Хиджра и ее положения

Хиджра и ее положения

Хвала Аллаху Господу миров!

Аллах Всевышний сказал: "Тем, кого ангелы умертвят, чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!" (сура 4 ,аят 97).

Аллах Всевышний назвал тех, кто не стал совершать хиджру (переселение) из стран неверия в страны ислама — чинящими несправедливость по отношению к самим себе.

Так как, оставаясь среди них, мусульманин, даже, совершая какие-то обряды, не сможет выполнять многие предписания Аллаха и его законы. Также, оставаясь среди них, он увеличивает их численность. А возможно и такое, что если начнется война, неверующие мобилизуют мусульман и заставят их участвовать в ней.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые люди из числа мусульман находились среди многобожников, увеличивая собой их количество. Иногда случалось так, что выпущенная стрела поражала и убивала кого-нибудь из (этих мусульман) или же (мусульманина) убивали (мечом), и тогда Аллах ниспослал аят, в котором говорится: «Тем, кого ангелы умертвят, чинящими несправедливость по отношению к самим себе...» (аль-Бухари).

Имам ибн Исхак сказал: "Те, про кого Аллах сказал: "Тем, кого ангелы умертвят, чинящими несправедливость по отношению к самим себе — это пять юношей из числа курайшитов — Али ибн Умайя, Абу Кайс ибн аль-Факих, Замга ибн аль-Асуад, аль-Ас ибн Мунаббих, и я не помню, как зовут пятого из них"".

Икрима сказал: «Это Али ибн Умайя , Абу Кайс ибн аль-Уалид ибн аль-Мугира, аль-Ас ибн Мунаббих ибн аль-Хаджадж, аль-Харис ибн Замга».

Они и подобные им не совершили хиджру в Медину с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а до этого не сделали хиджру в Эфиопию. Они остались в Мекке и многобожники заставили их выйти вместе с ними в день Бадра, на сражение против пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

У них нет оправдания, так как они могли совершить хиджру, но не сделали это. Среди мусульман нет разногласий в том, что хиджра из Мекки в Медину в то время была обязательной.

В этом аяте указание на достоинство сподвижников. Одно из их великих дел: хиджра и увеличение собой количества мусульман, которые были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, его поддержка и объединение вокруг него.

Поэтому в хадисе ибн Аббаса указана причина порицания тех мусульман, которые приняли ислам, но не совершили хиджру: "Увеличивая собой их количество" , т.е оставшись среди неверующих, эти мусульмане увеличивали их численность. И это в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испытывал потребность в количестве, в людях — потребность в каждом, кто увеличит численность мусульман, приехав в Медину. Так как это добавляло силу мусульманам и авторитет перед другими.

Некоторые невежественные приверженцы нововведений полагают, что достоинство есть только у тех сподвижников, про которых сказано поименно. Они не берут во внимание, что те, кто были в Медине, защищали и окружали пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Даже, когда они ходили по рынкам города, они увеличивали количество сторонников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и помогали ему.

Те люди, которые посещали Медину из других племен, видели их и рассказывали об этом своим соплеменникам. И уже просто нахождение рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, имеет большее достоинство перед Аллахом, чем поклонение тех, кто пришел в следующих поколениях.

Хиджра - признак Ислама

Совершение хиджры из Мекки в Медину являлось признаком того, что человек является мусульманином, а не лицемером или неверующим. А оставление хиджры — признаком неверия и лицемерия и отсутствия имана. Признаком, а не доказательством. Также, как и ведение джихада, после того, как он был вменен, являлось признаком веры, а его оставление — признаком неверия.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сразился с многобожниками в битве при Бадре. В их рядах были мусульмане, которые приняли ислам, но не совершили хиджру и остались в Мекке. Многобожники заставили их вместе с ними на сражение. Поэтому хукм этих мусульман был такой же, как и хукм могобожников. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял их в плен, также, как и многобожников.

Среди пленных после этой битвы был и его дядя Аббас. Он сказал своему дяде: "Заплати выкуп за свое освобождение и за своего племянника (его звали Акыль)". Аббас, ответил ему: "Разве мы не совершаем намаз, и у нас с тобой не одна кибла , и мы не говорим шахаду?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О, Аббас, вы спорили и были одолены в споре", а затем он прочитал слова Аллаха Всевышнего: "Разве земля Аллаха не была обширной для того, чтобы вы переселились на ней?"

В этом аяте доказательство того, что к мусульманину, который осознанно вышел на сражение в одних рядах с неверующими, пусть даже это было под принуждением, применяется такой же хукм, как и к самим неверующим. Это касается и его жизни и его имущества.

Те мусульмане, которые не совершили хиджру, и остались на землях неверующих, ведущих войну против мусульман, не выходят из ислама. Как об этом сказал имам аш-Шафии к своей книге "аль-Умм".

Из слов Аллаха Всевышнего: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле". Они (ангелы) скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?», можно сделать вывод, что не принимается оправдание, не подтвержденное правдивым доказательством. Мусульмане, не совершившие хиджру, оправдывались тем, что они были слабыми, хотя, в действительности, не являлись такими.

Душа человека находит себе оправдание, когда ей кажется тяжелыми какие-то веления Аллаха. Она начинает думать, что у нее на самом деле есть оправдание, но это не так. Поэтому Аллах Всевышний сказал: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?». Хотя, в основе Аллах Всевышний, сделал исключение слабым, как сказано в следующем аяте: «Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, относился по разному к слабым мусульманам, которые были не в состоянии сделать хиджру, и к тем, кто мог сделать хиджру, но не сделал этого и остался в Мекке.

Передается от Абу Хурайры, что во время ночного обязательного намаза, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после слов: "Сами'а Аллах лиман хамидаh", до того, как сделать земной поклон, сказал: "О, Аллах, спаси Айаша ибн Абу Рабига! О, Аллах, спаси Саляма ибн Хишама! О, Аллах, спаси аль-Уалида ибн аль-Уалида! О, Аллах, спаси слабых из числа верующих!

О Аллах, подвергни суровому наказанию (людей из племён) мудар и сделай так, чтобы для них оно продолжалось столько же, сколько лет (длилась засуха) во времена Юсуфа". (аль-Бухари, Муслим).

Случаи, когда ученые единогласны в том, что хиджра обязательна:

Если страна неверия ведет войну против мусульман, то среди ученых нет разногласий в том, что хиджра из этой страны является обязательной, даже если есть возможность совершать обряды и предписания ислама. Мусульманину запрещается жить среди них, даже если они разрешают ему выполнять обряды его религии. Так как тем самым он увеличивает их численность и подвергает себя, свою семью и имущество угрозе стать жертвами от стрел мусульман и их снарядов.

Также нет разногласий в том, что хиджра обязательна в том случае, если нет возможности следовать религии и выполнять ее обряды, как индивидуальные, так и общественные. Индивидуальные, такие, как поминание Аллаха, намаз, пост.

Общественные такие, как закат, призыв к одобряемому, запрещение порицаемого, призыв людей к единобожию и следованию Сунне. Также хиджра обязательна, если нет возможности выполнять внешние предписания религии и ее обряды, такие, как строительство мечетей, совершение в них групповых намазов и произношение азана, хиджаб, отпускание бороды, а также внутренние предписания религии... 

В каком случае можно находиться на землях неверующих и не делать хиджру: Среди ученых нет разногласий в том, что разрешено находиться на землях неверующих тому, кто занимается призывом, следуя примеру пророков, даже если это продолжается долгое время.

Так как Аллах Всевышний не велел своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, совершить хиджру, пока ему не запретили проявлять свою религию, призывать к ней и претворять веления его Господа.

Также и другие пророки, которые были до него, покинули земли своих народов, против своей воли или опасаясь, что придет обещанное наказание от их Господа. (прим.пер.: призывающему нужно учитывать, что запрещено оставаться на земле неверующих и необходимо совершить хиджру, если это страна ведет войну против и мусульман, или в том случае, если нет возможности выполнять обряды ислама, как упомянули ранее).

Куда запрещено переселяться!

Среди учёных нет разногласий в том, что запрещено переселяться из страны мусульман в страну неверия, в которой невозможно открыто совершать предписания религии и которая ведет войну с Исламом, даже если человек сможет там сохранить свои мирские блага.

Мусульманину запрещается переселяться из страны ислама, даже если там ущемляются какие-то его мирские интересы, в страну неверия, где он не сможет открыто выполнять предписания своей религии, хотя и будет иметь возможность сохранить свои мирские блага. Так как запрещается жертвовать своей религией, стремясь сохранить свои мирские интересы.

Когда Аллах Всевышний велел своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и верующим совершить хиджру, они оставили и потеряли многие мирские блага: имущество, жен, детей, свои дома и земли. Поэтому сохранение мирских благ не является оправданием для оставления предписаний ислама.

Если кого-то не по праву притесняет или проявляет несправедливость правитель-тиран из числа мусульман, стремясь нанести вред его религии, жизни или чести, то он может переселится в страну неверия, в которой он сможет сохранить свою религию и мирские блага, если нет ни одной исламской страны, куда он может сделать хиджру.

Так намеревался поступить имам аз-Зухри, который хотел переселиться на земли римлян, спасаясь от Уалида ибн Абдуль Малика. Но условием этого является возвращение при первой удобной возможности на земли ислама, будь то на свою родину или в другую исламскую страну, и не иметь намерения остаться на постоянной основе в стране неверия.

Хукм хиджры из страны неверия, в которой мусульманин может проявлять свою религию

Ученые разошлись во мнениях о положении хиджры из страны неверия, в которой мусульманин может следовать своей религии, и выполнять ее предписания и обряды, как явные, так и скрытые. В общем, их все можно свести к 2 основным:

1)хиджра является обязательной.

2) хиджра не является обязательной.

Более правильным будет следующее разъяснение: пребывание мусульман в стране неверия может быть 2 видов:

Первое — когда у мусульман есть свои города, сёла, где они могут открыто следовать своей религии, и в которых они имеют свои силу и влияние. Как некоторые города, сёла, области в составе стран неверия, например, в Индии или в России. В Индии есть области и города, в которых живут десятки миллионов мусульман, а также в России (прим.пер.: шейх давал эти уроки до вторжения России в Сирию и Украину).

На этих мусульманах хиджра не является обязательной, если они могут проявлять свою религию и выполнять ее предписания и обряды, как явные, так и скрытые. Так как у них есть влияние и сила, с помощью которой они могут защитить свои обряды и свою религию. Также у них есть ревность к религии, которая помогает им сохранить ее, а также свои мирские блага.

На них не будет греха, если они останутся, даже в составе стран неверия. Если их меньшинство в этой стране неверия, то они поклоняются Аллаху и довольствуются открытым выполнением обрядов религии, оставляя джихад против страны неверующих, в которой они живут, пока муджахидам не предоставиться возможность установить там законы Аллаха.

Второе — когда мусульмане, живут среди неверующих, малыми группами, отдельными семьями или в одиночку. На них ложится обязанность совершить хиджру. Так как малое количество растворяется в большом. У них нет ни силы, ни влияния. Возможно, дети и внуки превратятся в христиан (прим.пер: или в других неверующих), по причине того, что их деды, когда их количество было малым, остались жить среди неверующих, и не сделали хиджру.

Возможно, это станет причиной того, что они станут подражать делам неверующих и уподобляться им. Так как в этом случае у мусульман нет силы, ни ревности, которая позволит им сохранить в их душах уважение к исламу. И даже, если они сами будут выполнять обряды ислама, то их потомство непременно растворится в обществе неверующих. Если не дети, то внуки, правнуки и т.д.

Когда мусульмане укрепились в Медине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал послание мухаджирам в Эфиопии, переселиться к нему. Так как, находясь там, они представляли маленькую группу среди большого количества жителей страны.

Если правитель не правит по законам Аллаха в стране, жители которой являются мусульманами, не претворяя их ни в шариатских наказаниях, ни в общественных отношениях, ни в договорах, как это происходит сегодня во многих исламских странах, то среди ученых нет разногласий в том, что желательно уехать из этой страны.

Аллах Всевышний сказал: "Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах — Прощающий, Милосердный" (сура 4, аят 100).

В этом аяте побуждение к совершению хиджры, так как на земле много пропитания (ризка) и изобилие. И хиджра не является причиной потери этого...

Поэтому мусульманин не должен ставить целью своей хиджры получение пропитания. В таком он случае он не будет считаться тем, кто переселился к Аллаху и Его посланнику, а будет тем, кто переселился ради мирских благ. На нем не будет греха, если он делает это из одной страны ислама в другую. Если его намерение получить пропитание и мирские блага с целью того, чтобы полноценно следовать своей религии, то он получит награду согласно своего намерения.

Шейх Абдуль Азиз ат-Тарифи. "Ат-Тафсир уаль-Баян Лиахкам аль-Коран"