Кто есть верующий, кто есть мусульманин, кто есть муджахид, кто есть мухаджир

Кто есть верующий, кто есть мусульманин, кто есть муджахид, кто есть мухаджир

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.

С позволения Аллаха мы продолжаем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.


Имам Ахмад в своем «Муснаде» приводит хадис от Фадали ибн ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества однажды сказал: «Не поведать ли мне вам, кто есть верующий? Это тот, кому люди могут доверить себя и свое имущество; мусульманин – это тот, от чьей руки и языка находятся в безопасности другие мусульмане; муджахид – это тот, кто борется с собой в повиновении Аллаху, а мухаджир – это тот, кто оставил прегрешения и грехи».

В этом хадисе, который относится к заповедям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине во время прощального паломничества, содержится разъяснение совершенства понятий этих четырех вещей: вера, ислам, джихад и хиджра, а также указание на то, кто действительно достоин называться этими именами. За все это уготовано счастье в этом и в том мирах, и он ограничил эти понятия своей краткой и многозначной речью.

1. Итак, верующий – это тот, кому люди могут доверить себя и свое имущество. Если вера укрепится в сердце, и оно будет наполнено ей, то оно обяжет человека выполнить все, чего касается вера, одним из самых важных в котором является оправдание доверия, правдивость в отношениях и отдаление от несправедливого отношения к людям и преступлений в крови и имуществе. Если человек будет обладать этими качествами, то люди увидят это в нем и будут доверять ему и считать себя и свое имущество в безопасности от него, так как они будут знать, что ему можно доверять во всем. Верность является одним из самых важных обязательств веры, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет веры в том, кому нет доверия».

2. Мусульманин – это тот, от чьей руки и языка находятся в безопасности другие мусульмане, так как истинный Ислам – это полное подчинение Аллаху, усовершенствование своего поклонения и выполнение прав мусульман. Ислам не станет полным, пока человек не станет желать мусульманам того же, чего он желает себе, что невозможно, пока они не окажутся в безопасности от зла его языка и зла его рук. Это – обязательная основа в отношениях с мусульманами. Если мусульмане не могут находиться в безопасности от его языка или его рук, то как он выполнит свои остальные обязательства по отношению к мусульманам. Как далек от истинного Ислама человек, язык и рука которого двигаются во вред другим мусульманам? Итак, безопасность от словесного и физического вреда являются залогом совершенства Ислама в человеке. Предложение указывает на то, что положение верующего выше положения неверного, так как если человеку доверяют свои жизни и имущество, значит, они в безопасности от зла его языка и рук, ведь если бы это, то они не доверяли бы ему. Но если не могут доверить свое имущество всем, от чьего зла они в безопасности, и они могут не доверять ему, боясь, что он не вредит им из-за страха или какой-либо корысти, но не из-за веры. Итак, он разъяснил понятие «мусульманин» внешним проявлением: безопасностью людей от его вреда, а понятие «верующий» – внутренним: доверие своего имущества и жизни; очевидно, второе качество лучше первого.

3. Муджахид – это тот, кто борется с собой в повиновении Аллаху, ведь душа склонна лениться совершать благое, повелевает дурное и быстро сдается в бедах. Поэтому он нуждается в терпении и усердии для того, чтобы заставить ее повиноваться Аллаху, быть стойкой и удерживать ее от ослушания Аллаха и отгонять от него, а также приучить к терпению во время беды. Это и есть повиновение: совершение благого, оставление запрещенного и терпение в бедах. Поэтому истинным муджахидом является тот, кто проявил усердие в этих вещах, дабы душа выполнила свое предназначение.

Борьба с душой бывает четырех степеней:

Первая степень: усердие в попытках заставить ее изучить прямой путь и истинную религию, без которой она не обретет ни успеха, ни счастья ни в этой, ни в той жизни, и если человек упустит эти знания, то душа будет несчастной в обоих мирах;

Вторая степень: усердие в попытках заставить ее совершать деяния в соответствии со знаниями, иначе знания без деяний, если не вредят, то не приносят пользы;

Третья степень: усердие в попытках заставить ее обучить других изученному; в ином случае человек окажется среди тех, кто скрывает знамения и руководство, которые ниспослал Аллах, а знания не принесут ему пользы и не спасут его от наказания Аллаха.

Четвертая степень: усердие в попытках заставить ее терпеть трудности призыва к Аллаху и оскорбления людей, а также переносить все тяжести ради Аллаха.

Все эти степени приводит ученый Ибнуль-Каййим, да помилует его Аллах. (См. «Задуль-Ма’ад», 3/6).

В достоверном хадисе передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший джихад – это борьба человека со своей душой и страстями». Если мусульмане не смогут бороться с самими собой, то тем более не смогут бороться со своими врагами, и враги победят их.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Когда бы неверные не побеждали мусульман, это происходило по причине их грехов, которые стали причиной недостатка их веры, а если они покаются, это дополнит их веру, и Аллах даст им победу» (аль-Джавабус-Сахих лиман баддаля Диналь-Масих, 6/450).

4. Мухаджир – это тот, кто оставил прегрешения и грехи. Это – обязательство каждого мусульманина, и не спадает ни с одного совершеннолетнего ни в коем случае. Аллах запретил людям нарушать запреты и совершать грехи и ослушаться, а также приказал им повиноваться Ему и следовать Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Это – переселение «от» и «к»: он направляется от любви кого-либо помимо Аллаха к любви к Аллаху; от поклонения кому-либо помимо Аллаха – к поклонению Аллаху; от боязни, страха и упования на кого-либо помимо Аллаха – к боязни, страху и упованию на Аллаха; от мольбы, прошения, покорности и подчинения кому-либо помимо Аллаха – к мольбам, прошению, покорности и подчинению Аллаху; от погрязания в грехах – к покаянию и обращению к одному Аллаху в страхе, надежде, смирении и унижении перед Ним. В «Сахихе» аль-Бухари передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мухаджир – это тот, кто оставил то, что Аллах запретил ему». Аллах, могущественен Он и велик, запретил многобожие, запретил следовать страстям, запретил грешить. Поэтому истинным мухаджиром является тот, кто оставил эти вещи и искренне повернулся к одному Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, следуя ему, отдаляясь от грехов и ослушания.

Итак, всякий, кто выполнит указанное в хадисе, воплотит в себе всю религию. Если люди будут находиться в безопасности от зла его языка и рук, если люди смогут доверять ему свое имущество и жизни, если он оставит запрещенное Аллахом и будет бороться с собой в повиновении Аллаху, то он оставит незамеченным ни одного внешнего или скрытого блага того и этого миров и оставит все дурное, и один Аллах может направить к этому. (См. «Бахджату Куляюбиль-Абрар» Ибн Са’ди, стр. 17-19).

wasat-media