Как же выполнять сунну намаз до Зухра?

Как же выполнять сунну намаз до Зухра?

بسم الله الرحمن الرحيم‎‎

Достоинство четырех рак’атов перед полуденной молитвой (Зухр)

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни при каких обстоятельствах не оставлял молитву в четыре рак’ата перед полуденной молитвой и два рак’ата перед утренней молитвой /фаджр/». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари 1182.

Также от нее сообщается, что он молился в четыре рак’ата перед полуденной молитвой, и продлевал простаивание при чтении Куръана и при этом совершал должным образом поясные и земные поклоны.

Нет противоречия между хадисом Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, в котором он сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву в два рак’ата перед полуденной молитвой и другими хадисами, в которых сообщается, что он молился перед ней в четыре рак’ата.

Ибн Хаджар пишет в книге «Фатх аль-Бари»: «Лучше понимать их как описание различных обстоятельств. Иногда он молился в два рак’ата, а иногда в четыре рак’ата. Некоторые сказали, что это можно объяснить так: если он совершал их в мечети, то он молился только в два рак’ата, а когда молился у себя дома, то молился в четыре рак’ата. С другой стороны, под этим может подразумеваться, что он молился в два рак’ата у себя дома, а затем выходил в мечеть и там, также молился в два рак’ата. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, видел, как он молился в мечети и не видел, как он молился в своём доме, когда как ‘Аиша знала и то и другое. Первое объяснение поддерживается тем, что передали Ахмад и Абу Дауд от ‘Аиши, а именно то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в четыре рак’ата у себя дома перед полуденной молитвой /зухр/, а затем выходил в мечеть».

Абу Джа‘фар ат-Табари сказал: «В большинстве случаев, он молился в четыре рак’ата и в два рак’ата он молился в меньшинстве (случаев)».

Если кто-то молится в четыре рак’ата до или после полуденной молитвы, желательно совершать их в двух частях, каждый по два рак’ата, хотя допустимо совершать их вместе только с одним «таслимом » в конце четырёх рак’атов, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Дополнительные ночные и дневные молитвы следует совершать по два (рак’ата)». Этот хадис передал Абу Дауд 1295 с достоверным иснадом. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1151. См. С. Сабик. "Фикх-ус-Сунна" 1/189.

В соответствии с последним хадисом, дополнительные молитвы следует совершать по два рак'ата. А Аллах знает об этом лучше всего!

Хотел добавить к сказанному слова Мухаммада Базмуля из его книги "Бугйяту аль-мутатоууи' фи соляти ат-татоууи'" стр.32:

"Я сказал, что хадис указывает на законность молитвы в четыре ракаата до зухра и два ракаата после него. И очевидно то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал их (4 ракаата) двумя ташаххудами (сидением в молитве) соединенно без разрыва с таслимом (приветствием в конце молитвы), то есть они совершались как четырехракаатная молитва, и она является конкретизирующим из общего, которое упомянуто в хадисе: "Молитва днем и ночью по два ракаата" (ан-Насаи, 3/227, Ибн Маджах, 1322).

Абу Иса ат-Тирмизи сказал: "Действие на основе этого у большинства ученых из числа сподвижников и тех, кто после них. Они предпочитали, чтобы мужчина совершал четыре ракаата до зухра. И это мнение Суфйан ас-Саури, Ибн аль-Мубарака, Исхака и ахлю-ль-Куфа. Некоторые ученые сказали, что молитва днем и ночью по два ракаата, то есть считали разделять между каждыми двумя ракаатами. И это мнение аш-Шафиии и Ахмада" (Сунан ат-Тирмизи, 2/289-290).

Дополнительная молитва в четыре рака'ата совершается подобно обязательной, т.е. без чтения Курана в 3-ьем и 4-ом рака'атах после Фатихи, но можно и читать.

Как же всё таки выполнять 4 рака'ата добровольного намаза до намаза зухр с одним таслимом или 2 ракa'ата + 2 ракa'ата. Это Сунна и нет в этом никаких сомнений. О том, как лучше его выполнять, есть известное и приемлемое разногласие с давних пор по этому поводу.

Хадис: "Молитва ночи и дня совершается попарно". Т.е. добровольные намазы ночного и дневного времени следует совершать по два ракa'ата, даже если они из 4 ракa'атов, т.е. разделяя четырех ракa'атные намазы саламом после каждых двух.

Но все дело в том, что относительно этого хадиса существуют большие разногласия, поскольку многие мухаддисы-исследователи считали, что добавка "молитва дня", является отклоненной (шазза), так как в достоверных хадисах сказано: "Молитва ночи совершается попарно". Т.е. именно къиям аль-лейль (Ночной намаз).

Поэтому кто считал, что эта добавка о дневных намазах достоверная, опирались на нее и считали, что любую четырех-ракa'атную Сунну лучше совершать по два ракa'ата. Вопрос спорный и однозначно тут тяжело утверждать, как лучше делать 4 ракa'атные сунны-намазы.

Достоинство четырех рак’атов перед полуденной молитвой Зухр

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: 

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يدع أربعا قبل الظهر وركعتين قبل الفجر
على كل حال ﴾ رواه أحمد والبخاري﴿

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни при каких обстоятельствах не оставлял молитву в четыре рак’ата перед полуденной молитвой и два рак’ата перед утренней молитвой /фаджр/». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари 1182. Также от нее сообщается, что он молился в четыре рак’ата перед полуденной молитвой, и продлевал простаивание при чтении Куръана и при этом совершал должным образом поясные и земные поклоны.

Нет противоречия между хадисом Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, в котором он сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву в два рак’ата перед полуденной молитвой и другими хадисами, в которых сообщается, что он молился перед ней в четыре рак’ата.

Ибн Хаджар пишет в книге «Фатх аль-Бари»: «Лучше понимать их как описание различных обстоятельств. Иногда он молился в два рак’ата, а иногда в четыре рак’ата. Некоторые сказали, что это можно объяснить так: если он совершал их в мечети, то он молился только в два рак’ата, а когда молился у себя дома, то молился в четыре рак’ата. С другой стороны, под этим может подразумеваться, что он молился в два рак’ата у себя дома, а затем выходил в мечеть и там, также молился в два рак’ата. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, видел, как он молился в мечети и не видел, как он молился в своём доме, когда как ‘Аиша знала и то и другое. Первое объяснение поддерживается тем, что передали Ахмад и Абу Дауд от ‘Аиши, а именно то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в четыре рак’ата у себя дома перед полуденной молитвой /зухр/, а затем выходил в мечеть».

Абу Джа‘фар ат-Табари сказал: «В большинстве случаев, он молился в четыре рак’ата и в два рак’ата он молился в меньшинстве (случаев)».
Если кто-то молится в четыре рак’ата до или после полуденной молитвы, желательно совершать их в двух частях, каждый по два рак’ата, хотя допустимо совершать их вместе только с одним «таслимом » в конце четырёх рак’атов, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: صلاة الليل والنهار مثنى مثنى رواه أبو داود بسند صحيح «Дополнительные ночные и дневные молитвы следует совершать по два (рак’ата)». Этот хадис передал Абу Дауд 1295 с достоверным иснадом. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1151. См. С. Сабик. "Фикх-ус-Сунна" 1/189.

В соответствии с последним хадисом, дополнительные молитвы следует совершать по два рак'ата. А Аллах знает об этом лучше всего!

Слова Мухаммада Базмуля из его книги "Бугйяту аль-мутатоууи' фи соляти ат-татоууи'" стр.32: "Я сказал, что хадис указывает на законность молитвы в четыре ракаата до зухра и два ракаата после него. И очевидно то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал их (4 ракаата) двумя ташаххудами (сидением в молитве) соединенно без разрыва с таслимом (приветствием в конце молитвы), то есть они совершались как четырехракаатная молитва, и она является конкретизирующим из общего, которое упомянуто в хадисе: "Молитва днем и ночью по два ракаата" (ан-Насаи, 3/227, Ибн Маджах, 1322). 

Абу Иса ат-Тирмизи сказал: "Действие на основе этого у большинства ученых из числа сподвижников и тех, кто после них. Они предпочитали, чтобы мужчина совершал четыре ракаата до зухра. И это мнение Суфйан ас-Саури, Ибн аль-Мубарака, Исхака и ахлю-ль-Куфа. Некоторые ученые сказали, что молитва днем и ночью по два ракаата, то есть считали разделять между каждыми двумя ракаатами. И это мнение аш-Шафиии и Ахмада" (Сунан ат-Тирмизи, 2/289-290).

Что же касается молитвы аср и 4 рака'атов Сунны перед ней, то лучше делать их разом, не разделяя по 2 рака'ата. ‘Али ибн Аби Талиба рассказывал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман”. Ахмад 650, ат-Тирмизи 598, ан-Насаи 874. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 237, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/8, “Шарх Сунан ан-Насаи” 11/125.
В этом хадисе под "приветствием между 2 рака'атов" речь идет не о саламе, а о ташаххуде, который читается во втором рак’ате, поскольку именно в этом месте произносится приветствие Всевышнему Аллаху, Его пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим. Об этом говорили имам аль-Багъауи, имам ат-Тыби, имам ас-Синди, имам аль-Мунауи, шейх ‘Али аль-Къари, шейх аль-Мубаракфури, шейх аль-Альбани и др. См. “Шарх ас-Синди” 2/120. “Тухфатуль-ахуази” 2/505, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 237. И на такое понимание указывает версия этого хадиса, которая приводится у ан-Насаи и других имамов, в которой сообщается: "И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман. И приветствие (таслим) пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в конце молитвы". ан-Насаи 2/119. Т.е. совершая 4 рака'ата добровольного намаза до молитвы аср, лучше делать все 4 ракa'ата вместе, с одним таслимом в самом конце, и с ташаххудом во 2 ракa'ате. Уа-Ллаху а'лям.

Эти намазы являются Сунной в Исламе и желательным действием

Совершаеются они так:

1 - 4 ракаата перед зухром и 4 после
2 - 4 ракаата перед зухром и 2 после
3 - 2 ракаата перед зухром и 2 после

Довод на это следующий:
1 - от Умм Хабиба, кот. сказала, что слышала как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
من حافظ على أربع ركعات قبل الظهر وأربع بعدها ، حرمه الله على النار " . أخرجه الترمذي وابن ماجه "Тот, кто сохранит молитву в четыре ракаата перед зухром и четыре после, Аллах сделает запретным тому Огонь". (хадис сахих, приводят его ат-Тирмизи, 428, и ибну Маджа, 1160).

2 - от 'абду Ллах ибну Шакыйк, кот. сказал, что спросил 'Аишу о молитве посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, о дополнительных молитвых и она ответила:
[arab]كان يصلي في بيتي قبل الظهر أربعاً ، ثم يخرج فيصلي بالناس ، ثم يدخل فيصلي ركعتين، وكان يصلي بالناس المغرب ، ثم يدخل فيصلي ركعتين ، ويصلي بالناس العشاء ، ويدخل بيتي فيصلي ركعتين ، وكان يصلي من الليل تسع ركعات فيهن الوتر ، وكان يصلي ليلاً طويلاً قائماً وليلاً طويلاً قاعداً ، وكان إذا قرأ وهو قائم؛ ركع وسجد وهو قائم ، و إذا قرأ قاعداً ؛ ركع وسجد وهو قاعد ، وكان إذا طلع الفجر ؛ صلى ركعتين "Он, да благословит его Аллах и приветствует, молился четыре ракаата перед зухр молитвой, затем выходил к людям и совершал молитву (зухр) вместе с ними, затем заходил и совершал два ракаата. Когда же он совершал магриб с людьми, то затем заходил и совершал два ракаата. Когда он совершал молитву 'иша с людьми, то после того как заходил ко мне домой совершал два ракаата. Ночью же он молился девять ракаатов и в них входил уитр. Он совершал молитву ночью долго стоя и сидя. Если он совершал молитву стоя, совершал руку' и сажда будучи в положении стоя. Когда же совершал молитву сидя, то делал руку' и сажда сидя, а когда наступал рассвет (т.е. заходило время фаджр) совершал два ракаата". (хадис сахих, приводит его имам Муслим, 730).

3 - хадис от ибну 'ُУмара, который сказал:

حفظت من النبي صلى الله عليه و سلم عشر ركعات: ركعتين قبل الظهر ، وركعتين بعدها "Я запомнил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, десить ракаатов (дополнительных): два перед зухром и после него..." Так же следует отметить, что дозволено совершать 4 ракаата дополнительной этой молитвы слитно, т.е. не разделяя таслимом и разделяя ее по 2 ракаата, как пришло в хадисе от ибну 'Умара: 

صلاة الليل والنهار مثنى مصلاة الليل والنهار مثنى مثنى "Молитва ночью и днем по два по два (ракаата)". (хадис сахих, приводят его ибну Маджа, 1322, ан-Насаи и др. Достоверность его подтвердил шейх Альбаний).

Что касается джум'а, то нет молитвы ратиб перед джум'а

Не установлено, что до молитвы аль-джум’а есть сунна, которая была бы определена или установлена. Однако, в общем, совершение добровольных молитв разрешается. Как этому предшествовали доказательства.

От абу Хурэйры, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

من اغتسل ، ثم أتى الجمعة، فصلى ما قدر له ، ثم أنصت حتى يفرغ من خطبته ، ثم يصلي معه ؛ غفر له ما بين الجمعة الأخرى وفضل ثلاثة أيام

«Тот, кто совершит полное омовение, затем направится на молитву аль-джум’а, и совершит то, что ему предписано (имеется в виду молитва приветствия мечети, молитва, которая совершается между азанами и т.п.), затем будет молчать до тех пор, пока не закончит тот, кто читал проповедь, затем помолится с ним, тому Аллах простит то, что было у него между этой аль-джум’а и другой, и добавится к этому ещё три дня». (приводит имам Муслим. Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим в книге аль-джум’а, в главе «достоинства того, кто слушал проповедь и молчал в время неё», № 857).

А в другой версии, которую приводит абу Дауд:

من اغتسل يوم الجمعة ، ولبس من أحسن ثيابه ، ومس من طيب إن كان عنده ، ثم أتى الجمعة ، فلم يتخط أعناق الناس ، ثم صلى ما كتب الله له ، ثم أنصت إذا خرج إمامه حتى يفرغ من صلاته ؛ كانت كفارة لما بينهما وبين جمعته التي قبلها". قال: ويقول أبو هريرة: " وزيادة ثلاثة أيام"، ويقول : " إن الحسنة بعشرة أمثالها

"Тот, кто совершит полное омовение, оденется в лучшую одежду, умастится тем лучшим, что есть у него, затем направится на аль-джум’а и не будет перелезать, перешагивать через шеи людей, затем совершит те молитвы, которые предписал ему Аллах, потом замолчит до того, как имам молитву; будет прощено ему то, что было у него между двумя молитвами аль-джум’а". 

Сказал абу Хурэйра: «И добавлено будет три дня», и сказал: «И поистине, каждое хорошее дело будет оценено десятикратно». (эту версию привёл абу Дауд в книге омовения, в главе «полное омовение в день джум’а», под № 343. И достоверность этого хадиса подтвердил шей аль-Альбаний в "сунан аби Дауд", 1/80). Поэтому не дозволено совершение рауати молитв (дополнительных, узаконенных) перед джум'а, т.к. нет на это довода. Тут имеется в виду дополнительные нафиль-молитвы, которые совершали и любили совершать сахабы, да будет доволен ими Аллах.
Т.к. направится на джум'а можно и после восхода солнца, и совершать там дополнительные молитвы, читать Куран до выхода имама на мимбар, до азана.

Уа Ллаху а'Лям.