Как сердцу придерживаться прямоты

Как сердцу придерживаться прямоты

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Для этого нужно исполнять два требования.

Первое: любовь к Всевышнему Аллаху должна быть всегда на первом месте. И если возникает противоречие между любовью к Всевышнему Аллаху и любовью к кому-то или чему-то иному, любовь к Всевышнему Аллаху должна перевесить любовь к кому-то или чему-то иному.

Как легко говорить об этом и как трудно добиться этого на деле! Испытание приводит человека либо к почету, либо к позору. Как часто раб Аллаха предпочитает то, что он любит и к чему его тянет, или то, что любит тот, кто выше его по положению. Его предводитель, шейх, члены его семьи, - как часто он предпочитает все это тому, что любит Всевышний Аллах. Любовь к Аллаху в сердце такого человека – не на первом месте, и она не властительница этого сердца, распоряжающаяся им. И обычай Всевышнего Аллаха в отношении таких людей – делать так, что эта любовь не к Нему станет приносить рабу одни трудности и неприятности. Такое воздаяние он получает за то, что предпочел свои страсти и страсти того, кого он возвеличивает из числа творений, любви к Аллаху.

Всевышний Аллах постановил, и это постановление не подлежит изменению, что для того, кто любит кого-то или что-то, кроме Него, эта любовь обернется муками, и это непременно произойдет. И если человек боится не Его, то Он даст власть над ним тому, кого он боится. Поистине, для того, кто занят не Аллахом, эта занятость не станет благом, и тому, кто предпочел Ему кого-то или что-то, не будет благодати в том, что он предпочел, и кто стремится не к Его довольству, гневя Его, тот непременно получит в итоге недовольство того, чье довольство он искал.

Второе требование, исполнение которого помогает сердцу придерживаться прямоты: возвеличивание Его велений и запретов, которое становится следствием возвеличивания Того, от Кого исходят эти веления и запреты. Поистине, Всевышний Аллах порицает того, кто не возвеличивает Его веления и запреты.

Так, Всевышний Аллах сказал: «Почему вы не чтите величия Аллаха?» (71:13).

Ученые сказали, комментируя этот аят: «То есть: что с вами, неужели вы не боитесь Аллаха с Его величием?» Как прекрасно сказанное Шейхуль-Исламом о возвеличивании велений и запретов: «Не следует противоречить им посредством циничной вседозволенности*, доходить до излишней крайней строгости в них** и пытаться подводить под причину, что ослабляет покорность».

Его слова означают, что первый этап возвеличивания Всевышнего Аллаха – это возвеличивание Его веления и запретов. Такой верующий знает своего Всевышнего Господа через Его послание, с которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был направлен ко всему человечеству. И это послание предполагает, что он должен подчиняться Его велениям и запретам. А это осуществляется посредством возвеличивания велений Всевышнего Аллаха и исполнения их и возвеличивания Его запретов посредством соблюдения их.

Возвеличивание велений и запретов Всевышнего Аллаха указывает на возвеличивание Того, от Кого они исходят. И это возвеличивание вводит его в число благочестивых, о которых засвидетельствовано, что у них есть вера, признание истины, правильные убеждения и отсутствует великое лицемерие (нифак акбар).

Бывает, что человек исполняет веление Аллаха напоказ творениям, чтобы занять высокое положение среди них и обрести влияние на них, и избегает запретного, потому что боится уронить себя в их глазах или опасается мирского наказания из числа установленных Шариатом за нарушение этих запретов. В таком случае совершение либо отказ от действий не обусловлен ни возвеличиванием велений и запретов Аллаха, ни возвеличиванием Того, от Кого эти веления и запреты исходят.

Признаками возвеличивания велений Аллаха являются своевременное их исполнение и соблюдение установленных для них границ, а также стремление совершить необходимое (рукн) и обязательное (ваджиб) в них и достичь совершенства в их исполнении, стремление приступить к их исполнению сразу после наступления их времени, искреннее огорчение и печаль из-за несоблюдения какого-то из прав этого веления.

Например, человек огорчается из-за того, что упустил возможность совершить молитву вместе с общиной, зная, что теперь его молитва будет молитвой, совершаемой в одиночку, а ведь коллективная молитва превосходит ее в 27 раз. Если бы человек, занимающийся торговлей, упустил сделку, заключаемую в его городе, без необходимости отправляться в путь ради нее и без каких-либо трудностей, способную принести ему 27 динаров, он кусал бы руки, сожалея об упущенном. А каждая степень, на которую коллективная молитва превосходит молитву, совершаемую в одиночку, лучше тысячи и лучше тысячи тысяч и лучше много большего…

Если человек вполне сознательно упустил эту прибыль, - а многие ученые говорят, что молитва такого человека никуда не годится, - и сердцу его это безразлично, его не волнует это упущение, он относится к нему пренебрежительно, то это означает, что сердце его не возвеличивает веления Всевышнего Аллаха.

Так же и когда он упускает начало времени (молитвы), которое есть довольство Всевышнего Аллаха, и когда он упускает возможность стоять во время молитвы в первом ряду, который благословляет Аллах и Его ангелы. Если бы раб Аллаха знал, какое это достоинство, он боролся бы за его обретение и бросал бы жребий в надежде обрести его.

Так же и когда человек упускает возможность совершить молитву с многочисленной общиной, что увеличивает награду за молитву. Чем больше людей совершают молитву вместе, чем угоднее это Всевышнему Аллаху. Если ему приходится долго идти, чтобы добраться до места молитвы, то ему прощается за один шаг по одному прегрешению, а за следующий он возвышается на одну степень.

Так же бывает и когда человек упускает смирение в молитву и сосредоточенность сердца на ней, когда стоит пред Всевышним Господом, а ведь это смирение – дух и суть молитвы. Молитва без смирения и сосредоточенности сердца подобна мертвому телу, лишенному духа. Не устыдится ли человек подарить себе подобному творению мертвого раба или рабыню? Так что можно сказать о том случае, когда подобный «подарок» преподносится царю или предводителю или кому-нибудь подобному?

Точно так же и молитва без смирения, сосредоточенности сердца и устремленности к Всевышнему Аллаху. Она подобна мертвому рабу или рабыне, которых собираются подарить царю. Поэтому Всевышний Аллаха не принимает ее, хотя в этом мире его обязанность совершить эту молитву считается исполненной, и не хвалит за ее совершение. Ведь поистине не достанется рабу Аллаха из его молитвы ничего, кроме той части, которую он совершал сосредоточенно и осмысленно.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бывает, что раб Аллаха совершает молитву, а ему записывается лишь половина ее, или даже треть, или даже четверть, или даже пятая часть». И так он говорил, пока не упомянул десятую часть (Ахмад,; Абу Дауд)» См. «Вабиль»; «Избранное», 1/251-255.

*Например, верующему разрешается съесть мертвечину, если ему грозит верная гибель от голода, однако ему разрешается съесть лишь столько, сколько ему необходимо, чтобы не умереть с голоду. Что же касается того, чтобы объедаться запретным под предлогом этого разрешения, то это уже – циничная вседозволенность.

**Речь идет о том случае, когда человек обязывает себя совершать узаконенное Шариатом непосильным для него образом – например, поститься каждый день, или совершая малое омовение, омывает каждый орган по много раз, или отказывается принять разрешение Шариата тогда, когда у него есть все основания для принятия этого разрешения.