История Нуха (Мир ему). Сура Аль-А‘раф, аяты 59 - 64

История Нуха (Мир ему). Сура Аль-А‘раф, аяты 59 - 64

Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день».

Перечислив доводы, свидетельствующие об истинности единобожия, Всевышний Аллах усилил их повествованиями о том, что произошло между Божьими посланниками, которые призывали поклоняться одному Аллаху, и их неверующими народами. Он сообщил о том, как поддержал приверженцев единобожия и погубил упрямцев, отказавшихся повиноваться посланникам. Он поведал о том, что все Его посланники проповедовали одну религию и одинаковые воззрения.

Пророк Нух был отправлен к его народу с повелением призвать людей к поклонению одному Аллаху и отречься от идолопоклонства. Он сказал: «О мои соплеменники! Поклоняйтесь только Аллаху — Единственному Творцу, Кормильцу и Правителю. Все остальные существа являются творениями, которые совершенно не обладают властью и подчинены Ему». Нух предостерег свой народ от наказания, которое постигает тех, кто отказывается повиноваться Аллаху.

Это свидетельствовало о его искренности и сострадании. Он опасался, что его соплеменников постигнет вечное наказание и бесконечное несчастье. Так же поступали все остальные Божьи посланники, каждый из которых испытывал к людям больше сострадания, чем их собственные отцы и матери. Однако ответ неверующих соплеменников был ужасен и отвратителен.

Кто пытается представить историю человека в экономическом или политическом, биологическом, психологическом или духовном плане, всегда получает одностороннюю картину из сплетенных друг с другом факторов и широкой деятельности человека, из чего и возникла его история. Только одна исламская история дает обзор всей обширной человеческой истории. 

В этой суре мы видим разные арены этой истории, начинающейся с Адама и продолжающейся рассказом о других добрых посланниках Аллаха: Нухе, Худе, Салихе, Луте, Шу’айбе, Мусе (Мир им) и, наконец, Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует). 

Рассказанные в Коране истории не всегда следуют хронологии, но не так в этой суре, рисующей историю веры и руководства к спасению. Человечество начало свой путь с веры в Одного Аллаха. Затем оно впало в невежество, идолопоклонство и связанное с этим беззаконие. В этот момент является пророк с зерном истины, которую они прежде знали и которой следовали. Одни отвергают его, другие следуют за ним. Эти возвращаются к истине и к вере в Единого Аллаха. Они знают, что для них может существовать только один Аллах, и они предают себя Ему, слушая слова пророка: «О народ мой, служите Аллаху, у вас нет иного, кроме Него». 

Это единственная истина, на которой утверждены все божественные религии и которую передавали все пророки в истории. Коран приписывает эти слова всем пророкам, чтобы выразить единое понятие основы веры всех религий. Каждый пророк посылался к своему народу. И каждый раз именно верхушка отвергала истину и отказывалась слушать Аллаха. Часть народа присоединялась к пророку. Тогда Аллах отделял идущую путем праведности общину, которая следовала за пророком, от заблуждающихся и наказывал последних.

Пророки звали людей не к какому-то порядку, а к источнику бытия и к истине, которая в нем глубоко укоренена. Эта истина все та же, которая заложена глубоко в природе человека. История Нуха (мир ему) подробно изложена в суре 11:25-49. Здесь же кратко обрисована история некоторых пророков от Нуха до Мусы (мир им), чтобы дать поучение современникам Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Нух (мир ему) обличал злобность своего народа, его объявили сумасшедшим и высмеяли, ибо он говорил о великом грядущем дне отмщения.

Кара Аллаха не замедлила — великий потоп, в котором погиб его неверный народ; сам же он и те, кто веровал и вошел с ним в ковчег, были спасены. Истории, подобные рассказу о Нухе (мир ему!), есть в литературе греков, египтян, индусов и китайцев. Древнейшие сказания народов Бирмы, Малайи, Австралии, Новой Гвинеи и разных частей Европы и Америки содержат подобный материал. Эта история служит иллюстрацией к тому, что было сказано в аятах 57 и 58. Арабам она была известна, и имя Нуха (мир ему) не было для них новым.

Религия Аллаха есть закон жизни. Она основана на том, что вся власть и авторитет в жизни человека должны принадлежать только Аллаху. Это значит, что человек должен поклоняться Единственному Аллаху и что для него нет иного бога. Поэтому избегайте многобожия в любой форме. 

Этот и многие подобные аяты показывают, что народ Нуха (мир ему) знал о существовании Аллаха, не отрицал Его и не отказывался Его почитать. Но Ему придавали сотоварищей. Это основное зло привело ко многим другим непотребствам. Так появилась каста людей, которая представляла эти ложные божества. Постепенно она захватила всю религиозную, политическую и экономическую власть и создала искусственные барьеры между высшими и низшими в обществе. Из-за этого везде царили хаос, угнетение и разврат, и человечество достигло низшей точки падения. Нух (мир ему!) должен был устранить этот непорядок.

Знатные люди из его народа сказали: «Мы видим, что ты находишься в очевидном заблуждении».

Зажиточные старейшины, которые во все времена надменно относились к истине и отказывались повиноваться Божьим посланникам, сказали своему пророку: «Мы считаем, что ты попал в явное заблуждение». Да осрамит их Аллах! Они не довольствовались тем, что отказались покориться пророку, и предъявили ему чудовищное обвинение, назвав его заблудшим. Не довольствовавшись даже этим, они сказали, что его заблуждение очевидно для каждого. 

Воистину, это — одно из самых ужасных проявлений высокомерия, и подобная ложь могла пользоваться спросом только у самых безрассудных людей. В действительности же заблудшими были соплеменники Нуха, которые своими руками высекали идолов из безжизненных материалов, не способных ни слышать, ни видеть, ни приносить пользу. Они приравнивали их к Создателю небес, посвящая им всевозможные обряды поклонения. Если бы не их разум, благодаря которому они узнавали доказательства Аллаха и лишились возможности оправдаться неосведомленностью, можно было бы сказать, что безумцы — более благоразумные люди, чем они. Поистине, поступки безумцев более правильные и разумные, чем деяния этих заблудших.

Так же реагировали арабские язычники на послание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Заблуждающийся так далеко ушел от истины, что считает заблуждающимся того,кто зовет его на праведный путь. То же самое происходит в нынешней джахилийе. Все это повторяется в любое время.

 Он сказал: «О мой народ! Я не заблуждаюсь. Напротив, я — посланник Господа миров.

Как я могу заблуждаться, когда меня послал Господь миров? Поскольку Он указал мне путь, я не имею возможности свернуть с того пути, который ведет к Нему.

 Я сообщаю вам послания моего Господа и даю вам искренние советы. Я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете.

Аллах открывает людям Свою волю через пророков; их знание поэтому особенно надежно и истинно.

Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа явилось к вам через мужчину из вашей среды, чтобы он мог предостеречь вас и чтобы вы стали богобоязненны? Быть может, тогда вы будете помилованы».

Нух тактично опроверг заявления своих соплеменников и был предельно учтив, надеясь на то, что они станут повиноваться ему. Он сказал: «Я не заблуждаюсь ни в одном из своих утверждений. Напротив, я следую прямым путем и призываю других встать на него».

Путь этого славного посланника не отличался от пути остальных твердых духом Божьих посланников. Это был самый прекрасный и совершенный путь, обозначенный завершенным и безупречным пророческим посланием. Поэтому далее он сказал: «Я послан Господом миров — Господом моим и вашим, Господом всех творений. Он заботится о Своих творениях, и одним из прекрасных проявлений Его заботы является отправление к рабам посланников, повелевающих совершать праведные поступки, придерживаться благородного нрава, исповедовать прекрасные воззрения и запрещающих все противоположное. Мне вменено в обязанность довести до вашего сведения послания моего Господа, разъяснить вам необходимость поклонения Ему одному, а также Его повеления и запреты. Мне велено дать вам искренние советы, проявляя сострадание и милосердие. Аллах научил меня тому, чего вы не знаете, и поэтому вы обязаны повиноваться мне и выполнять мои приказы. Если бы вы только знали это! Но вы удивляетесь тому, что Аллах ниспослал напоминание одному из вас. Почему вы удивляетесь тому, чему совершенно не следует удивляться? Почему вы удивляетесь тому, что Божье наставление дошло до вас через человека, о правдивости и других качествах которого вам прекрасно известно? Аллах проявил о вас заботу и оказал вам милость, которую вы обязаны благодарно принять. Он предостерег вас от мучительного наказания и призвал вас душой и телом исповедовать богобоязненность, дабы вы могли избежать вечных страданий и заслужить Его безграничную милость».

Это было всегда неожиданно для людей, что Аллах избирал человека для передачи Своего послания. Это считали абсурдным: на смертного возлагалась ответственность передать волю его Господа. В таком избрании нет ничего странного, потому что все человеческие существа странные. Человек действует на всех уровнях этого мира, но он остается в постоянной связи со своим Господом через жизнь, которую Он в него вдохнул. Но если Аллах изберет одного такого человека — а Аллах хорошо знает, кого Он избирает в пророки — то этот человек получает в силу упомянутой связи Откровение. Эта интимная тайна показывает особое значение человека. 

Это вразумление, которое должно сделать сердца людей богобоязненными, чтобы получить Его милость. Из кратких повествований Корана об определенных событиях из жизни пророков часто делали неверный вывод, будто все кончалось одной-двумя беседами, после чего Аллах посылал Свою кару. Кто делает такой вывод, не знает стиля Корана. Все это только часть длительных споров, потому что Коран не описывает всех подробностей. Когда он упоминает историческое событие, он всегда ограничивается той частью истории, которая имеет прямое отношение к излагаемой теме, а все детали опускает. 

Пример Нуха (мир ему) должен пояснить следующее: сейчас задача в том, чтобы предостеречь людей от последствий неприятия ими пророка. Поэтому не нужно упоминать долгий период времени, в течение которого пророк постоянно возвещал своему народу Откровение. А в другом месте, где повествуется о Нухе (мир ему), нужно было научить пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и его соратников выдержке и стойкости, и там повествуется о долгом времени, чтобы они из истории Нуха (мир ему) сделали вывод, что не следует терять стойкости.

Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и потопили тех, кто счел ложью Наши знамения. Воистину, они были слепыми людьми.

Проповеди пророка не принесли его соплеменникам никакой пользы, и он не добился желаемого результата. Соплеменники нарекли его лжецом, и тогда Аллах велел ему соорудить ковчег и поместить на нем по паре различных животных. Подняться на борт ковчега было дозволено тем, кто уверовал вместе с Нухом. Все они были спасены, а нечестивцы, которые отказались уверовать в Его знамения и были слепы к прямому пути, были потоплены. Они увидели истину и ясные знамения, которые Аллах явил им через Своего пророка. Этих знамений было достаточно для того, чтобы любой благоразумный человек обратился в правую веру, однако они насмеялись над ними, пренебрегли ими и стали неверующими.

Несмотря на все его старания, они упорствовали в неприятии. Когда природа человека достигнет определенной меры греховности, он теряет способность думать, так что никакое увещание не помогает.

Иногда скептики спрашивают, почему такого не происходит в наши дни. Хотя в мире постоянно имеет место возвышение и упадок народов, это происходит не так, как описано в Коране, когда целый народ после предупреждения пророка мгновенно гибнет в потопе, при землетрясении или в буре. Для объяснения надо показать разницу между народом, в котором живет пророк, и народом, в котором пророка нет. Пророк передает послание Аллаха прямо и понятно, а сам служит примером. Если народ его отвергает, он заслуживает тяжкого наказания, которое приходит немедленно. Это совсем другой случай по сравнению с народом, который получает послание пророка косвенным образом. Но это не значит, что Аллах после пришествия последнего пророка больше не наказывает. И сегодня на целые народы обрушиваются беды. Только никто не доискивается причин.