Какую стрижку может носить мужчина?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Шейху Мухаммаду ибн Ибрахиму задали вопрос об этом, и он сказал:
«Что касается волос, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или оставлял их полностью или сбривал их полностью, и он не сбривал часть волос на голове и оставлял при этом иную.
Что касается стрижек некоторых мусульман, когда они сбривают часть волос на голове и оставляют иную, то это называется каза‘, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил.
Каза‘ бывает нескольких видов:
1. сбривание волос с некоторых частей головы и оставление на других;
2. сбривание волос по бокам головы и оставление волос посередине;
3. сбривание волос посередине и оставление волос по бокам;
4. сбривание волос с передней части головы и оставление волос сзади;
5. сбривание волос с задней части головы и оставление волос спереди;
6. сбривание волос с одного из боков головы и оставление волос на оставшейся части головы.
Все эти виды каза‘ запрещены, как на это указывает достоверный хадис, который передал Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил каза‘ (то есть сбривать часть волос с головы и оставлять волосы на оставшейся части головы). Также от него передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел мальчика, которому сбрили некоторые волосы на голове и оставили волосы на иной части, и запретил им поступать подобным образом, сказав: Сбривайте полностью или оставляйте волосы полностью.
Также в сообщении от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается: Сбривание волос с затылка, если это делается не для кровопускания /хиджамы/, есть (одно из деяний) язычества. В сборнике ас-Сунан Абу Дауда от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что он увидел мальчика, у которого было два рога или локона /пейса/, и сказал: Сбрейте это или подстригите. Воистину, это (является отличительным признаком) иудеев. Аль-Маруази сказал, что он спросил у Абу ‘Абдуллаха (то есть Ахмада ибн Хандаля) о сбривании волос с затылка, на что тот ответил: Таков обычай язычников, и тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них».
Источник: Фатауа-Ль-Маръати-Ль-Муслимати. Т. 2. С. 510
Какие стрижки нельзя делать мужчинам?
Мы не раз говорили, что в бытовых вопросах, не касающихся поклонения или вероубеждения, основой является дозволенность. Все мирское дозволено, пока не приходит запрет Аллаха и Его Посланника ﷺ. Одежда, пища, напитки, виды причесок и т. п. — все это является халялем, если только нет указания на обратное. Посмотрев на положения, касающиеся стрижек и их моделей, мы обнаружим два запрета.
Первый — брить часть головы, а другую оставить. Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал брить только часть головы»[1].
По мнению большинства ученых, брить часть головы и оставлять другую ее часть небритой является нежелательным, а по мнению других, например имама Ахмада, это является запретным. Приверженцы второго мнения исходят из другого хадиса от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором он сказал, что однажды Посланник Аллаха ﷺ увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил им это, сказав: «Либо сбривайте (волосы) полностью, либо не трогайте их совсем»[2]. Мы видим, что в этом хадисе пришел приказ и запрет, а в предыдущем хадисе Ибн ‘Умар сказал «наха», т. е. «он запретил». Поэтому более сильным мнением является мнение о запретности частичного бритья головы.
Здесь может сразу возникнуть следующий вопрос: «А если часть волос укоротили?» Сегодня при стрижке волос используют автоматические машинки и местами укорачивают волосы под ноль или под насадку, например, 2 мм, а местами оставляют более длинными. Такая стрижка не является «къаза’», потому что в хадисе имеется в виду именно сбривание волос с части головы, а не их укорачивание. Но коснувшись укорачивания волос, мы подошли ко второму запрету, относящемуся к видам причесок.
Второй — уподобляться в этом неверным и многобожникам. В достоверном хадисе пришел общий запрет на уподобление неверным и многобожникам. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них»[3]. Поэтому если какая-то прическа характерна для неверных, распутников, нечестивцев и грешников и однозначно указывает на уподобление им, то мусульманам запрещено делать такую прическу, даже если это не «къаза’».
Также необходимо упомянуть, что мужчины должны стричься только у мужчин, а женщины — только у женщин.
Однако если человек просто пришел в парикмахерскую и сделал обычную стрижку, при которой некоторые волосы укорочены под ноль или под 1 мм, а некоторые оставлены более длинными, и никто не может сказать, глядя на него, что у него стрижка как у какого-нибудь грешника или певца, то нет никаких проблем в такой прическе.
Обратите внимание, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей молитвы. Поистине — она аль-‘иша»[4]. В те времена бедуины называли вечернюю молитву (аль-‘иша) молитвой первой трети ночи — «аль-‘атама», и Пророк ﷺ запретил это мусульманам, чтобы не было уподобления бедуинам. Задумайтесь: если было запрещено уподобляться даже в одном слове, то что же говорить о прическе, одежде, манере разговора! А сегодня некоторые мусульмане разговаривают как немусульмане, одеваются как немусульмане, ведут себя как немусульмане — все это запретно, потому что является уподоблением, а всякое уподобление запрещено.
А Аллаху известно лучше.