Коран и Сунна должны пониматься так, как их понимали сподвижники

Коран и Сунна должны пониматься так, как их понимали сподвижники

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: Смысл этого состоит в том, что каждый из обрядов поклонения, совершаемый людьми, должен иметь обоснование в Коране и Сунне. Всё, на что нет указания в этих двух источниках, есть религиозное нововведение, отвергаемое Аллахом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни совершил какое-нибудь религиозное деяние, на которое нет моего указания, его деяние будет отвергнуто». Достоверный хадис [аль-Бухари (2550); Муслим (1718); Абу Дауд (4606); Ибн Маджах (14) и Ахмад (6/256)].

То есть всякое деяние, не установленное Шариатом, не принимается от его совершителя. Более того, оно есть грех, ибо является ослушанием Аллаха, а не повиновением Ему.

Вторым важным моментом в вопросе поклонения является то, что выполнение предписанных форм поклонения должно основываться на принципе умеренности, не сопровождаясь леностью и легковесностью и в то же время не доходя до уровня чрезмерности и жёсткости.

Обращаясь к Своему Посланнику, Всевышний сказал: «Будь же твёрд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой» (11:112).

В этом аяте изложен правильный принцип в совершении обрядов поклонения, заключающийся в необходимости твёрдо придерживаться умеренного пути, исключающего как чрезмерность, так и проявление небрежности, и в совершении их в соответствии с Шариатом («как тебе велено»). Затем Господь подкрепляет сказанное словами «И не преступайте границ дозволенного», то есть «не чрезмерствуйте и не проявляйте излишней строгости и жёсткости».

Этот же принцип содержится в хадисе, в котором рассказывается о том, как трое сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), будучи неудовлетворёнными своими деяниями, решили проявить особое усердие в поклонении. Один из них заявил, что будет постоянно поститься, второй сказал, что будет молиться ночами напролёт, третий зарёкся не жениться. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом, то сказал: «Что касается меня, то в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, молюсь (по ночам) и сплю, а также женюсь на женщинах, а тот, кто уклоняется от моей сунны, не имеет ко мне отношения!» Достоверный хадис [аль-Бухари (4776); Муслим (1401); ан-Насаи (3217) и Ахмад (3/285)]. .

Существует две группы, занимающие в вопросе поклонения две крайние противоположные друг другу позиции.

Первая группа ограничивает понятие поклонения крайне узкими рамками и проявляет небрежность в выполнении узаконенных обрядов вплоть до оставления многих из них. Их поклонение представлено лишь некоторыми религиозными обрядами, совершаемыми сугубо в мечети. Ни дома, ни в офисе, ни на улице, ни в торговой лавке, ни во взаимоотношениях с людьми, ни в политике, ни при решении тяжб — нигде, ни в одной из сфер жизни они не отводят места поклонению. Безусловно, статус мечети высок и человек обязан ежедневно совершать в ней пять предписанных молитв, однако поклонение должно охватывать все стороны жизни мусульманина, как внутри мечети, так и вне её.

Вторая группа придерживается другой крайности — излишествует в осуществлении поклонения, возводя желательные действия (мустахаб) до уровня обязательных (ваджиб), запрещая некоторые дозволенные вещи, при этом называя заблудшими всех, кто не согласен с их путём и считает его ошибочным.

Мусульмане обязаны придерживаться постулата о том, что лучший путь — это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а худшее из дел — религиозное нововведение.