Имамы Сунны и имамы заблуждения

Когда начались утверждения некоторых мусульман, что они следуют за имамами и соглашаются с имамами, возникла у нас нужда указать на смысл имамства в знании, и положение имамов, чтобы было известно, кто из имамов заслуживает следования за ним, а кого нужно игнорировать.
Знайте, да наставит нас и вас Аллах к прямому пути – что имамство – это лидерство в чём-то, в знании чего у людей есть нужда, или было предопределено, что люди погрузятся в это и будут совершать это, даже если им это и не нужно.
Имамы, которых похвалил Аллах – это те, о ком он сказал: «Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (ас-Саджда, 24). И сказал: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их имамами и наследниками» (аль-Касас, 5).
А имамы, которых Аллах порицал – это те, о ком Он сказал: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (ат-Тауба, 12). «Мы сделали их имами, которые призывают в Огонь, и в День воскресения им не окажут помощи. Мы сделали так, что проклятие следует за ними в этом мире, а в День воскресения они будут в числе отдаленных от милости» (аль-Касас, 41-42)
И раз известно, что имамы есть двух видов – похваленные имамы истины, и порицаемые имамы заблуждения, то нам нужно разъяснить положение каждого из видов, чтобы следовали за призывающим к истине, и покидали заблудшего.
Имамы истины – они следуют за Книгой своего Господа, Свят Он и Велик, и следуют за Сунной Его Пророка, мир ему, и крепко держатся за асары их саляфов, за которыми им было приказано следовать, их знания, по причине собирания, знания, и лидерства в которых они стали имамами для других – это следующие знания:
— Коран, знание его кыраатов (чтений), отмененного и отменяющего, его акхамов, и причины ниспосылания, и знать его ясные тексты и тексты-муташабих (неясные), и уметь брать явные и веровать в аль-муташабих.
— затем Хадис, и различение между слабыми хадисами и достоверными, отмененными и отменяющими, мутаватир и ахад, известными и странными, и различение между тем, что Умма встретила принятием, и тем, что Умма оставила действие по нему, и знать то, в чём обязательно быть убежденным, и знать науку «иляль» о слабых местах хадиса, и знать положение передатчиков хадиса.
— затем Фикх, на точном знании которого стоит Шариат. И фикх извлекается из Корана и хадиса.
И изучать фикх обязательно. И ахкамы усуль аль-фикх – это то, что разъяснили старые факихи, а не то, что изобрели мутакаллимы, и смешали со своими нововведениями, и довольствовались этим некоторые поздние!
И вы не сможете должным образом получить эти знания, кроме как, начав брать арабский язык до этого, чтобы знать смысл того, что приходит в Коране, хадисе, и фикхе.
И следует также изучить что-то из наху’ (грамматика арабского языка), с помощью которого взвешиваются слова арабов, и познаются правильные и различается между правильным и неправильным.
И тот, кто продвинулся и достиг лидерства в этих науках, и взял их от тех, кто известен своим лидерством в них, и чтобы этот его учитель был известен тем, что он следует за саляфами и сторонится нововведений – то выносится хукм о его имамстве, и он заслуживает, чтобы от него брали, возвращались к нему и опирались на него.
Затем, обязательно ему в преподавании знаний уберегаться от ошибок, и беречься вводить новшества, и избегать выхода за пределы своего знания, и принимать истину которая к нему приходит, даже если она приходит к нему от того, кто меньше его.
И он должен быть униженным перед Аллахом, Свят Он и Велик, который из своей щедрости даровал ему это знание.
И он должен быть мягким и добрым с тем, кого он обучает.
И он должен следовать пути тех учёных, кто был до него, и страшиться ошибок как они страшились.
И он должен знать, что он не является непогрешимым, и что знание, которое у него есть – малое, несмотря на то, что его не знают многие люди.
И те, кто был на этом манхадже после сподвижников – это табиины, преуспевшие в первенстве и главенстве, и добившиеся большой доли во всяком благе, и соучаствовавшие в имамстве, праведности, и между ними была близость. И их много, и они не противоречили пути сподвижников, и не вводили в религию новшеств.
Затем, после этих табиинов – более поздние, которые застали лишь самых последних из оставшихся в живых сподвижников, и взяли знание от больших табиинов после смерти сподвижников.
Они были имамами в науках, известными своим следованием за Сунной и саляфами, и тем, что они брали от таких же, как и они.
И были в их время ученые, у которых было лидерство в некоторых науках, и были у них последователи за их мазхабами, однако они попали в некоторые нововведения – либо в кадаризм, либо в лёгкий шиизм, либо в мурджиизм, и стали известны этим, и обвалился их статус в глазах людей истины.
И появился после этого – Абу Абдуллах Ибн Идрис аш Шафии, да смилуется над ним Аллах,
и появились последователи Абу Ханифы, и последователи Малика, и увеличился фанатизм,
и перепутались вещи, и стало трудным для некоторых людей появление мазхаба аш-Шафии,
по причине его занятия фикхом и хадисом, и языком, и его благородства в происхождении, и того, что он был принятым у следовавших за ним людей его времен.
Затем появился калям и мутакаллимы (т.е. последователи этого каляма), и распространились среди людей книги философов, и книги людей заблуждения, и увеличилось количество мнений в основах религии.
И поддержал Аллах по Его Щедрости Абу Абдуллаха Ахмада Ибн Ханбаля аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, и он выявил ранний манхадж, и он объединил в себе множество наук, преуспел в фикхе, смотрел в начале в мазхаб Абу Ханифы и Суфьяна, затем в мазхаб Малика, затем в мазхаб аш Шафии, и выбрал для себя то, что видел из хадисов. И он был выдающимся в своём знании, и очень богобоязненным, и крепко схватившимся за асары саляфов, обладателем сильного разума, мягким.
И он распространил то, на чём были саляфы, и устоял во время испытания (о сотворенности Корана), и не пришёл ни с чем от себя, и не опирался ни на что, кроме достоверной Сунны.
И он стал известен тем, что у него есть мазхаб, лишь по причине того, что он уединился в борьбе (с бидаатами) в своё время, и по причине молчания его современников, которые молчали либо по причине страха, либо по причине того, что знали, что Ахмад будет отстаивать истину и бороться с бид’а лучше их, по причине его лидерства во всех этих благих качествах.
И что касается нашего времени, то тот, от кого известно чёткое следование манхаджу саляфов, и выявилось его превосходство и лидерство в науках, которые мы упомянули – тот имам, за которым следуют. А тот, кто отклонился от прямого пути, и вступил в переговоры с приверженцами нововведений и каляма, и отстранился от хадиса и людей хадиса – заслужил покидания и бойкота, даже если у него есть превосходство и лидерство в этих науках.
Что же касается имамов (куфра и) заблуждения, то это – мушрики, и те, кто заявляют о своей божественности (тагуты), и мунафики (зындыки), и каждый, кто ввёл в Ислам новшество, и основал какой-то путь (куфра), противоречащий хадису, и вернулся в вероубеждениях к разуму, и чьи шейхи не известны следованием за асарами (саляфов), и кто не брал Сунну от её людей, или брал, но затем противоречил им.
И имамов заблуждения много групп, и основ этих групп – четыре – кадариты, мурджииты, рафидиты, и хариджиты, затем же от этих четырёх сект ответвилось много других, и все они – заблудшие.
И каждый, кто вернул всё к себе, и заявил, что у него есть сила делать абсолютно всё что он хочет, и что Аллах не предопределял грехи, и не записал их в хранимой скрижали, и не хочет их происхождения – тот кадарит.
И каждый кто утверждает что Иман – это лишь слово, или слово и познание, или слово и подтверждение сердцем, или лишь познание сердцем, или лишь подтверждение сердцем, или что Иман не увеличивается и не уменьшается – тот мурджиит, а некоторые из перечисленных – джахмиты.
И каждый, кто ненавидит Абу Бакра и Умара и Усмана, да будет доволен ими Аллах, или одного из них, и отрицает их имамат и достоинство – тот рафидит. И каждый, кто принижает Усмана, и Али, и Аишу, и Муавию, и Абу Мусу, и Амра Ибн аль-Аса – да будет доволен ими Аллах – тот хариджит. А кто принизил некоторых из них, но не принижал ни Усмана, ни Али – тот заблудший, на каком бы мазхабе он не был.
Поэтому, следует выдвигать и почитать того кто следует за асарами, даже если он мал возрастом, и не почётен происхождением. А того, кто противоречит ему, следует неизменно сторониться его, даже если он преклонен в годах и почётен происхождением.
Затем постигло ахли-Сунна бедствие, после му’тазилитов и джахмитов, посредством группы, которые заявляет, что они из людей следования за Сунной, в то время как их вред больше, чем вред му’тазилитов, и других заблудших. И затем после них показались каррамиты и салямиты, и выявили порицаемое слово.
И все они — ИМАМЫ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, которые призывают людей к противоречию Сунне и оставлению хадиса.
А кто отрицает это моё слово – то пусть придёт с хадисом, который поддерживает то, что в чём они убеждены, и хвала Аллаху, никто не сможет привести такой хадис! И достоверно от Пророка, мир ему, что он сказал: «Я боюсь для своей Уммы имамов вводящих в заблуждение».
А затем, вошли в их мазхаб (ашаритов) огромное количество людей, из числа тех, кто выказывает фикх и хадис. И среди них есть те, кто выявил свои убеждения, и известен ими, а есть и тот, кто отрицает, что он из них, внешне, однако он поддерживает их внутренне, и хвалит их скрыто, и довольствуется для себя ложью и нифаком». Шейхи ашаритов – имамы заблуждения, и призывающие к батылю, и что они совершают то, что им было запрещено.
Источник: «Ар-Рисаля иля ахли Забид», 205-224