Хвала Аллаху, как ду'а в определённые времена и особенно в последний час Джума принимается Им!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Дуа между ‘Асром и Магърибом в пятницу принимается, если человек попал в обещанный промежуток времени в день пятницы. Посланник Аллаh ﷺ сказал:
فيه ساعة لا يوافقها عبد مسلم وهو قائم يصلى يسأل الله تعالى شيئا إلا أعطاه إياه وأشار بيده يقللها
В (пятнице) есть час, какой-бы муслим не просил в этот момент, выстаивая совершая молитву, о чем-либо прося Всевышнего Аллаhа, как ему это будет дано. И он указал своей рукой, что это короткое время. Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.
Его слова «совершает молитву» — т.е. делает намаз и делает ду’а. Его слова «выстаивая» т.е. постоянствует, упорствует. См. «Фатх аль-Бари» 2/416. «Миркъату аль-МафатихI» 3/1012. Посланник Аллаh ﷺ также сказал:
يَوْمُ الْجُمُعَةِ ثِنْتَا عَشْرَةَ — يُرِيدُ – سَاعَةً ، لَا يُوجَدُ مُسْلِمٌ يَسْأَلُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ شَيْئًا، إِلَّا أَتَاهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ، فَالْتَمِسُوهَا آخِرَ سَاعَةٍ بَعْدَ الْعَصْرِ
Аль-Джуму’а двенадцать — имеет ввиду часов — и какой-бы муслим не попросил у Великого и Могучего Аллаhа что-либо, как Аллаh, Свят Он и Велик, даст ему это. Ожидайте это время в последнем часу ‘Асра». Абу Дауд от Дажбира. А хадис, где сказано «двадцать четыре часа» не достоверный, как указал на это аль-хафиз ад-Даракъутни. Шейх ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:
الله جل وعلا جعل في الجمعة ساعة يقبل فيها الدعاء، وهي ساعة قليلة لا يوافقها المسلم وهو قائم يصلي إلا أعطاه الله سؤاله، فهي ساعة عظيمة قليلة، جاء في بعض الروايات عند مسلم أنها حين يجلس الإمام على المنبر يوم الجمعة إلى أن تقضى الصلاة، هكذا جاء في صحيح مسلم من حديث أبي موسى مرفوعاً، وعلّله بعضهم بأنه من كلام أبي بردة بن أبي موسى وليس مرفوعا إلى النبي صلى الله عليه وسلم، والصواب ثبوت رفعه إلى النبي صلى الله عليه وسلم، وجاء أيضاً من حديث جابر بن عبد الله وعبد الله بن سلام أنها ما بين صلاة العصر إلى غروب الشمس، وجاء في بعض الأحاديث أنها آخر ساعة من يوم الجمعة، وكلها صحيحة لا تنافي بينها، فأحراها وأرجاها ما بين الجلوس على المنبر إلى أن تقضى الصلاة، وما بعد صلاة العصر إلى غروب الشمس، هذه الأوقات هي الأرجى لساعة الإجابة، وبقية الأوقات في يوم الجمعة كلها ترجى فيها إجابة الدعاء، لكن أرجاها ما بين جلوس الإمام على المنبر إلى أن تقضي الصلاة وما بين صلاة العصر إلى غروب الشمس كما تقدم
فينبغي الإكثار في يوم الجمعة من الدعاء رجاء أن يصادف هذه الساعة المباركة، ولكن ينبغي أن تحظى الأوقات الثلاثة المذكورة آنفا بمزيد من العناية؛ لأن الرسول صلى الله عليه وسلم قد نص على أنها ساعة الإجابة
«Аллаh, Могуч он и Велик, сделал в пятничный день небольшой промежуток времени, в котором Он принимает ду’а. Это короткий промежуток времени, и какой-бы муслим не просил в этот момент, совершая молитву, о чем-либо прося Всевышнего Аллаhа, как Аллаh ответит ему на его просьбу.
Пришло в некоторых риваятах у Муслима, что это время начинается с того момента, когда имам присел на минбаре в день пятницы и вплоть до завершения молитвы. Так пришло в сахих Муслима от Абу Мусы в форме Марфу’. Некоторые ученые сказали, что это слова Абу Бурды ибн Аби Мусы, а не возводиться это к пророку ﷺ. Но более правильно, что это возводиться к пророку ﷺ. Это также сообщается в хадисе Джабира бин ‘АбдиЛля бин Саллям, что этот промежуток между ‘Асром и вплоть до захода солнца.
В некоторых хадисах пришло, что это последний час дня пятницы. Все эти сообщения достоверные, нет противоречия между ними. Самое верное в этом, что это время между сидением на минбаре вплоть до завершения молитвы, а также между ‘Асром и Магърибом. Эти промежутки времени ближе к ответу на ду’а. Есть надежда, что все стальное время дня пятницы благоприятно для ответа на мольбу, но ближе всего между сидением имама и окончанием молитвы, а также с ‘Асром вплоть до заката солнца, как это было упомянуто ранее.
Необходимо чаще просить в день пятницы, чтобы попасть в этот благородный промежуток времени, и особо надо уделить внимания трем упомянутых промежуткам времени, ведь посланник ﷺ сказал, что в это время мольбы принимаются». У нас три времени:
1. Оно с тех пор, как имам сел на минбар и вплоть до завершения молитвы. Этого придерживается ибн аль-‘Араби аль-Малики, Абу Бакр аль-Байhакъи, Абу Закарийя ан-Науауи, Абу аль-‘Аббас аль-КъуртIуби, Зейн ибн Раджаб, ибн ‘Абидин и другие. Их аргумент хадис Абу Мусы.
2. Оно после ‘Асра до магъриба. На этом большинство саляф. Этого придерживается имам Ахмад, ИсхIакъ, ибн ‘Абд аль-Барр, ибн аль-Къайим, Мансур аль-Буhути и другие. Их аргумент вышеприведенный хадис Джабира.
3. Это последний час последний час ‘Асра. Аль-хафиз ибн Раджаб, да помилуете его Аллаh, сказал:
روى سعيدٍ بن منصورٍ بإسناده ، عن أبي سلمة ، قال : » اجتمع ناسٌ من أصحاب رسول الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فتذاكروا الساعة التي في يوم الجمعة ، فتفرقوا ولم يختلفوا أنها آخر ساعةٍ من يوم الجمعة
«И передал Са’ид бин Мансур со своим иснадом от Абу Салямы, сказавшего: «Собрались сподвижники пророка ﷺ поминать это час, и разделились, но они не разногласили, что это последнее время ‘Асра»». См. «ФатхI аль-Бари» 8/302-303. Ибн Хаджар и ас-Сан’ани назвали иснад достоверным.
Хвала Аллаhу Господу миров!
Когда бывает ответ на ду‘а в пятницу?
Хвала Аллаху.
Во-первых: Достоверная Сунна указывает на то, что в пятницу есть время, когда мольба будет принята, и какой бы мусульманин ни просил у Аллаха блага в это время, оно будет дано ему Аллахом, как сказано в хадисе. Сообщается от Абу Хурайры, что он сказал: «Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „Поистине, есть в пятницу определённое время, и если оно совпадёт с тем временем, когда мусульманин, будучи в молитве, попросит у Аллаха благое, то ему непременно будет даровано (то, о чём он просил)“»[1].
Ученые придерживаются разных мнений о том, когда наступит это время. Наиболее достоверными считаются два мнения.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Наиболее верным из этих мнений являются два, которые упоминаются в достоверных хадисах, и одно из них вероятно более верное, чем второе.
Первое мнение гласит, что это время, когда имам сидит на минбаре и до окончания молитвы. Доказательством этого мнения является хадис, приведенный Муслимом в его „ас-Сахихе“ (№ 853) от Абу Бурды ибн Аби Мусы аль-Аш‘ари, который сказал: «Абдуллах ибн ‘Умар сказал мне: „Ты слышал, как твой отец рассказывал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, относительно (определенного) часа пятницы?“ Я сказал: „Да, я слышал, как он сказал, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „Это между временем, когда имам садится, и до окончания молитвы“».
Сообщается от Касира ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Музани, от его отца, от его деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „В пятницу есть (такое) время, в течение которого кто бы ни просил у Аллаха чего-то, Он даст ему это“. Его спросили: „Когда это время?“ Он ответил: „Когда произносится ’икама для молитвы, пока молитва не закончится“»[2].
Второе мнение состоит в том, что это время наступает после молитвы ‘аср, и это более правильное мнение из двух. Это мнение ‘Абдуллаха ибн Салама, Абу Хурайры, имама Ахмада и других.
Доказательством этого мнения является сообщение, переданное Ахмадом в его «аль-Муснаде» (№ 7631) от Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры, о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, есть в пятницу определённое время, и если оно совпадёт с тем временем, когда мусульманин попросит у Великого и Всемогущего Аллаха благое, то ему непременно будет дано (то, о чём он просил). И это время (наступает) после ‘асра»[3].
Абу Дауд (№ 1048) и ан-Насаи (№ 1389) передали от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В пятницу есть двенадцать часов, какой бы мусульманин ни обратился к Аллаху с просьбами, Он даст это ему, поэтому ищите последний час после ‘асра (послеполуденной молитвы)»[4].
Са‘ид ибн Мансур передал в своем «Ас-Сунане» от Абу Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана, что некоторые из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собрались и вспоминали о часе в пятницу. И после они расстались, не пребывая в разногласии в отношении того, что это последний час пятницы[5].
В «Ас-Сунане» Ибн Маджа (№ 1139) передается, что ‘Абдуллах ибн Салам сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сидел, я обратился к нему: „Мы находим в Книге Аллаха, что в пятницу есть определённый час, и если он совпадёт с тем временем, когда верующий, будучи в молитве, попросит у Великого и Всемогущего Аллаха благое, то ему непременно будет дано (то, о чём он просил)“. ‘Абдуллах сказал: „Посланник Аллаха, мир ему и благословение, указал на меня, сказав: „Или около часа“. Я сказал: „Ты прав, или около часа“. Я сказал: „Который это час?" Он сказал: „Это последние часы дня“. Я сказал: „Это не время молитвы?“ Он сказал: „Когда верующий совершает молитву, а затем сидит, и его не удерживает ничего, кроме молитвы, то он все еще находится в состоянии молитвы“»[6].
В «Ас-Сунан» Аби Дауд (№1046), ат-Тирмизи (№ 491) и ан-Насаи (№ 1430) передается от Абу Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха, сказал: „Лучший день, когда восходит солнце, - пятница. В этот день был сотворен Адам, и в этот день он был низведен (на землю); в пятницу принято его покаяние, в этот день он умер, и в этот день начнется Час. Каждое живое существо прислушивается в пятницу от рассвета до восхода солнца, опасаясь наступления Часа, за исключением джиннов и людей. В пятницу есть час (временной период), и если он совпадёт с тем временем, когда мусульманин, будучи в молитве, попросит у Великого и Всемогущего Аллаха благое, то ему непременно будет дано (то, о чём он просил)“. Ка‘аб сказал: „Это один день в году?“ Я сказал: „Нет, это каждую пятницу“. Он сказал: „Ка‘аб прочитал Тору /Таурат/ и сказал: „Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал правду“. Абу Хурайра сказал: „Затем я встретил ‘Абдуллаха ибн Салама и рассказал ему о моей встрече с Ка‘абом, и Абдаллах ибн Салам сказал: „Я знаю, который час“. Абу Хурайра сказал: „Я сказал ему: „Расскажи мне об этом“. ‘Абдуллах ибн Салам сказал: „Это последний час (время) пятницы“. Я сказал: „Как это может быть последним часом пятницы, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Если оно совпадёт с тем временем, когда мусульманин, будучи в молитве“, но в это время нет молитвы“. ‘Абдуллах ибн Салам сказал: „Разве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не сказал: „Тот, кто сидит в ожидании молитвы, находится в состоянии молитвы, пока не помолится“? Я сказал: „Да, точно“. Тогда ‘Абдуллах ибн Салам сказал: „Это так“». Ат-Тирмизи сказал: „Хороший достоверный хадис. Часть его упоминается в двух сборниках „Ас-Сахих“[7]»[8].
Во-вторых: Если следовать мнению, что это время наступает с момента, когда имам садится, и заканчивается окончанием молитвы, то это не означает, что тот, кто молится за имамом, должен отвлекаться на мольбу и не слушать проповедь. Нет, он слушает проповедь, говорит «Амин», когда имам обращается с мольбой, совершает молитву за ним и обращается к Аллаху в своей молитве, в земном поклоне и до приветствия.
Поступая так, он будет произносить мольбу в это особое время, а если он также обратиться к Аллаху с мольбой в последний час после ‘асра, то это еще лучше и предпочтительнее.
И Аллаху ведомо лучше.
____________________________________________
[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5295; Муслим. Ас-Сахих, № 852.
[2] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 490; Ибн Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 1138; ш. аль-Альбани сказал, что это очень слабый хадис.
[3] В «Тахик аль-Муснад» сказано: «Хадис достоверен из-за других хадисов, подтверждающих его, но цепочка передатчиков этого хадиса слаба».
[4] Аль-Альбани считает хадис достоверным.
[5] Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал, что цепочка передатчиков этого предания достоверна в «аль-Фатх» (Т. 2. С. 489).
[6] Аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.
[7] Аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.
[8] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 1. С. 376.