Как следует сидеть в ташаххуде двухракатной молитвы?

Как следует сидеть в ташаххуде двухракатной молитвы?

Шейх ибн Баз (да помилует его Аллах)

Из хадисов известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, усаживался для чтения ташаххуда в молитве в двух позах, которые называются «ифтираш» и «таваррук».

Ифтираш (букв. расстилание) — это когда молящийся как бы расстилает стопу левой ноги на землю и усаживается на её ступню, а стопу правой ноги ставит в вертикальное положение так, чтобы её пальцы были направлены в сторону киблы. В позе таваррук (букв. сидение на бедре) стопа правой ноги принимает такое же положение, как и при ифтираше, стопа левой ноги помещается под голень правой ноги, и молящийся упирается в землю левым бедром.

Описания обеих поз встречаются в достоверных хадисах о том, как молился Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Например, Абу Хумайд ас-Са‘иди рассказывал: «После [первых] двух ракатов он садился на левую ногу и поднимал вертикально ступню правой ноги, а когда после последнего раката он продвигал вперёд свою левую ногу, поднимал правую ступню и сидел на [левой] ягодице» (аль-Бухари 828).

Однако законоведы разошлись во мнениях о том, как следует сидеть во время чтения ташаххуда в молитве. По мнению ханафитов, во обоих ташаххудах следует сидеть в позе ифтираш. По мнению маликитов, наоборот, в обоих ташаххудах следует сидеть в позе таваррук. Однако эти мнения не учитывают тех достоверных хадисов, в которых однозначно говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в молитве в обеих позах.

По мнению шафиитов и ханбалитов, в первом ташаххуде следует сидеть в позе ифтираш, а во втором — в позе таваррук, и это — самое сильное мнение на этот счёт. Ибн Кудама пишет: «По мнению нашего имама [Ахмада ибн Ханбаля], да помилует его Аллах, в соответствии с Сунной во втором ташаххуде следует сидеть в позе таваррук. Этого же мнения придерживались Малик и аш-Шафи‘и. Однако ас-Саури и сторонники независимого суждения считали, что следует сидеть в позе ифтираш, как и в первом ташаххуде. Они опирались на упомянутые нами хадисы Ваиля ибн Худжра и Абу Хумайда о том, как усаживался [в молитве] Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Мы же опираемся на слова Абу Хумайда: «Когда он садился [для чтения ташаххуда] после последнего раката, перед завершением молитвы, он отодвигал левую ногу и садился на левое бедро». Это — указание на то, что между двумя ташаххудами есть разница, и дополнительная информация, которую следует принять к сведению, и выводом, к которому следует прийти. Между нами нет разногласия относительно тех аргументов, которые они привели касательно первого ташаххуда. Абу Хумайд, рассказчик хадиса, разъяснил в нём, что он сидел в позе ифтираш в первом ташаххуде, а в позе таваррук — во втором. Поэтому следует принять его слова и разъяснение» [Мугни. Т. 1. С. 386—387].

Между тем шафииты и ханбалиты разошлись во мнениях относительно того, как следует садиться в молитве, в которой есть всего один ташаххуд, например, в рассветной молитве.

По мнению ханбалитов, в таких случаях нужно садиться в позе ифтираш. В пользу этого мнения они приводят следующие доводы:

1. В известном хадисе о человеке, плохо совершившем молитву, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему сесть в позе ифтираш: «Когда садишься в середине молитвы [в первом ташаххуде], то прими спокойное положение и расстели левое бедро [на левую стопу], затем прочти ташаххуд, а затем, когда встанешь, повторяй те же действия до тех пор, пока не завершишь молитву» (Абу Давуд 860). Это значит, что основной позой сидения в молитве является ифтираш, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не упомянул таваррук. Поэтому во время молитвы всегда следует садиться именно в этой позе, кроме последнего сидения в молитве с двумя ташаххудами, так как на это исключение указывает достоверный хадис Абу Хумайда.

2. Мать верующих ‘Аиша, описывая молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказывала: «После каждых двух ракатов он читал тахийят, расстилал левую стопу и ставил вертикально правую…» (Муслим 498). Это значит, что после двух ракатов следует садиться именно в позе ифтираш.

3. Ваиль ибн Худжр, описывая молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Затем он сел, положив левое бедро на расстилаемую [левую] ногу…» (Ибн Хиббан 1860). В этом хадисе не упоминается второй ташаххуд, из чего следует, что молитва состояла из двух ракатов, после которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сел в позе ифтираш.

4. Если обратиться к умозрительным доводам, то можно предположить, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился во втором ташаххуде в позе таваррук для того, чтобы подчеркнуть разницу между первым и вторым ташаххудами. Это особенно актуально для тех, кто опоздал на начало коллективной молитвы: если они застали молящихся в ташаххуде, то по их позе они могут определить, какой из ташаххудов они совершают. Кроме того, различия между ташаххудами помогают молящемуся не запутаться в количестве совершенных ракатов. Что же касается молитвы, в которой есть только один ташаххуд, то в ней нет нужды садиться в разные позы, поскольку и так всё ясно.

По мнению шафиитов, в молитве с одним ташаххудом следует садиться в позе таваррук. Их аргументы следующие:

1. В одной из версий вышеупомянутого хадиса Абу Хумайда говорится: «Усаживаясь после раката, за которым следовал таслим, он отодвигал левую ногу и садился на левое бедро» (Абу Давуд 963, Ибн Хиббан 1865, аль-Байхаки 1/160). Это значит, что в любом ташаххуде, после которого следует таслим, нужно садиться в позе таваррук.

2. В хадисе о том, как повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб обучал людей молитве, говорится: «…Затем он совершил ещё один такой же ракат, затем сел, отдалив ноги от седалища и прижав седалище к земле, и просидел время, достаточное для того, чтобы прочесть девять предложений ташаххуда. Затем он произнёс приветствие и, повернувшись к людям, сказал им: "Так Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву вместе с нами"». Этот хадис передали Ибн Касир в «Муснад аль-Фарук» (1/166), Ибн Саййид ан-Нас в «Ан-Нафх аш-шази» (2/712), Ибн Хаджар в «Дирае» (1/154) и аз-Зайля‘и в «Насб ар-рая» (1/415), ссылаясь на «Хиляфийят» имама аль-Байхаки.

3. Смысл сидения в позе таваррук во время последнего ташаххуда заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на левую ногу, потому что перед произнесением таслима читаются молитвенные формулы, которых нет в первом ташаххуде. А поскольку эти мольбы принято читать перед таслимом во всех молитвах, то и сидеть в этих ташаххудах следует в позе таваррук, независимо от количества ракатов. Что же касается первого ташаххуда, то он короткий, и поэтому при его чтении нужно садиться в позе ифтираш.

Что же касается хадиса о том, кто плохо совершал намаз, то в нём ничего не сказано о втором ташаххуде. Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил того человека только тем словам и движениям, без которых молитва не становится действительной, и возможно поэтому он не упомянул таваррук. Хадис ‘Аиши также указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в позе ифтираш после каждых двух ракатов, но в нём ничего не сказано о сидении после последнего раката. Можно только догадываться о том, почему ‘Аиша не упомянула о сидении в позе таваррук, но нам достаточно того, что Абу Хумайд знал и сообщил о нём. Тем более что в полной версии хадиса Абу Хумайда говорится, что он совершил молитву в присутствии десяти сподвижников и все они подтвердили, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился именно так. Что же касается хадиса Ваиля ибн Худжра, то он не содержит многих подробностей и из него не ясно, был тот ташаххуд последним или же после него был ещё один.

Как видим, оба мнения достаточно сильные и трудно однозначно отдать предпочтение одному из них. На наш взгляд, мнение шафиитов лучше аргументировано как священными текстами, так и умозрительными доводами. Имам ан-Навави пишет: «Наши сподвижники [шафиитские законоведы] упомянули, что мудрость предписания ифтираша в первом ташаххуде и таваррука во втором заключается в том, что это лучше помогает помнить, какая именно молитва совершается, и не путать количество ракатов. Кроме того, в соответствии с Сунной следует укорачивать первый ташаххуд, и если молящийся сидит в позе ифтираш, то ему легче подняться [на следующий ракат]. Второй ташаххуд, также в соответствии с Сунной, следует удлинять и после него не нужно вставать, поэтому во время него следует сидеть в позе таваррук, в которой удобнее [сидеть] и дольше молиться. Кроме того, опоздавший на начало молитвы, увидев в какой позе сидит имам, поймет, какой ташаххуд тот совершает» [Маджму‘. Т. 3. С. 431].

Не лишним будет упомянуть, что обе эти позы являются желательными, но не обязательными. Если человек по какой-либо причине не может садиться в одну из них (например, если лишний вес мешает ему сидеть в позе таваррук или если боли в левой ноге не позволяют сидеть в позе ифтираш), то ему разрешается сидеть в другой позе. Во время коллективной молитвы следует учитывать положение других молящихся и садиться в позе таваррук только при условии, что это не причиняет неудобство сидящему рядом, так как нельзя совершать желательное действие ценой запрещённого. А Аллах знает лучше.

Источник

Правильная поза в ташаhуде (тахийяте)

При чтении ташаhуда существует две известные позы: аль-Ифтираш и ат-Тауаррук.

Аль-Ифтираш (الافتراش) — когда молящийся левой ягодицей садится на левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

Ат-Тауаррук (التورك) — когда молящийся садиться левой ягодицей на землю, просунув левую ногу под голенью правой ноги, при это правая нога стоит в таком же положении как и в случае с аль-Ифтираш.

Ханафитский мазхаб: Мужчина должен сидеть в позе ифтираш в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе, тогда как женщина принимает позу тауаррука в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе. На этом мнении также имам Суфьян ас-Саури.

Маликитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе.

Шафиитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом последнем/единственном ташаhуде. Т.е если молитва состоит из двух ташаhудов, то в первом принимается поза ат-Тауаррук а в последнем аль-Ифтираш. А если молитва состоит из единственного ташаhуда, то принимается поза ат-Тауаррук.

Ханбалитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом последнем ташаhуде той молитвы, где два ташаhуда, тогда как в случае молитвы с единственным ташаhудом принимается поза аль-Ифтираш. Кстати, в этом их принципиальное отличие от шафиитов.

Самым сильным мнением в этом вопросе является мнение Ханбалитов.

В их пользу свидетельствует хадис, переданный имамом аль-Бухари от Мухаммада бин ‘Амра бин ‘Ата, находившегося среди группы сподвижников, в том числе Абу Хамида ас-Са’иди, да будет доволен им Аллаh, сказавший:

أنا كنت أحفظكم لصلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم، رأيته إذا كبر جعل يديه حذاء منكبيه، وإذا ركع أمكن يديه من ركبتيه، ثم هصر ظهره، فإذا رفع رأسه استوى، حتى يعود كل فقار مكانه، فإذا سجد وضع يديه غير مفترش ولا قابضهما، واستقبل بأطراف أصابع رجليه القبلة، فإذا جلس في الركعتين جلس على رجله اليسرى، ونصب اليمنى، وإذا جلس في الركعة الآخرة، قدم رجله اليسرى، ونصب الأخرى، وقعد على مقعدته

«Я лучше вас запомнил молитву пророка ﷺ: Я видел, как он произнес вступительный такбир и поднял руки до уровня плеч, а когда совершил земной поклон уперся ладонями об колени и выпрямил спину (горизонтально), затем выпрямился (после поясного поклона, став ровно), пока каждый позвонок не вернулся в исходное состояние, а когда совершил земной поклон, положил руки (на землю) и не собирал (пальцы) в кулак и не растопыривал их, а пальцы его ног смотрели на Къиблу. Когда он усаживался в двухракаатной (молитве), то садился на левую ногу, поставив (стопу) правой (ноги) стоя. А когда он садился в последний рака’ат, он простирал левую ногу (под голень правой ноги), оставляя правую (стопу) стоя (на пальцах) и садился на (левую) ягодицу».

Но иногда в коллективной молитве в силу тесноты не получается сидеть в позе тауаррук, ведь тауаррук занимает больше места чем ифтираш, здесь разрешается сидеть в позе ифтираш, все это является дозволенным, как указал на это имам ан-Науауи, да помилует его Аллаh.

А знание принадлежит Всевышнему, просим у Него полезных знаний и искренности на Его пути!