Каково шариатское постановление в вопросе обращения лицом или спиной к кибле во время справления естественных нужд?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
«По этому вопросу ученые разделились на несколько мнений. Одни из них сказали, что во время справления нужды не в здании (т.е. на открытом пространстве) запрещено обращаться к кибле лицом или спиной.
В качестве довода они привели хадис от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, в котором Пророк ﷺ сказал: «Не обращайтесь к Кибле лицом и не поворачивайтесь к ней спиной, когда справляете большую или малую нужду. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или западу» (аль-Бухари (144), Муслим (59)).
Абу Айюб сказал: «Когда мы прибыли в Шам, мы обнаружили, что уборные там построены по направлению к кибле, и мы отклонялись от нее (во время справления нужды) и просили прощения у Аллаха». Эти учёные сказали, что запрет (обращаться лицом или спиной в сторону киблы) касается случаев, когда нужду справляют на открытом пространстве. Если же это происходит в здании, то, согласно хадису Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, допустимо делать это по направлению к кибле или спиной к ней. Ибн Умар сказал: «Однажды я поднялся на крышу дома Хафсы и увидел, как Пророк ﷺ справляет свою нужду, повернувшись к Шаму, спиной к Каабе» (аль-Бухари (145)).
Другие ученые сказали, что во время справления нужды не дозволено обращаться к кибле лицом или спиной в целом — будь то в здании или на открытом пространстве. Их аргументом стал хадис от Абу Айюба (который мы привели выше), а хадис Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, они прокомментировали так:
— во первых, возможно, действия, упомянутые в хадисе Ибн Умара, происходили до запрета на обращение лицом или спиной в направлении киблы (во время справления нужды);
— во вторых, этот запрет «перевешивает», т.к. более правильное мнение — что это запрещено, потому что запрет изменил основу этого вопроса (т.е. дозволенность обращения лицом или спиной к кибле во время справления нужды), и придерживаться его (а не основы) — более предпочтительно;
— в третьих, в хадисе от Абу Айюба упомянуты слова, а в хадисе от Ибн Умара—действия, и действия не должны противоречить словам. Эти действия могли совершиться в каком-то особом порядке, по забывчивости или из-за чего-то другого.
Я считаю, что наиболее сильное мнение по этому вопросу сводится к запрету на обращение лицом или спиной в сторону киблы во время справления нужды на открытой местности, и к кибле можно обращаться спиной (но не лицом), справляя нужду в зданиях, т.к. запрет на обращение к кибле лицом приводит в обоих хадисах, а запрет на обращение к ней спиной уточняется (махсус) действием. Кроме того, обращение к кибле спиной воспринимается легче, чем обращение к ней лицом, поэтому (и Аллах знает лучше) в этом вопросе и пришло облегчение (если человек справляет нужду в здании). И лучше, если человек по возможности не будет обращаться к ней и спиной».
«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 276-277, вопрос 130