Испытания для мусульманина милость Аллаха!

Испытания для мусульманина милость Аллаха!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующих мужчин и женщин не перестанут постигать испытания, затрагивающие их тело, семью и имущество, до тех пор, пока они не встретят Великого и Всемогущего Аллаха без единого греха» [Тирмизи].

Такова природа земной жизни, и испытания будут непременно постигать нас, и никуда нам от них не деться. И сформировавшиеся сегодня предрассудки в отношении ислама и мусульман, негативное представление о них и предвзятое отношение к ним — лишь часть тех испытаний, которые обещал нам Всевышний. Мы должны понимать это и относиться к такого рода явлениям правильно: проявлять терпение, надеяться на лучшее и не забывать о награде, которая ожидает терпеливых. Как сказал благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кому Аллах желает блага, того Он подвергает испытаниям» [Бухари].

Как бы нам этого ни хотелось, мы всё равно не сможем полностью избежать испытаний. Но возможности изменить что-то к лучшему есть всегда и у любого из нас. Быть может, ислам — религию мира и добра, проповедующую всё самое лучшее, ценное и нужное — ещё долго будут необоснованно связывать с отсталостью, жестокостью, закоснелостью, фанатизмом, терроризмом и другими скверными явлениями. Возможно, мы не сможем искоренить эти предрассудки и заблуждения, но мы вполне можем внести свою маленькую лепту в это наиважнейшее дело. Плоды этих стараний будут появляться постепенно и спустя много времени, но с позволения Аллаха они будут. И они не только принесут нам награду в мире вечном, но и станут нашим бескорыстным и искренним подарком тем, кто будет жить в этом мире после нас.

Мудрость Всевышнего Аллаха объемлет все сущее, но людям дано постичь из нее только то, что Он пожелал для них раскрыть. И в прекрасном источнике небесной истины, самом справедливом уставе на все жизненные реалии и потребности души и искуснейшем переплетении божественной мудрости и восторгающего красноречия — Коране Всевышний Аллах одаряет нас жемчужинами от Своей мудрости и милосердия.

Аллах, будучи Лучшим Повествователем, приводит истории своих приближенных рабов — пророков и праведников. Затем Всевышний обращает наше внимание на извлечение назидания из этих правдивых историй. Ибо Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, передал нам, что, завершив творение, Аллах сделал в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, запись: “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев” (Бухари).

Аллах не оставил верующих без наставления в примерах прошлых поколений. Он показал нам, что люди могут быть только на прямом пути или в явном заблуждении, без демократических вариаций. Мусульманам в наследие осталось множество историй, которые поведал Сам Всевышний Аллах. И в этом проявилось его милосердие к своим созданиям, к которым Он относится с большей любовью, чем мать к своему ребенку.

Для неверующих сюжеты из Корана — это мифы и легенды.

«Они говорят: «Это — сказки древних народов. Он попросил записать их, и их читают ему утром и после полудня» («Различение», 5).

А для мусульман — это путь к спасению в этой и ближней жизни.

«В повествовании о них (пророках) содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ...» («Юсуф», 111).

«Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив…» («Йа Син», 69-70).

И узревает в них глубокий смысл только тот, кому пожелал этого Всевышний Аллах.

Ни одну историю Он не привел ради забавы, славословия или просто так. Ибо Аллах во всем вершит только мудрость и справедливость. Но внемлют ли Его рабы прекрасным примерам покорности Аллаху и извлекут ли урок из гибельного мракобесия?

Из этих историй вытекают ясные выводы и даются примеры того, как человек может и должен в этом мире наилучшим образом выполнить возложенную на него Всевышним миссию. Аллах описал нам своих верных рабов, которые стойки и тверды в поклонении Ему. Они остаются покорными Ему и в чреве кита, и на дне колодца, и будучи пораженными проказой.

Всемогущий Аллах создал нас для прекрасного удела – поклонения Ему, ибо Творец заслуживает благодарности и признания Его величия от Своих творений, которых могло бы и не быть, если бы Он не пожелал их создать для служения Себе. Всевышний пожелал испытать нашу преданность Его религии, и это подтверждают многочисленные аяты Корана и хадисы.

«Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников, но довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает» («Различение», 31).

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» («Корова», 155-156).

«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов» («Семейство Имрана», 186»).

«Мы обязательно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» («Мухаммад», 31).

«Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание» («Покаяние», 126).

Если внимательно посмотреть на жизнь пророков и праведников, то убеждаешься в том, что очень мало жизненного времени они пребывали без различных бедствий и испытаний. Разве есть среди них те, кого не постигали частые потрясения, от которых даже самые терпеливые из созданий — пророки спрашивали о том, когда же придет избавление?

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» («Корова», 214).

«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» («Скот», 112).

Коран и жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников, а также праведников, которые были до и после них, содержат в себе непреложный закон, действующий по воле Всевышнего во все времена. Он заключается в том, что чем ближе верующий к Аллаху, тем больше испытаний Он посылает на него.

«Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод и массовые беды, которым подвергались господин всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и любимцы Аллаха».

Но! Милость Аллаха, иншааллах, в том и состоит, что Он тем самым только возвышает степень своих верных рабов в Последней жизни. Аллах всегда помогает при испытании своим покорным рабам, никоим образом не отдаляя их от Себя и не уменьшая их упования на Него. То есть Всевышний никогда при посылаемых Им Своим богобоязненным верующим испытаниях не оставляет их одних, а укрепляет и направляет. Как прекрасны слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные им в пещере Правдивейшему Абу Бакру, которые передал Аллах в Своей Книге: «Не печалься, ибо Аллах – с нами» («Покаяние», 40).

В Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, описывается множество жизненных перипетий и тяжких испытаний, которые прошли верные рабы Аллаха, не изменив своему завету с Ним. Всевышний, по Своему милосердию, не оставил в забвении эти истории, а донес их до человечества для того, что люди последовали наилучшему примеру и уяснили истину.

Людям, не постигшим истину, будет казаться, что если Аллах благоволит к какому-либо из Своих рабов, то не станет подвергать его мучениям, а будет всегда спасать от трудностей. Безмятежную жизнь они считают признаком довольства Аллаха и благого конца. Но это было бы так, если эта жизнь была бы нашим последним пристанищем, после которой нам ничего не предстояло бы.

Тогда в этой жизни блаженствовали ли бы только Пророки и праведники, а богатство и роскошь не были бы сосредоточены в руках неверных, как сейчас. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивая эту жизнь с последней, уподобил ее тому, что остается на пальце, окунутом в море (Муслим). Только неверующим и маловерам из числа мусульман будет казаться, что при ниспослании испытания Аллах желает унизить того или иного раба. Поистине только для неверующих Всевышний посылает бедствия в качестве наказания, а для верующих же в качестве испытания и очищения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах любит людей, то Он испытывает их, и у кого есть терпение, будет терпеливым, а беспокойный будет беспокойным». (Хадис передал Ахмад, 23623, «Сахих аль Джами’ ас-Сагир», 1706).

Тем самым Аллах желает не затруднений и урона для своих рабов, а милости и благого запаса на Тот День, когда Он будет вершить Свой суд.

Испытания посылаются сообразно величине страха перед Аллахом и глубине вероубеждения. Обычный верующий не смог бы вынести те испытания, которые претерпевали приближенные к Аллаху рабы. По мудрости и милосердию Всевышнего, масштабы бед и несчастий бывают пропорциональны богобоязненности, твердости веры и уровню знаний людей. Аллах не пошлет своим искренним рабам то, что они не смогут вынести. И если по воле Аллаха по причине исповедания единобожия кого-то перепиливали пополам, как передал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он даже не говорил «Ах!», то Аллах далеко не каждого Своего раба подвергает подобному испытанию.

И тяжести испытаний соответствует степени приближения к Аллаху и размерам вознаграждения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Величина награды соразмерна величине испытания. Если Аллах любит человека, то Он испытывает его, и довольствующийся получит в воздаяние довольство, а недовольный получит гнев». (ат-Тирмизи, 2320 «Сахих аль- Джами’ ас-Сагир» 2210).

Чем тяжелее испытание выносит верующий, будучи уповающим на Аллаха и не преступающим ни в чем Его границ, тем больше прибавляется ему веры и убежденности и тем выше становится его статус перед Аллахом. И пройденное им испытание, находясь под довольством Всевышнего, улучшает его ближнюю и последнюю жизнь.

Самым лучшим запасом в дорогу, изобилующую испытаниями твоей веры, является упование на Аллаха, терпение, любовь к Аллаху, желание заслужить Его довольство и любовь, и страх вызвать Его недовольство и гнев.

«И на Аллаха пусть уповают верующие!» («Ибрахьим», 11).

«И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно» («Развод», 3).

«О те, кто уверовал! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве, поистине, Аллах – с терпеливыми» («Корова», 153).

«А тому, кто боится Аллаха, устроит Он выход и даст ему средства к жизни, откуда он и не ждет»(«Развод», 2-3).

Упование на Аллаха – это то, без чего человек будет блуждать в потемках, не видя света и благого пути. Когда верующий уповает на Всевышнего, он избирает себе Наилучшего Покровителя, Защитника и Наставника, который поможет ему проследовать из этой жизни в Вечную обитель счастья. Как передал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одним из качеств мусульман, которые в количестве семидесяти тысяч войдут в Рай без расчета, является упование на своего Господа (аль-Бухари, Муслим).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Мусульманину важно также посвящать свой страх и трепет только Всевышнему Аллаху. В человеке не может одновременно присутствовать два страха. Если сердце верующего заполнено страхом перед Своим Господом, то он не может в это же время бояться его творений.

«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» («Семейство Имрана», 175).

Шейх ан-Навави в своем известном шархе к сорока хадисам пишет: «После того, как было установлено, что полезное и вредное предопределено, и с человеком может случиться лишь то, о чем было заранее известно Всемогущему и Великому Аллаху, верующий должен без колебаний устремляться к тому, что велел делать Аллах, и говорить истину, даже если его слова будут направлены против него самого, не боясь порицания порицающего ради Аллаха. И он должен быть смелым, не страшась смерти, не рассчитывая остаться в живых и с полной уверенностью повторяя то, что сказано в Коране: «Скажи: «Не постигнет нас ничто, кроме предопределенного нам Аллахом. Он – наш Покровитель, и на Аллаха пусть уповают верующие» («Покаяние», 51)».

В чьей власти находятся небеса, земля и то, что между ними? Кто Создает, Управляет, Властвует, Одаряет и Лишает? Кому подвластно все живое и кто является Творцом всякой вещи, действия и свойства? Нашему Господу Всемогущему Аллаху. Что бы ни постигло верующему, он всегда должен помнить о всемогуществе Аллаха и своей подвластности Его воле. А то, что ему подчинено находится в крепкой безопасности, ведь ничто не происходит без Его соизволения. Тот, кто искренне обратил свое сердце к Аллаху, не познает угнетения и несчастья.

Но религия Аллаха потеряла в представлениях большинства людей свой подлинный блеск. И люди ошибочно полагает, что тот, кто претерпевает тяготы на пути Аллаха, не может считаться счастливым. Но напротив, клянусь Аллахом, счастливы те, кому Аллах дал познать ни с чем не сравнимую радость от тягот, испытываемых ради Его лика.

Когда верующий утвердит в своем сердце твердое осознание несравненного могущества и бесподобного величия Всевышнего Аллаха и испытает неподдельные трепет перед Ним, то, клянусь Аллахом, вся его сущность заполнится стремлением заслужить Его довольство и любовь. И когда возлюбит он Аллаха больше всего на свете, то также полюбит и жертвы, совершаемые только ради Него. И укрепит подобного раба Аллах.

Поистине самым прекрасными деяниями на свете являются жертвы ради Аллаха. И как прекрасна эта жертвенность! И чтобы постичь величие жертвенного поступка, совершенного только ради Его лика, нужно думать об Аллахе то, что Он заслуживает. Нужно больше узнавать о Его величии, прекрасных атрибутах и размышлять над Его совершенством. И то, что следует из Корана и Сунны.

Великий ученый ибн Каййим аль-Джаузийа сказал: «Многие люди ставят во главу угла любовь к самим себе. Однако если же человек отдаёт предпочтение любви к вере в Аллаха перед любовью к самому себе настолько, что если бы ему пришлось выбирать между неверием и Адом, он выбрал бы Ад, а не неверие, то он действительно любит Аллаха больше себя самого».

Приближенные к Аллаху больше других жертвовали ради Него своим имуществом, семьями и своими душами.

Все в жизни человека тленно. Исчезнет его дом, семья, богатство и он сам. Физическая оболочка человека со своими особенностями останется в этой жизни, а то, что она совершала, унаследует его удел в ахирате. Сегодня люди склонны жить так, словно они созданы для заботы о своем теле и его потребностях, когда в действительности тело является всего лишь переходным краткосрочным состоянием перед последним и вечным местом нашего пребывания.

И, конечно, для любого благоразумного человека предпочтительнее трудности этой жизни и вечное блаженство, чем недолговечные прелести преходящей жизни и вечные, не знающие конца, мучения в Аду. Не сравнятся отмеренный Аллахом жизненный срок, даже если это и сто лет жизни, и вечность. Были среди предыдущих поколений люди, которые жили не одну сотню лет и не покорились Аллаху. Не уверовавшие из народа Нуха, мир ему, иншааллах, уже получают воздание от Аллаха, и им не поможет их долголетие и ожидают их вечные мучения. И так каждое поколение будет отбывать к своему Создателю до Последнего Часа.

Единственное, в чем заключается спасение для человека – это правильное и искреннее поклонение Аллаху. В действительности верующий человек нуждается лишь во Всевышнем Аллахе. Счастье, безопасность и успех связаны только с религией Аллаха.

«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность» («Мухаммад», 17).

«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены» («Пески», 13).

«Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» («Семейство Имрана», 139).

«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» («Семейство Имрана», 160).

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помни об Аллахе — и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе — и ты почувствуешь, что Он перед тобой. Если ищешь ответа на вопрос, спрашивай у Аллаха; если ищешь помощи, взывай о ней к Аллаху» (ат-Тирмизи).

Шейх ан-Навави пишет: «Верующий раб, который верит в то, что Аллах Всевышний хранит его и оказывает ему поддержку, и во всем полагается только на Него, уже не беспокоится о том, что станут предпринимать люди или любые иные сотворенные существа. Более того, он обязан знать, что все хорошее и дурное случается только в соответствии с предопределением Аллаха и что польза и вред зависят только от Его желания и больше ни от кого».

Одним из признаков подлинного упования на Аллаха является то, что верующий не идет на сиюминутные уступки шайтану перед угрозой трудностей. И вы увидите, что те, кому не хватает твердости веры и любви к Аллаху, после тех или иных преследований со стороны неверующих бегут из родных земель, так что, как говорится, «пятки свистят». Или делают это даже если угроза только видимая. Никто не отрицает необходимость принятия мер для сохранения жизни. Но жизни должны сохраняться для поклонения Аллаху, а не для того, чтобы не расставаться с мирской жизнью и ее прелестями.

И куда же бегут эти мусульмане? Туда, где люди ближе к законам Аллаха? Нет, они бегут в исконные государства безбожия и поселяются среди неверующих. И они подобны тем, кто спасли свои туши для того, чтобы их и дальше ублажать. И не можем мы упрекнуть тех, кто переезжает с целью сохранения своей религии, а не жизни.

Тот, кто убегает от трудностей, должен помнить, что Всевышний Аллах мощен послать ему испытание, где бы он ни находился. И от воли Аллаха никуда не убежишь. Другой вопрос в том, что устремляющегося к мирским благам, Аллах действительно может оставить без испытаний, так чтобы ему никто не мешал соседствовать с кяфирами и поглощать блага их цивилизации. Но при этом, этот человек может находиться под гневом Аллаха, и Он ухудшит его удел в ахирате.

«Тому, кто хочет преходящего, Мы даруем в ней, что пожелаем и кому хотим, а потом определим ему место в геенне, где ощутит он жар ее, порицаемый и удаленный» («Ночное путешествие», 18).

Верующий не должен сам стремиться к испытаниям, а должен просить Аллаха избавления от них. Глубокая убежденность веры и полное упование заключается в том, что при столкновении с трудностями верующий не впадает в отчаяние, а всегда помнит об Аллахе, думает хорошо о Его решениях по отношению к себе и обращается за помощью к Нему. При этом верующий всегда напоминает себе о том, что любое испытание прекращается и за ним приходит милость Аллаха. Он не забывает о том, что Аллах не поступит с ним несправедливо, и в итоге, если он проявит должное терпение, все обернется для него благом.

«И, поистине, после затруднения – облегчение, поистине, после затруднения – облегчение»(«Объяснение», 5-6).

«Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» (“Толпы”, 10).

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знай, что помощь Всевышнего Аллаха рабу Своему – по степени его намерения» (Бухари).

Он, да благословит его Аллах и приветствует, передал Слова Аллаха: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня» (аль — Бухари, Муслим).

То есть верующий получает защиту и довольство Всевышнего в зависимости от того, каков уровень его богобоязненности, силы убежденности во Всемогущество и Величие Аллаха, силы желания заслужить Его любовь и надежды на Его милосердие и доброту. А это то, что дается в результате усердной работы души и тела, то есть соединения искренности и полноценного совершенствуемого ибадата.

Страшно не то, что претерпевает тело человека, даже если его четвертуют, а то положение, которое он в это время занимает перед Всевышним Аллахом. Если человека оберегает Создатель семи небес и земли, то ему ничто не повредит, и Он облегчит его положение и возвысит его за это в Последней жизни. Самый страшный вред – это вред, который человек носит своей души, выводя ее из подчинения Аллаху и переставая надеяться на Него. И такого человека бедствия лишь отдаляют от Аллаха, так как он и не стремится должным образом к Его милости.

Современная умма могла бы забыть, что такое стойкость и глубокая убежденность веры, полное упование на Господа, если бы не те немногие верующие, которые сегодня тверды на пути Аллаха и любят Его больше всего на свете. По милости Всевышнего, сердца верующих могут радоваться и получать прекрасный пример подлинной верности религии Аллаха. Таких верующих немного, но, хвала Ему, они живут среди нас. И мы должны стараться приблизиться к ним, становиться в один ряд с ними, потому что они те, кто наиболее близок к Аллаху. Даже СМИ неверующих сообщают об их подвигах каждый день.

Самое высокое достижение для человека – это жертвование собой ради лика Аллаха. Не может быть ничего выше, лучше и чище этого на этой земле. Но это не дано понять неверующим и маловерам из числа мусульман. Эти толстосумы не смогут понять, что истинный героизм – шахада на пути Аллаха. Им не объяснишь, что верующий всегда стремиться встретиться со своим Господом, Великим, Мудрым и Милосердным. Они боятся расстаться со своими жирными тушами, погрязшими в гедонизме, а муджахиды жаждут пожертвовать жизнью на пути Аллаха.

После битвы при Ухуде тело храброго сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анаса ибн ан-Надра было изуродовано до такой степени, что только его сестра смогла узнать его и только по пальцем его рук. И в то время, как многие сподвижники стали убегать с поля боя, ан-Надр устремился к врагу. И передает Саад ибн Муаз, что он сказал ему: «О Саад ибн Муаз, клянусь Господом Каабы, я ощущаю благоухание Рая со стороны Ухуда!» (аль-Бухари, Муслим).

Это призыв к тому, чтобы пересмотреть свой внутренний мир и ибадат, и уровень страха перед Аллахом, и свое желание заслужить Его довольство. А Коран и Сунна гласит о том, что Своих искренних рабов Аллах подвергает испытаниям. И все это для очищения и для приближения, и возвышения, и райских радов.

«…сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата: « Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» («Гром», 23-24).

О Аллах, не ниспосылай нам испытания, которые мы не вынесем, будучи покорными Тебе!
О Аллах, укрепи наши сердца в Твоей религии!
О Аллах, сделай нас из числа тех, на ком Твое довольство!
О Аллах, сделай нами теми, кого ты неизменно ведешь и укрепляешь, защищаешь и любишь!
О Аллах, воссоедини всех искренних верующих в Твоем Раю!
И Хвала Аллаху премногая!