Как совершать хадж Таматту’

Вся хвала Аллаху, пославшему Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с верным руководством, истинной религией и милостью для миров, а также примером для действия и доказательством для всех рабов.
Вся хвала Аллаху, заложившему в основу религии поклонение Ему, Господу миров, сделавшему её облегчённой, чистой и лёгкой, без трудностей, стеснений и осложнений. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник, добрый вестник и предостерегающий увещеватель, похвала и благополучие ему, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними (сподвижниками) в их праведных убеждениях, словах и деяниях вплоть до Судного дня.
О люди, в эти дни вы устремились к дому Аллаха [Каабе], надеясь на прощение грехов и проступков, желая обрести рай и награду за приложенные усилия и потраченные средства.
О мусульмане, вы направляетесь к дому Аллаха и заповедной территории — к этим превосходным местам, выполняя одно из самых славных поклонений и не желая этим бахвальства и показухи. Напротив, вы возжелали поклонение, приближающее вас к Аллаху, и проявили благоговение перед величием вашего Господа. Так исполните же эти обряды поклонения как вам приказано — без проявления чрезмерности, но и не допуская халатности и нерадивости. Придерживайтесь приказанных вам чистоты (т.е. очищения и омовения) и намазов, а также других явных постановлений религии.
Направляясь к этим местам, необходимо осознавать, что вы совершаете это ради поклонения Аллаху, покоряясь Его повелениям. Соответственно, находясь в пути, соблюдайте приказанную вам чистоту (очищение и омовение) и коллективные намазы. Известно, что многие небрежно относятся к омовению (вуду’) и совершают очищение песком (таяммум), имея возможность приобрести воду. Ведь при наличии воды не дозволено совершать очищение песком.
Некоторые же пренебрегают коллективными намазами, занимаясь делами, которыми можно было бы заняться и после намаза. Сокращайте намазы, состоящие из четырёх ракятов, и совершайте их в два ракята, пока не вернётесь домой (на родину). Исключением являются случаи, когда вы совершаете намаз за [местным] имамом, который не сокращает намаз. В таком случае совершайте их полностью, следуя имаму и выполняя полностью четыре ракята, независимо от того, в каком ракяте вы присоединились к нему.
Что же касается объединения намазов, то это является сунной (желательным) для путника, непосредственно находящегося в дороге. Если же путник поселился где-то [или остановился на привал], то сунной (желательным) для него является не объединять намазы.
Касательно желательных намазов (раватиб), привязанных к обязательным намазам (фард), то предпочтительнее их не совершать, кроме двух желательных ракятов перед рассветным обязательным намазом. Что же касается намаза-витр и остальных дополнительных намазов, то их совершают как путники, так и местные жители.
Необходимо также придерживаться хорошего нрава: быть великодушным и благонравным, проявлять приветливость [улыбчивость] и терпение к бедам и трудностям, которые причиняют вам другие люди, ибо эти сложности в пути временные, а награда за проявление терпения великая.
Как достигните миката (территориальной границы, где берётся намерение для вхождения в состояние ихрама), то полностью искупайтесь (гусль) и надушите приятным ароматом тело, голову и бороду. Затем входите в состояние ихрама с намерением совершить умру для “хаджа-таматту’”, и со словами тальбии[1] направляйтесь в Мекку.
Достигнув Заповедной Мечети, вы должны исполнить семикратный обход вокруг Каабы (таваф), совершая умру. Знайте, что вся мечеть является местом, где разрешается делать обход — независимо от того, близко или далеко от Каабы. Однако, предпочтительнее быть на близком расстоянии при условии, что ты не причинишь никому неудобства. Если же будет давка, то лучше сделать таваф в отдаленном месте. В общем, поступайте как удобнее (по ситуации), и хвала Аллаху. После обхода соверши два ракята позади места стояния (макама) Ибрахима как можно ближе к нему. Если же это не представляется возможным, разрешается совершить их подальше. Самое главное, чтобы макам Ибрахима находился между тобой и Каабой.
После этого надлежит отправиться для совершения обхода между Сафой и Марвой для исполнения умры, причём начать следует с Сафы. По завершении седьмого круга, следует постричь волосы по всей площади головы. Не дозволено постригать волосы только с одной стороны, и пусть вас не обольщает большое количество людей, которые так делают.
С наступлением восьмого дня зуль-хиджы полностью искупайтесь (гусль), умаститесь благовониями и войдите в состояние ихрама для совершения хаджа с того места, в котором вы поселились (проживаете). После этого направляйтесь в Мину и совершите там намазы зухр, аср, магриб, иша и фаджр, сокращая, но не объединяя их, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сокращал намазы в Мине и Мекке, но не объединял их.
С восходом солнца в день Арафата направляйтесь к [горе] Арафат, будучи смиренными [благоговейными] перед Аллахом и произнося слова тальбии. Совершите там намазы зухр и аср, сократив (по два ракята) и объединив их во время зухра. После этого посвятите себя мольбам (дуа) Аллаху. Старайтесь быть в состоянии тахарата (очищения и омовения) и стоять лицом к кибле, даже если гора (Арафат) будет находиться сзади вас, потому что поворачиваться к кибле является узаконенным действием. Внимательно следите за соблюдением границ Арафата, т.к. многие паломники стоят за его пределами. Хадж находящегося вне Арафата является недействительным. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Хадж — это Арафат (стояние на Арафате)”.
Территория всего Арафата: ее восточная и западная часть, северная и южная часть — все это считается местом стояния для паломников. Исключением является долина У́рана[2]. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Я остановился здесь, хотя весь Арафат является местом стояния”.
Когда закатится солнце и вы удостоверитесь в этом, отправляйтесь к Муздалифе, произнося слова тальбии и проявляя смирение и благоговение. Соблюдайте максимальное спокойствие, как это приказал вам ваш Пророк ﷺ. Он отправился из Арафата и затянул настолько крепко поводья верблюдицы (чтобы она не разгонялась и не причиняла вреда другим паломникам. — Примеч. ред.), что её голова склонилась почти до уровня стремени на седле. При этом он говорил, подавая жест своей благородной рукой: “Спокойствие, о люди, спокойствие”.
По прибытии в Муздалифу, совершите намазы магриб и иша, затем заночуйте там до фаджра. Пророк ﷺ не разрешал никому покидать Муздалифу до фаджра, кроме как слабым, которым он дозволил покинуть Муздалифу в конце ночи. После совершения намаза фаджр устремите ваши лица в сторону киблы, и возвеличивайте Аллаха, произнося “Аллаху акбар”, восхваляйте Его, произнося “аль-хамду ли-Ллях” и взывайте к Нему с мольбами (дуа), пока совсем не рассветёт. После этого — до восхода солнца — отправляйтесь в Мину. Затем соберите семь небольших камешков и идите к месту бросания [джамрат] Акаба. Джамрат-акаба — это самая последняя из них, которая располагается ближе к стороне Мекки. Бросьте эти камешки после восхода солнца, произнося слова “Аллаху акбар” (Аллах величайший) при каждом брошенном камешке, тем самым возвеличивая и проявляя смиренность перед Ним. Знайте, что главная цель в этом (бросании камешков) — возвеличивание Аллаха и Его поминание.
Обязательно, чтобы камешки упали в бассейн, а попадание в столб не является условием[3]. Завершив бросание камешков, заколите ваши жертвенные животные (хади). На хадже следует закалывать тех же животных [с такими же параметрами, как возраст и т.д.], которых закалывают мусульмане (которые не в хадже) во время Курбан-айта. Дозволенным будет, если ты поручишь кому-то заколоть животное от твоего имени.
После обряда жертвоприношения побрейте свои головы, при этом не разрешается сбривать только часть головы, а другую часть оставлять. Женщины подкорачивают концы волос головы на величину, примерно равную кончику пальца. После этого считается, что вы совершили первый (частичный) выход из состояния ихрама, поэтому вы можете одеть обычную одежду, подстричь ногти, умаститься благовониями. Однако половая близость по-прежнему является запретной для вас.
Затем вам надлежит отправиться в Мекку до намаза зухр. Совершите таваф для хаджа и бег между Сафой и Марвой, а затем возвращайтесь в Мину. И таким образом посредством:
тавафа и бега между Сафой и Марвой,
бросания камешков,
бритья головы[4].
Вы пройдете второй (окончательный) выход из состояния ихрама и тем самым вам станет дозволено всё, в т.ч. и половая близость.
О люди, в праздничный день (10-е зуль-хиджы) паломник должен совершить четыре вида обряда:
сначала бросание камешков,
затем закалывание жертвенного животного,
затем бритье головы[5],
затем семикратный обход Каабы и обход между Сафой и Марвой.
Совершение их в такой последовательности является более предпочтительным. Однако, если кто-то изменит последовательность — побреет голову до того, как принесёт жертву, например, то нет на нём греха. Если вы отложите таваф и хождение между Сафой и Марвой до того дня, когда вы покинете Мину, то нет на вас греха. Или же если вы совершите жертвоприношение на тринадцатый день, то нет на вас греха. Особенно если вы делали это из-за нужды или из-за определенных обстоятельств.
Проведите одинадцатую ночь в Мине, а после полудня отправляйтесь кидать камешки, начав с первого джамарата (места бросания камешков), затем срединного и закончив последним Акаба. Бросать в каждый столб надо семь камней, возвеличивая Аллаха (произнося “Аллаху акбар”) при каждом броске. Кидать камни в день праздника разрешается с восхода солнца для тех, кто способен. Для слабых разрешается сделать это [раньше] — с конца ночи (т.е. задолго до восхода). Время бросания камней заканчивается вечером с заходом солнца.
В остальные же дни после праздника кидать камешки разрешается с полудня до захода солнца. При этом, не разрешено кидать камешки до полудня. Однако, в случае сильного столпотворения днём дозволяется совершить обряд бросания камешков ночью.
Тому, кто не может самостоятельно совершить обряд бросания камешков по причине маленького возраста, старости или болезни, следует поручить это кому-то другому. Нет никаких проблем, если тот, кому поручено бросить камешки, бросит их с одного и того же места как за себя, так и за того, кто ему поручил. Однако, при этом ему надлежит сначала бросить камешки за самого себя, а затем за того, кто ему поручил. По завершении обряда кидания камешков на двенадцатый день хадж считается завершённым. Теперь выбор за вами: вы можете покинуть Мину, а также можете провести тринадцатую ночь в Мине и бросить камешки во все три джамарата после полудня. Это (оставание на 13-й день) предпочтительнее, потому что так поступил Пророк ﷺ.
Если вы вознамерились покинуть Мекку, совершите прощальный таваф (таваф-вада’). Женщины, имеющие менструацию или послеродовое кровотечение, не совершают прощальный таваф. При этом, не является узаконенным для них приходить к дверям мечети и стоять там.
О мусульмане, это является описанием хаджа. Так бойтесь же Аллаха, на сколько можете, при выполнении хаджа, а также слушайтесь и повинуйтесь Ему.
Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана:
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلِّ
فَجٍّ عَمِيقٍ — لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ
ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ
“Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)” (Св. Коран 22:27-29).
Пусть Аллах даст благодать мне и всем вам.
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
Источник: Книга шейха Усаймина «Сборник пятничных проповедей в соборных мечетях» — «ад-Дыя ал-лями мин ал-хутаби ал-джауами»
Перевод: SunnaPortal.com
[1] Тальбия — это специальный зикр (поминание Аллаха), произнося который мусульманин проявляет отзывчивость и искреннюю готовность перед Аллахом исполнять Его приказы и обряды. — Примеч. SunnaPortal.com
[2] Долина У́рана находится между Арафатом и Муздалифой и не являются частью ни одной из них. — Примеч. SunnaPortal.com
[3] Сегодня уже не существует столба. Вместо него выстроена стена, а бассейн был расширен, что сильно облегчило попадание камня в бассейн. — Примеч. SunnaPortal.com
[4] Также дозволяется минимальная стрижка волос на голове вместо её бритья. Однако бритье более любимо Аллахом, нежели стрижка. При этом следует отметить, что как бритье, так и стрижка должны происходить по всей площади головы, а не только в нескольких отдельных местах, как это ошибочно делают некоторые неграмотные паломники. — Примеч. SunnaPortal.com
[5] Также дозволяется стрижка волос на голове, вместо её бритья. Однако бритье более любимо Аллаху нежели стрижка. При этом следует отметить, что как бритье, так и стрижка должны происходить по всей площади головы, а не только в нескольких отдельных местах, как это ошибочно делают некоторые неграмотные паломники. — Примеч. SunnaPortal.com