Коллективный намаз в мечети или дома с женой?

Коллективный намаз в мечети или дома с женой?

Виду того, что в последнее время, как в соц. сетях, так и в жизни бурно обсуждается вопрос предпочтительности совершения коллективного намаза с женой перед коллективным намазом в мечети, возникла необходимость разъяснить этот момент, чтоб ни у кого не осталось недопонимании этого вопроса. Так как из-за непонимания вопроса люди зачастую склоняются к одной из двух крайностей: ифрат (чрезмерность) и тафрит (халатность).

В шафиитском мазхабе основное мнение в вопросах фикха представляют две книги: «Нихаяту аль-Мухтадж»[1] и «Тухфатуль Мухтадж»[2]. Автором первой книги является имам Рамли, второй - имам Ибн Хаджар аль-Хайтами. Поэтому мы будем ссылаться на этих двух имамов.

Для того, чтоб читателю было удобно и понятно, я не стану переводить тексты этих книг дословно, но напишу общий смысл и в конце приведу оригинальные тексты на арабском языке, чтобы желающий прочитать оригинал смог сделать это.

Для этого вопроса есть два ответа:

1- Если с уходом мужа в мечеть жена остается без коллективного намаза, то есть если дома нет другого человека из числа близких и махрам, который совершил бы с ней намаз коллективно, то в этом случае мужу желательно остаться дома. Предпочтение в этом случае отдается коллективному намазу дома, так как это является помощью в богоугодном деле, в котором муж становится причиной того, что жена получит вознаграждение за коллективный намаз. И вознаграждение за этот намаз приравнивается к совершению его в мечети, и даже больше.

2- В примечаниях на «Тухфат» Ибн Хаджара имам Ибн Касим аль-Убади[3] пишет, что лучше этого и предпочтительнее пойти сперва в мечеть на коллективный намаз, а затем вернуться домой и совершить намаз с женой коллективно еще раз. И это, как он пишет, лучше чем совершение его или в мечети или дома с женой.

Тут надо добавить, что если дома у человека находится его сестра и жена, жена и сын, жена и мать, две или несколько жен, то ему лучше научить их совершить намаз коллективно (так как ничего трудного в этого нет), а самому пойти в мечеть.

Таково решение шариата в этом вопросе, и просим всех понять и принять этот момент таким, как оно есть. И не стоит, имея возможность пойти в мечеть на коллективный намаз, оставаться дома, оправдываясь этим. Решение шариата необходимо принимать, как решение шариата, а не как оправдание для своей лени. Если человек перестанет ходить в мечеть, оправдываясь этим, то вскоре он может вообще перестать совершать намаз дома коллективно, так как его намерение было неправильным.

Наши праведные предки, ученые выбирали для себя второй метод, так как он является самым безопасным. Рассказывают, что покойный ученый Курамухаммад-хаджи, да смилуется над ним Аллах, сперва совершал намаз в мечети, после чего шел домой, чтоб совершить намаз с женой.

Да одарит нас Аллах твердостью на Его пути, и да не лишит нас понимания Его религии.

Подготовил: Муса Багилов


[1] Текст Имама Рамли: وتحصل فضيلة الجماعة للشخص بصلاته في بيته بزوجة أو ولد أو رقيق أو غيرهم ، بل بحث الإسنوي والأذرعي أن ذهابه إلى المسجد لو فوتها على أهل بيته مفضول وأن إقامتها لهم أفضل ، ونظر فيه بأن فيه إيثارا بقربة مع إمكان تحصيلها بإعادتها معهم ، ويرد بأن الفرض فواتها لو ذهب للمسجد ، وذلك إيثار فيه ; لأن حصولها لهم بسببه ربما عادل فضلها في المسجد أو زاد عليه فهو كمساعدة المجرور من الصف.

[2] Текст Ибн Хаджара:

وبحث الإسنوي والأذرعي أن ذهابه للمسجد لو فوتها على أهل بيته كان إقامتها معهم أفضل قيل وفيه نظر . ا هـ . وكأن وجهه أن فيه إيثارا بقربه مع إمكان تحصيلها لهم بأن يعيدها معهم ويرد بأن الفرض فواتها لو ذهب للمسجد وأن جماعته لا تتعطل بغيبته وذلك لا إيثار فيه ؛ لأن حصولها لهم بسببه ربما عادل فضلها في المسجد أو زاد عليه فهو كمساعدة المجرور من الصف

[3] Текст из Хаваши Ибн Касима:

قوله : لو فوتها) قد يخرج به ما لو أمكنه فعلها في المسجد ثم ببيته بأهله فهو أفضل من اقتصاره على أحدهما وهو قريب)

taalib