Каково шариатское постановление в отношении ненависти женщины к полигамии, объясняя это ревностью?

Каково шариатское постановление в отношении ненависти женщины к полигамии, объясняя это ревностью?

Вместе с тем мы знаем, что ревность, является врожденным чувством женщины. Мы читаем о ревности Аишы, да будет доволен ею Аллах, к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а что же тогда говорить за нас? Однако я читал в некоторых книгах, что ненависть, к какому-либо шариатскому положению, считается неверием”.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Ответ шейха ибн Усеймина: «Хвала Аллаху.

Ревность женщины к мужу, дело ЕСТЕСТВЕННОЕ и ВРОЖДЁННОЕ, невозможно сказать женщине, чтоб она не ревновала своего мужа. Ненависть человека к чему-то, даже если это является узаконенным в шариате, не принесет ему вреда, покуда он не будет ненавидеть САМО УЗАКОНИВАНИЕ \предписание\ этого дела.

Аллах Всевышний сказал: «Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, – поистине, Аллах знает, а вы не знаете»! Сура Корова 216 аят.

Ревнующая женщина не ненавидит то, что Аллах дозволил для ее мужа жениться более чем на одной, однако ей ненавистно то, что вместе с ней будет еще другая жена, а между этим есть явная разница. Посему я хочу, чтобы спрашивающий брат и все остальные успокоились, не спешили и поняли тонкую разницу, по причине которой коренным образом может измениться шариатское постановление».

Из фатв достопочтимого Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, «Маджялля ад-Даува» (Журнал "Призыв").

О том, что ревность между женами должна иметь границы

Однажды одна женщина пришла к ‘Умару и сказала: «Я совершила прелюбодеяние, так накажи же меня!» На что ее муж сказал: «Она не совершала этого, ее толкнула сказать так ревность»”. См. “Файдуль-Къадир” 3/321.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: «Мое наставление женщинам, чтобы они не проявляли чрезмерную ревность в случае, если их мужья женятся на других! Напротив, они должны проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха, даже если им будет тяжело, поскольку эта тяжесть будет только в начале женитьбы, а затем это станет естественным вопросом». Сл. «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб» (ан-Никах).

Если женщина не будет контролировать свою ревность, это будет плохо отражаться на ее отношении с мужем, а если муж перестанет быть доволен своей женой, а это вполне может произойти, если чрезмерная ревность станет у этой жены естеством, то такая женщина лишает себя одну из причин, которая может ввести ее в Рай через любые восемь врат!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если женщина совершает пять намазов, постится в Рамадан, хранит свое целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!”» Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 660.

Каков хукм многоженства?

Аллах позволил мужчинам иметь несколько жен, как говорится об этом в Коране:

وإن خفتم ألا تُقسطوا في اليتامى فانكحوا ما طاب لكم من النساء مثنى وثلاث ورباع فإن خفتم ألا تعدلوا فواحدة أو ما ملكت أيمانكم ذلك أدنى ألا تعولوا

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости». (Женщины 4:3).

Этот аят ясно указывает на дозволенность многоженства. Законы Шариата разрешают мужчине иметь одну, две, три или четыре жены, но запрещают иметь больше четырех жен. Это мнение муфассиринов (толкователей Корана) и факихов, мусульмане едины в этом вопросе и нет в нем разногласий.

Следует отметить, что у многоженства есть свои условия:

1. Справедливость

Аллах говорит:

فإن خفتم ألا تعدلوا فواحدة

«Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». (Женщины 4:3).

Этот аят показывает, что справедливость является одним из условий дозволенности многоженства. Если мужчина опасается того, что не сможет справедливо обходиться с женами, то ему запрещено многоженство. Под «справедливостью» понимается равное обеспечение жен, равные расходы на их одежду, жилье и другие материальные нужды, а также равное времяпрепровождение с ними.

Что касается справедливости в любви, то это не является условием для многоженства, потому что чувство любви не поддается контролю. В этом заключается смысл слов Аллаха:

ولن تعدلوا بين النساء ولو حرصتم

«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании». (Женщины 4:129).

Под словами «относится одинаково справедливо» понимается равная любовь в сердце к каждой из жен.

2. Возможность содержать жен

Доказательством этого условия являются слова Аллаха:

وليستعفف الذين لا يجدون نكاحاً حتى يغنيهم الله من فضله

«Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». (Свет 24:33).

Аллах приказывает хранит целомудрие тем, кто хочет жениться, но не имеет возможности для этого. Одной из причин невозможности вступления в брак является отсутствие средств для выплаты махра и содержания жены.
«аль-Муфассаль фи Ахкам аль-Мар’а», том 6, стр. 286.

Группа ученых считает, что многоженство лучше, чем брак только с одной женщиной. Спросили шейха Ибн Бааза (да смилуется над ним Аллах): «Что лучше в своей основе: полигамия или моногамия?». Он ответил: «Основа в том, что многоженство лучше для тех, кто может себе это позволить и не боится несправедливости. Причина в том, что многоженство служит множеству благих целей: поддержание целомудрия мужа и его жен, доброе отношение к ним, рождение большого количества детей, а следовательно увеличение нашей Уммы и тех, кто поклоняется одному Аллаху. На это указывает аят Корана:

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلا تَعُولُوا

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости». (Женщины 4:3).

У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также было несколько жен и Аллах говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». (Сонмы 33:21).

Передается в одном из хадисов, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что один из его сподвижников обязал себя поститься всю жизнь, другой – бодрствовал ночами, третий – дал обет безбрачия. И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, я пощусь и разговляюсь, провожу ночь в молитвах и отдыхаю, вступаю в брак. А тот, кто откажется следовать моему пути, тот не из нас!». Эти великие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относятся как к полигамному, так и моногамному браку». «Маджалат аль-Балаг», вопрос №1015; Фатава Уляма аль-Баляд аль-Харам, стр.386. И Аллах знает лучше.

ОСНОВА В БРАКЕ - ЭТО МНОГОЖЕНСТВО

Однажды спросили шейха ‘Абдуль-Азиза ибн База (да смилуется над ним Аллах) «В браке основой является многоженство или же одна жена?».

Он ответил: «В шариате многоженство является основой для того, кто способен на это, и не опасается для себя несправедливого отношения к женам, и это потому, что многоженство содержит в себе много пользы и блага. По причине этого оберегаются половые органы от греха, проявляется благочестие к женам, увеличивается потомство, вследствие чего увеличивается и число всей мусульманской общины – тех, которые будут поклоняться Одному Всевышнему Аллаху. И на это указывают слова Всевышнего Аллаха: "Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)". Ан-Ниса,3.

Также и посланник Аллаха (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла) был женат больше, чем на одной, и ведь сказал Всевышний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». Аль-Ахзаб,21.

Также передают, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла) и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла). Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали: «Куда нам до Пророка (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла)?! Аллах простил ему все предыдущие и будущие прегрешения». 

Затем один из них сказал: «Отныне я буду молиться все ночи напролёт». 

Второй сказал: «А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». 

А третий сказал: «Я же откажусь от женщин и никогда не женюсь». 

Тут к ним подошёл Посланник Аллаха (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла) и сказал: «Это вы сказали такие-то слова? Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне никакого отношения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

И эти великие слова посланника Аллаха (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла) относятся и к моногамии, и к полигамии» Конец слов шейха Ибн База. См. Маджаллах аль-балаг аль-адад (1015), роби’ аль-аууал 1410 г.х.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!