Каково постановление чтения Корана по мусхафу во время Тараувих намаза?

Каково постановление чтения Корана по мусхафу во время Тараувих намаза?

Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен: «Каково постановление чтения Корана по мусхафу во время ночных добровольных молитв в месяце Рамадан?

Ответ: «Ученые разошлись во мнениях относительно постановления этого. Некоторые из них считали подобное действие нежелательным, другие же, и их большинство, дозволяли это.

В книге «Къияму аль-Лейль уа Къияму Рамадан» шейха Мухаммада ибн Насра аль-Маруази приводится предание о том, что Закран Абу ‘Амр, которого в свое время Аиша освободила, был имамом для Аишы и для тех, кто был с ней, в Рамадане, и читал по мусхафу.

Был спрошен Ибн Шихаб о человеке, который был имамом для людей в Рамадане и читал Коран по мусхафу.

Он сказал: «Мусульмане не переставали поступать таким образом со времен Пророка ﷺ. Лучшие из нас читали Коран по мусхафу!» (См.: "аль-Мугни" 1/335).

Передается от Ибрахима ибн Са’да, который передавал от своего отца, что он велел ему, чтобы он был имамом для своей семьи в Рамадане и приказывал ему, чтобы он читал Коран для них по мусхафу…

Передается от Айюба, который передавал от Мухаммада, что он не видел никаких проблем, чтобы человек был имамом для людей в добровольных молитвах и читал Коран по мусхафу.

‘Ата относительно человека, который был имамом для людей в Рамадане и читал Коран по мусхафу, сказал: «Нет в этом проблем».

Йахйа ибн Са’ид аль-Ансари сказал: «Я не вижу никаких проблем читать Коран по мусхафу в Рамадане (во время ночных добровольных молитв)».

Ибн Уахб, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Спросили имам Малик, да смилуется над ним Аллах, о людях, проживающих в селе, в котором нет никого, кто знает наизусть Коран: «Как ты считаешь, если они назначат кого-либо из них имамом, который будет руководить молящимися и читать Коран по мусхафу?».

Он ответил: «Нет в этом проблем»».

А в книге «аль-Мунтаха» и в его комментариях было сказано:

«Для молящегося дозволенно читать Коран по мусхафу.

Имам Ахмад сказал: «Нет проблем в том, чтобы человек совершал с людьми ночную добровольную молитву и читал по мусхафу». Его спросили: «А в обязательных намазах?»

Он ответил: «Об этом я ничего не слышал».

Был спрошен аз-Зухри о человеке, который читал Коран по мусхафу в Рамадане.

Он ответил: «Лучшие из нас читали Коран по мусхафу!»

(См.: «Шарх мунтаха аль-Ирадат» 11\211).

Из тех, кто считал о нежелательности этого поступка, был Муджахид, Ибрахим и Суфьян. Они считали нежелательным, чтобы человек, руководя молящимися в Рамадане, читал Коран по мусхафу, опасаясь уподобления людям Писания.

Мухаммад ибн Наср в своей книге «Къияму аль-Лейль уа Къияму Рамадан» сказал: «Считали нежелательным (или запретным) некоторые ученые лишь потому, что это одно из действий людей Писания, и запрещали мусульманам уподобляться им».

И Мухаммад ибн Наср ответил этим ученым, которые говорят, что в этом поступки есть уподобление, следующим образом: «Между чтением Корана и чтением книг исчисления [1] есть большая разница. Ибо чтение Корана из деяний молитв (намаза), тогда как чтение книг исчисления не является из дел молитв».

Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»

(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 7\204-206).

И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

_____________________________________

[1] - Под книгами исчисления здесь имеются в виду книги, которые были написаны людьми. В них же входят книги Инджиль и Тоурат, которые имеются у Людей Писания, т.к. они были изменены и не могут относиться к Слову Аллаха. Коран же отличается от любой книги, т.к. Коран - это Слово Аллаха. - Прим. редактора.

Абу Сумая Казахстани

Можно ли читать Коран во время молитвы таравих с компьютера?

Хвала Аллаху Господу миров.

Чтение Корана с экрана компьютера во время молитвы с религиозно-правовой точки зрения имеет ту же норму, что и чтение Корана из книги в молитве. Этим вопросом интересовались давно, и здесь между учеными есть разногласия. Шафииты и ханбалиты разрешали чтение, а мазхаб Абу Ханифы считал, что молитва станет недействительной, если во время её совершения Коран читать непосредственно из книги.

В Энциклопедии по фикху сказано: «Шафииты и ханбалиты считали, что читать из коранического свитка в молитве дозволено. Имам Ахмад сказал: „Нет греха в том, если имам, совершая молитву с людьми, будет смотреть (и читать) Коран из книги". У него спросили: „Во время обязательной молитвы?" Он ответил: „Я ничего не слышал об этом".

Аз-Зухри спросили о мужчине, который в рамадан читал Коран из книги, на что он ответил: „Лучшие из нас читали из свитков".

В толковании „Рауду-т-талиб" шейха Закарийи аль-Ансари сказано: „Если молящийся станет читать Коран из книги, даже если он иногда станет переворачивать страницы, его молитва не станет недействительной. Так как это очень маленькое или не непрерывное движение, которое не означает невнимательность человека в молитве. А малое количество действий, которые при увеличении их частоты нарушают молитву, при намеренном и не нужном их совершении (только) нежелательны /макрух/".

Абу Ханифа считал, что при чтении Корана из книги молитва портится в любом случае: много было действий или мало; имам читает из книги или молящийся в одиночку; человек, который не умеет читать Коран без книги, или нет. Ученые передали, что Абу Ханифа обосновал свое мнение двумя причинами.

Первая состоит в том, держание коранического свитка, смотрение на него и переворачивание страниц требуют множества действий.

Вторая состоит в том, что он обучается из Корана, словно обучается у другого человека. В соответствии со второй причиной чтение из книги Корана запрещено в любом случае: лежит ли книга на чем-либо или человек держит Коран в руках, а в соответствии с первой – положение чтения Корана из книги будет различным.

Исключением из этого он сделал только для человека, который читает, зная Коран наизусть, и не держа его. В этом случае Абу Ханифа считал, что молитва не портится, так как это чтение из коранического свитка дополняет его заучивание, но не обучает его, а также потому, что смотрение без держания не портит (молитву).

Два его ученика Абу Йусуф и Мухаммад считали, что читать из коранического свитка нежелательно, если человек вознамерился совершать эти действия подобно людям Писания»[1].

Мнения о дозволенности чтения Корана из книги дали ученые Постоянного Комитета, шейх аль-‘Усеймин и ‘Абдуллах аль-Джибрин. 

Несомненно, лучше и предпочтительнее, чтобы предводителем коллективной молитвы был знаток Корана, знающий Книгу Всевышнего Аллаха наизусть и читающий по памяти.

Шейху Салиху ибн Фаузану, да хранит его Аллах, задали вопрос: Лучше ли чтение Корана из книги, чем чтение по памяти? Разъясните, пожалуйста

Он ответил: «Что касается чтения Корана вне молитвы, то его лучше читать из книги. Так как это делает чтение более точным, более осознанным, кроме случаев, когда чтение по памяти не лучше для сердца и смиренности человека. В этом случае ему лучше читать по памяти.

Что касается чтения в молитве, то лучше читать Коран по памяти. Так как если молящийся станет читать Коран из книги, он станет совершать повторяющиеся действия: брать и класть Коран, переворачивать страницы, смотреть на буквы, также он не сможет положить правую руку на левую, положить их на грудь во время стояния в молитве, возможно, он также не сможет отдалить во время поясного и земного поклонов локти друг от друга, ведь под мышкой он будет вынужден держать Коран. Поэтому мы считаем, что для молящегося более верным будет читать Коран по памяти, а не из книги»[2].

Негативными последствиями чтения Корана из книги, а также с компьютера или с телефона является то, что имам станет меньше внимания уделять заучиванию Корана, и это удалит его желание учить Книгу Аллаха наизусть. Ведь он будет знать, что во время молитвы просто откроет книгу, или сможет прочесть Коран с компьютера или с телефона, а потому, не станет тратить время на заучивание Книги Всевышнего Аллаха и не станет совершенствовать свое чтение.

Старайся, дорогой брат, заучивать Коран наизусть и читать его в молитве по памяти.

А Аллаху ведомо лучше.


[1] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. – Кувейт. – Т. 33. – С. 57-58

[2] Аль-Мунтака мин фатауа-ль-Фаузан. Т. 2. С. 35, вопрос № 16

islamqa

У муфтия Татарстана Камиля Самигуллина свой ответ на разрешение совершать намаз, держа в руке Куръан и читая из него?

В ханафитском мазхабе, чтение текстов Благородного Куръана из книги во время намаза, не будучи хафизом, делает намаз недействительным. Намаз в этом случае становится недействительным по двум основаниям: во-первых, из-за процесса обучения (из книги) во время молитвы, а во-вторых, из-за большого количество лишних движений (‘амалюль-касир), которые нарушают намаз.

Стоит еще раз отметить, что обучение во время молитвы нарушает намаз, из-за того, что данное деяние похоже на обучение от учителя. Исключением является лишь случай, когда Куръан – хафиз (человек, полностью заучивший Благородный Куръан) читает из книги во время молитвы, не держа Куръан в руке, в данном случае это не нарушает намаз, потому что это не будет считаться обучением.

В известной книге ханафитского мазхаба «аль-Ихтияр» говорится: По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (рахматуллахи ‘алейхима) чтение по книге не нарушают намаз, но является макрухом, так как чтение текстов (Куръана) по книге похоже на поступки людей Писания. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) считает, что это нарушает намаз, держит человек в руках книгу или поставил ее на землю, переворачивает листы, все это относится к ‘амалюль-касир (большое количество лишних движений), и к тому же это обучение, а обучение во время намаза делает намаз недействительным.

Фетва которую мы даем и придерживаемся в наших краях содержит запрет на совершение намаза читая с книги, ибо это нарушает молитву и расценивается как вредное новшество в религии (бид’ат). После того, как это новшество распространилось, многие хафизы, следуя за обманчивым облегчением забыли Куръан, и уже в последующем, даже при сильном желании не были способны проводить хатм в Рамадан не смотря в книгу (мусхаф).

ДУМРТ