Хариджиты и мурджииты...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Течение «Хариджиты»
Первое религиозное новшество в Исламе принадлежит именно этой группе. Их появление было упомянуто Сунной, и это событие ознаменовало собой новый период в жизни исламской общины — период смуты и раскола.
Основные признаки:
Они обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов
Они обвиняют в неверии мусульман, несогласных с ними, считая дозволенным их имущество и жизнь
Они дозволяют восстание против законного правителя мусульман
Они выискивают грехи правителей и публично их порочат, побуждая народ к анархии.
Они претендуют на знание о намерениях людей и того, что содержат их сердца
У них хорошее мнение о себе и плохое – о других
Они считают хорошим то, что в действительности не является таковым. И называют землю, на которой проживают мусульмане, землей неверных
Они проживают в странах неверных
Для оправдания своих убеждений они используют неоднозначные и сомнительные доводы
Они могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме
Они молоды и неразумны
Они прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами, такими как изменение порицаемого и джихад
Они порочат и обвиняют в неверии ученых
Отсутствие в их рядах истинных ученых
Из их признаков бритье головы
Ради достижения своих целей они прибегают ко лжи
Они часто меняют свои мнения
Они дозволяют убийство неверных, находящихся в мирном договоре с мусульманами
Они считают дозволенным совершение терактов
Убеждения праведных предшественников в отношении них
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и Пророк ﷺ повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!» Ахмад 2/174, Ибн Маджах 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахих аль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.
Ибн ’Аббас, когда пришел на диспут с хариджитами сказал: «Я пришел к вам от сподвижников Пророка ﷺ – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!» Ахмад 1/621, ‘Абдур-Раззакъ 10/157-158.
Ибн ’Умар говорил: «Хариджиты берут аяты ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим». Приводит Бухари в одной из глав своего Сахиха и Хафиз Ибн Хаджар назвал сообщение достоверным. См. «Фатх аль Бари» 12/286.
Сообщается от ‘Амра ибн Салямы, что однажды Ибн Мас’уд выразил свое порицанием тем, кто собирался в мечети и, перебирая камешки, совместно по сто раз произносили слова поминания Аллаха. В ответ эти люди сказали ему: «Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!» Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его!» И ‘Амр ибн Саляма рассказывал: «И мы видели большинство из этих людей сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане». ад-Дарими 1/68, ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Хасан аль-Басри (ум. в 110 г.х.) рассказывал про хариджитов: «Тот, кто действует без знаний, подобен тому, кто сбился с пути; и тот, кто действует без знаний портит больше, чем улучшает. Так ищи же знания таким путем, который не портит твоё поклонение, и ищи поклонение таким путем, который не портит знание. Воистину, были люди (хариджиты чрезмерствующие), которые искали поклонение, но оставили знания из-за чего дошли до атаки на Умму Мухаммада, ﷺ, своими мечами. Но если бы они искали знание, то это бы не привело их к тому, что они натворили». Передано Ибн ’Абдуль-Барром, См. «Джами’ Баянуль-‘Ильм уа Фадлихи», 905.
Имам Абуль-‘Алия говорил: «Я читал мухкам (ясные, однозначные тексты Корана и Сунны) после смерти Пророка ﷺ в течение десяти лет, и Аллах оказал мне две милости. И я не знаю, какая из них лучше: то, что Он повел меня по пути Ислама, или то, что Он не сделал меня хариджитом!» См. «ат-Табакъат аль-кубра» 7/113.
Аш-Шахристани (ум. 548 г.х.) сказал: «Любой, кто выступил против законного правителя мусульман, вокруг которого собрались мусульмане, является хариджитом. И нет разницы в том, выступали ли они против праведных халифов или праведных людей после них, а так же против иных руководителей мусульман в любое время». См. «Аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 105.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (ум. 728 г.х.) сказал: «Пророк ﷺ известил нас в хадисах, что хариджиты не перестанут появляться вплоть до появления Даджаля». См. «Маджму’уль-фатауа» 28/495.
Хафиз Ибн Касир (ум. 775 г.х.) говорил: «Что может быть лучше слов сказанных о хариджитах, чем слова некоторых праведных предшественников (саляф), которые говорили, что под словами Всевышнего: „Скажи: „Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают правильно!““ (аль-Кахф 18:103-104), имеются в виду хариджиты». См. «аль-Бидая уа-ннихая» 7/228.
Течение «Мурджииты»
Мурджииты – одна из ранних заблудших сект в Исламе. Впоследствии эта секта разделилась на множество групп и их заблуждения стали различными. Однако в основе воззрений мурджиитов лежит:
Они не считают дела составной частью веры /иман/.
Они считают, что иман – это лишь убежденность в сердце и слова.
Они считают, что иман не увеличивается и не уменьшается, и говорят, что если благодеяния не принесут пользы неверным в мире ином, то грехи не могут причинить вреда верующим.
Это положение у мурджиитов заимствовали джахмиты, мариситы, салихиты, аш’ариты и матуридиты. Позднее мурджиитская ересь дополнилась ошибочными взглядами других религиозных течений. Мурджииты стали утверждать, что человек сам творит собственные деяния, что праведники не смогут увидеть Аллаха в Последней жизни. Все эти заблуждения не имеют никакого отношения к вероубеждениям ахлю-Сунна уаль-джама’а.
Слова праведных предшественников в отношении этого течения
Передается со слов Анаса, что Пророк ﷺ сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2748.
Ибн ’Абд аль-Барр передал, что от Абд ар-Раззак бин Хумам сказал: «Я слышал, как Ибн Джурайдж, Суфьян ас-Саури, Ма’мар бин Рашид, Суфйан бин Уйайна и Малик бин Анас говорили: «Вера – это слово (кауль) и действие (‘амаль). Она увеличивается и уменьшается». «аль-Интика», стр. 34.
Абу Ну’айм передал, что Абдуллах бин Нафи’ сказал: «Малик бин Анас говорил: “Вера – это слово и действие”». «аль-Хилья», 6/327.
’Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я слышал, как моего отца, да будет милостив к нему Аллах, спросили об аль-ирджа, на что он ответил: «Мы говорим: “Вера – это слово и дело, она увеличивается и уменьшается. Если человек совершил прелюбодеяние и употребил спиртное, то его вера уменьшилась”» «ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада (1/307).
Когда имама Ибн аль-Мубарака (ум. в 181 г.х.) спросили: «Ты придерживаешься мнения мурджиитов?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Я говорю, что иман — это слова и дела, как я могу быть мурджиитом?!» аль-Халляль в «ас-Сунна» 964.
Имам Ибн аль-Мубарак говорил: «Тот, кто говорит, что иман — это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!» Ибн Батта в «аль-Ибана» 278.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд (ум. в 187 г.х.) сказал: «Ахлю-Сунна говорит: „Иман — это познание, слова и дела“. И тот, кто говорит: „Иман — это слова и дела“, тот взялся за надежную опору. А тот, кто говорит: „Иман — это слова без дел“, тот подвергвся опасности!» ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 376.
Имам аль-Барбахари (ум. в 328 г.х.) сказал: «Тот, кто говорит, что иман — это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!» См. «Шарху-Ссунна» 67.