Как сберечь свои праведные дела

Сохранить праведный поступок труднее, чем совершить его, и иной раз наши грехи уменьшают или даже полностью разрушают награду за добрые дела, которые мы совершили раньше.
Мы уже говорили о том, что добрые дела смывают грехи. Теперь пришло время усвоить и обратный урок. Большие грехи и нововведения, противоречащие Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, — вот чего мы должны остерегаться, чтобы сберечь наши праведные дела.
Можно многим помочь человеку, сделать для него много хорошего, а потом обидеть его, попрекнуть сделанным добром, и эти обидные слова уничтожат самую большую милостыню. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными попрёками и обидными словами» (сура 2 «Корова», аят 264). Попрёки смывают награду за подаяние, как проливной дождь смывает землю с гладкой скалы, и от милостыни не остаётся ничего, что могло бы принести пользу человеку в будущей жизни.
Как-то ко мне подошел хороший брат, и он рассказал мне о том, что он попрекнул близкого ему человека, которому когда-то оказал большую услугу. "Ты забыл, кем ты был? Всё, что ты имеешь, имеешь благодаря мне", - так он сказал ему. Наш брат искренне сожалел о случившемся и спросил, как ему сберечь ту садаку, что он раздал своему другу прежде. Я сказал, что об участи его садаки мы ничего сказать не можем. Но мы точно знаем из Корана, что чем делать хорошее, а потом попрекать человека в этом, лучше просто сказать ему доброе слово. Но не печалься, добавил я, возможно, награда за твое искреннее покаяние будет больше, чем та награда от милостыни, на которую ты надеешься.
Одним словом, если хочешь сберечь свою награду, ни в коем случае не считай того, кому ты помог, обязанным тебе. Если ты сделал это ради Аллаха, то не должен ждать от него ни благодарности, ни доброты в ответ. И вообще, это Аллах оказал тебе милость, когда привёл к тебе того человека и позволил тебе помочь ему. И от встречи с ним ты приобрёл намного больше, чем он. Он получил от тебя то, что поможет ему в этой жизни, а ты получил шанс на спасение и милость в жизни вечной! А раз так, то не смотри на того бедняка свысока. Защити своё сердце от тщеславия и высокомерия, сбереги свой добрый поступок!
Есть в Коране и другой аят о том, как наши грехи разрушают добрые дела. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не говорите с ним громко, как вы говорите друг с другом, а иначе ваши деяния окажутся тщетными, а вы даже не заметите этого» (сура 49 «Покои», аят 2).
Вы думаете, этот аят был обращен только к тем современникам нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Нам приятнее думать, что это не про нас. Ведь мы не имеем возможности говорить громко в присутствии Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не можем окликнуть его с улицы, как это сделали некоторые при его жизни. Почему же мы решили, что в Коране, который ниспослан для всех нас, содержится суровое предостережение только для тех, кто жил много веков назад? Возможно, потому что нам неприятно думать, что наши собственные праведные дела вдруг могут стать тщетными, то есть бесполезными для нас.
О ком же тогда этот аят? О тех, кто отказывается от решения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и решает по-своему. О тех, кто ставит чьё-либо мнение превыше слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. О тех, кто отрицает его Сунну, кто принижает её значение и борется с ней. К словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, нельзя относиться так же, как к словам других людей. И даже если какой-то хадис непонятен нам, относиться к нему мы должны в высшей степени уважительно, потому что это - почтение по отношению к самому Пророку, мир ему и благословение Аллаха.
Если вы всё ещё сомневаетесь в моих словах, прочтите другой аят: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (сура 47 «Мухаммад», аят 33).
Это значит: если вы уверовали, то поклоняйтесь только Аллаху и следуйте путём Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а если вы отвернётесь и станете искать для себя иного пути, то ваши старания станут тщетными. Они не принесут вам награды, кроме разочарования и утомления. И мы видим сегодня тех, которые отворачиваются от Сунны и борются против неё. Разве их сомнения приносят покой в их сердца? Разве они поднимают их на ночные молитвы?