Как можно достичь благонравия?

Как можно достичь благонравия?

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Какими способами человек может приобрести благонравие?

Ответ - (этого можно достичь) следующими путями:

Первый: По причине чтения Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (да благословит его Аллах и ниспошлет мир), т.е. тех текстов, в которых упоминаются достоинство и похвальность этого великого нрава. Ибо верующий, читая контексты, в которых говорится о достоинстве и похвальности проявления каких-либо нравственных качеств, или деяний, в итоге воплощает это в жизнь.

Второй: По причине общения с хорошими и праведными мусульманами, заслуживающими доверия в своих знаниях и в надежности (амана). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет мир) сказал: «Поистине, праведный товарищ и плохой, подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние» (аль-Бухари 2101 и Муслим 4628).

Поэтому, о молодежь, дружите с теми мусульманами, которые известны своим благонравием и тем, что далеки от дурного поведения и глупых поступков, дабы посредством этой дружбы приобрести хороший нрав.

Третий: По причине размышления человека о последствиях, к которым приводит дурной нрав. Поистине, дурной нрав является отвергаемым и отвратительным качеством. И о нем упоминают только с нехорошей стороны.

Если мусульманин будет помнить, что дурной нрав приводит человека ко всему этому, то, поистине, он будет избегать его проявления.

Просим Всевышнего Аллаха сделать нас из тех, кто крепко держится Его Книги и Сунны Его посланника (да благословит его Аллах и ниспошлет мир) как явно, так и тайно, и просим Его упокоить нас на этом. Просим Его также покровительствовать нам как в ближней жизни, так и в будущей, не отклонять наши сердца после того, как Он повел нас по прямому пути и даровать нам Свою милость, ибо Он — Дарующий (аль-Уаххаб)». (см. Шейх ибн Усеймин «Китабуль-'ильм», стр. 186 -187)

О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния (сура 47 "Мухаммад", аят 33).

Всевышний указал правоверным на то, как они могут приобрести мирское и духовное счастье, и повелел им повиноваться Аллаху и Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, как в основных, так и во второстепенных вопросах религии. Повиновение бывает полным тогда, когда человек избегает грехов и выполняет все предписания религии и делает это искренне и правильно, т.е. только ради Аллаха и только так, как этому учил Посланник, мир ему и благословение Аллаха.

О люди! Не делайте ваши деяния бесплодными и бесполезными ни в момент, когда вы совершаете их, ни после того, как вы уже совершили их. Даже искренние и правильные деяния могут стать тщетными и бесполезными, если человек начинает попрекать того, кому он оказал милость, восхищаться собой, хвалиться совершенным благодеянием либо совершать грехи, которые уничтожают его благодеяния и лишают его вознаграждения.

Этот аят также касается тех деяний, которые делают недействительными намаз, пост, паломничество и другие обряды поклонения. Опираясь на эти слова Аллаха, богословы строго запретили прерывать без какой-либо причины любой обязательный обряд поклонения и сочли нежелательным прерывание необязательных обрядов.

Возвращаясь к словам Всевышнего «…и не делайте тщетными ваши деяния», следует отметить, что этот запрет подразумевает повеление совершать праведные дела надлежащим образом, опираясь исключительно на достоверные знания.

В СЛОВАХ ТАЛЬБИИ ЗАКЛЮЧЕН ОЧЕНЬ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах:

«В словах тальбии заключены великие правила и содержится огромная польза. Слова «Вот я перед Тобой» представляют собой ответ тому, кто позвал тебя; и ни с точки зрения языка, ни с точки зрения разума не может быть ответа тому, кто не говорит и не зовёт тебя.

В этих словах содержится [указание на] любовь, потому что выражение «Вот я перед Тобой» употребляется только по отношению к тому, кого ты любишь и возвеличиваешь. Поэтому и говорят, что слова эти означают: «Я направляю Тебе то, что Ты любишь».

Эти слова содержат указание на постоянство подчинённости Аллаху (‘убудиййа). Поэтому и говорят, что эти слова означают: «Я постоянен в своей покорности Тебе». И они содержат указание на смирение и кротость, точнее на постоянство этого смирения, а также на искренность.

Эти слова содержат признание того, что Всевышний Господь слышит, поскольку невозможно подумать, что человек станет говорить: «Вот я перед Тобой», — тому, кто не слышит его воззваний. И они содержат указание на приближение к Аллаху.

Тальбия — символ хаджа и перехода от одного ритуала к другому. Переходя от одного действия к другому в хадже, паломник говорит: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой!» — подобно тому, как молящийся, переходя от одного действия к другому в молитве, говорит: «Аллах Велик!» Закончив же совершение какого-то действия, он прерывает тальбию, подобно тому, как с произнесением таслима молящийся прекращает произносить такбир.

Это символ единобожия — религии Ибрахима, мир ему, — которое является духом хаджа и сутью его. Более того, оно — дух и суть всех видов поклонения. Поэтому тальбия была сделана ключом к этому виду поклонения, в который входят с помощью неё. Тальбия содержит указание на ключ к Раю и ворота, через которые входят в ислам, и это формула искренности и свидетельство о том, что у Аллаха нет сотоварищей».

Также Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «В тальбии заключён очень глубокий смысл. Тальбия содержит хвалу Аллаху, которая относится к числу наиболее любимых Аллахом способов приближения к Нему, и именно те, кто восхвалял Аллаха, будут призваны в Рай первыми; и ею начинается молитва и заканчивается молитва. Она содержит признание того, что все милости — от Аллаха. Поэтому и использован определённый артикль как указание на то, что в данном случае понятие милость охватывает все без исключения милости. То есть все они от Тебя.

Тальбия содержит признание того, что вся власть принадлежит только Аллаху и настоящей властью не обладает никто, кроме Него. Использована утверждающая частица, которая подчёркивает и подтверждает сказанное, как бы показывая, что это сведения, не подлежащие сомнению.

Тальбия содержит сообщение о том, что и власть, и милость, и хвала — всё это принадлежит Всемогущему и Великому Аллаху. Это ещё одна форма восхваления Его наряду с отдельными возвышенными описаниями. Всевышний Аллах упоминает о двух отдельных качествах — власти и хвале, — упоминая их вместе. Когда власть, включающая могущество, объединяется с милостью, включающей предельную пользу, благодеяние и милосердие, и с хвалой, включающей всё величие и щедрость, побуждающие любить [их обладателя], то получается величие, совершенство и величественность, которых достоин лишь Он.

В поминании Господа Его рабом и знании Его — стремление сердца к Аллаху и его обращённость к Нему, и обращение лишь к Нему всего того, что служит основанием для любви. А это и есть суть подчинённости Аллаху (‘убудиййа). Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее из сказанного мною и пророками до меня: "Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он всё может"» [Тирмизи, 3585].

Тальбия содержит эти слова и заключает в себе их значения».

Также имам Ибн Каййим аль-Джаузия, да помилует его Аллах, сказал: В тальбии говорится: «Поистине, хвала и милость принадлежат Тебе, и власть», — но не говорится: «Поистине, хвала, и милость, и власть принадлежат Тебе». В этом заключён глубокий смысл. За счёт такого построения фразы получается дополнительное восхваление.

В повторении свидетельства о том, что у Него нет сотоварищей, также заключён глубокий смысл. Утверждение о том, что у Аллаха нет сотоварищей, следует за ответом: «Вот я перед Тобой», — и потом повторяется после слов «Поистине, хвала и милость принадлежат Тебе, и власть»: «Нет у Тебя сотоварища». Это подразумевает, что у Него нет сотоварищей в хвале, милости и власти; а первое свидетельство подразумевает и то, что у Него нет сотоварищей в том, что касается внимания Его призыву.

Это подобно словам Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 18).

В начале этого аята Всевышний сообщил, что нет божества, кроме Него. И это входит в Его свидетельство и свидетельство Его ангелов и обладателей знания. Это то, о чём они свидетельствуют. Затем Он сообщил, что Он неизменно справедлив, после чего снова повторил свидетельство о том, что нет божества, кроме Него».

См. «Мудрость Ислама» ИД «Умма», 2007, стр. 70-73