Как сделать большое омовение /гусль/? Когда он обязателен и когда желателен?

Как сделать большое омовение /гусль/? Когда он обязателен и когда желателен?

Хвала Аллаху Господу миров.

Гусль (большое омовение) может быть обязательным и может быть желательным. Ученые (да помилует их Аллах) разъяснили все эти случаи, и разделить их можно на три группы.

Первая группа: причины, из-за которых совершение большое омовения становится обязательным, и в отношении которых ученые единодушны:

1. Выход семени, даже если это случилось не из-за полового акта

В Энциклопедии по фикху сказано: Все ученые единодушны /иттифак/, что выход семени является основанием, из-за которого большое омовение становится обязательным. Ан-Науауи даже передал единогласие /иджма‘/ ученых по этому поводу. И в этом вопросе нет различий между мужчинами и женщинами, во время сна произошел выход семени или наяву. Основным по этому вопросу хадисом является хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Вода от воды (семени)“ (Муслим, № 343). Значение этого хадиса, как это сказал ан-Науауи, заключается в том, что после выхода семени обязательно необходимо совершить омовение[1].

2. Проникновение головки полового органа во влагалище, даже если семяизвержения не случилось.

3. Хайд - менструация.

4. Нифас - послеродовое кровотечение.

В Энциклопедии по фикху сказано: «Ученые единодушны, что менструация и послеродовое кровотечение являются причинами обязательности большого омовения /гусль/. Ибн аль-Мунзир, Ибн Джарир ат-Табари и другие передали единогласие /иджма‘/ ученых по этому вопросу. Доказательство обязательности большого омовения во время менструации в словах Всевышнего:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُواْ النِّسَاء فِي الْمَحِيضِ وَلاَ تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىَ يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللّهُ

„Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах“»[2].

Вторая группа: ситуации, когда большое омовение не обязательно, в соответствии с единодушным мнением ученых, но желательно:

1. Перед каждый собранием с людьми желательно совершить большое омовение. Аль-Багауи (да помилует его Аллах) сказал: Тому, кто собирается на собрание с людьми, желательно совершить большое омовение, очистить себя и умаститься благовониями.

К этому относится большое омовение в день праздника. Ан-Науауи (да помилует его Аллах) сказал: «Это Сунна для каждого, как гласит единодушное мнение: для мужчин, женщин, детей. Так как это (делается) для украшения, и всем им велено украшаться[3]»[4]

К этому же относится и большое омовение перед молитвой во время солнечного/лунного затмения и молитвой испрашивания дождя, перед стоянием на горе ‘Арафа, большое омовение на Маш‘ару-ль-Харам, перед бросанием камешков в дни ташрик и прочих собраний людей во время поклонения или обычных действий.

2. При изменении запаха тела или попадании на тело чего-то нечистого. Аль-Махамили, из ученых-шафиитов, сказал: «Большое омовение желательно совершить при любом изменении тела.

К подобным изменениям относится те, о которых писали ученые: большое омовение желательно после сумасшествия и потери сознания, когда человек выздоровеет, и после кровопускания /хиджама/, и после посещения хаммама и прочего. Большое омовение удалит то, что попало на тело и вернет его в естественное состояние»[5].

3. Во время некоторых видов поклонения. Например, большое омовение перед вхождением в состояние ихрам. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед вхождением в ихрам снял (сшитую по форме тела) одежду и совершил большое омовение /гусль/[6]. Ученые также сказали о желательности совершить большое перед совершением обхода вокруг Каабы для посещения /тауафу-з-зийара/ и обходом Каабы перед прощанием /тауафу-ль-уада‘/, а также в ночь Предопределения. Ибн ‘Умар также совершал большое омовение при въезде в Мекку, и сказал, что таким образом поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)[7].

Третья группа: причины большого омовения, в отношении которых между учеными есть разногласия. Из них скорее всего наиболее верными будут следующие:

1. Обмывание покойного. Многие ученые говорили, что смерть – это одна из причин большого омовения, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда умерла его дочь, сказал: Обмойте ее три, пять или более раз[8].

2. Большое омовение для человека, который обмывал покойного. В этом вопросе между учеными существуют разногласия из-за приемлемости хадиса по этому поводу. Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Пусть тот, кто обмыл покойного, совершит большое омовение[9].

Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Желательность – это среднее и более близкое (к истине) мнение (по этому вопросу)[10].

3. Большое омовение в пятницу. Ан-Науауи сказал: Это является сунной у большинства ученых, но некоторые предшественники считали это обязательным[11].

Верным мнением по этому вопросу является то, которое избрал правильным шейх Ибн Таймия: Большое омовение обязательно тому, от кого исходит запах пота или иной неприятный для окружающих запах[12].

4. После принятия Ислама неверующим.

В Энциклопедии по фикху сказано: «Ученые из маликитов и ханбалитов считали, что когда неверующий принимает Ислам, он обязан совершить большое омовение. На это указывает хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что „когда Сумама ибн Асаль (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел: „Отведите его в сад такой-то семьи и велите ему, чтобы он совершил большое омовение““. Передается от Кайса ибн ‘Асыма, что когда он принял Ислам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему совершить большое омовение с использованием воды и листьев крушины[13], потому что человек, принимающий Ислам, в большинстве случаев пребывает в состоянии осквернения. Потому что большая вероятность понимается как истина, как и в случае со сном для малого омовения и введение мужского полового органа в женский для большого.

Ханафиты и шафииты считали, что большое омовение для неверующего, который принял Ислам, является желательным, если он принимает Ислам не в состоянии осквернения. Потому что многие люди принимали Ислам, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не велел им совершать большое омовение. Если же неверующий принимает Ислам, и он пребывает в состоянии осквернения, то большое омовение для него обязательно. Ан-Науауи сказал: Об этом сказал аш-Шафи‘и, и большинство сподвижников (шафиитов) были того же мнения в этом вопросе[14].

Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Предпочтительнее и безопаснее совершить большое омовение[15].

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 195.

[2] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 204.

[3] Для всех них желательно очиститься и удалить неприятные запахи с тела, что достигается совершением большого омовения – прим. пер.

[4] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 233.

[5] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 234-235.

[6] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 830.

[7] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1478; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 1259.

[8] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1253; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 939.

[9] Ахмад. Аль-Муснад. Т. 2. С. 454; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 3161; ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 993 и он сказал, что хадис хороший; имам Ахмад в Масаилу Ахмад ли-Аби Дауд (С. 309) сказал, что по этому вопросу нет достоверного хадиса.

[10] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 411.

[11] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 232.

[12] Ибн Таймия. Аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 5. С. 307.

[13] Ар. Сидр – прим. пер.

[14] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 205-206.

[15] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 397.

islamqa.info

Сахих аль-Бухари (Мухтасар). Книга 5: Книга полного омовения:

179. (248). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после осквернения, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело.

180. (249). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы (В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное), смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги ( Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место) и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения».

190. (272). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая полное омовение после осквернения /джанаба/, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) мыл кисти рук и совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем омывал тело полностью, а затем прочёсывал рукой волосы; почувствовав же, что кожа (головы) увлажнилась, он трижды обливал (голову) водой, после чего омывал прочие (части) тела».

Гусль (полное омовение)


Для простоты распишем по пунктам один из распространенных вариантов совершения гусля согласно достоверным хадисам:


1.
Иметь намерение в сердце совершить соответствующий гусль (т.е. если после месячных, то намереваться сделать полное омовение для очищения от месячных и т.д.)

2.
Сказать БисмиЛлях (желательно).

3.
Помыть кисти рук трижды.

4.
Помыть половые органы, тщательно очистив из от следов месячных, остатков жидкости после полового акта и т.д. После этого касаться половых органов нельзя, чтобы не испортить омовение.

5.
Омыть то, что омывается в процессе малого омовения (кисти рук, нос-рот, лицо, руки от кончиков пальцев до локтей, обтереть голову и уши, помыть ноги от ступней до щиколоток).

6.
Трижды полить и омыть голову, чтобы вода коснулась кожи головы.

7.
Помыть уши.

8.
Тщательно омыть правую половину тела (включая правую ногу).

9.
Тщательно омыть левую половину тела (включая левую ногу).

10.
Омовение завершено.

Хотелось бы заметить, что нарушение последовательности по ошибке не портит полное омовение, если только специально не касаться посреди омовения полового органа.

Учёные считают, что полное омовение будет действительным, если человек с должным намерением полностью погрузится в воду (будь то море или ванна) и одежда не будет мешать воде касаться кожи на всей поверхности тела. А Аллаху известно лучше.

Нет никакой разницы между полным омовение мужчины и женщины. Кроме того, что если у вас есть косы, то не нужно их расплетать, главное, чтобы вода достигла корней волос, в хадисе нет конкретизации когда именно следует собирать волосы. Поэтому вы можете собирать волосы перед купанием, и брать омовение как берут его при заплетенных волосах, т.е. смачивая лишь корни волос тремя пригоршнями воды.

Если для женщины полное промывание волос окажется сложным, ей достаточно полить на голову до проникновения воды к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.