Как осуществлять искупление /каффара/

Что касается искупления /фидья/, которую должен отдать тот, кто не постился в рамадан, то следует ли ему отдавать ее каждый день? Или можно отдать за один раз после Рамадана?
Хвала Аллаху Господу миров.
Оставление обязательного поста в рамадан из-за оправдания /‘узр/, на исчезновение которого нет надежды, например, если человек не постится из-за своего преклонного возраста, обязывает кормить одного бедняка вместо каждого дня поста. В такой ситуации человек, оставляющий пост из-за постоянного оправдания, может кормить одного бедняка день в день, а также может подождать окончания месяца и накормить столько бедняков, сколько дней поста он пропустит в Рамадан.
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Время — то есть время кормления бедняков — дается на выбор. Если человек желает, то он может искупить каждый день поста в тот же день, а может, если желает, отложить это до последнего дня, как это делал Анас, да будет доволен им Аллах» Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 335.
Нет проблемы в том, чтобы все количество продуктов фидья отдать одному человеку
Можно ли тому, кто не в состоянии поститься, кормить вместо этого каждый день одного бедняка на протяжении тридцати дней, или накормить тридцать бедняков в один день?
Хвала Аллаху Господу миров.
Человек, который не в состоянии поститься совсем, обязан кормить одного бедняка за каждый день. Ведь Всевышний Аллах сказал:
وعلى الذين يطيقونه فدية طعام مسكين
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»[1].
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Этот аят не был отменен. В нем говориться о старике и пожилой женщине, которые не в состоянии поститься, что они должны вместо этого кормить одного бедняка вместо каждого дня (поста)»[2]
Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Кормить можно двумя способами:
1. Можно приготовить пищу и пригласить бедных и нуждающихся в количестве, равном количеству дней, которые он должен искупить. Таким образом поступал Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, когда он состарился.
2. Можно раздать им неготовые продукты» [3].
Что касается кормления одного бедного человека в течение тридцати дней, то многие ученые говорили о допустимости этого. Таково мнение мазхабов шафи’итов, ханбалитов и группы маликитов. В «аль-Инсаф»[4] говорится: «Допускается отдать всю пищу одним разом одному бедному человеку».
В фетвах Постоянного Комитета сказано:
«Если врачи говорят, что из-за болезни, от которой вы страдаете, вы не можете поститься, и у вас нет надежды на выздоровление, то вместо одного дня поста вы должны кормить одного бедного человека. Одному бедняку дается половина са‘а основных продуктов местности: фиников или иного. Если вы накормите бедняка ужином или обедом в течение скольки дней, сколько вы не постились, то и этого будет достаточно» [5].
Таким образом стало ясно, что можно кормить одного бедняка в течение тридцати дней, как можно и собрать тридцать бедняков в один день и накормить их всех.
А Аллаху ведомо лучше.
__________________________________________
[1] Коран. Сура «Корова» 2:184.
[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 4505.
[3] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 335.
[4] Аль-Мардауи. Аль-Инсаф. Т. 3. С. 291.
[5] Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 10. С. 198.