Какие мечети являются мечетями "фитны" в которых нельзя молиться, о которых сказал Всевышний в 9 суре Тауба, 107-108 аятах

Какие мечети являются мечетями

Нет сомнения в том, что для лучшего понимания смысла тех или иных аятов необходимо, во-первых, ознакомиться с причиной их ниспослания, а затем, как общее условие в разборе любого шариатского вопроса – попытаться рассмотреть этот вопрос с различных сторон, в свете тех шариатских доказательств, которые имеют к этому отношение.

Что касается причины ниспослания этих аятов, то это известная история, которая приводится в книгах по тафсиру, суть которой вкратце заключается в том, что лицемеры Медины по приказу врага Аллаха и Его Посланника, человека по имени Абу Амир ар-Рахиб, решили построить мечеть, в которой они смогли бы спокойно собираться, обсуждать свои козни против мусульман, разделять таким образом верующих, и так далее.

Они попросили разрешение на постройку этой мечети у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мотивировав это тем, что есть старые и больные люди или те, кому трудно ходить в мечеть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его совершить в ней намаз для того, чтобы придать ей официальность.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время собирался в газауват Табук, и обещал им после возвращения совершить это.

Однако по возвращению с Табука Аллах ниспослал ему аяты, раскрывающие истинные намерения лицемеров, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал разрушить эту мечеть.

И если это ясно, то те пользы, которые можно извлечь из этого в том, что касается нашего вопроса заключаются в том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в начале отнесся положительно к действиям лицемеров, так как они внешне совершали благое дело и как известно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относился ко всем людям в соответствие с тем, что они выявляли из слов и дел.

И если это так, то основа в том, кто является мусульманином – хорошее намерение, оставление подозрений и принятие от него того, что он выявляет для нас.

Поэтому в основе своей если человек, внешне являющийся мусульманином строит мечеть, опираясь например на хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в раю» (Ат-Тирмизи 318, ибн Маджа 736). То в этом случае внешнее действие мы принимаем у этого человека и не обвиняем его в его намерении, кроме как если для этого не будет ясных оснований, построенных на фактах и доказательствах, а не чьих то предположениях.

Это, что касается намерения, строящего мечеть, как основа. И если это так, то та или иная построенная мечеть мусульманином будет попадать также в основе под общие смыслы доказательств, побуждающих к намазу в мечети и так далее. Приведу лишь часть из них.

Сказал Всевышний Аллах: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится их разрушить?» (Сура аль-Бакара 114).

Как сказал шейх Абду Рахман Саади в тафсире этого аята, разрушение здесь включает в себя как разрушение физическое, так и духовное посредством запрещения совершения там намаза и т.д.

Также: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигать, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (Сура ан-Нур 36).

Также: «Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему очищая перед Ним веру» (Сура аль-Араф 29).

Также: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (Сура аль-Араф 31).

Также: «Мечети принадлежат только Аллаху. Не взывайте же ну к кому наряду с Аллахом» (Сура аль-Джин 18).

Значит в основе своей те мечети, которые строят мусульмане, внешне делая это ради Аллаха, не будут, конечно же, мечетями фитны.

При каких же обстоятельствах та или иная мечеть будет попадать под положение мечети фитны, посещать которые нельзя?

Приведу несколько высказываний ученых в отношении этого вопроса, а затем с позволения Аллаха сделаем вывод:

Сказал Ибн аль Каййим в отношении польз, извлекаемых из газаувата Табук: «Отсюда берется также сжигание и разрушение мест, где совершаются грехи, в которых происходит ослушание Аллаха и Его Посланника. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжег мечеть фитны, и приказал разрушить ее, несмотря на то, что это была мечеть, в которой поминалось имя Аллаха и совершались молитвы, однако в постройке этой мечети был вред и разделение среди верующих, это было прибежищем для лицемеров. И любое подобное этому месту - является обязательным для имама сделать его непосещаемым, заброшенным либо через разрушение или сжигание, либо изменением его формы и изменением его первоначального состояния, в котором он был установлен". (См. Зади аль-Маад 500/3).

Говорит также имам Ибн Каййим: "Должна быть разрушена мечеть, построенная на могиле, также если человек будет захоронен в мечети, его могила вскрывается и должна быть перенесена в другое место. Об этом ясно сказал имам Ахмад и другие ученые. Поэтому не собирается в религии Ислам мечеть, и могила. Однако если что-то одно будет последующим за другим, то последующее должно быть запрещено, и первоначальное положение будет закреплено за предшествующим". См. (Зади аль-Маад 3-500)

Сказал имам Аль-Бухути: "Является запрещенным строить мечеть рядом с другой мечетью, кроме как по нужде, как теснота первой, или страха перед фитной в случае соединения молящихся в одной мечети. И очевидно, что это будет запрещено, даже если нет намерения на причинение вреда". (См. Шарх аль-Икна 545/1)

Если это стало ясно, то мечеть становится мечетью фитны при двух основных положениях:

1. Когда становится предельно ясно намерение строящего эту мечеть, то, что это было сделано не ради Аллаха, однако из-за показухи или других каких-то корыстных целей.

2. Когда эта мечеть, ее деятельность, проводимая в ней будет тем, что запретил Аллах и Его Посланник, причиной раскола среди мусульман. Сюда входит призывы ко всем идеям, противоречащим правильным убеждениям, и так далее. Однако следует знать о некоторых очень важных моментах.

А это то, что в соответствие с той основой, которая была установлена в начале, мечети, которые строятся мусульманами – то, что они не являются мечетями фитны, а как известно основа не оставляется, кроме как по причине уверенности.

К тому же если принимать (а это необходимо принимать во внимание) ситуацию в той или иной конкретной местности, например, степень вероятности принуждения администрации той или иной мечети к тому или иному действию, из-за которого эта мечеть может стать мечетью фитны, то становится ясно, что вынесение решение о том, что та или иная мечеть стала мечетью фитны, это решение нуждается в шариатских знаниях и знания ситуации.

Однако в любом случае те или иные отдельные ошибки или те или иные действия, которые могут происходить в мечети, не должны быть причиной для полного оставления этой мечети, так как имеет значение основное положение, большая и основная сторона, то есть если ситуация сложится таким образом, что эта деятельность или эти действия приобретут основной и общий характер направленный на дурное.

А Аллах знает лучше.

Подготовил: АбдуЛлах Абу Абдуррахман

sunnaonline

При ка­ких же об­сто­ятель­ствах та или иная ме­четь бу­дет по­падать под по­ложе­ние ме­чети фит­ны, по­сещать ко­торые нель­зя?

Го­ворит ибн Хазм: "Нель­зя со­вер­шать мо­лит­ву в ме­чети, пос­тро­ен­ной для по­казу­хи или для на­несе­ния вре­да дру­гой ме­чети, ес­ли по­сети­тели этой пер­вой ме­чети слы­шат ее азан, и не яв­ля­ет­ся зат­рудни­тель­ным для них хо­дить в нее. В этом слу­чае вто­рую ме­четь не­об­хо­димо раз­ру­шить, а так­же не­об­хо­димо раз­ру­шить лю­бую ме­четь, пос­тро­ен­ную для то­го, что­бы груп­па лю­дей там у­еди­нилась как мо­нахи или к ней нап­равля­ют­ся не­вежес­твен­ные лю­ди, по­лагая ее пре­вос­ходс­тво". См. Аль-Му­хал­ля 44/4.

Ска­зал аль-Бу­хути: "Яв­ля­ет­ся зап­ре­щен­ным стро­ить ме­четь ря­дом с дру­гой ме­четью, кро­ме как по нуж­де, как тес­нота пер­вой или стра­ха пе­ред фит­ной в слу­чае со­еди­нения мо­лящих­ся в од­ной ме­чети. И оче­вид­но, что это бу­дет зап­ре­щено, да­же ес­ли нет на­мере­ния на при­чине­ние вре­да". См. Шарх аль-Ик­на 545/1.

Ска­зал имам аль-Кур­ту­би: "Ска­зали на­ши уче­ные (ма­лики­ты): "Лю­бая ме­четь, пос­тро­ен­ная для при­чине­ния вре­да или по­казу­хи и для сла­вы, то эта ме­четь бу­дет на по­ложе­нии ме­чети ди­рар (фит­ны), в ко­торой нель­зя со­вер­шать мо­лит­ву". См. Таф­сир аль-Кур­ту­би 254/8

Ска­зал аль-Га­зали: "Что ка­са­ет­ся ме­чети, ко­торая пос­тро­ена на ук­ра­ден­ной зем­ле или ук­ра­ден­ным из дру­гой ме­чети ма­тери­алом или от ка­кого-то кон­крет­но­го вла­дель­ца, то ту­да во­об­ще нель­зя вхо­дить да­же для со­вер­ше­ния джумъа. Ес­ли же она бы­ла пос­тро­ена на день­ги, вла­делец ко­торых не­из­вестен, то пре­дос­то­рож­ность бу­дет в том, что­бы пой­ти в дру­гую ме­четь, ес­ли есть. Ес­ли же нет, то нель­зя ос­тавлять мо­лит­ву в джа­ма­ате и джумъа, так как есть хоть и да­лекое пред­по­ложе­ние, что эта ме­четь пос­тро­ена на средс­тва то­го, кто это сде­лал". См. Ихъя улю­ми ад-Дин114/2.

Ска­зал ибн Хад­жар аль-Хай­та­ми из­вес­тный ша­фи­ит­ский уче­ный: "Яв­ля­ет­ся обя­затель­ным спе­шить в раз­ру­шении ме­четей и ку­полов над мо­гила­ми, так как это вред­нее, чем ме­четь ди­рара (фит­ны). Так как все это ос­но­вано на ос­лу­шании Пос­ланни­ка Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ко­торый зап­ре­тил это". См. За­уажир ан ир­ти­каби аль-Ка­ба­ир 386/1.

Ска­зал имам аль-Джа­сас в таф­си­ре а­ятов о ме­чети фит­ны: "В этом ука­зание на то, что ме­четь, пос­тро­ен­ная для при­чине­ния вре­да ве­ру­ющим, со­вер­ше­ния гре­хов. В ней нель­зя со­вер­шать на­маз и яв­ля­ет­ся обя­затель­ным раз­ру­шить ее. Так как Ал­лах зап­ре­тил Сво­ему про­року со­вер­шать мо­лит­ву в ме­чети, пос­тро­ен­ной на вре­де и не­чес­тии… и это в про­тиво­полож­ность ме­чети, ко­торая бы­ла ос­но­вана на бо­гобо­яз­неннос­ти. И это ука­зыва­ет на то, что не­кото­рые мес­та, со­вер­шать в них мо­лит­ву луч­ше, чем в дру­гих и то, что мо­лит­ва мо­жет быть зап­ре­щена в не­кото­рых из них. И та ос­но­ва, на ко­торой ме­четь бы­ла пос­тро­ена из­на­чаль­но, бу­дет оп­ре­деле­ни­ем пре­вос­ходс­тва ме­чети". См. Ах­кам аль-Ко­ран.

Ес­ли это ста­ло яс­но, то ме­четь ста­новит­ся ме­четью фит­ны при двух ос­новных по­ложе­ни­ях:

1. Ког­да ста­новит­ся пре­дель­но яс­ным на­мере­ние стро­яще­го эту ме­четь, а это то, что ес­ли бы­ло сде­лано не ра­ди Ал­ла­ха, од­на­ко из-за по­казу­хи или дру­гих ка­ких-то ко­рыс­тных це­лей.

2. Ког­да эта ме­четь, ее де­ятель­ность, про­води­мая в ней бу­дет тем, что зап­ре­тил Ал­лах и Его Пос­ланник, при­чиной рас­ко­ла сре­ди му­суль­ман. Сю­да вхо­дит при­зывы ко всем иде­ям, про­тиво­реча­щим пра­виль­ным убеж­де­ни­ям и т.д. Од­на­ко сле­ду­ет знать о не­кото­рых очень важ­ных мо­мен­тах. А это то, что в со­от­ветс­твие с той ос­но­вой, ко­торая бы­ла ус­та­нов­ле­на в на­чале, ме­чети ко­торые стро­ят­ся му­суль­ма­нами – то они не яв­ля­ют­ся ме­четя­ми фит­ны, а как из­вес­тно ос­но­ва не ос­тавля­ет­ся кро­ме как по при­чине уве­рен­ности. К то­му же ес­ли при­нимать (а это не­об­хо­димо при­нимать во вни­мание) си­ту­ацию в той или иной кон­крет­ной мес­тнос­ти, нап­ри­мер, сте­пень ве­ро­ят­ности при­нуж­де­ния ад­ми­нис­тра­ции той или иной ме­чети к то­му или ино­му дей­ствию, из-за ко­торо­го эта ме­четь мо­жет стать ме­четью фит­ны, то ста­новит­ся яс­но, что вы­несе­ние ре­шение о том, что та или иная ме­четь ста­ла ме­четью фит­ны, это ре­шение нуж­да­ет­ся в ша­ри­ат­ских зна­ни­ях, и зна­нии си­ту­ации. Од­на­ко в лю­бом слу­чае, те или иные от­дель­ные ошиб­ки или те или иные дей­ствия, ко­торые мо­гут про­ис­хо­дить в ме­чети не дол­жны быть при­чиной для пол­но­го ос­тавле­ния этой ме­чети, так как име­ет зна­чение ос­новное по­ложе­ние, боль­шая и ос­новная сто­рона, та­ким об­ра­зом, что эти де­ятель­ность или дей­ствия при­об­ре­тут ос­новной и об­щий ха­рак­тер.

«Те, ко­торые пос­тро­или ме­четь для на­несе­ния вре­да, под­держа­ния не­верия, вне­сения рас­ко­ла в ря­ды му­суль­ман и соз­да­ния зас­та­вы для тех, кто из­давна сра­жа­ет­ся про­тив Ал­ла­ха и Его пос­ланни­ка, неп­ре­мен­но бу­дут клясть­ся: «Мы не хо­тели ни­чего, кро­ме доб­ра». Ал­лах сви­детель­ству­ет, что они яв­ля­ют­ся лже­цами». Ко­ран, су­ра «По­ка­яние», а­ят 107. Сре­ди жи­телей мес­течка Ку­ба бы­ли ли­цеме­ры, ко­торые пос­тро­или ря­дом с ме­четью Ку­ба еще од­ну ме­четь. Они на­мере­вались при­чинить вред пра­вовер­ным му­суль­ма­нам и внес­ти рас­кол в их ря­ды. Они так­же обе­щали не­кото­рым из не­веру­ющих, ко­торые вос­про­тиви­лись Ал­ла­ху и Его пос­ланни­ку, что эта ме­четь при не­об­хо­димос­ти мо­жет пос­лу­жить для них бас­ти­оном. Од­на­ко Все­выш­ний Ал­лах опо­зорил этих не­чес­тивцев и рас­крыл их за­говор.

Ал­лах со­об­щил, что ли­цеме­ры пос­тро­или эту ме­четь для то­го, что­бы на­нес­ти вред ве­ру­ющим и ме­чети, в ко­торой они со­бира­ют­ся. Они на­мере­вались под­держать не­верие, в то вре­мя как дру­гие стре­мились под­держать пра­вую ве­ру. Они так­же на­мере­вались по­се­ять сму­ту и раз­ногла­сия меж­ду му­суль­ма­нами и по­мочь не­веру­ющим, во­юющим про­тив Ал­ла­ха и Его пос­ланни­ка и пи­та­ющим к му­суль­ма­нам лю­тую не­нависть. Од­ним из та­ких не­веру­ющих был мо­нах Абу Амир. Он был жи­телем Ме­дины, и ког­да Про­рок Му­хам­мад, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, со­вер­шил пе­ресе­ление в Ме­дину, он от­ка­зал­ся уве­ровать в не­го. Во вре­мена не­вежес­тва он был од­ним из тех, кто пок­ло­нял­ся Ал­ла­ху, но впос­ледс­твии он прим­кнул к мно­гобож­ни­кам в на­деж­де, что они ока­жут ему под­дер­жку в борь­бе с Пос­ланни­ком Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет. Убе­див­шись, что они не спо­соб­ны ока­зать ему та­кой под­дер­жки, он от­пра­вил­ся к им­пе­рато­ру Ви­зан­тии, по­лагая, что у то­го хва­тит сил одо­леть Про­рока Му­хам­ма­да. В до­роге этот прок­ля­тый не­веру­ющий скон­чался, а ли­цеме­ры, под­дер­жкой ко­торых он за­ручил­ся, пос­тро­или для не­го ме­четь вре­да. Ког­да Про­рок Му­хам­мад, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, по­лучил от­кро­вение по это­му по­воду, он ве­лел нес­коль­ким му­суль­ма­нам раз­ру­шить и спа­лить эту ме­четь. Они вы­пол­ни­ли его при­каз, и впос­ледс­твии она прев­ра­тилась в свал­ку для му­сора.

Со­об­щив о дур­ных на­мере­ни­ях ли­цеме­ров, Все­выш­ний Ал­лах ска­зал, что они ста­нут клясть­ся, что не хо­тели ни­кому при­чинять зла и со­бира­лись ока­зывать по­мощь сла­бым, бес­по­мощ­ным и нуж­да­ющим­ся лю­дям. Од­на­ко Ал­лах зас­ви­детель­ство­вал, что они яв­ля­ют­ся лже­цами, и сви­детель­ство Ал­ла­ха прав­ди­вее их лжи­вых клятв. «Ни­ког­да не со­вер­шай в ней на­маз. Ме­четь, ко­торая с пер­во­го дня бы­ла ос­но­вана на бо­гобо­яз­неннос­ти, боль­ше зас­лу­жива­ет то­го, что­бы ты выс­та­ивал в ней. В ней есть му­жи, ко­торые лю­бят очи­щать­ся. Во­ис­ти­ну, Ал­лах лю­бит очи­ща­ющих­ся». Ко­ран, су­ра «По­ка­яние», а­ят 108. Ни­ког­да не со­вер­шай на­маз в ме­чети, ко­торая пос­тро­ена для то­го, что­бы на­нес­ти вред му­суль­ма­нам. Ме­четь, ко­торая с пер­во­го дня ос­но­вана на бо­гобо­яз­неннос­ти и бла­гочес­тии, боль­ше зас­лу­жива­ет то­го, что­бы ты со­вер­шал в ней на­маз. Ког­да был нис­послан этот а­ят, в ко­тором Ал­лах пох­ва­лил при­хожан ме­чети Ку­ба за их лю­бовь к очи­щению, Про­рок Му­хам­мад, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, спро­сил их о том, как они очи­ща­ют­ся. Они со­об­щи­ли ему, что пос­ле от­прав­ле­ния ес­тес­твен­ной нуж­ды они вна­чале очи­ща­ют­ся кам­ня­ми, а за­тем под­мы­ва­ют­ся во­дой. И тог­да он пох­ва­лил их за та­кой пос­ту­пок. Во­ис­ти­ну, Ал­лах лю­бит тех, кто ду­хов­но очи­ща­ет­ся от мно­гобо­жия и по­роч­ных нра­вов, а так­же очи­ща­ет­ся от не­чис­тот и ос­квер­не­ния.

«Тот ли, кто за­ложил ос­но­вание сво­его стро­ения на стра­хе пе­ред Ал­ла­хом и стрем­ле­нии к Его до­воль­ству, луч­ше или же тот, кто за­ложил его на са­мом краю об­ры­ва, го­тово­го об­ва­лить­ся, так что он об­ва­лил­ся вмес­те с ним в огонь Ге­ен­ны? Во­ис­ти­ну, Ал­лах не ве­дет пря­мым пу­тем нес­пра­вед­ли­вых лю­дей». Ко­ран, су­ра «По­ка­яние», а­ят 109. Раз­ли­чия меж­ду ме­четя­ми зак­лю­ча­ют­ся в раз­ли­чии меж­ду на­мере­ни­ями их при­хожан и со­от­ветс­твии этих на­мере­ний то­му, что угод­но Ал­ла­ху. Ес­ли ме­четь пос­тро­ена с доб­ры­ми на­мере­ни­ями и в стро­гом со­от­ветс­твии с Его пред­пи­сани­ями, ес­ли ее ус­тро­ите­ли пос­ту­пали ис­крен­не ра­ди Ал­ла­ха и ру­ководс­тво­вались до­рогой Про­рока Му­хам­ма­да, то она бу­дет пре­вос­хо­дить ме­четь, ко­торая пос­тро­ена на са­мом краю об­ры­ва, го­тово­го об­ру­шить­ся вмес­те с этим стро­ени­ем пря­мо в ог­ненную пре­ис­поднюю. Во­ис­ти­ну, Ал­лах не по­мога­ет без­за­кон­ни­кам уз­нать, что мо­жет при­нес­ти им поль­зу в мир­ских и ре­лиги­оз­ных воп­ро­сах.

«Стро­ение, ко­торое они пос­тро­или, всег­да бу­дет по­рож­дать сом­не­ния в их сер­дцах, по­ка их сер­дца не ра­зор­вутся. Ал­лах – Зна­ющий, Муд­рый». Ко­ран, су­ра «По­ка­яние», а­ят 110. Стро­ение, ко­торое они пос­тро­или, всег­да бу­дет тер­зать их сом­не­ни­ями, ес­ли толь­ко они не по­жале­ют о со­де­ян­ном, не рас­ка­ят­ся пе­ред сво­им Гос­по­дом и не ус­тра­шат­ся пос­ледс­твий сво­их зло­де­яний. Ес­ли та­кое про­изой­дет, то Ал­лах прос­тит им гре­хи. Ес­ли же нет, то с каж­дым днем их стро­ение бу­дет уси­ливать их сом­не­ние и ли­цеме­рие.

Сре­ди прек­расных имен Ал­ла­ха – аль-Алим (зна­ющий), аль-Ха­ким (муд­рый). Он ве­да­ет обо всем яв­ном и сок­ро­вен­ном, обо всем, что ра­бы ута­ива­ют или об­на­роду­ют. Он со­вер­ша­ет, соз­да­ет, по­веле­ва­ет и зап­ре­ща­ет толь­ко то, что со­от­ветс­тву­ет Его бо­жес­твен­ной муд­рости. И хва­ла за это над­ле­жит толь­ко Ему од­но­му.

Из этих ко­рани­чес­ких от­кро­вений мож­но сде­лать сле­ду­ющие по­лез­ные вы­воды:

- Зап­ре­ща­ет­ся воз­во­дить ме­четь ря­дом с дру­гой ме­четью с на­мере­ни­ем при­чинить ей вред. И ес­ли му­суль­ма­нам ста­новит­ся из­вес­тно о под­линных на­мере­ни­ях ус­тро­ите­лей ме­чети вре­да, то она дол­жна быть раз­ру­шена.

- На­мере­ние от­ра­жа­ет­ся на лю­бом де­янии, и по­это­му да­же са­мое дос­той­ное де­яние мо­жет ока­зать­ся зап­ре­щен­ным. Имен­но дур­ное на­мере­ние при­вело к то­му, что для ус­тро­ите­лей ме­чети вре­да все за­кон­чи­лось так пло­хо.

- Лю­бой пос­ту­пок, ко­торый мо­жет внес­ти рас­кол в ря­ды му­суль­ман, яв­ля­ет­ся гре­хом, и пра­вовер­ные обя­заны из­бе­гать та­ких гре­хов и ис­ко­ренять их. А лю­бой пос­ту­пок, ко­торый спо­собс­тву­ет еди­нению му­суль­ман, яв­ля­ет­ся обя­затель­ным, и пра­вовер­ные дол­жны при­зывать к та­ким пос­тупкам и вдох­новлять лю­дей на них. Ал­лах со­об­щил, что ус­тро­ите­ли ме­чети вре­да прес­ле­дова­ли имен­но на­мере­ние по­се­ять раз­дор меж­ду му­суль­ма­нами, и по­это­му их пос­ту­пок был гре­хом. Так­же гре­хов­ны­ми яв­ля­ют­ся лю­бые пос­тупки с на­мере­ни­ем под­держать не­верие или вос­про­тивить­ся Ал­ла­ху и Его пос­ланни­ку, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет.

- Зап­ре­ща­ет­ся со­вер­шать на­маз в мес­тах, где лю­ди ос­лу­ша­ют­ся Ал­ла­ха. Му­суль­ма­не дол­жны сто­ронить­ся та­ких мест и не приб­ли­жать­ся к ним.

- Гре­хи ока­зыва­ют вли­яние на мес­то, в ко­тором они со­вер­ша­ют­ся. Гре­хов­ный пос­ту­пок ли­цеме­ров так­же пов­ли­ял на пос­тро­ен­ную ими ме­четь, и му­суль­ма­нам бы­ло зап­ре­щено мо­лить­ся в ней. Пра­вед­ные де­яния так­же ока­зыва­ют вли­яние на мес­та, в ко­торых они со­вер­ша­ют­ся. И по­это­му Ал­лах ска­зал о ме­чети Ку­ба: «Ме­четь, ко­торая с пер­во­го дня бы­ла ос­но­вана на бо­гобо­яз­неннос­ти, боль­ше зас­лу­жива­ет то­го, что­бы ты выс­та­ивал в ней» (Ко­ран, 9:108).

Ме­четь Ку­ба бы­ла от­ме­чена осо­бен­ностя­ми, ко­торы­ми не об­ла­дали мно­гие дру­гие ме­чети. Про­рок Му­хам­мад, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, по­сещал эту ме­четь каж­дую суб­бо­ту, со­вер­шал в ней на­маз и приз­вал му­суль­ман мо­лить­ся в ней.

- Из при­чин, упо­мяну­тых Все­выш­ним Ал­ла­хом, вы­тека­ют че­тыре важ­ных ре­лиги­оз­ных прин­ци­па, сог­ласно ко­торым лю­бой пос­ту­пок, ко­торый на­носит вред му­суль­ма­нам, или яв­ля­ет­ся ос­лу­шани­ем Ал­ла­ха и по­рож­де­ни­ем не­верия, или вно­сит рас­кол в ря­ды пра­вовер­ных, или по­мога­ет греш­ни­кам, ко­торые враж­ду­ют с Ал­ла­хом и Его пос­ланни­ком, яв­ля­ет­ся зап­ре­щен­ным, и на­обо­рот.

- Ес­ли ме­четь Ку­ба яв­ля­ет­ся ме­четью, ко­торая бы­ла ос­но­вана на бо­гобо­яз­неннос­ти и бла­гочес­тии, то ме­четь Про­рока Му­хам­ма­да, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ос­но­вание ко­торой он за­ложил сво­ей бла­город­ной ру­кой и в ко­торой он тру­дил­ся, в еще боль­шей сте­пени зас­лу­жива­ет та­кого эпи­тета.

- Лю­бой пра­вед­ный пос­ту­пок зиж­дется на ис­крен­ности пе­ред Ал­ла­хом и стро­гом со­от­ветс­твии до­роге Про­рока Му­хам­ма­да, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет. Ос­но­вани­ем та­ких пос­тупков яв­ля­ют­ся бо­гобо­яз­ненность и бла­гочес­тие, и они при­водят че­лове­ка в рай­ские са­ды бла­женс­тва. Ес­ли же че­ловек име­ет дур­ные на­мере­ния и со­вер­ша­ет ересь и заб­лужде­ние, то он зак­ла­дыва­ет фун­да­мент сво­их пос­тупков на са­мом краю об­ры­ва, ко­торый неп­ре­мен­но об­ва­лит­ся вмес­те с ним в ог­ненную пре­ис­поднюю, ведь Ал­лах не нас­тавля­ет на пря­мой путь нес­пра­вед­ли­вых лю­дей.

Из Таф­си­ра Абд ар-Рах­ма­на ас-Са­ади

А Ал­лах зна­ет луч­ше.

Ис­точник

К чему приводит фитна? Последствия смут

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! Несомненно, фитна (смута) является причиной множества бедствий как для Ислама, так и для мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и первые поколения исламской общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль 8: 25).

Когда начинает бушевать смута, она лишает массу людей рассудка, и они начинают преступать установления религии, проливать кровь друг друга, не обращая внимания на то, что убиваемый является соседом, родственником, и в первую очередь мусульманином! И о том, что подобное будет происходить в преддверии Судного Часа, говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед Судным днем будет множество убийств» Его спросили: «О посланник Аллаха, но ведь мы каждый год убиваем врагов». Он сказал: «Это не убийство многобожников, а убийство друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!»Его спросили: «И мы будем в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!»" Затем Абу Муса сказал: "Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли – не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества!" (Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный).

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: "Наступит смута, которая лишит мужчин рассудка. И дело дойдет до того, что ты не сможешь увидеть даже одного разумного мужчину!" Ну’айм ибн Хаммад в "аль-Фитан" 1/62. Имам аль-Хинди подтвердил достоверность иснада. См. "Канз аль-‘уммаль" 11/179.

И именно это, к большому сожалению, мы наблюдаем в наши дни во многих арабских странах, которые всецело охватила смута. Вовлекая целые страны мусульман в беспорядки и революцию, враги Ислама используют это в своих коварных интересах. А ведь все это – последствие тех самых митингов, забастовок и демонстраций, причем некоторые мусульмане считают это разрешенным действием и чуть ли не важнейшим видом поклонения в наши дни!

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили, дозволены ли в Исламе митинги и демонстрации, которые проводятся с разрешения правительства, он сказал: «В Исламе нужно поступать так, как поступали ранние поколения мусульман. Если подобные вещи были среди них, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации протеста – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают. И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем ранних мусульман!" Сл. "Ликъаат Баб аль-мафтух" № 189.

Последствия смут 

Первое последствие: оставление людьми поклонения

Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом. Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. Доказательство этому – слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно переселению ко мне» (Муслим 2948). То есть, кто посвятит себя поклонению во время, когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его будет подобна награде того, кто переселился к пророку (мир ему и благословение Аллаха).В этом хадисе указание на то, что занятый поклонением во время смут будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. Все это свидетельствует о том, что необходимо отдаляться от смуты и заниматься различными видами поклонения, и тогда человек обретет покой и будет пребывать в безмятежности и благополучии, а ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от смут» (Абу Дауд 4263. Хадис достоверный).

Всевышний Аллах говорит: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» (аль-Муминун 23: 76).То есть, в подобном положении человеку надлежит проявлять смирение и молить Всевышнего об избавлении. Он должен исправить себя, свое положение и навести порядок в своем доме. Должен неуклонно повиноваться своему Господу в той форме, которой Он доволен. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова с подобным смыслом: "Настанут времена смут, от которых ничто не спасет, кроме мольбы подобно мольбе утопающего" (Ибн Абу Шайба 7/531).Всем нам известно, как искренне и усердно взывает о помощи утопающий, поэтому и было сказано: "ничто не спасет, кроме мольбы подобно мольбе утопающего". Во время смуты человек должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании.

Второе последствие: отдаление людей от ученых и знания

Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения религии. Люди перестают обращаться к ученым и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой, в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может быть рядом с учеными, оказывается отдаленным от знаний и его носителей.

Хуже этого то, что во время смуты люди начинают пренебрегать учеными, умаляют их значение и достоинство, ругают и порочат их. От ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает должного нашим ученым!» (Ахмад 5/323, аль-Хаким 1/139. Хадис хороший).

Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. И все это является следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах! История переполнена подобными случаями, и одна из них – это смута, спровоцированная ‘Абдур-Рахманом бин аль-Аш‘асом, в которую были втянуты большое количество чтецов Корана и знающих людей, и множество простых людей. Так вот, когда разгорелась эта смута, к аль-Хасану аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), одному из самых великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?!» Он ответил: "Я считаю, что вы не должны сражаться с ним. Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей". И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого «‘ильджа»?!»[14] ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма» 3/1035, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.

Смута разгорелась в них, и когда они, охваченные бушующими эмоциями, услышали от ученого то, что не соответствовало их страстям и желаниям, и что противоречит их склонностям, то стали порочить его. Пороченье ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет границ. Их называют подлизами, обвиняют в заискивании перед правителями, называют агентами, и обвиняют в прочих мерзких вещах. И те, которые высказались в адрес аль-Хасана аль-Басри подобным образом, не приняв его совета, выступили против аль-Хаджаджа вместе с ‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом, были все убиты. Они не принесли никакого блага и не извлекли пользы из советов ученых. Так как ученые стали для них никем и их слова не имели для них никакого значения.

Третье последствие: глупцы становятся лидерами

Из последствий смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у кого нет ни знаний, ни понимания реальной обстановки выходят вперед и начинают занимать почетные места. И занимают они такое положение не по причине своего знания, не по причине опыта, не из-за наличия таких качеств, как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих эмоций! Они становятся во главе, затем слепо, наугад выносят решения и предпринимают шаги, зачастую очень ошибочные. Поэтому ученые говорили: "Когда наступает смута, благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов". См. «Минхадж ас-Сунна» 4/187.

Четвертое последствие: деяния завершаются неудачей и имеют плохие последствия

Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются.Ибн Таймия в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение. Он сказал: "Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы". Затем он упомянул примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут, сказав: "Они (бунтовщики) не смогли ни религию установить, ни сберечь то благое, что было в обществе" (См. «Минхадж ас-Сунна» 4/527-528).

Пример подобному приводит имам аз-Захаби в своем труде «Сияр а‘лям ан-нубаля» в биографии халифа аль-Хакама ибн Хишама, который был правителем Андалусии. Он долго рассказывал о том, как процветало его государство, какой силой оно обладало, и какие победы он одерживал над римлянами, и т.п. После этого аз-Захаби сказал: "Возросло число ученых в Андалусии в государстве аль-Хакама, что даже было сказано, что в Куртубе было четыре тысячи обладающих знанием из числа ученых и требующих знание. Однако, когда пришло время их гибели, Аллах сделал так, что им стало тяжело терпеть несправедливость аль-Хакама, и они сговорились свергнуть его. Затем они собрали войско для сражения с ним, и вспыхнула в Андалусии великая смута, обернувшаяся злом Исламу и его приверженцам" (См. «ас-Сияр» 8/253-260).

Зло, о котором говорит аз-Захаби, – это упадок Андалусии, начавшийся после упомянутых междоусобных войн. Воспользовавшись этими внутренними проблемами мусульман, европейские войска атаковали их, подчинив себе всю Андалусию.

Пятое последствие: принявший участие в смуте теряет свое достоинство

Также из числа отрицательных последствий смуты то, что если в нее вступает человек из числа обладающих знанием, это приводит к тому, что он теряет свое достоинство и уважение. Но кто спасется от смуты, тот возвысится, и люди будут извлекать пользу из его знаний, а спасение этого ученого означает продолжение существования блага, что осуществляется только с содействием Всевышнего Аллаха. Поэтому ‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: "Муслим ибн Ясар пользовался среди людей большим уважением и достоинством нежели аль-Хасан аль-Басри. Однако, когда наступила смута, Муслим поспешил к ней, а аль-Хасан задержался и отстранился от нее. Тогда Муслим упал в глазах людей, а аль-Хасан возвысился". Ибн Абу Шейба 11/128, Ибн Са‘д в «ат-Табакъат» 7/165, Ибн ‘Асакир «ат-Тарих» 58/146.

Муслим ибн Ясар, о котором так сказал ‘Абдуллах ибн ‘Аун, вступил в смуту Ибн аль-Аш‘аса, но когда эта смута прошла, он восхвалял Аллаха. Передаются его следующие слова, которые он сказал, находясь с Абу Килябой: "О Абу Киляба! Я восхваляю Аллаха перед тобой, за то что, в этой смуте не выпустил ни одну стрелу, никого не пронзил копьем и не ударил мечом!" То есть он имеет в виду, что принимал участие в этом и находился в их рядах, однако не выстрелил ни в кого из лука и не ударил никого мечом. На это Абу Къиляба ему говорит: "О Абу ‘Абдуллах! А как же быть с теми, кто видел тебя в рядах? Ведь ты признанный ученый среди людей и имеешь достойное положение среди них. И как же быть с теми, кто видел тебя между двух рядов и говорил: "Это же Муслим ибн Ясар! Клянусь Аллахом, он занял эту позицию лишь потому, что это было истиной!" Твое присутствие в рядах одной из сторон, и поддержание их, является тем, что разожгло смуту еще больше". После этих слов Муслим ибн Ясар заплакал, и описывая его, Абу Къиляба сказал: "Он плакал и плакал, до тех пор, пока я не возжелал: «Лучше бы я не говорил ему ничего!»" Ибн Са‘д в «ат-Табакат» 7/187, Халифа в «ат-Тарих» 52, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 58/146. Так на Муслима ибн Ясара воздействовали слова Абу Къилябы, который напомнил, к чему привело его пассивное участие в смуте, так что же говорить о том, кто в ней принимает самое активное участие?!

Шестое последствие: истина смешивается с ложью и становится невозможным их различить

Из числа последствий смуты то, что во время смуты многие не могут отличить истину ото лжи. Человека убивают, а он не знает, за что был убит так же, как и убийца не знает, за что убил его. Поистине, это пылающая смута, приводящая к буйству людей, когда меняются сердца, когда опасности обретают серьезные последствия, людей со всех сторон окружает зло, и в делах появляется неясность. Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: "Поистине, когда наступает смута, она неразличима, и только после ее завершения проясняется ее суть" (ат-Табари в «ат-Тарих» 3/26).

Также запрещено приступать к какому-либо делу, когда оно неясное и сомнительное, особенно если это касается жизни людей. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сражался под неясным знаменем и проявлял гнев во имя своего племени, или призывал к национализму, или помогал только из-за любви к своему племени, и был убит, тот погиб смертью времен джахилии» (Муслим 1848).

Также уместно в данной теме упомянуть историю славного сподвижника Са‘да бин Абу Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), и рассказать о его поступке во время смуты между ‘Али ибн Абу Талибом и Му‘ауией (да будет доволен ими Аллах). ‘Абдур-Раззакъ с достоверной цепочкой передатчиков передал от Мухаммада ибн Сирина, что как-то Са’да спросили: "Почему ты не сражаешься? Ведь ты из числа принимавших участие в совете (ахль аш-шура), и потому ты обязан сражаться, более чем кто-либо другой ". Он ответил: "Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы, кто заслуживает казни, а кто нет. Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад". ‘Абдур-Раззакъ 20736, Абу Ну‘айм в «Ма‘рифа ас-сахаба» 1/135. Слова: "Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад" означают: я сражался на пути Аллаха и знаю, каким именно является джихад. Ну а в такое сражение, где мусульмане убивают друг друга и летят их головы, я не вступлю, если только вы не дадите мне описанный мною меч.

Затем Са’д привел удивительный пример, сказав: "Нас с вами можно сравнить с теми, кто передвигались по ясному пути, и настиг их бушующий сильный ветер, по причине чего они потеряли видимость дороги и сбились с пути. Тогда некоторые из них сказали: «Дорога находится по правую сторону». Отправившись в ту сторону, они заблудились и сбились с пути. Другие сказали: «Дорога находится по левой стороне». Они отправились в ту сторону, после чего заблудились и сбились с пути. Остальные же сказали: «Мы были на правильном пути, когда начал бушевать ветер, поэтому остановимся и переждем тут». Наутро ветер стих и дорога снова прояснилась. Последняя группа (оставшаяся на месте) и есть праведная община, и именно они говорят: «Нам стоит придерживаться того, что оставил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до тех пор, пока не встретим его, и мы не вступим во что-либо связанное со смутой!»" Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» 713, аль-Хаттаби в «аль-‘Узля» 72, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 39/496.

Седьмое отклонение: вовлечение молодежи в смуту

Также из числа последствий смуты то, что она является причиной вовлечения в нее молодежи, их порчи и заблуждения. Она ведет их по пути, приводящему к опасным последствиям и печальному концу. По этой причине молодежь обязана не обольщаться заманчивыми призывами, будоражащими девизами и приукрашенными лозунгами. Напротив, если призывают к чему-либо, то следует обратиться с этим к авторитетным ученым. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благодать пребывает с вашими старшими» (Ибн Хиббан 559, Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1778). По этой причине, когда призывают к какому-либо пути и действию, необходимо возвращаться к старшим – к большим ученым, которые обладают твердыми знаниями, известны осмотрительностью и осторожностью при вынесении фетв, а в разъяснении какого-либо вопроса, известны своим благоразумием и мудростью в наставлениях.

К сожалению, во время смут различные партии, течения и даже секты пытаются заманить молодежь в свои организации. Порой, втягивать молодежь — будущих разжигателей смут — начинают заранее, с незначительных и обычных с виду дел. К примеру, собирают группу людей и обещают им, что цели их встреч будут исключительно праведными и благоразумными. Но к этому они добавляют еще некоторые условия, которые затем накладывают на молодого человека определенные обязательства. Так он и оказывается в партии (хизб) или секте, дает присягу кому-то, обещает выполнять то, чего обычный человек совершать не обязан. Возможно, затем он одумается и захочет уйти, но уже трудно будет это сделать, так как провел много времени на этом пути и погряз в губительных делах.

Подобное происходит с давних времен. Так, например, известный таби‘ий – Мутарриф ибн ‘Абдуллах аш-Шиххир (да будет доволен им Аллах) поведал нам эпизод из истории его молодости. Он рассказывал: "Мы часто приходили к Зайду ибн Сухану, который говорил: «О рабы Аллаха! Будьте великодушны и поступайте наилучшим образом. Поистине, путь рабов к Аллаху в двух вещах: богобоязненности и усердии!» Он был проповедником, увещевал и напоминал людям, внушал им страх перед Аллахом, воодушевлял и побуждал их к поклонению и подчинению Аллаху. И однажды, когда я пришел к нему, я обнаружил у людей запись примерно с таким текстом: «Господь наш – Аллах, Мухаммад – наш пророк, а Коран – предводитель наш. И мы будем с тем, кто поддерживает нас, а кто против нас, то над ним пребудет рука наша». Таким образом, они написали то, в чем внешне не было никаких проблем для большинства людей. 

Мутарриф продолжил: "Затем Зайд стал подносить к каждому это писание и спрашивать его: «О такой-то, согласен ли ты с этим?» И каждый отвечал: «Да, я согласен!» И так продолжалось, пока он не дошел до меня, и спросил: «О мальчик, согласен ли ты с этим?» Я ответил: «Нет, я не согласен». Тогда он сказал: «Что же ты нашел в этом неправильного?» Я сказал: «Аллах уже взял с меня договор в Своем Писании, и я не стану заключать какой-либо иной договор, кроме того, что с меня взял Аллах. После этого все до единого отказались от своего решения, и никто из присутствующих, а их было около тридцати, не утвердил то, что было написано им" (Абу Ну’айм в "аль-Хилья" 2/204, Ибн ‘Асакир в "Тарих ад-Димашкъ" 58/313). Таким образом, смута завлекает многих молодых людей в разные организации и партии и обязывает их давать присягу, клятву, подписываться под такими вещами, которые будут иметь отрицательные последствия для них в будущем.

Восьмое последствие: ослабление братских отношений между людьми

Из губительных последствий смут – разделение общества, ослабление братства, распространение злобы, ненависти и вражды. Хузайфа рассказывал: "Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого блага зло?" Он сказал: «Да». Тогда я спросил: "А придет ли после этого зла благо?" Он сказал: «Да, но к нему будет примешано и зло»". аль-Бухари 3606, Муслим 1847.А в другой версии хадиса говорится: «…но сердца людей не возвратятся в то состояние, в котором они пребывали прежде». Ахмад 23282, Абу Дауд 4246. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2739.И хадисов с таким смыслом много. Таким образом, когда разгораются смуты, меняются сердца и теряются братские отношения, основанные на вере. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие являются братьями. Так примиряйте же братьев ваших! И бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат 49:10). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и при этом он трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе» (Муслим 2564). И хадисов на эту тему существует множество.

Девятое последствие: легкое отношение к убийству и кровопролитию

Также из числа плодов смуты – это то, что человеческая кровь теряет свою ценность и неприкосновенность. Люди начинают дозволять кровопролитие и осмеливаются на убийства. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: "Во время смуты убийство для вас ничего не значит". Ахмад 4871.

Он строжайшим образом запрещал кровопролитие, присвоение чужого имущества и покушение на честь. Однажды один человек написал ему: «Расскажи мне о знании», на что Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) написал ему в ответ следующие великие слова, которые мы должны заучить и действовать сообразно им: "О сын моего брата, поистине, знание – обширно, но если ты можешь встретить Аллаха незапятнанным кровью мусульман, непричастным к их имуществу, удерживающим свой язык от нападок на их честь, привязанным к их общине, то сделай это!" (Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 31/170, аз-Захаби в «ас-Сияр» 3/222). Поистине, это великое наставление, включающее в себя всё знание и всё благо!

Десятое последствие: утрата безопасности

Также из числа опасных последствий смуты – это нарушение существующего порядка и безопасности. Ведь безопасность – это одна из самых великих милостей Всевышнего Аллаха, которую он даровал верующим, как сказано в Коране: «Аллах – Тот, Который накормил их после голода и избавил их от страха» (Курайш 106: 4). Безопасность – великая милость! Спокойствие и безопасность за сохранность своей жизни, своего имущества, своей чести – все это является величайшей милостью Аллаха. Однако, когда дела приходят в беспорядок и разгораются смуты, начинается кровопролитие, имущества уничтожаются, дети сиротеют, женщины вдовеют, и происходят беды, последствия которых не заслуживают похвалы.

Одиннадцатое последствие: активизация заблуждающихся в распространении своих заблуждений

Также из числа последствий смуты то, что она открывает перед людьми двери заблуждений, будь то заблуждения в вопросах убеждения или же в вопросах нравственности. И воспользовавшись смутой, заблудшие люди начинают распространять свое заблуждение и сеять нечестие, поскольку в это время сторонники истины охвачены смутой, которая поглощает их время и отвращает от призыва и принесения пользы. Пользуясь таким положением, приверженцы зла и нечестия без опасения активно распространяют свое заблуждение, призывают к злу, к своим ложным убеждениям и порочным учениям. Подобные последствия смуты должны самым сильным образом удерживать каждого мусульманина от смуты и обязывать его остерегаться ее!

Двенадцатое последствие: главенство врагов

Также из числа последствий смут – то, что они дают возможность врагам Ислама захватить страны мусульман и ведут к их главенству над ними. В то время, когда мусульмане пребывают в состоянии междоусобных конфликтов, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, враги пользуются этим и захватывают власть над таким ослабшим государством, а затем всячески начинают притеснять их. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (аль-Анфаль 8: 46). Обязательным является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и всего того, что может разжечь ее. Они должны искренне обратиться к Аллаху Всевышнему и молить Его об избавлении от смут, как явных, так и скрытых. Они должны просить Его, чтобы Он исправил их положение и объединил их на истине и правильном пути.

Мы просим Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, посредством Его прекрасных имен и возвышенных качеств, избавить нас от смут, как явных, так и скрытых, и хранить нас под Своей защитой, поскольку Аллах Тот, помимо Которого нет истинного божества, который объемлет все сущее Своей милостью и знанием! Поистине, Он – Слышащий и отвечающий на мольбу!

И да благословит Аллах и приветствует раба Своего и посланника – пророка нашего Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!

muslimpress

Как мусульманину избежать фитну - смуту

Человечество не перестают сотрясать политические, межнациональные, межконфессиональные и даже внутри-религиозные конфликты. В исламе всё это именуется понятием «фитна».

В переводе с арабского языка это слово означает «смута», «раздор», «искушение». О негативных последствиях таких разногласий говорится во множестве хадисов. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял: «Воистину, счастлив тот, кто находится вдали от смуты» (Абу Дауд).

О грядущих распрях верующих также предупреждал и четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Он говорил: «Этой (мусульманской) об­щи­не пред­стоит пережить 5 смут. Сна­чала бу­дет фитна все­об­щая, ей на смену придёт индивидуальная, после вно­вь наступит все­об­щая, а затем сно­ва индивидуальная, а заключительной будет немая фитна, которая уподобит лю­дей жи­вот­ным» (Хаким).

Действия, ведущие к фитне

1. Вражда с братьями по вере

Любая смута начинается с вражды между людьми. Раздор между единицами, в конечном итоге, может привести к конфликтам между семьями, кланами и даже целыми народами. Посланник Аллаха ﷺ призывал: «Не позволено верующему находиться в состоянии конфликта с братом (по вере) больше 3 дней» (Бухари). Исходя из этого, любой мусульманин должен стремиться как можно быстрее устранить все имеющиеся разногласия с окружающими и не дать простой бытовой ссоре разрастись. Даже если человек считает себя правой стороной, всё равно он должен предпринять все меры для примирения. В данном случае уместной выглядит поговорка «Тот, кто заканчивает спор – тот умнейший».

2. Излишняя любовь к мирскому

В погоне за богатством и роскошью, социальным статусом и популярностью люди нередко забывают о необходимости соблюдения религиозных и общих этических канонов. В реалиях современного общества, когда главным мерилом всего считаются деньги, вера человека так же может сойти на нет и привести к фактическому неверию. Милость миров Мухаммад ﷺ говорил об этом следующее: «Опережайте фитны, они будут похожи на чёрную ночь. С утра мусульманин может быть верующим, а уже к вечеру станет неверующим, продавшим свою веру за блага земной жизни» (Муслим). Вера человека подобна волне, она никогда не стоит на месте. Иман повышается, либо понижается. Если человек проявляет усердие в благом, то и вера его растёт, а под влиянием излишней любви к земным благам её уровень может лишь падать.

3. Внедрение нововведений (бидгат)

Ещё одной причиной смут могут стать нововведения, которые привносят заинтересованные лица с благими, казалось бы, намерениями. Но в итоге они могут привести к искажению религии. То, что считалось грехом, благодаря бидгату может стать дозволенным, а богоугодное – запрещённым. В хадисе сказано: «Лучшая речь – Книга Всевышнего, наилучшее руководство – от Его Посланника ﷺ, … а любое нововведение – есть заблуждение» (Муслим). Одним из наиболее верных способов «профилактики» этого служит членство в исламской общине. Каждый верующий должен стремиться быть активным членом своей местной уммы, своей махалли. Коллективно правоверные могут более эффективно противостоять заблуждениям, нежели каждый мусульманин по отдельности. Пророк ﷺ напутствовал: «Придерживайтесь своей общины, потому что над ней Рука Всевышнего, а кто отдалится от неё, тот приблизится к Аду» (Тирмизи).

Как уберечься от смуты?

1) Следовать Кур`ану и Пречистой сунне

В Книге Аллаха сказано: Куран - верное руководство для людей, ясные докозательства верного руководства и различение. 2:185.

В другом аяте говорится: В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, кто надеется на Аллаха и последний день и премного поминает Аллаха. 33:21.

Мусульмане должны стремиться к истине, которая станет весомым аргументом в борьбе с заблуждениями, приводящими к фитне. Для этого верующим надлежит следовать за теми, кто обладает знаниями в этой области, то есть за учёными. В хадисе сказано: «Сре­ди лю­дей есть те, которые могут стать клю­чами к благому и зам­ка­ми к запретному» (Ибн Маджа).

За поклонение же в смутное время верующему, по воле Всевышнего, запишется большая награда. Пророк ﷺ говорил: «Поклонение в трудные времена подобно хиджре ко мне» (Муслим).

2) Совершать дуа

В частности, просить защиты от фитны можно следующей мольбой: Аллахумма! Инни агузу бикя мин азабиль-кабри, уа агузу бикя мин фитнатиль-масихи-даджали, уа агузу бикя мин фитнатиль-махйя уаль-мамати. Аллахумма! Инни агузу бикя мин аль-ма'сами уаль-маграми!

Перевод: «О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от могильных мук, и я прибегаю к Твоей защите от фитны Даджаля (в библейской традиции Антихриста), и я прибегаю к Твоей защите от фитны земной жизни и смерти. О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от всего, что ведёт к греху и приносит ущерб!» (Бухари).

3) Избегать сомнительного, т.к. к смуте может привести следование за ним, но на самом деле оно может оказаться заблуждением

Когда люди видят нечто сомнительное, они не имеют представления о том, будет ли это для них благом или же принесёт вред. Заключительный Божий посланник ﷺ наставлял: «Пусть тот, кто узнает о Даджале, как можно дальше удалится от него, ибо подойдёт к нему некто, считающий себя верующим, а после станет его последователем из-за сомнительного, которое Даджаль будет распространять» (Абу Дауд, Ахмад).

Кроме того, самим верующим так же необходимо что-то утверждать лишь в том случае, если они обладают этим знанием наверняка, если же есть сомнения, то лучше промолчать.

А Аллаху известно лучше! Да убережёт нас Всевышний от фитны!

islam.global

Ат-Тауба (Покаяние), 107-108-й аяты

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِّمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِن قَبْلُ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا الْحُسْنَى وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». 

Аллах свидетельствует, что они являются лжецами. Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор. Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались прийти на помощь неверию, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они хотели посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и питающим к мусульманам лютую ненависть. Одним из таких неверующих был монах Абу Амир. Он был жителем Медины, и когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в этот город, он отказался уверовать в него. Во времена невежества он был одним из тех, кто поклонялся Аллаху, но впоследствии он примкнул к многобожникам в надежде, что они окажут ему поддержку в борьбе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Убедившись, что они не способны оказать ему такой поддержки, он отправился к императору Византии, полагая, что у того хватит сил одолеть Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В дороге этот проклятый неверующий скончался, а лицемеры, поддержкой которых он заручился, построили для него «мечеть вреда». Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора. Сообщив о дурных намерениях лицемеров, Всевышний Аллах сказал, что они станут клясться, что не хотели никому причинять зла и собирались оказывать помощь слабым, беспомощным и нуждающимся людям. Однако Аллах засвидетельствовал, что они - лжецы, и Его свидетельство, конечно же, правдивее их лживых клятв.

لَا تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُوا وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ

Никогда не выстаивай в ней. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.

(مَسْجِدًا ضِرَارًا) Вредоносная мечеть (или мечеть вреда) – причиной ниспослания этих священных аятов послужило то, что до прибытия в Медину пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в ней жил человек из Хазраджа по имени Абу Амир ар-Рахиб (монах). Он принял христианство в джахилии и обучался знаниям у обладателей Писания. Он считался набожным и пользовался большим уважением среди племени Хазрадж. Но когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, мусульмане объединились вокруг него, а Ислам начал доминировать, особенно после событий в день Бадра, когда Аллах даровал победу верующим. Абу Амир, обнажил свой меч и проявил вражду к Исламу открыто. Он убежал в Мекку к многобожникам курайшитам, подстрекать их на войну с посланником Аллаха. Они собрали силы среди арабских племен в округе и отправились на битву при Ухуде, где Аллах испытал мусульман, но победа была за богобоязненными. Абу Амир в тот день рыл ямы между двумя враждующими рядами, в одну из которых упал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он (да благословит его Аллах и приветствует) получил ранение в тот день, был сломан его нижный зуб, и была рассечена его голова. Ещё до начала поединка в этой битве Абу Амир пришёл к ансарам с предложением присоединиться к нему, но когда они поняли его намерения, они обругали его и оскорбляли словами: «Да не будут облагодетельствованы ничьи очи тобой, о, нечестивец!» Он вернулся ни с чем, говоря: «Клянусь Аллахом, мой народ постигло зло». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призвал его к Исламу и читал ему Коран до его бегства, но тот отказался принимать Ислам и восстал против него. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял его и возвёл мольбу, чтобы тот умер далеко в изгнании. Того постигло проклятие, и после битвы при Ухуде Ислам стал набирать только силу и побеждать, тот решил уехать к Иераклию и попросить у него помощи против пророка. Он давал ему разные обещания и стал жить у него. Он написал письмо к группе своих товарищей в Медине из числа лицемеров. Он наобещал им, что он придёт с армией, сражаться с посланником Аллаха, что победит его и всё вернётся на круги своя. Он попросил у них сделать для себя штаб, чтобы они могли принимать от него гонцов с письмами, или на случай если он сам решит приехать. Тогда они начали строить мечеть по соседству с мечетью Куба. Закончив строительство, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собирался выступить в поход на Табук, они пришли и попросили у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) помолиться в ней, и это было бы своего рода признанием законности этой мечети. Они сослались на то, что они построили мечеть для слабых и больных, страждущих в зимние ночи, но Аллах уберёг его от молитвы в ней. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «إِنَّا عَلَى سَفَرٍ وَلَكِنْ إِذَا رَجَعْنَا إِنْ شَاءَ الله» «Мы намерились в путь, но по воле Аллаха, когда мы вернёмся». И когда он уже возвращался в Медину, и оставался всего лишь день или полдня пути, к нему спустился Джибриль (мир ему) и сообщил о вредоносной мечети, о том, что она построена на неверии, с целью разделения среди верующих прихожан мечети Куба, построенной на богобоязненности с первого дня. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выслал группу для разрушения этой мечети, еще не достигнув Медины.

Как сообщается Али ибн Абу Тальхой от ибн Аббаса, что люди из числа ансаров построили мечеть. Абу Амир сказал им: «Постройте мечеть, и приготовьте, сколько сможете, силы и оружия, а я иду к Кесарю, чтобы привести римскую армию, которая придёт сражаться с Мухаммадом и его товарищами». Они завершили постройку мечети, и пошли к Мухаммаду и попросили помолиться в ней и возвести мольбу с благословением для этой мечети. И тогда Всевышний Аллах сказал: (لاَ تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا) «Никогда не выстаивай в ней»… - до слов: (الْظَّـلِمِينَ) «Несправедливых».

(وَلَيَحْلِفَنَّ) «Они непременно будут клясться» – т.е. те, кто построил мечеть; (إِنْ أَرَدْنَا إِلاَّ الْحُسْنَى) «Мы не хотели ничего, кроме добра» - т.е. строя её, мы делали это для добра и из сострадания людям. Аллах ответил им: (وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَـذِبُونَ) «Аллах свидетельствует, что они являются лжецами» – т.е. их намерение в постройке этой мечети было лишь соперничество с мечетью Куба, неверие, разделение верующих, и засада для того, кто враждовал с Аллахом и Его посланником ещё раньше, и это Абу Амир Фасик (нечестивец), который называл себя Рахиб (монах). (لاَ تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا) «Никогда не выстаивай в ней» – это запрет посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его Умме выстаивать молитву в ней. Затем Всевышний Аллах призвал совершать намаз в мечети Куба, которая была основана с самого первого дня на богобоязненности, т.е. на повиновении Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), для единства верующих, и как убежище для Ислама и его приверженцев. Об этом Аллах сказал: (لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ) «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» По поводу достоинства мечети куба посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал в одном достоверном хадисе: «صَلَاةٌ فِي مَسْجِدِ قُبَاءٍ كَعُمْرَة»«Намаз в мечети Куба как совершение Умры [малого хаджа]». (Бухари 1194, Муслим 1399). В Сахихе приводится то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), навещал мечеть Куба, проходя мимо неё пешком и верхом. Имам Ахмад передаёт со слов Увайма ибн Саида аль-Ансари, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), однажды пришёл к ним в мечеть Куба и спросил: «إِنَّ اللهَ تَعَالَى قَدْ أَحْسَنَ عَلَيْكُمُ الثَّنَاءَ فِي الطُّهُورِ فِي قِصَّةِ مَسْجِدِكُمْ، فَمَا هَذَا الطُّهُورُ الَّذِي تَطَهَّرُونَ بِهِ؟» «Поистине Всевышний Аллах прекрасно похвалил вас за очищение, упоминая вашу мечеть. (Знаете ли вы) что это за очищение, за которое вы заслужили эту (похвалу)?» Люди сказали: «Клянёмся Аллахом, о, посланник Аллаха, мы не знаем ничего такого, кроме как то, что у нас были соседи иудеи, которые подмывались водой, и мы стали делать то же самое». (Ибн Хузейма привёл хадис в своём Сахихе 83).

Слово Аллаха: (لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُواْ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ) «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» – указывает на желательность молитвы в старых мечетях, основанных с самого начала строительства на поклонении Единому Аллаху, нет у Него сотоварища. А также на желательность молитвы в коллективе праведников, следящих за полнотой омовения, сторонящихся нечистот. Имам Ахмад передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершал утренний намаз со своими сподвижниками, и читал в нём суру «Рум» (Римляне 30 сура). Он допустил ошибки во время чтения, а после завершения намаза сказал: «إِنَّهُ يَلْبِسُ عَلَيْنَا الْقُرْآنَ أَنَّ أَقْوَامًا مِنْكُمْ يُصَلُّونَ مَعَنَا لَا يُحْسِنُونَ الْوُضُوءَ، فَمَنْ شَهِدَ الصَّلَاةَ مَعَنَا فَلْيُحْسِنِ الْوُضُوء» «Поистине мы допускаем ошибки при (чтении) Корана, ибо среди вас есть люди, не полностью совершившие омовение (вуду). Поэтому тот, кто присутствует с нами на намазе, пусть совершает омовение наилучшим образом». (Рассказал Ахмад 3/471). Этот хадис указывает на то, что совершенное омовение способствует совершению поклонения наилучшим образом.