Когда в Шариате сорок мнений: как найти Истину?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Аль-Бара ибн Азиб аль-ансари, аль-Мадани и аль-Куфий (то есть, жил в Медине и Куффе) и умер в 72 году Хиджры. Он сказал: «Был ниспослан это аят: «Берегите намазы и намаз Аср». Мы читали этот аят столько сколько пожелал Аллах. Потом Аллах аннулировал этот аят. И он было ниспослано: «Оберегайте намазы и средний намаз»».
И сказал некий человек, который сидел у Шакика ибну Укба (он передает от Бара ибну Азиба) в собрании. В этом собрании был Шакик, были какие-то еще люди, был Бара ибну Азиб. Некий человек сказал, который сидел у Шакика Бара ибну Азиму: «Значит намаз аль-Уста — это намаз аср?» Сказал ему Бара: «Я тебе сообщил, как он был ниспослан и как аннулировал его Аллах. И Аллах знает лучше, чем я». Муслим сказал, что передал это так же Убейдулла ибн Абдурахман, Суфьян ас-Саури, от Асва ибн Кайс, Шакик ибну Укба, Аль Бара ибн Азиб, который сказал: «Мы читали этот аят вместе с Посланником Аллаха ﷺ в определенное время». Хадис передал Фудейль ибну Марзука.
То есть, сначала было ниспослано: «и намаз Аср» (ва ас-саляти-ль аср). Потом был ниспослано: «Оберегайте намазы и средний намаз» (ас-салавати ва ас-саляти-львуста). Срединный намаз. То есть, произошло аннулирование чтения и расма (написание). Но остался хукм, что это намаз Аср. Срединная молитва, это намаз аср, как на то указывает хадисы. Какие бы там ни были разногласия по этому вопросу, нам достаточно того, что у нас есть достоверный хадисы от Посланника Аллаха ﷺ где четко сказано, что это намаз аль-аср и все.
В этом вопросе и среди сподвижников были разногласия. Как быть, если есть разногласия среди сподвижников? Бывает разногласие среди сподвижников, потом дальше это разногласие переходит уже в другие поколения, но среди последующих поколений оно расширяется, появляются какие-то еще новые, другие мнения. Например, вопрос по поводу того, когда то время, тот час, когда Аллах в день пятницы отвечает на дуа особо. Или когда ляйлятуль Кадр. Такие вот многочисленные, большие разногласия.
Как нам быть в этом вопросе? Мы смотрим, какие были мнения у сподвижников. И выделяем эти мнения из этого общего числа. Например, два мнения или три мнения из сорока. Из сорока берём только два или три, потому что они мнения сподвижников. А остальные нас уже не интересуют. А уже из мнений сподвижников, которые переданы, вот оттуда мы уже выбираем то, которое соответствует больше степени доводу и истине. Мы рассматриваем, изучаем вопрос, ищем, какое из этих мнений более правильное, какой из них ближе к истине. Потому что Аллах не мог отвести от правильного мнения сподвижников и направить к правильному тех, которые после сподвижников.
То есть, если есть мнение после сподвижников, у которых не было у сподвижников, то знайте, что без всяких сомнений, что эти мнения ошибочные. Правильное оно в рамках, в кругу вот тех мнений, которые переданы от сахаба. Поэтому говорили некоторые предшественники, если тебе рассказывают от сподвижников, то бери. А если тебе рассказывают на основе мнений, тогда помочись на это. То есть никакого значения у этого нет.