этот человек будет испытывать ужасный страх, но толку от этого не будет.
Говоря о лицемерах, Священный Коран упоминает такое их качество, как желание посеять смуту на земле, что связано с их душевной болезнью. А это означает, что лицемеры ради своей личной выгоды могут привести в расстройство любое жизнеустройство. Поясняя значение этих слов, Эльмалылы говорит: «Сеять смуту на земле – это приводить в расстройство нормальный образ жизни рабов Аллаха, будь то в мирских делах или делах, касающихся их вечной жизни, действия, влекущие за собой беспорядки или конфликты». Хак Дини, 1/233.
Получать безграничное наслаждение из всего того, чем наделил мирскую жизнь Аллах, есть общее качество и лицемеров, и нечестивцев. Об этом Коран говорит так: «[Скажи им: "Вы, мунафики,] подобны тем, которые жили задолго до вас. Они превосходили вас могуществом, и у них было больше [чем у вас,] имущества и детей. Они вкушали в удовольствие свою долю [земных благ]. Вы же при пользовании вашей долей уподоблялись тем, которые жили до вас. Вы предавались пустословию и хуле так же, как погрязли в этом жившие до вас". Тщетны их деяния и в этой жизни, и в будущей, и потерпели они урон!» Ат-Тауба 9/69.
Очевидно и то, что лицемеры падки до мирского. Ведь, «среди мунафиков есть такие, кто злословит о тебе из-за милостыни. Если им перепадет что-либо из милостыни, то они рады; а если же не перепадет, то они сердятся». Ат-Тавба 9/58. Об этом же говорится и в следующем хадисе: «После битвы Хунайн Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делил трофеи. Зуль-Хувейсир из племени бану Тамима сказал Пророку: «Блюдите справедливость, о, Посланник Аллаха!». На что услышал: «Горе тебе, кто же, если не я, блюдёт справедливость?»» Бухари, Манакыб, 25, Адаб, 95; Муслим, Закят, 142, 148. Позже Зуль-Хувейсир стал предводителем хариджитов – течения, открывшего врата многовековой смуте.
Говорится также, что в этот же день и лицемер по имени Абу аль-Джуваз отзывался о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) так: «Взгляните на него – ведь он раздаёт трофеи пастухам и считает, что поступает справедливо!», на что и снизошёл этот аят. Эльмалылы, Хак Дини, 4/2571. Это также указывает на то, что лицемеры крайне падки до всего мирского.
Хасан аль-Барси говорил о том, что жизнь мирская не лучшее место для неверных и лицемеров, ведь работая день и ночь, и снискав своё пропитание, они все отправляются в Ад. Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 400. То есть лицемеров, как и неверных, ожидает та же участь. Ведь они, хотя и говорят, что верят в иную жизнь, всё равно остаются рабами мирского. И так же, как и неверным, не поможет им ни их имущество, ни их потомство. Многие аяты Корана говорят именно об этом. В одном из них говорится: Ни имущество, ни дети нисколько не спасут их от гнева Аллаха. Они - обитатели Ада, вечно пребудут они там». Аль-Муджадаля 58/17
В поведении лицемеров заметно сходство с тем, как в мирских делах ведут себя неверные. И участь их ожидает такая же. Ведь учёные, разделяя разновидности неверия на четыре группы, называют неверие тех, кто на словах утверждает веру в Аллаха, но не верит в своём сердце, лицемерным неверием. Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт «кфр».
И так как лицемеры зарабатывают и тратят свои средства недозволенным Аллахом методом, блага эти не принесут никакой пользы им ни в этой жизни, ни следующей. Ведь каждый получит воздаяние за своё намерение и за то, насколько он был стоек в своём намерении. И так же, как всё стремление и неверных, и лицемеров направлено на утоление лишь мирских желаний, таким же будет и воздаяние.
Таким же образом толкует аяты о лицемерах и ибн Касир, который говорит, что лицемеры, которые давали верующим при жизни ложные клятвы и обещания, в День Суда будут считать, что они находятся на верном пути, и даже станут клясться в этом Аллаху. Так как человек умрёт и будет воскрешён именно в таком состоянии, в каком он жил. Ибн Касир, Тафсир, 4/351. И так же, как ни их имущество, ни их потомство не приносят им никакой пользы в этой жизни, не принесут они никакой пользы и в День Суда, когда лицемеры станут клясться всем этим.
После всего вышесказанного следует заключить: будь то многобожник, идолопоклонник, неверный или лицемер-нечестивец, его взгляд на жизнь совершенно отличается от мировоззрения верующего. Так же отличается у них и то, как и во имя чего они пользуются благами. Поскольку они всегда спешат к вероломству и чрезмерности, их жизнь далека от совершенства. И не смотря на то, что земными благами пользуются и многобожники, это нельзя назвать истинной жизнью и истинным ее использованием. Ну а в том, что жизнь тех, кто поступает вероломно, всегда будет далека от нормального образа жизни, нет никаких сомнений. Грешники, утопающие в распутстве, даже купаясь в благах мирского, никогда не обретут ни спокойствия, ни духовного удовлетворения, а положение их всегда опасное. Что же касается верующих и тех, кто творит благое, то, несмотря на трудности и испытания, через которые они проходят, их сердца всё равно спокойны и довольны. Эльмалылы, Хак Дини, 4/2753.
МУНАФИКИ (лицемеры) КТО ОНИ!
Мы все знаем об этом недуге. И в наши дни нам часто приходится слышать слова о том, что какой – то человек является лицемером или о том что кто то стал двуличным. В арабском языке слово мунаафик происходит от слова нифак. Это масдар, то есть отглагольное имя от глагола: «Проявлять лицемерие, притворятся». Также это слово происходит от слова наафико, что означает мышиное гнездо у которого есть много входов и выходов. Если змея будет гнаться за мышью, мышь может выйти из любого отверстия. Эти отверстия на арабском называются нафуко. Также есть слово нафак что означает тоннель. У тоннели есть две стороны. Поэтому в нашем шариате лицемеров называют мунафиками то есть двуличными. Это в языковом значении.
А в шариате под лицемерием понимается выставление ислама и благих дел, и скрытие неверия и скверных поступков. Если посмотришь на лицемера кажется что он, очень хороший верующий, все его поступки, одежда, даже его молитва доказывает, что он мусульманин. Но если заглянешь во внутрь, в глубину души, то обнаружишь там неверие, скверну и все плохое. Такого человека называют двуличным или же лицемером. Потому что у него есть две стороны. Снаружи эта одна личность, а внутри совсем другая. Аллах говорит: «Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» Комментаторы Корана говорят, что лицемеры упомянутые в 67 аяте суры «Покаяние» это люди вышедшие за рамки установлений шариата, люди которые нарушили границы установлений Ислама. Потому что в нашей религии внешность человека и его внутренняя сторона, его слова и действия, его тело и душа должны совпадать друг другу. Если внешность человека свидетельствует о том что он мусульманин, то его душа также должна быть как у искреннего верующего.
Всевышний Аллах указал в Коране в 145 аяте суры «Женщины» что степень лицемеров ниже степени неверных - кафиров. В шариате мы делим людей на две категории: Верующие – муъмины и неверующие – кафиры. Людей уверовавших в Единого Аллаха мы называем мусульманами. А кафирами являются те кто не уверовал во Всевышнего. О том что степень лицемеров стоит ниже кафиров, сказал Всевышний Аллах: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени огня, и ты не найдешь для них помощника». Сура «Женщины» 145 – аят.
Есть понятия даража и дарака. Первое понятие употребляется для обозначения степеней поднимающихся выше. А слово дарака употребляется при определении степеней спускающихся вниз. В аяте употребляется слово дарака то есть лицемеры окажутся в самой низкой ступени ада. И сказал Всевышний: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это ОН обманывает их» сура «Женщины» 142 аят. Лицемеры думают что обманывают Аллаха, но они сами не знают в какое трудное положение они попали. Некоторые люди выстаивают молитву как и мы, постятся как и все мусульмане, читают книгу Всевышнего, но когда они добиваются власти, или когда они становятся богатыми, нам открывается его истинное лицо. Становится явными его вражда и ненависть к Исламу и мусульманам. Они не понимают, что им придется вкусить горечь правды в день суда, когда они узнают, что они были обмануты.
Двуличные люди говорят мусульманам что они являются верующими, ходят на молитву, и думают, что тем самым они обманывают Аллаха и верующих. Аллах говорит в 9 и 10 аятах Суры «Корова»: «Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то что они лгали». Лицемеры говорят: «Мы мусульмане, мы муъмины, мы являемся искренними верующими» тем самым обманывая Аллаха и искренне верующих людей. Но они не понимают, что сами обмануты. Многие люди думают, что обманывают нас, делая вид искреннего мусульманина. Они просто хотят быть с нами, хотят нашей поддержки, хотят чтобы мы думали о них что они наши братья. Эти лицемеры не осознают что сами они оказались обмануты. В их сердцах есть недуг, в их груди есть болезнь, в их умах существует тьма, в их душах сокрыта невежество. И если они будут дальше продолжать обманывать верующих мусульман проявляя лицемерие, то Всевышний усилит их болезнь, прибавит больше тьмы в их сердца, и им уготованы мучительные, сильные наказания за то что они обманывали мусульман, за то что они притворялись, за то что они скрывали в душах неверие и разврат, за то что проявляли лицемерие. Они думали что могут обмануть мусульман делая вид искреннего верующего. Таково участь и наказание лицемеров. Они пытаются всех обмануть, притворяются мусульманами, они подвержены воздействию внешних сил, они так и не поймут что сами были обмануты обманывая других.