Коран: Сура ан - Назиат (Исторгающие)

Коран: Сура ан - Назиат (Исторгающие)

Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

1. Клянусь вырывающими с силой Хотя есть разные мнения о смысле этих аятов, большинство комментаторов сходится на том, что «вырывающие» — это ангелы, которые по смерти вырывают души злодеев из тела, хотя оно им противится (Йусуф ‘Али).

2. вынимающими кротко А души добрых людей ободряют и кротко вводят в новую жизнь, к которой они уже приготовились. Для них смерть становится желанным освобождением от оков тела. Воскресение мертвых и Судный День они будут встречать безбоязненно (Йусуф ‘Али).

3. клянусь плавающими быстро,

4. опережающими далеко В любое время ангелы выполняют неотложные поручения, даваемые им от Аллаха, будь то благословение людей, дела милосердия или праведности, в которых они состязаются друг с другом (Йусуф ‘Али).

5. исполняющими повеления! По изъяснению Табари и Бахави, эти аяты подразумевают небесные тела, включая солнце и луну, и их движение во Вселенной, причем в этом случае читать следовало бы так: «1) Помните о тех (звездах), которые восходят только для того, чтобы снова зайти, 2) которые постоянно движутся (по своим путям), 3) и быстро проплывают (по Вселенной), 4) и все же опережают друг друга, 5) исполняя тем самым поручение (Творца)» (Асад).

6. В тот День, когда раздастся первый трубный глас

7. и последует за ним второй трубный глас,

8. в тот День сердца затрепещут, Когда они услышат приведенные прежде доказательства силы Аллаха и поймут, что отданы на Его Суд (Асад).

9. взоры поникнут Это значит, что взоры нечестивых поникнут от стыда, унижения и страха (Дарйабади).

10. Они говорят: «Неужели мы возвращаемся в свое прежнее (состояние),

11. тогда как мы были уже сгнившими костями?» Неверующие говорят в своей надменности, непокорности и злорадном упрямстве: «Ясно, что смерть значит конец всех вещей. А когда мы будем мертвыми лежать в могиле и наши кости источат черви, то как мы сможем воскреснуть?» И еще добавляют: «Если бы это было так, это было бы невыгодным возвращением». Так они говорят со злой насмешкой. Но ведь действительно придется дать отчет, и для них он будет страшным бедствием, потому что они станут добычей погибели (Йусуф ‘Али).

12. Они говорят: «Да, это возврат невыгодный!» О возвращении они не думали и к нему не готовились. Поэтому оно для них истинная беда (Кутб).

13. Тогда — только один грозный крик,

14. и — вот они на голой земле Всеобщий Суд начнется с грозного крика, который никто не сможет перенести. До этого люди будут пребывать как бы во сне. Когда придет воскресение, они будут собраны бодрствующими в совершенно новом мире, а земля и небо в прежнем виде прекратят свое существование (Йусуф ‘Али).«Сахира» означает холодную белую землю, место, куда все соберутся по воскресении (Кутб).

15. Не доходил ли до тебя, о Мухаммад, рассказ о Мусе? Это только отрывок из истории Мусы (мир ему!), о котором гораздо подробнее идет речь в суре 10:9-79. Из того, что сказано здесь, мы должны усвоить прежде всего следующее: 1) даже такому высокомерному ниспровергателю и противнику закона Аллаха, как Фир’аун, подается через одного из самых великих пророков Его милость; 2) отвергнув эту милость, он обрек себя на гибель еще в этом мире; 3) его умаление и наказание будут довершены в потустороннем мире на Всеобщем Суде (Йусуф ‘Али).

16. Вот Господь его воззвал к нему в святой долине Тува:

17. «Иди к Фир’ауну, он ведь преступил дозволенное,

18.  и потому скажи: «Не следует ли тебе очиститься?

19. И я поведу тебя к Господу твоему и ты сделаешься богобоязненным. Этим сказано, что пока человек ясно не осознает существования Аллаха, он не может различать, что в моральном отношении верно, а что нет. Поскольку Аллах праведен, Он не наказывает тех, кто этого знания не имеет (или, как в предыдущем аяте, стал чистым). Ср. также суру 6:131 (Асад). Из благоговения перед Ним будешь стремиться вести угодную Ему жизнь. Даже для Фир’ауна, опьяненного властью ниспровергателя, вполне доступно руководство Аллаха (Дарйабади).

20. И он показал ему величайшее знамение Какое же было это величайшее знамение? Некоторые считают, что это была белая, как снег, рука, другие — чудо с жезлом, ставшим змеем. Верно то, что было много чудес, которые свидетельствовали сами за себя, но Фир’аун и его слуги, погрязнув в грехе, не оставили своего высокомерного упорства. Самым важным знамением было то, что Муса (мир ему!) был послан к Фир’ауну, после чего чародеи и мудрецы египетские поверили в единого Аллаха (Йусуф ‘Али).

21. Но он Фир’аун (Йусуф ‘Али) почел его лжецом и воспротивился ему Посланнику Аллаха (Дарйабади).

22. Потом он отвернулся от него, упорствуя в своем непослушании.

23. Собрав (своих людей), он возгласил

24. и сказал: «Я — высочайший господь ваш!» Слова Фир’ауна о своей божественности были самым тяжким грехом, которым он «превзошел меру» Аллаха, см. 79:17 (Асад).Эти слова доказывают, что он сам был введен в заблуждение невежеством народа и своей властью. Ничто так не обманывает тирана, как невежество и слепое подчинение масс. Тиран, собственно, не имеет истинной власти. Невежественные и покорные массы лишь гнут перед ним спину, подставляют шею под ярмо, склоняют голову, чтобы он показал свою надменность, и в то же время сами лишают себя права на уважение и честь, давая ему возможность тиранствовать над ними. Они делают это потому, что дают ввести себя в заблуждение и боятся властителя. Но их страх не имеет никакого основания, причина его только в самовнушении. Тиран не может быть сильнее тысяч или миллионов людей, если только они правильно поймут свое достоинство, волю к свободе и самоуважение. Собственно, любой из народа мог бы стать серьезным противником тирана. Никто не был бы в состоянии поработить здоровый народ, который знал бы своего истинного Господа, веровал в Него и отказался бы подчиняться простому человеку, который, собственно, не имеет никакой власти над его судьбой. Однако Фир’аун считал свой народ таким невежественным, покорным и лишенным веры, что мог сказать о себе эти греховные слова: «Я — высочайший господь Ваш». (Кутб).

25. За это Аллах подверг его казни и в будущей жизни, и в настоящей Долг царей и властителей государства — правильно вести свой народ. Однако злые из них ведут его неверным путем и становятся виновниками гибели целых народов (Йусуф ‘Али).

26. В этом есть назидание тому, кто богобоязнен Только тот, кто знает истинного Господа и боится Его, извлечет для себя пользу из рассказа о Фир’ауне. Кто же не боится Аллаха, тот следует своим заблуждениям и неизбежно дойдет до конца своего пути, приняв наказание как в настоящей, так и в будущей жизни (Кутб).

27. Вы ли труднее для создания или небо? Он создал его Дословно : «Или небо, которое Он создал?» Здесь, как и во многих других местах, упоминается небо в смысле «Вселенная», «Космос». Тем самым, исправляется неверное мнение, будто человек стоит в центре Вселенной, как уже сказано в суре 40:59. Ведь он так незначителен по сравнению с бесконечностью Космоса и многообразием сотворенной Аллахом Вселенной (Асад),

28. воздвиг свод его и устроил в совершенстве Тайна небосвода с его бесчисленными звездами и планетами, которые подлежат закону вечного движения, с Солнцем и Луной, которые с расстояния многих тысяч или миллионов километров влияют на температуру и климатические зоны Земли, — это всего лишь один пример закономерности и совершенства, которые Аллах придал Своему творению. Мыслимо ли, чтобы человек, наделенный свободной волей, был бы освобожден от ответственности за свои поступки, чтобы он отрицал великий День, когда добро будет отделено от зла, День Всеобщего Суда? (Йусуф ‘Али).

29. и погрузил ночь во тьму, и произвел свет дня Смена ночной тьмы и утреннего света — это природное явление, которое хорошо нам известно, но которого мы, может быть, по привычке не замечаем. Здесь Коран напоминает нам, что это — каждый раз новое событие, которое, хотя и повторяется ежедневно и имеет известные следствия, но в своей определенности именно в наше время, при таком росте научных знаний, каждый раз вызывает удивление и заставляет нас восторгаться (Кутб).

30. После того Он распростер землю:

31. исторгнул из нее воду и пастбище Собственно, все растения, пригодные в пищу человеку и животным (Асад).

32. Утвердил на ней горы «Простирание земли» — это выравнивание ее поверхности, чтобы по ней было удобно ходить и накапливался плодородный слой. «Утверждение гор» есть результат изменения поверхности земли и остывания, позволившего появиться на ней живым организмам. Аллах извел из земли и воду, т. е. не только источники, но и дождь, воду которого дает в конечном счете земля. Такое равновесие предполагает точный план и не допускает мысли о случайном возникновении Вселенной (Кутб).

33. к выгоде для вас и для скота Это значит, что человек должен быть благодарным и всегда помнить, что Аллах его питает. Это вновь возвращает нас к основной мысли суры, к воскресению и Всеобщему Суду (Асад).

34. Когда же наступит великое бедствие (воскресение), Всеобщий Суд, День различения, когда обо всем будет судиться по истинным, внутренним, вечным ценностям (Йусуф ‘Али).

35. День, в который человек вспомнит свои деяния Человек, увлеченный делами нынешней жизни, может забыть о том, что делал прежде. Но он вспомнит обо всем, когда это воспоминание принесет ему только горе и страдание, ибо он поймет, какой страшный конец ему предстоит (Кутб).

36. и показан будет адский пламень тому, кто его увидит «Когда будет показан адский пламень» — это очень наглядное описание, которое делает это событие таким живым, что нам кажется, будто мы уже видим его (Кутб).

37. тому, кто был упорен в нечестии,

38. предпочитал всему земную жизнь, —

39. — адский пламень будет жилищем Вечное наказание будет для тех, кто намеренно и постоянно восставал против Аллаха и превзошел установленную Им меру и не раскаялся; у тех же, кто оступился по своей слабости, грехи будут взвешены против их добрых дел (Йусуф ‘Али).

40. Но кто боялся величия Господа своего и свою душу удерживал от страстей Тот, кто боится предстать перед Аллахом, тот не соблазняется грехами. Если ему случится споткнуться и в момент слабости совершить грех, то страх предстать когда-нибудь перед Аллахом заставляет его немедленно раскаяться и молить о прощении. Поэтому он постоянно находится в послушании, основа которого — обуздание своеволия и страстей (Кутб).

41. тому рай будет жилищем Прямая противоположность: вечно восстающие против закона Аллаха, отдавшие предпочтение земной жизни, будут терпеть наказание в огне, а те, кто со смирением страшился наказания за грех, внимал Его предупреждениям и держал в узде свои низкие страсти, получит награду и войдет в райский сад (Йусуф ‘Али).

42. Они спрашивают тебя о Судном часе: «Когда он наступит?» Пророку Аллаха не дано возвестить о точном дне и часе воскресения мертвых (Дарйабади).

43. Что ты скажешь о нем?

44. Наступление его в распоряжении Господа твоего.

45. Ты только предостережешь тех, которые боятся его Аллах Сам распоряжается всем, что связано с «Судным часом». Обязанности пророка, которые ему не нужно и не должно нарушать, точно определены. Он должен предупреждать тех, кто готов извлечь пользу из предупреждения. Эти люди понимают, что воскресение из мертвых есть нечто истинное, и поэтому страшатся исхода. По этой причине они строят свою жизнь, сообразуясь с твердой верой в то, что воскресение наступит в установленное Аллахом время (Кутб).

46. Когда они увидят его, то им покажется, что они пробыли до него только вечер или только утро. Смерть подобна сну. Может, скорее, ее следует сравнить с закатом жизни. Когда мы спим, мы теряем ощущение скоротечности времени (Йусуф ‘Али). Здесь, как и во многих местах Корана, (напр. 2:259, 17:52, 18:19, 20:103-104, 23:112-113, 30:55 и др. ), содержится скрытый намек на иллюзорное, чисто земное понимание времени у людей, которое в связи с реальностью последних дней, выраженной словами «потусторонний мир», теряет всякий смысл (Асад).