Хукм намаза витр, является ли он обязательным или желательным?

Хукм намаза витр, является ли он обязательным или желательным?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

По поводу витр-намаза, как известно, существует разногласие среди учёных. Так джумхур (учёные шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов) считают, что совершение витр-намаз, является утвердительной сунной (утвердительным желательным действием- сунна муъаккада). А учёные ханафитского мазхаба считают, что этот намаз – ваджиб (обязателен).

Все доказательства приводить тяжело и займёт много места, поэтому приведём основные доводы сторон. Так джумхур привели в качестве доказательства следующее:

1. Хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: " ليس الوتر بحتم كهيئة المكتوبة، ولكن سنة سنها رسول الله، صلى الله عليه وسلم." «Витр не обязателен, в отличие от предписанных молитв , однако, витр является сунной, которую установил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.» (ат-Тирмизи, 453, и он назвал хадис хорошим; ан-Насаи, 3/228-229; аль-Хаким, 1\300, и он назвал хадис достоверным, а также Абу Дауд, 1416; ибн Маджа, 1169, Ахмад, 1045, ибн Хузейма, 1067. Шейх Альбани коментируя предание от Ибн Хузеймы, сказал: «Иснад (цепочка передатчиков) слабый, по причине Абу Исхака ас-Субей’и, а также Ибн Дамра, в отношение которого есть небольшие претензии, однако, хадис хороший, даже достоверный, т.к. есть другие цепочки передач подтверждающие достоверность хадиса».)

2. Хадис, в котором сообщается, что Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , явился какой-то человек из Неджда с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: “(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи”. (Человек) спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву)”. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен соблюдать) пост в течение рамадана”. (Человек) спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (поститься дополнительно)”».

(Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему (о необходимости) выплаты закята. (Этот человек) спросил: “А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”».

(Тальха) сказал: «И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!” − а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Он преуспеет, если сказал правду!”» (аль-Бухари, 46, Муслим, 11). Аль-Баджи, автор книги аль-Мунтака, в комментарии к «аль-Муатта», Малика, сказал: «Это является прямым доказательством того, что помимо пятикратной молитвы, не существует обязательных молитв, поэтому ни витр, ни любая другая молитва не является обязательной».

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда совершал витр верхом на верблюдице (аль-Бухари, 999), что указывает на то, что эта молитва не как пятикратная обязательная молитва, т.к. верхом можно совершать только добровольные молитвы.

Что касается ханафитских учёных, то они привели в качестве доказательств следующее:

Хадис, передаваемый от Абу Айюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Витр – это обязанность каждого мусульманина…»"الوتر حق على كل مسلم" (Абу Дауд, 1422, (шейх Альбани назвал хадис достоверным); ан-Насаи, 3/238, ибн Маджа1190, ибн Хиббан назвал хадис достоверным («аль-Ихсан» 4/63, 2403.

Учёные в отношение этого хадиса разошлись во мнениях, является ли хадис маукуф (словами сподвижника) или марфу’ (словами пророка, да благословит его Аллаха и приветствует). Ибн Хаджар сказал: «Абу Хатим, аз-Зухейли, ад-Даракутни в книге «Аль-‘иляль», аль_Байхакый, сказали, что достоверным мнением является, что этот хадис маукуф (со слов сподвижника), и это является правильным мнением» («Тальхис аль-Хабир» (2/13).) Однако большое количество учёных считают хадис марфу’ (со слов пророка, да благословит его Аллаха и приветствует).

Таким образом, по поводу этого хадиса есть разногласия, поэтому однозначно приводит его в качестве довода тяжело.

Это доказательства обеих сторон, есть и другие доводы, но мы привели основные. И доводы джумхур более сильные и откровенные в том, что витр отличается от обязательных пятикратных молитв, и является утвердительной сунной. Хотя у ханафитов витр тоже отличается от пятикратных обязательных молитв, т.к. пятикратные молитвы по ханафитскому мазхабу фарз, а витр – ваджиб. Но джумхур не видят разницы между ваджиб и фарз.

Однако, хотелось бы сделать важное примечание, что джумхур, говоря, что витр утвердительная Сунна, не говорят, что можно не совершать витр намаз, нет они говорят, что если вдруг пропустил по уважительной причине, то ничего страшного в этом нет. Т.к. известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял два раката сунны утреннего намаза, и не оставлял витр-намаз ни находясь дома, ни будучи в пути.

И Аллах об этом лучше знает!

Положение молитвы Витр

Между терминами "уаджиб" и "фард" нет никакой разницы, хоть в мазхабе ханафитов делается некое различие в том плане, что уаджиб менее строже, чем фард. Большинство же ученых не делают различия между этими терминами, поскольку во многих текстах Корана и Сунны обязанности именуются как фардом, так и уаджибом. Уа-Ллаху а'лям.

А что касается обязанности молитвы Витр, то ученые разошлись относительно этого вопроса. Среди тех, кто считал ее обязательной - имам Абу Ханифa. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: "Я не знаю никого, кто поддержал Абу Ханифу в этом мнении". См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/382. Однако это не совсем так, ибо имам Ибн Аби Шайба 3/297 и другие упоминали, что об обязательности молитвы Уитр также говорили Са'ид ибн аль-Мусайиб, Абу 'Убайда, ад-Даххак и Муджахид. Однако хафиз Ибн Хаджар сказал, что сообщение от Муджахида слабое.

Доводы стороны, считающей молитву Витр обязательной

1. Сообщается, что Бурайда сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение уитра обязательно, а тот, кто не совершает этой молитвы, не имеет к нам отношения!», - повторив эти слова трижды”. Ахмад 5/357, Абу Дауд 1419.

Однако ученые, не считающие молитву Уитр обязательной, сказали, что этот хадис является слабым. Приведя этот хадис, имам аль-Хаким сказал, что он достоверный и назвал передатчика Абу аль-Муниба ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха надежным. Однако имам аз-Захаби, уточнявший достоверность хадисов в книге аль-Хакима «аль-Мустадрак», возразил на эти слова и сказал: “Имам аль-Бухари говорил, что у этого передатчика были неприемлемые сообщения”. Имам аль-Бухари сказал об этом в своей книге “ат-Тарих” 1245. А хафиз аль-Мунзири передал, что этого передатчика называли слабым также имам ан-Насаи и др. Также и хафиз Ибн Хаджар в “Фатхуль-Бари” сказал, что в этом передатчике есть слабость. Этот хадис также передается от Абу Хурайры, но через другой иснад, который приводит имам Ахмад 2/443. Однако ханафит-хафиз аз-Зайля’и сказал относительно этого хадиса: “Иснад этого хадиса прерванный! Имам Ахмад говорил: «Передатчик Му’ауия ибн Къурра не слышал слов Абу Хурайры и не слышав от него ничего». А передатчика Халиля ибн Мурру назвали слабым Яхья ибн Ма'ин, ан-Насаи и аль-Бухари”. См. “Насбу-ррая” 2/113. По этой причине и хафиз Ибн Хаджар назвал данный хадис слабым в «ад-Дирая» 113. А также и шейх аль-Альбани в «Ируауль-гъалиль» 417.

2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уитр долг для каждого мусульманина, и тот, кто хочет пусть совершает пять рак'атов, кто хочет пусть совершает три, и кто хочет пусть совершает один рака'ат». Абу Дауд 1422, ан-Насаи 8/238.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Поистине, Аллах добавил вам молитву, и это Уитр! Так совершайте же его между ночной и утренней молитвами!» Ахмад 6/7, ат-Тирмизи 452, ат-Табарани 1/100. Однако ученые, не считающие молитву Уитр обязательной, сказали, что эти хадисы также слабые. Например, имам ат-Тирмизи считал хадис под номером 3 слабым, а Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби считал все эти хадисы слабыми и говорил: “Нет относительно этой главы (обязательности молитвы Уитр) достоверного хадиса!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/234. Но шейх аль-Альбани в силу подтверждающих свидетельств, считал достоверными хадисы под номером 2 и 3, но вместе с этим не склонился к обязательности молитвы Уитр. Он говорил: “Внешне смысл этого хадиса указывает на то, что молитва Уитр является обязательной, и это было мнением ханафитов, в отличии большинства ученых. И если бы не однозначные достоверные доводы тому, что обязательных молитв в течение дня и ночи только пять, то мнение ханафитов было бы истинным. По этой причине необходимо веление в этих хадисах понимать как желательное, а не обязательное!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/222.

И слова «Аллах добавил вам молитву» не указывают на то, что Аллах добавил молитву к числу пяти обязательных, речь может идти о том, что Аллах узаконил совершение еще одной добровольной молитвы. И ясным доводом этому является следующий хадис: «Поистине, Аллах добавил молитву к вашим молитвам, и она лучше для вас, чем обладание красными верблюдами! И это два рак’ата перед утренней молитвой!» аль-Байхакъи 2/469. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади назвал иснад хадиса достоверным.

Смысл этого хадиса подобен хадису о Витре, но разве следует из этого, что и два рак’ата перед утренней молитвой является обязательной?! Так не считали даже те, кто склонялся к тому, что Витр обязателен! В противном случае получается, что обязательных молитв в течении дня и ночи не пять, а семь, что является невозможным, так как Всевышний Аллах во время ночного вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха), вменяя в обязанность общине мусульман совершение молитв, снизил 50 намазов до 5, о чем сообщается во многих достоверных хадисах!

4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте Витр до рассвета!» Муслим 754.

5. ‘Аиша рассказывала, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву и доходил до Уитра, он говорил ей: «Вставай и соверши Витр, о ‘Аиша!» Муслим 512. Сторонники мнения, что молитва Витр обязательна, сказали, что в этих хадисах содержится веление совершать молитву Витр, а любое веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает на обязательность!

Однако ученые, считавшие Витр желательным, сказали, что в этих хадисах указание на совершение молитвы Витр в остановленное для нее время, а более того, веление в этих хадисах несет в себе желательный характер, а не обязательный. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/537.

6. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто проспал или забыл совершить Витр, совершит его, когда проснется или вспомнит». ат-Тирмизи 465, Ибн Маджах 1188. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Мубаракфури и шейх аль-Альбани.

Ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали, что в этом хадисе указание на то, что Уитр обязателен, а иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал бы возместить эту молитву тому, кто проспал или же забыл ее совершить.

Но ученые, не считавшие эту молитву обязательной, говорили, что это веление также несет в себе желательный характер, а не обязательный, так как в других хадисах также содержится веление возмещать те же два рак’ата Сунны перед обязательной утренней молитвой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто не совершил два рак’ата утренней Сунны, совершит их, когда солнце уже взойдет!» ат-Тирмизи 343, Ибн Хузайма 1117, Ибн Хиббан 613. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2361.

Имам Ибн Къудама, упомянув доводы тех ученых, которые считали молитву Уитр обязательной, сказал: “Относительно достоверности хадисов, которые они приводили в качестве довода на обязательность Уитра, было разногласие, но вместе с этим смысл их в утверждении желательности этой молитвы!” См. “аль-Мугъни” 1/826.

Доказательства тех, кто считает молитву Витр твердой Сунной

Большинство ученных как предшественников, так и последователей, а также и многих сторонников мазхаба Абу Ханифы считали совершение молитвы Уитр весьма желательным, но не обязательным. А имам аль-Хаттаби сказал: “Ученые были единогласны в том, что молитва Уитр не является обязательной, исключением чему было то, что передал Хасан ибн Зияд от Абу Ханифы, что он назвал эту молитву обязательной. Но сторонники его мазхаба не говорят так, и даже если это достоверно от Абу Ханифы, то единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе опередило его утверждение!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/286.

Их доводы следующие:

1. Тальха ибн ‘Убайдуллах рассказывал, что на вопрос человека: “Что Аллах вменил мне в обязанность из молитвы?” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пять молитв в течение дня и ночи». Он спросил: “Обязан ли я делать что-либо сверх этого?!” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, если только сам не пожелаешь сделать это»". аль-Бухари 46, Муслим 11.

2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял Му’аза с призывом в Йемен, среди прочих наставлений он сказал ему: «И извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершения пяти молитв в течение дня и ночи!» аль-Бухари 1/352, Муслим 1/34.

Имам аш-Шаукани говорил: “Это самый наилучший довод на то, что Уитр не является обязательным, так как Му’аз был направлен в Йемен незадолго до смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Найлюль-аутар” 3/13.

3. аль-Мухаддаджи рассказывал, что когда один человек спросил Абу Мухаммада о молитве Уитр, он сказал: “Уитр уаджиб так же, как и обязательные молитвы”. Когда эти слова передали ‘Убаде ибн Самиту, он сказал: “Абу Мухаммад солгал (здесь имеется в виду не намеренная ложь, а ошибка), ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всемогущий вменил в обязанность пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!»” Ахмад 2/234, Ибн Маджах 1/499. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что молитв, вмененных в обязанность, только пять, и не больше!” См. “ат-Тамхид” 23/289.

4. ‘Али ибн Аби Талиб говорил: “Поистине, Уитр не является обязательной молитвой, подобно пяти обязательным молитвам! Однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр”. ат-Тирмизи 1/282, Ибн Маджах 1/370. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Эти сообщения от сподвижников указывают на то, что они не считали молитву Уитр обязательной, хотя среди них и было разногласие по этому поводу. Абу Мухаммад, который говорил, что Уитр уаджиб - это Мас'уд ибн Аус аль-Ансари, относительно которого было даже сказано, что он участник битвы при Бадре. Также мнение о том, что молитва Уитр является обязательной передается от Абу Айюба аль-Ансари. Ибн Аби Шайба № 6930.

Что же касается слов 'Убады: "Солгал Абу Мухаммад!", то речь идет о том, что он ошибся! И мнение Убады сильнее, чем Абу Мухаммада, поскольку Абу Мухаммад не привел аргумент на свои слова, а 'Убада привел слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно того, что обязательным молитв пять!

5. Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр сидя на своем верблюде”. аль-Бухари 999. Он также говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр верхом, в каком бы направлении не шло животное, и он не совершал на верховом животном обязательные молитвы!” Муслим 700.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби говорил: “В этом хадисе довод против тех, кто считает Уитр обязательным. Ученые единогласны, как это передал Къады ‘Ийяд, в том, что обязательная молитва не совершается верхом на животном, если не считать причину, как страх или болезнь!” См. “аль-Муфхим” 2/342.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Это тот довод, который приводили в качестве того, что Уитр не является обязательным и что он относится к добровольным молитвам. Ведь если бы Уитр был обязательным, как пятикратные молитвы, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал бы его верхом на животном, имея возможность совершить его стоя!” См. “Фатхуль-Бари” 9/182.

Шейх аль-Мубаракфури говорил: “Знай, что большинство ученых приводили в качестве довода на то, что молитва Витр не является обязательной этот хадис от Ибн ‘Умара. И это ясный довод на это, поскольку обязательная молитва не совершается верхом на животном!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/538.

Вывод:

На основании всего сказано становится ясно, что доводы большинства ученых, считающих совершение молитвы Витр желательным, но не обязательным, являются сильнее и достоверность хадисов, на которые они опирались не вызывают никаких сомнений.

Однако узнав о том, что Витр не уаджиб мусульманам не следует переставать его совершать! Речь шла о том, каково положение этой молитвы в шариате, что бы знать какое место занимает оно в Исламе, и знать совершен ли грех за не совершение этого поклонения и необходимо ли принести за это покаяние!

Кстати вот некоторые высказывания имамов, считавших совершение молитвы Уитр не обязательным, но, тем не менее, строго побуждавших совершать эту молитву:

Имам аш-Шафи’и относительно молитв Витр и Духа говорил: “Я не одобряю для мусульманина оставление этих молитв, даже если и не обязываю их совершением. Но тот, кто оставил совершение всех добровольных молитв хуже, чем тот, кто оставил одно из них!” См. “аль-Умм” 1/260.

Имам Ахмад говорил: “Тот, кто сознательно оставил совершение молитвы Витр, тот плохой человек, и не следует принимать от него свидетельства!” См. “аль-Мугъни” 1/827.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Молитва Витр лучше, чем все добровольные молитвы, совершаемые в дневное время!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/88.

Обязательно ли знать наизусть мольбу кунут, и что говорить человеку, который ее на знает

Вопрос: Мне очень тяжело выучить некоторые мольбы, например, мольбу кунут в молитве витр. И я вместо этого читал какую-нибудь суру. Узнав, что читать эту мольбу обязательно, я стал пытаться её выучить, но во время молитвы читаю эту мольбу из книги, которую я кладу на стол с краю от себя, но при этом все еще стоя лицом в направлении Каабы. Верны ли мои действия?

1. Нет ничего плохого в том, что Вы будете читать мольбу кунут с листа или из брошюры во время молитвы витр, пока не выучите её. После этого Вы должны уже обходиться без этого и обращаться к Аллаху, читая наизусть. Тому, кто не знает наизусть много из Корана, во время дополнительных молитв также дозволено читать Коран непосредственно из Книги.

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос о мнении Шариата по поводу чтения Корана из Книги во время молитвы тарауих. Также его попросили подтвердить это Кораном и Сунной.

Он ответил: Нет греха в том, чтобы читать Коран из книги во время дополнительной ночной молитвы в месяц рамадан, так как это помогает услышать Коран полностью (молящимся за имамом). А также потому, что доказательства Шариата из Корана и Сунны указывают на верность чтения Корана в молитве вообще: как из книги, так и наизусть. Достоверно передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она велела своему слуге Закуану быть имамом для неё в дополнительной ночной молитве в рамадан, и он читал Коран из свитка. Предание об этом упоминается у аль-Бухари, да помилует его Аллах, в его труде „ас-Сахих“…[1].

2. Мольба кунут не обязательно должна быть произнесена теми словами, которые говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Молящийся может произносить другую мольбу или добавить к этой еще. И даже если он прочтет аяты из Священного Корана, в которых содержится мольба, то и этого будет достаточно. Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что мольба кунут, по избранному мнению мазхаба[2], не является какой-то определенной мольбой. И какую бы мольбу ни произносил человек, будет считаться, что он произнес мольбу кунут, даже если бы он прочел один аят или несколько аятов из Великого Корана, которые содержали мольбу. Но лучше (обращаться к Аллаху) теми словами, которые пришли в Сунне…»[3].

3. Что касается слов брата, задающего вопрос, о том, что он вместо чтения мольбы кунут читал Коран, то нет сомнений в том, что этого делать нельзя. Так как кунут – это мольба, и если аяты содержат в себе мольбу, то их читать можно. Например, можно читать такие аяты, как слова Всевышнего:

ربنا لا تزغ قلوبنا بعد إذا هديتنا وهب لنا من لدنك رحمة إنك أنت الوهاب

Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий![4].

4. Что касается слов брата о том, что чтение мольбы кунут является обязательным, то это мнение не верно, так как мольба кунут – это Сунна. Поэтому если молящийся не станет читать её вообще, то его молитва останется верной.

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос о положении мольбы кунут в молитве витр в ночи месяца рамадан, и можно ли оставлять ее?

Он ответил: Кунут – это Сунна в молитве витр, и если человек оставляет её иногда, то в этом нет ничего плохого.

Его также спросили о человеке, который каждую ночь рамадана читает мольбу кунут, и есть ли сообщения о подобном от праведных предшественников.

Он ответил: «В этом нет греха. Это является Сунной, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучая Хусейна ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, мольбе кунут в молитве витр не велел оставлять её иногда, как и не велел постоянно читать её. Это указывает на дозволенность обоих действий. Поэтому передается от Убейа Ибн Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что, когда он молился вместе со сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, в Мечети Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он оставлял мольбу кунут в некоторые ночи. И, возможно, он поступал так для того, чтобы разъяснить людям и обучить их, что кунут – необязательная мольба. И помощь и успех только от Аллаха»[5].

[1] Ибн Баз. Фатауа исламия. Т. 2. С. 155.

[2] То есть мазхаба шафиитов – прим. пер.

[3] Ан-Науауи. Аль-азкяр. С. 50.

[4] Коран. Сура Семейство ‘Имрана 3:8.

[5] Ибн Баз. Фатауа исламия. Т. 2. С. 159.

В заключение, хвала Аллаху - Господу миров!

islamqa.info