Кто он – последователь нововведений?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
«Если кто-то противоречит Корану и Сунне (идёт наперекор им), то это последователь нововведения (бид'ата — صَاحِبُ الْبِدْعَةِ)...»
Что такое бид'а?
Когда человек пытается приближаться к Аллаху посредством чего-то, на что нет довода (далиля) из Корана и Сунны, то это называется бид'а, будь то убеждения, будь то слова, будь то действия, т. е. если это не относится к тем вещам, целью которых является приблизиться к Аллаху (пречист Он и возвышен), т. е. какие-то мирские вещи, то это не считается бид'атом с точки зрения религии, потому что это будет что-то новое, но это не считается бид'а.
Под бид'а в терминологии шариата, в Коране и Сунне, имеется в виду, когда делает нечто, что относится к религии, что делается для того, чтобы приблизиться к Аллаху (пречист Он и возвышен), а на это нет далиля из Корана и Сунны. Пророк (ﷺ) сказал:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-то внесёт в нашу религию внесёт то, что не от неё, то это будет отвергнуто». А также сказал:
مِنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدّ
«Если кто-то совершит какое-то деяние, на которое нет нашего указания, то это отвергнуто». Хадис передали аль-Бухари (2697) и Муслим (1718).
То есть деяние и того, кто придумывает бид'а, и того, кто совершает его (сам не придумал, а за кем-то следует), отвергается, потому что делает то, что не установили Аллах и Его Посланник, а Аллах это не принимает.
Поэтому всё, что ты делаешь из вещей, которые приближают к Аллаху, Аллах от тебя примет только при наличии этих двух условий:
1). Искренность (ихляс) ради Аллаха (الْإِخْلَاصِ لِلَّهِ), т. е. твоё деяние должно быть свободно от многобожия (ширка), чтобы там не было доли для кого-то, будь то показуха, желание славы — в этом поклонении есть доля для кого-то, кроме Аллаха (пречист Он и возвышен);
2). Следование (муттаба') за Пророком (ﷺ), т. е. если ихляс требует оставления ширка, то муттаба' требует оставления новшеств (бид'атов).
Каждое деяние, к которому примешивается ширк, несостоятельное, каждое деяние, к которому примешивается бид'а, несостоятельное (батыль).
«[Такой человек, который противоречит Корану и Сунне, — приверженец бид'ата (صَاحِبُ الْبِدْعَةِ), это не учёный], хоть даже у него много информации (сведений — 'ильма) и книг».
Раз он еретик и последователь нововведений (мубтади'), его знание ему пользы не принесёт.
Действительно, много людей, которым удивляешься: сколько он читал, сколько он знает, но если он не следует за Посланником Аллаха (ﷺ), а поступает в соответствии со словами того или этого, то всё его знание не принесёт никакой пользы. Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) говорит про иудеев, у которых много книг:
مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا
«Те, на которых был возложен Таурат (Тора), а они не понесли Тору [не выполняли её, не поступали в соответствии с ней], подобны ослу, который несёт на себе книги». (Коран, сура «Собрание», 62:5).
То есть у человека может быть огромная библиотека, но он, во-первых, оставляет деяние ('амаль), во-вторых, следует за нововведениями и не следует Сунне. Вот он подобен ослу, который несёт на себе книги, и эти книги не приносят ему никакой пользы.
Это тоже очень важный пункт, это воспитательный пункт для каждого из нас, эта книга содержит в себе ответы на вопросы методологии (манхаджа) и является воспитательной, потому что все эти убеждения ('акъида) — это не информация. Это мы изучаем, чтобы поклоняться Аллаху (пречист Он и возвышен) правильно.
Аль-Марвузи сказал: «Я спросил Абу ‘АбдуЛлаха – Ахмад ибн Ханбаль – о следующем:
«Что ты думаешь о том, кто занят постом и молитвой и ничего не говорит о нововведенцах?».
Он посмотрел на меня хмуро, и сказал: «Если он постится, молится и сторонится людей, разве это не только для него самого?». Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Но если он будет говорить (о нововведенцах), то это для него и для других. Этот лучше него». См. «Табакатуль Ханабиля». Стр.3/400.