Что такое Удхия и Хадью, в чём их различие?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
О разнице между "Аль-Удхия (أضحية) и "Аль-Хадью" (أَلْحَدْيُ)
«Аль-Удхия» – это жертвоприношение, совершаемое в день аль-Адха десятого числа месяца Зуль-Хидджа, а также в последующие три дня ат-Ташрика. Это жертвоприношение, которое совершают люди, не являющиеся паломниками Хаджа.
Что же касается «Аль-Хадью», то это то же самое жертвоприношение, но которое совершают непосредственно паломники в Мекке в период Хаджа. И об этом виде жертвоприношения Слова Всевышнего Аллаха: «А кто совершает малое паломничество, переходящее в Хадж (ат-Таматту’), должен принести в жертву то, что сможет». (2: 196).
Имам Малик говорил: “Жертвоприношение, совершаемое во время Хаджа – это Хадью, а то, что приносится в жертву не во время совершения Хаджа – это Удхия”. См. “аль-Мудаууана” (1/481). Удхия и Хадью различаются со стороны обязательности, поскольку положение Хадью является обязательным без разногласий в зависимости от вида Хаджа в отличие от Удхия, относительно которого большинство учёных сказали, что оно не является обязательным. Также человек может совершить Удхия от себя и всех членов своей семьи, тогда как Хадью совершается только от самого совершающего Хадж. См. “аз-Захыра” (3/354).
Удхия можно совершать в любом месте, как в Мекке, так и за её пределами, тогда как Хадью совершается строго в Мекке или в Мине, на Заповедной территории (аль-Харам). И здесь необходимо указать на серьёзную ошибку, которую допускают некоторые паломники, не совершающие жертвоприношения во время Хаджа, именуемое Хадью, поручая вместо этого совершить в этот же день Удхия членам своей семьи у себя на родине. Это деяние является запретным и требует искупительных действий от паломника! Ведь в отличие от Удхия, место совершения Хадью – это именно Заповедная территория аль-Харам. Всевышний Аллах об этом сказал: «Они (жертвенные животные) приносят вам пользу до определённого времени, а место их заклания – у древнего Дома (Каабы)» (22: 33).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Нет разногласия в том, что жертвоприношение (аль-Хадью) совершается именно на территории аль-Харама”. См. “Ахкам аль-Къуран” (2/186).
Суть Хаджа Таматту - حج التمتع - Hajj at-Tamatt'u
Хадж Таматту – это один из трех видов Хаджа. Этот вид паломничества является обязательным для тех, кто живёт далеко от Мекки (более 88 км). Паломник, совершающий Таматту, сначала входит в состояние Ихрама на микате для совершения Умры (малого паломничества). Прибыв в Мекку, он совершает Умру (таваф, сай, стрижка/бритье волос).
После завершения Умры он выходит из состояния Ихрама. Это ключевой момент. Он может носить обычную одежду, пользоваться благовониями и делать все, что было запрещено в Ихраме, вплоть до 8-го дня месяца Зуль-Хиджжа. На 8-й день Зуль-Хиджжа (день Тарвия) он снова входит в состояние Ихрама, уже с намерением совершить Хадж, и выполняет все его обряды.
Почему Аль-Хадьи (жертва) обязательна при Таматту?
Благодарность (Шукр) за облегчение и возможность выйти из состояния Ихрама между Умрой и Хаджем. Это является большим облегчением для паломника. Ему не нужно оставаться в ограничениях Ихрама на протяжении всего периода ожидания начала Хаджа, который может длиться несколько дней или даже недель.
Аллах предписывает эту жертву как выражение благодарности за это удобство и за возможность совершить два поклонения (Умру и Хадж) в одной поездке с перерывом между ними. Это также рассматривается как своего рода компенсация (джубран) за "пропущенные" дни Ихрама, если бы паломник совершал, например, Хадж Ифрад (только Хадж в одном Ихраме) или если бы он совершал Умру и Хадж как два отдельных путешествия. Совмещение Умры и Хаджа таким образом (с выходом из Ихрама) считается благом, за которое приносится жертва.
Коран и Сунна как основание. Аллах говорит в Коране: «…А когда вы окажетесь в безопасности, то всякий, кто использует возможность совершить умру [до начала хаджа, выйдя из состояния ихрама после нее, а затем снова войдя в него для совершения хаджа], должен принести в жертву то, что ему доступно. Если же он не найдет [жертвенного животного или средств на него], то пусть постится три дня во время хаджа и семь дней — по возвращении домой; это — полные десять [дней]. Это [предписание] для тех, чьи семьи не живут [постоянно] вблизи Запретной мечети…» (Сура Аль-Бакара, 2:196). Этот аят прямо указывает на обязательность жертвы для тех, кто совершает Хадж Таматту (и Хадж Киран, где Умра и Хадж совершаются в одном Ихраме без выхода из него).
Отличие от Каффары (искупления): Аль-Хадьи при Таматту – это неотъемлемая часть этого вида Хаджа, установленная как благодарность за предоставленное облегчение. Это не наказание за ошибку. Каффара – это искупление, которое паломник должен совершить, если он нарушил один из запретов Ихрама (например, постриг волосы не вовремя, воспользовался духами, вступил в интимную близость и т.д.). Виды каффары зависят от тяжести нарушения.
Кто обязан принести Хадьи?
Паломники, совершающие Хадж Таматту. и паломники, совершающие Хадж Киран (когда Умра и Хадж объединяются в одном Ихраме). Это предписание касается тех, кто не является жителем Харама (Мекки и ее ближайших окрестностей). Жители Мекки, совершающие Таматту, не обязаны приносить эту жертву, так как для них нет такого облегчения в виде совмещения двух поездок в одну.
Что делать, если нет возможности принести жертву?
Как указано в аяте (2:196), если паломник не может позволить себе жертвенное животное, он должен поститься: 3 дня во время Хаджа (до дня Арафа или в дни Ташрика, хотя предпочтительнее до дня Жертвоприношения). 7 дней по возвращении домой.
Итог: Жертвоприношение (аль-Хадьи) при Хадже Таматту – это не искупление за нарушение Ихрама, а обязательный акт поклонения (ваджиб), совершаемый в знак благодарности Аллаху за облегчение, связанное с возможностью совершить Умру, выйти из Ихрама, а затем совершить Хадж в одной поездке. Это также служит символической компенсацией за прерывание состояния Ихрама между двумя обрядами.
Жертва животного во время Таматту — это обязательный ритуал хаджа, который не связан с искуплением за нарушение ихрама. Искупление (если оно необходимо) требует дополнительных действий, таких как кормление бедных или принесение другой жертвы, в зависимости от характера нарушения. Таким образом, жертва в Таматту не заменяет искупление за нарушение ихрама , если таковое имело место. Эти два понятия имеют разные цели и основания.
Можно ли мне и например моей жене во время совершения паломничества (хаджа) принести в жертву только одного барана или необходимо два?
Во-первых: Если вы совершали хадж ат-таматту‘ или аль-кыран, то необходимо принести в жертву по одному животному от каждого. Одного барана за вас двоих недостаточно. Так как при совершении паломничества ат-таматту‘ и аль-кыран принесение в жертву животного является обязательным действием. Человек, который не может сделать этого, должен поститься десять дней: три из которых во время паломничества, а семь после возвращения на родину. Сказал Всевышний Аллах:
فَمَنْ تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ
…всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней. Сура аль-Бакара, аят 196.
Если же вы выполняли паломничество аль-ифрад, то принесение в жертву животного вам не обязательно. Но вы можете совершить сколько угодно дополнительных (желательных) действий. Можете принести в жертву одно животное или больше. Во время своего паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принёс в жертву сто верблюдов.
Во-вторых: Паломнику предписано совершить жертвоприношение во время паломничества (аль-хадьи) и он не обязан закалывать животное в день Жертвоприношения (аль-удхийа). Шейх Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: Как человек может совместить паломничество и аль-удхийа (жертвоприношение в праздник Жертвоприношения)? И разрешено ли это
На что он ответил: Паломник не закалывает животное в праздник Жертвоприношения, он приносит в жертву животное во время своего паломничества (аль-хадьи). Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества совершил жертвоприношение аль-хадьи. Но если паломник совершает паломничество в одиночестве, тогда как его семья осталась на родине, он может оставить своей семье денег, достаточных ля того, чтобы его семья совершила жертвоприношение аль-удхийа. А он во время паломничества совершает жертвоприношение аль-хадьи. Так как жертвоприношение аль-удхийа совершается в остальных городах, а в Мекке – это аль-хадьи (Аль-лика аш-шахри).
А Аллаху знает лучше.
Дозволено ли закалывать жертвенное животное после совершения паломничества Таматту‘ в день Тарвийа 8 Зуль-Хиджа?
Группа паломников направились для совершения двух паломничеств таматту‘ - умра и хадж. Каждый из них совершил одно паломничество таматту‘ - умру. После этого каждый в день тарвийа (8 Зуль-Хиджа) принес в жертву животное, мясо которого они поели в тот же день и в день ‘Арафа. Поступили они так, опираясь на фетву, с которой ознакомился руководитель группы. Он сказал, что это фетва шейха Джадульхакка, да помилует его Аллах, и сообщил, что они таким образом закалывают жертвенное животное каждый год. Достаточно ли им было принести в жертву животное в это время, или они обязаны сделать этот вновь? Если они должны совершить жертвоприношение вновь, то должны ли они оплатить это лично, находясь в Мекке (так как возможно они на следующий год или после поедут для совершения малого паломничества), или они могут поручить это сделать кому-то из знакомых в Мекке другого вместо себя?
Во-первых, ученые разногласили о времени жертвоприношения во время паломничества таматту‘ и кыран. Большинство ученых считает, что время жертвоприношения начинается со Дня Жертвоприношения, а до этого приносить животное в жертву не верно.
Шафииты считали, что можно принести в жертву животное после того, как паломник вошел в состояние ихрама для совершения паломничества, а также после выхода из ихрама по окончании малого паломничества умры и до вхождения в ихрам для хаджа. Таково их более верное мнение.
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: Что касается времени жертвоприношения, то это День Жертвоприношения. Это мнение высказали Малик и Абу Ханифа, так как до Дня Жертвоприношения принесение в жертву животного не дозволено. Нельзя в этот период закалывать жертву при совершении паломничества таматту‘, например, до выхода из ихрама по окончании малого паломничества… Аш-Шафи‘и сказал, что дозволено совершать жертвоприношение после вхождения в состояние ихрам для совершения паломничества. Что касается периода до этого – после выхода из ихрама для малого паломничества и до вхождения в ихрам для хаджа – здесь две вероятности. Причина дозволенности – пролитие крови животного связано с ихрамом, и жертвоприношение можно заменить постом, поэтому дозволено до Дня Жертвоприношения, как и в случае, если человек должен совершить жертвоприношение за использование в ихраме благовоний или облачение в иные одежды, кроме предназначенных для ихрама. А также потому, что его можно заменить до Дня Жертвоприношения, и его можно совершить до него, как и прочие искупительные действия фидья“. Ибн Кудама. Аль-мугни. Т. 3. С. 247.
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: Таким образом, о времени, когда это дозволено, три мнения. Первое мнение – после вхождения в ихрам для совершения малого паломничества /‘умра/, второе мнение более верное – по окончании малого паломничества, третье мнение – после выхода из ихрама по окончании хаджа. Ан-Навави. Аль-маджму‘. Т. 7. С. 184.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, говоря об условиях жертвоприношения, сказал: «... оно должно быть во время жертвоприношения, по поводу которого между учеными есть разногласия
Первое мнение гласит, что жертвоприношение во время паломничества таматту‘ должно быть совершено только тогда, когда животные приносятся в жертву, то есть в День Праздника Жертвоприношения и три дня после него, дни Ташрика.
Второе мнение: жертвоприношение можно совершить во время после ихрама малого паломничества; паломник можно принести в жертву животное даже перед выходом в Мину для совершения хаджа. Так как тот, кто не может принести в жертву животное может поститься до выхода на хадж, несмотря на то, что это замена (жертвоприношению). А если дозволена замена, то основное действие дозволено тем более. Это известное мнение шафиитов.
Верное же мнение заключается в том, что время является условием верности жертвоприношения, а значит, после хаджа таматту‘ принести в жертву животное следует в День Праздника Жертвоприношения или в течение трех дней Ташрика после него
Доказательством того, что жертву закалывать ранее не дозволено, служат действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но он сказал: „Я не выйду из ихрама, пока не совершу жертвоприношение“, а жертвоприношение бывает только в День Жертвоприношения». Ибн ‘Усеймин. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 7. С. 91.
Но если паломник последовал мнению того, кто считал, что принести в жертву животное в восьмой день зуль-хиджи дозволено, то его жертва считается верной, и он ничего не должен возмещать. Принесение в жертву можно поручить другому человеку в Мекке. Паломник не обязан делать это собственноручно и не обязан лично оплачивать жертвоприношение в Мекке.
Таким образом, паломники ничего не обязаны возмещать. Их жертвы, если пожелает Аллах, достаточно.
А Аллах знает лучше.