Имеет ли основу в религии совершение садакъа в день ‘Ашура, и особенно проявление щедрости к членам семьи в этот день?

Имеет ли основу в религии совершение садакъа в день ‘Ашура, и особенно проявление щедрости к членам семьи в этот день?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

В некоторых хадисах сказано: «Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к тому Аллах проявит щедрость на протяжении всего года». Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” (385), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3512, 3513, 3515), ат-Табарани в “аль-Аусат” (9298), аль-Асбахани в “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (1874), и др.

Вокруг данного хадиса было множество споров среди учёных с давних пор. Кто-то из имамов считал этот хадис слабым, кто-то даже вымышленным, а кто-то хорошим и даже достоверным. И, исходя из этого разногласия, некоторые учёные посчитали выделение дня ‘Ашура для проявления щедрости и расходования – порицаемым нововведением, а некоторые наоборот – желательным и благим деянием.

Множество великих имамов, в числе которых Яхья ибн Яхья, Ахмад, Абу Зур’а, аль-‘Укъайли, ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, аз-Захаби, аль-Му’аллими, аль-Альбани посчитали все хадисы данной темы отвергаемыми, сказав, что они либо ложные, либо даже если какие-то из его версий и не являются ложными, они всё равно очень слабы и не могут усиливать друг друга.

С другой стороны немало обладателей знания усиливали этот хадис, в частности следующую его самую лучшую версию:

Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проявил щедрость по отношению к себе и своей семье в день ‘Ашура, к тому проявит щедрость Аллах на протяжении всего года». После чего Джабир сказал: “И мы практиковали это и обнаружили это таковым”. И то же самое сказали передавшие эту версию хадиса Абу аз-Зубайр и Шу’ба”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” (14994). Среди обладателей знания, назвавших этот хадис достоверным и усиливавших его версии: аль-Байхакъи, Абу-ль-Фадль ибн Наср ас-Сулями, аль-Мунзири, Ибн аль-Къаттан, Абу Муса аль-Мадини, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни, аль-Мунауи, аз-Зуркъани, Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, и др.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к его семье Аллах проявит щедрость на протяжении всего года”. Передав этот асар, Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан сказал: “И мы практиковали это, и нашли это истиной”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” (14997). Хафизы аль-‘Иракъи, ас-Сахауи, Наджмуддин аль-Гъаззи подтвердили достоверность этого сообщения. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” (стр. 19), “аль-Макъасыд аль-хасана” (1193), “Иткъан ма юхсин” (2/637).

Ибрахим ибн Мухаммад ибн аль-Мунташир рассказывал, что дошло до него следующее: «Кто проявил щедрость к своей семье в день ‘Ашура, к тому проявит щедрость Всевышний Аллах на протяжении всего года». Передав эти слова, Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “И мы практиковали это на протяжении пятидесяти лет и замечали увеличение удела”. Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” (386), Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” (2/163). Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Фадль ‘Ашура” (1/105).

Как мы видим, на хадисы и асары этой главы опирались такие великие саляфы, как Ибн аль-Мунташир, Абу аз-Зубайр, Шу’ба, Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан и Суфьян ибн ‘Уяйна. По этой причине упомянув слова шейхуль-Исляма Ибн Таймии, сказавшего: «Никто из имамов Ислама не считал желательным расходования на семью в день ‘Ашура», хафиз аль-‘Иракъи в опровержение этого утверждения сказал: “Об этом говорили ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Джабир ибн ‘Абдуллах, Мухаммад ибн аль-Мунташир, его сын – Ибрахим, Абу аз-Зубайр, Шу’ба, Яхья ибн Са’ид, Суфьян ибн ‘Уяйна, а также прочие из числа поздних поколений. Также Ибн Нубата аль-Фарикъи говорил: «Расходование в день ‘Ашура на членов семьи является Сунной, не являющейся скрытой от людей»”. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” (стр. 5).

Также на хадис о расходовании в день ‘Ашура на членов семьи опирались Ибн Хабиб аль-Малики и аль-Хатыб ибн Рушайд, которые даже сочинили стихи о достоинствах этого поступка. См. “Тадриб аль-мадарик” (4/140), “аль-Ифадат уаль-иншаъат” (124).

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказав: “Хадисов о достоинствах дня ‘Ашура много, но достоверных из их числа мало”, затем добавил: “А что касается расходования и проявления щедрости в день ‘Ашура, то это то, что будет припасено для него по единодушному мнению, если тем самым он желал Лика Аллаха”. См. “аль-Масалик фи шарх Мууатта Малик” (4/205). 

Исходя из того, что хадис данной главы усиливали и считали достоверным многие признанные учёные; а также учитывая то, что на этот хадис опирались и жили по нему немало имамов; если по этим причинам кто-то из мусульман будет опираться на обсуждаемый хадис, нет в этом никаких проблем, и никто не имеет права порицать его за это.

Как и не заслуживает порицания тот, кто выбрал противоположное мнение множества великих имамов, посчитавших, что в данной главе нет ни одного достоверного хадиса, и что это деяние не является узаконенным.

Что же касается тех, кто склонился к желательности проявления щедрости в день ‘Ашура, опираясь на упомянутый хадис, то им не следует впадать в крайности, считать день ‘Ашура праздником, делать лишь определённые виды пожертвования в этот день, а также устраивать различные угощения по случаю этого дня!

Хафиз Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Проявление щедрости в день ‘Ашура на семью, родственников, сирот, нуждающихся, а также увеличения расходования и совершение садакъа, является желательным настолько, что этот факт не является скрытым. Но при условии, которое упоминалось ранее, чтобы не было в этом излишества, дабы не стали считать подобное Сунной, которую необходимо совершать. А если подобное дойдёт до такой стадии (что станут считать это необходимым), то это станет порицаемым поступком, особенно, если совершающий такое будет из числа обладателей знания, которому подражают. И разъяснение Сунны, её распространение и обучение лучше, чем расходование в этот день. И те, кто жил раньше нас (саляфы) не готовили какую-то конкретную еду в этот день, считая это необходимым. А некоторые учёные, да смилуется над ними Аллах, специально оставляли расходование именно в этот день, дабы дать понять людям, что расходование в этот день не является обязательным. А что касается того, чтобы в день ‘Ашура приносить в жертву курицу или иное животное, и считать не совершившего это тем, кто не отдал должного этому дню, а также приготовление определённых зёрен и т.п., то саляфы не совершали такого в этот день. И они не знали иного возвеличивания этого дня, кроме как многочисленным поклонением, раздачей милостыни и совершением благих дел, пользуясь достоинством этого дня, а, не сводя всё лишь к еде”. См. “аль-Мадхаль” (1/289).