Качества мунафиков - лицемеров, упомянутые в Коране и Сунне

Качества мунафиков - лицемеров, упомянутые в Коране и Сунне

Хвала Аллаху Господу миров!

1. Недуг сердца

«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали»( 2:10).

2. Неудержимая страсть

«Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом» (33:32).

3. Высокомерие и гордыня

«Когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются» ( 63:5).

4. Насмешка над кораническими аятами

«Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: “Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь”» ( 9:64).

5. Насмешки над верующими

«Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: “Поистине, мы — с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» ( 2:14–15).

6. Удерживание людей от расходования на благие цели

«Именно они говорят: “Не жертвуйте в пользу тех, кто возле Посланника Аллаха, пока они не покинут его”. Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого» (63:7).

7. Ограниченность и обвинение верующих в глупости

«Когда им говорят: “Уверуйте так, как уверовали люди”, — они отвечают: “Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?” Поистине, они и есть глупцы, но они не знают этого» ( 2:13).

8. Лояльность по отношению к кафирам

«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими ближайшими друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, притом что могущество целиком присуще Аллаху?» ( 4: 138–139).

9. Козни и интриги против верующих

«Которые ждут, когда вас постигнет беда. Если Аллах одаряет вас победой, они говорят: “Разве мы не были с вами?” Если же доля достаётся неверующим, они говорят: “Разве мы не покровительствовали вам [или: не помогали вам]и не защитили вас от верующих?” Аллах рассудит между вами в День воскресения. Аллах не откроет неверующим пути против верующих» ( 4:141).

10. Попытки обмануть Аллаха и лень в поклонении

«Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но сами оказываются обманутыми Им. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4:142).

11. Колебания и изменчивость

«Они колеблются между этим [верой и неверием], но не принадлежат ни к тем, ни к другим» (4:143).

12. Стремление обмануть верующих

«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2:9).

13. Обращение за решениями к тагуту

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» ( 4:60–61).

14. Распространение нечестия среди мусульман

«Если бы они выступили [в поход]вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает несправедливых» (9:47).

15. Ложные клятвы, страх, трусость и пугливость

«Они клянутся Аллахом, что они — одни из вас. Однако они не принадлежат к вам. Однако они — боязливые люди. Если бы они нашли убежище, пещеру или подземное укрытие, то они поспешно устремились бы туда» (9:56–57).

16. Они желают, чтобы их хвалили за то, чего они не делали

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (3:188).

17. Порицание благих дел

«Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достаётся что-либо из милостыни, то они остаются довольны, если же им ничего не достаётся, то они сердятся» (9:58).

18. Довольство тем, что другой человек счёл бы позором для себя

«Когда была ниспослана сура с повелением уверовать в Аллаха и сражаться вместе с Его Посланником, обладающие богатством среди них стали просить тебя позволить им остаться и сказали: “Оставь нас, мы будем в числе тех, кто остался”» (9:86).

19. Побуждение к порицаемому и удерживание от одобряемого

«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому, и удерживают от одобряемого, и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]. Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Поистине, лицемеры являются нечестивцами!» (9:67).

20. Нежелание усердствовать на пути Аллаха

«Оставшиеся позади [не принявшие участия в походе на Табук]радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно усердствовать своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (9:81).

21. Колебания и стремление сбежать

«Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: “Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением”. Вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба [Медины], вы не сможете выстоять! Вернитесь!” А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: “Наши дома остались беззащитны”. Они не были беззащитны — они лишь хотели сбежать» (33:12–13).

22. Промедление

«Поистине, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: “Аллах оказал мне милость тем, что меня не было рядом с ними”» (4:82).

23. Уклонение

«Среди них есть и такой, который говорит: “Позволь мне остаться дома и не искушай меня!” Безусловно, они уже впали в искушение. Поистине, Геенна объемлет неверующих» (9:49).

24. Придумывание оправданий своему отказу присоединиться к остальным верующим

«Когда вы возвратитесь к ним, они станут оправдываться. Скажи: “Не оправдывайтесь, мы всё равно не поверим вам. Аллах уже сообщил нам вести о вас. Аллах и Его Посланник увидят ваши деяния. А потом вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали”» (9:94).

25. Они скрываются от людей

«Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают» (4:108).

26. Радость из-за вреда, который причиняется верующим

«О вы, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: “Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди”. Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никако-го вреда. Поистине, Аллах объемлет всё, что они совершают» (3:118–120).

27. Если ему доверяют, он предаёт, если говорит, то лжёт, если обещает, то нарушает обещание, а если ведёт тяжбу, то поступает нечестно

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (9:75–77).

‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лицемер в полном смысле этого слова отличается четырьмя качествами, а в том, кому присуще хотя бы од-но из этих качеств, останется одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Когда такому человеку доверяются, он предаёт, когда он рассказывает о чём-либо, то лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно» [Бухари, 34; Муслим, 58].

28. Откладывание молитвы

Аль-‘Аля’ ибн ‘Абд-ар-Рахман передаёт, что однажды он пришёл к Анасу ибн Малику в его дом в Басре после того, как совершил полуденную молитву: «Когда мы зашли к нему, он спросил: “Вы уже совершили предвечернюю молитву (‘аср)?” Мы сказали ему: “Мы совсем недавно закончили совершать полуденную (зухр)”. Он сказал: “Совершите предвечернюю молитву”. И мы встали и совершили молитву, и когда мы закончили, он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) говорил: ‹Такова молитва лицемеров: он сидит, и, когда солнце окажется между двух рогов шайтана, он встаёт и [наспех]совершает четыре рак‘ата, подобно клюющему что-то ворону, и поминает в них Аллаха лишь немного›”» [Муслим, 622].

29. Уклонение от совершения коллективных молитв

‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Кто желает завтра встретить Аллаха, будучи мусульманином, пусть неуклонно совершает эти молитвы там, где раздаётся призыв к их совершению, ибо, поистине, Всевышний Аллах установил для Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обычаи правильного пути, и это относится к обычаям правильного пути. Если же вы будете молиться в своих домах и оставите свои мечети, вы оставите Сунну вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А если вы оставите Сунну вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), вы впадёте в заблуждение. Любому человеку, который очистится наилучшим образом, после чего направится в одну из этих мечетей, Аллах непременно запишет за каждый сделанный им шаг одно благое дело, и возвысит его на одну степень, и простит ему одно из его прегрешений. В наше время никто не уклонялся от участия [в коллективных молитвах], кроме известных нам лицемеров, и мы видели, как человек приходил, опираясь на двух других, и они помогали ему встать в ряд» [Муслим, 654].

30. Сквернословие и многословие

Абу Умама передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стыдливость и немногословность — два ответвления веры, а сквернословие и многословие — два ответвления лицемерия» [Тирмизи, 2027].

31. Внимание пению

‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Пение растит в сердце лицемерие» [Шу‘аб аль-иман].

Мунаджид, «Недуги сердца»