Кто есть верующий, кто есть мусульманин, кто есть муджахид, кто есть мухаджир

بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.
С позволения Аллаха мы продолжаем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.
Имам Ахмад в своем «Муснаде» приводит хадис от Фадали ибн ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества однажды сказал: «Не поведать ли мне вам, кто есть верующий? Это тот, кому люди могут доверить себя и свое имущество; мусульманин – это тот, от чьей руки и языка находятся в безопасности другие мусульмане; муджахид – это тот, кто борется с собой в повиновении Аллаху, а мухаджир – это тот, кто оставил прегрешения и грехи».
В этом хадисе, который относится к заповедям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине во время прощального паломничества, содержится разъяснение совершенства понятий этих четырех вещей: вера, ислам, джихад и хиджра, а также указание на то, кто действительно достоин называться этими именами. За все это уготовано счастье в этом и в том мирах, и он ограничил эти понятия своей краткой и многозначной речью.
1. Итак, верующий – это тот, кому люди могут доверить себя и свое имущество. Если вера укрепится в сердце, и оно будет наполнено ей, то оно обяжет человека выполнить все, чего касается вера, одним из самых важных в котором является оправдание доверия, правдивость в отношениях и отдаление от несправедливого отношения к людям и преступлений в крови и имуществе. Если человек будет обладать этими качествами, то люди увидят это в нем и будут доверять ему и считать себя и свое имущество в безопасности от него, так как они будут знать, что ему можно доверять во всем. Верность является одним из самых важных обязательств веры, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет веры в том, кому нет доверия».
2. Мусульманин – это тот, от чьей руки и языка находятся в безопасности другие мусульмане, так как истинный Ислам – это полное подчинение Аллаху, усовершенствование своего поклонения и выполнение прав мусульман. Ислам не станет полным, пока человек не станет желать мусульманам того же, чего он желает себе, что невозможно, пока они не окажутся в безопасности от зла его языка и зла его рук. Это – обязательная основа в отношениях с мусульманами. Если мусульмане не могут находиться в безопасности от его языка или его рук, то как он выполнит свои остальные обязательства по отношению к мусульманам. Как далек от истинного Ислама человек, язык и рука которого двигаются во вред другим мусульманам? Итак, безопасность от словесного и физического вреда являются залогом совершенства Ислама в человеке. Предложение указывает на то, что положение верующего выше положения неверного, так как если человеку доверяют свои жизни и имущество, значит, они в безопасности от зла его языка и рук, ведь если бы это, то они не доверяли бы ему. Но если не могут доверить свое имущество всем, от чьего зла они в безопасности, и они могут не доверять ему, боясь, что он не вредит им из-за страха или какой-либо корысти, но не из-за веры. Итак, он разъяснил понятие «мусульманин» внешним проявлением: безопасностью людей от его вреда, а понятие «верующий» – внутренним: доверие своего имущества и жизни; очевидно, второе качество лучше первого.
3. Муджахид – это тот, кто борется с собой в повиновении Аллаху, ведь душа склонна лениться совершать благое, повелевает дурное и быстро сдается в бедах. Поэтому он нуждается в терпении и усердии для того, чтобы заставить ее повиноваться Аллаху, быть стойкой и удерживать ее от ослушания Аллаха и отгонять от него, а также приучить к терпению во время беды. Это и есть повиновение: совершение благого, оставление запрещенного и терпение в бедах. Поэтому истинным муджахидом является тот, кто проявил усердие в этих вещах, дабы душа выполнила свое предназначение.
Борьба с душой бывает четырех степеней:
Первая степень: усердие в попытках заставить ее изучить прямой путь и истинную религию, без которой она не обретет ни успеха, ни счастья ни в этой, ни в той жизни, и если человек упустит эти знания, то душа будет несчастной в обоих мирах;
Вторая степень: усердие в попытках заставить ее совершать деяния в соответствии со знаниями, иначе знания без деяний, если не вредят, то не приносят пользы;
Третья степень: усердие в попытках заставить ее обучить других изученному; в ином случае человек окажется среди тех, кто скрывает знамения и руководство, которые ниспослал Аллах, а знания не принесут ему пользы и не спасут его от наказания Аллаха.
Четвертая степень: усердие в попытках заставить ее терпеть трудности призыва к Аллаху и оскорбления людей, а также переносить все тяжести ради Аллаха.
Все эти степени приводит ученый Ибнуль-Каййим, да помилует его Аллах. (См. «Задуль-Ма’ад», 3/6).
В достоверном хадисе передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший джихад – это борьба человека со своей душой и страстями». Если мусульмане не смогут бороться с самими собой, то тем более не смогут бороться со своими врагами, и враги победят их.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Когда бы неверные не побеждали мусульман, это происходило по причине их грехов, которые стали причиной недостатка их веры, а если они покаются, это дополнит их веру, и Аллах даст им победу» (аль-Джавабус-Сахих лиман баддаля Диналь-Масих, 6/450).
4. Мухаджир – это тот, кто оставил прегрешения и грехи. Это – обязательство каждого мусульманина, и не спадает ни с одного совершеннолетнего ни в коем случае. Аллах запретил людям нарушать запреты и совершать грехи и ослушаться, а также приказал им повиноваться Ему и следовать Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Это – переселение «от» и «к»: он направляется от любви кого-либо помимо Аллаха к любви к Аллаху; от поклонения кому-либо помимо Аллаха – к поклонению Аллаху; от боязни, страха и упования на кого-либо помимо Аллаха – к боязни, страху и упованию на Аллаха; от мольбы, прошения, покорности и подчинения кому-либо помимо Аллаха – к мольбам, прошению, покорности и подчинению Аллаху; от погрязания в грехах – к покаянию и обращению к одному Аллаху в страхе, надежде, смирении и унижении перед Ним. В «Сахихе» аль-Бухари передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мухаджир – это тот, кто оставил то, что Аллах запретил ему». Аллах, могущественен Он и велик, запретил многобожие, запретил следовать страстям, запретил грешить. Поэтому истинным мухаджиром является тот, кто оставил эти вещи и искренне повернулся к одному Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, следуя ему, отдаляясь от грехов и ослушания.
Итак, всякий, кто выполнит указанное в хадисе, воплотит в себе всю религию. Если люди будут находиться в безопасности от зла его языка и рук, если люди смогут доверять ему свое имущество и жизни, если он оставит запрещенное Аллахом и будет бороться с собой в повиновении Аллаху, то он оставит незамеченным ни одного внешнего или скрытого блага того и этого миров и оставит все дурное, и один Аллах может направить к этому. (См. «Бахджату Куляюбиль-Абрар» Ибн Са’ди, стр. 17-19).