Кто может не держать пост? И как возмещать пост?

Кто может не держать пост? И как возмещать пост?

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Для начала упомянем тех, кто может отпустить пост:

Путник

Та, у которой хайд или послеродовые кровотечения.

Больной.

Дряхлый старик или старушка.

Беременная и кормящая грудью.

Путь

Он может оставить пост, если путь сложный. Может постится если есть силы, но возмещает пост в любом случае, по единогласному мнению ученых.

Важно заметить: сегодня путь в основном осуществляется на транспортном средстве, где есть оборудование охлаждения (кондиционеры), эти средства оснащены всеми удобствами, поэтому, отпускать пост в таких условиях не мудрое дело!

Также доводом у них служит хадис:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ شَطْرَ الصَّلاةِ وَالصِّيَامَ ، وَعَنْ الْحَامِلِ وَالْمُرْضِع

«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». Ахмад, ‘Абду-Раззакъ, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир, а также Ибн Хузейма, от Анаса

Сказал шейх аль-Мунаджид: Если путник решил проживать постоянно где-либо или проживать в одном месте какое-то время. При условии, что это место пригодно для проживания. Таким образом, он становится проживающим там, а значит, совершает полностью, а не сокращает, молитвы, поститься, а не разговляется в месяц Рамадан, так как его путешествие прекратилось.

Если он вернулся после сафара, надо ли ему держать пост дальше? Мы скажем нет. Несмотря на то, что он уже не мусафир, у него нет поста из-за недавнего сафара.

Имам Абу аш-Ша’саъ Джабир бин Язид (один из больших табиинов) вернулся с сафара днем Рамадан и совокупился со своей женой, когда та очистилась от хайда днем в Рамадан. Если они были-бы обязаны воздержаться от всего того, что нарушает пост, то великий табиин не позволил бы себе такое.

Хайд и нифас

Ей запрещено держать пост. Она так же обязана восстановить пост, и это единогласно.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أليس إذا حاضت لم تصل ولم تصم قلن بلى قال فذلك من نقصان دينها

«Разве когда (у женщины) идут менструации она не оставляет намаз и пост?» Они сказали: «Да». Он ﷺ сказал: «Это и есть изъян в религии». Аль-Бухари, Муслим и другие от Абу Са’ида аль-Худри. Единогласие передал Ибн Хазм, Ибн Рушд, ан-Науауи, Ибн Теймийя и другие.

Если у нее начался хайд днем в Рамадан, то существуют разногласие: должна ли она держать пост дальше, или должна разговляться. То на чем мы, что она должна отпустить пост, но не открыто. Нельзя разговляться днем в Рамадан открыто, даже при уважительной причине.

Это же касается той, у которой хайд завершился после Фаджра Рамадан, она возмещает пост у всех учёных. Но должна ли она после очищения держать пост оставшийся день? Тут два мнения:

1) Должна держать оставшийся день и возместить этот день. Этот правильное мнение в нашем мазхабе и у ханафитов, но мы не занимаем эту позицию с силу слабости доказательства этой стороны.

2) Не держит оставшийся день, но возмещает его. На этом аш-Шафии и Малик, и это истина.

Болезнь

Всевышний сказал: „В месяц рамадан был ниспослан Коран- верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“. (сура „аль-Бакара“, аят 185)

Ибн Къудама, да помилует его Аллаh, сказал: Все ученые единодушны в отношении того, что больному, в целом, дозволено не поститься. Основа в этом вопросе – слова Всевышнего Аллаха: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Но если у этого больного нет надежды на выздоровление, то он не возмещает пост, а лишь кормит за каждый пропущенный пост одного бедняка, полтора килограммом еды. Ученые упоминали пшеницу, зерно, ячмень, финики, в прочем любую пищу, которая считается едой в той местности.

Старость и старческая немощь

Всевышний сказал в суре Корова: А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка.

Они не в состоянии держать пост из-за тяжелого возраста, они попадают в категорию больного, у которого нет надежды на выздоровление, т.е. кормят бедняка.

Беременность и лактация

Довод тот-же хадис Анаса: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».

Они могут не держать пост, с условием; что пост может негативно повлиять на плод, или молоко может иссякнуть. А по поводу возмещения поста в их случае ученые разбились на несколько мнений. 

Каким образом кормить?

Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек не способен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который после того, как состарился кормил бедняка каждый день мясом и хлебом”.

Кого кормить?

Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормление одного и того же бедняка при возмещении поста. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.

А если нет возможности?

Имам Ибн Къудама говорил: Если старый мужчина или женщина не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!

Шейх Салих аль-Фаузан говорил: Следует кормить бедняка половиной са’а еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’а – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!”

Если в вашей местности нет бедняков, то дозволяется отправить деньги другим беднякам в другие города предварительно удостоверившись, что они на эти деньги возьмут именно продукты.

Угнетающий голод и жажда

Сказал шейх аль-Мунаджид: Тот, кого мучает чрезмерный голод или сильнейшая жажда, может поесть столько, сколько ему необходимо (для устранения опасности гибели), и воздерживаться оставшуюся часть дня.

Под угнетающим голодом и жаждой подразумевают неспособность встретить ожидаемого врага или оказаться в окружении. Если воин точно знает или сильно предполагает, что случиться битва с врагом, и боится неспособности сражаться из-за поста, то он, даже не будучи путешественником, может прервать пост перед сражением. Цитировалось с сокращениями из «Исламской энциклопедии». – Т. 28. – С. 73

Принуждение

Сказал шейх аль-Мунаджид: Принуждение – это принуждение другого человека посредством угроз к действию или оставлению действия, которого бы он не совершил». Цитировалось с сокращениями из «Исламской энциклопедии». – Т. 28. – С. 73