Хадисы о намазе ад-Духа

В "Булуг аль-Марам" на странице 472 приведены два хадиса:
Ибн Баттал передал со слов Муджахида, что однажды он вместе с Урвой ибн аз-Зубейром пришёл в мечеть. Ибн Умар сидел возле комнаты Аиши, а люди в мечети совершали утренний намаз(салят ад-духа). Мы спросили его об этом, и он ответил: Новшество. Он также сказал: Хорошее новшество. Похожий хадис передал ибн Абу Шейба, а ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной.
Абд ар-Раззак передал со слов Салима ибн Абдуллаха, что его отец ибн Умар сказал: Никто не совершал утренниц намаз(ад-духа), пока не был убит Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз. Цепочка рассказчиков сообщения достоверна.
Вопрос: Как правильно понимать эти два хадиса, в особенности фразу "хорошее новшество" и "люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз?"
‘Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа в четыре рак‘ата и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху". Муслим 719.
Когда у ‘Аишы спросили: "Совершал ли посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молитву Духа?" Она ответила: "Нет, только если он возвращался из поездки". Муслим 717.
Также ‘Аиша говорила: "Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа, но я совершаю ее". Муслим 718.
Зайд ибн Аркъам рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва кающихся совершается тогда, когда молодые верблюжата палятся под знойным солнцем». ат-Тирмизи. Этот хадис также приводит имам Муслим 748.
Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто совершит молитву Духа в двенадцать рак‘атов, Аллах возведет дворец в Раю». Этот хадис привел ат-Тирмизи, и он же назвал его малоизвестным.Этот хадис назвал слабым также и сам Ибн Хаджар в своей книге "ат-Тальхыс" 2/21.
‘Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мой дом и совершил восемь рак‘атов дополнительного утреннего намаза". Ибн Хиббан 2531. Этот хадис также слабый, ибо его иснад прерывается.
В данном случае слово нововведение (бид'а) упоминается в языковом значении, поскольку это никак не могло быть религиозным нововведением, поскольку совершение молитвы Тарауих в ночи Рамадана достоверно передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), и более того, так же достоверно передается от него, что он совершал Тарауих со своими сподвижниками в некоторые ночи Рамадана. Однако в последствии, опасаясь того, что это станет обязательным для общины мусульман, пророк (мир ему и благословение Аллаха) перестал совершать ее с людьми. Когда же он умер, уже не было опасения того, что эта молитва станет обязательной, ибо откровения от Аллаха были прекращены и по этой причине Умар собрал людей за одним имамом.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: "Умар не установил ничего, кроме того, что установил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) из того, что он любил и чем был доволен, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не порицал этого кроме как из опасения, что ночная молитва станет обязательной для его уммы, а он был по отношению к верующим мягким и милосердным. И ‘Умар, зная все это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и зная, что обязанности не могут быть ни увеличены, ни уменьшены после его смерти, оживил этот поступок и повелел людям совершать это!" См. "Ишракъ аль-масабих" 1/168.
И нет в этих словах никакого указания на выдуманное понятие, как "хорошее нововведение и плохое"! Как и кто может определить границы хорошего нововведения и плохого?! Как можно заявлять о таком, тогда как пророк (мир ему и благословение Аллаха) недвусмысленно сказал: «Любое нововведение – это заблуждение». Муслим 2/135.
А Ибн ‘Умар, словно предвидев подобное заявление некоторых из числа поздних поколений, говорил: "Любое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!" ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
А что касается самой молитвы Духа, то это отдельная тема, но вкратце можно сказать, что ее совершение является Сунной и весьма желательным действием, а некоторые хадисы о ее нежелательности и т.д. упоминались по той причине, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ее не совершал постоянно. Кстати некоторые имамы говорили, что это молитву лучше не совершать постоянно, следуя примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако это мнение слабое, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) мог не совершать ее постоянно из-за опасения перед тем, чтобы Аллах не вменил в обязанность ее совершение. Но зато в других хадисах упоминается о том, что эту молитву желательно совершать каждый день. Среди этих хадисов:
Абу Хурайра рассказывал: "Мой любимы друг (пророк) завещал мне три вещи: "Поститься три дня каждый месяц; совершения двух рак'атов молитвы Духа; и совершение молитвы Уитр перед сном". аль-Бухари 1981.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: "О сын Адама! Не поленись совершить четыре рак’ата в начале дня, чтобы Я сделал это достаточным для тебя до конца этого дня!"» Абу Дауд 1289, ат-Тирмизи 475. Имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся!» Ибн Хузайма 2/228, аль-Хаким 1/314. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1994.
Таким образом, эти и многие другие хадисы указывают на желательность совершения молитвы Духа хоть каждый день, и за ее совершение полагается великая награда!
Слова Ибн 'Умара брат указывают на то, что он сам не видел чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа, но вероятно он часто слышал об этом намазе от других, но не был уверен точно в этом. Нечно подобное говорил хафиз Ибн Хаджар.
Шейх Ибн аль-Къайим приводил шесть мнений относительно молитвы Духа.
Есть известное разногласие среди ученых. Те, кто опирался на то, что молитва Духа не имеет ограничений и ее можно совершать сколько угодно, приводили в качестве довода хадис 'Аиши: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа в четыре рак‘ата и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху". Муслим 719.
Другие ученые считали, что количество рак'атов этой молитвы 12, а те, кто считал этот хадис про 12 рак'атов слабым, считали что Духа 8 рак'атов, опираясь на хадис, что приводит имам аль-Бухари, что Умм Хани когда зашла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в день завоевания Мекки, он совершил 8 рак'атов молитвы Духа.
От Абу Зарра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садакъа! Каждое прославление Аллаха (субхана-Ллах) есть садака. Каждое восхваление Аллаха (альхамду ли-Ллях) есть саадака. Каждое произнесение слов "ля иляха илля-Ллах" – садакъа. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) саадакъа. Побуждение к одобряемому – садакъа и удержание от порицаемого – садакъа. Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы Духа!» Муслим 720.
Абу Хурайра рассказывал: "Завещал мне мой близкий друг (пророк) три вещи, которые я никогда не оставлю: Не ложиться спать, пока не совершу молитву Уитр. Не оставлять два рак'aта молитвы Духа, ибо она молитва кающихся. И соблюдать пост по три дня каждый месяц". аль-Бухари 1187, Муслим 721, а также Ибн Хузайма 227 и эта версия его. Тоже самое передается и от Абу д-Дарда.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).
Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).
Шариатское законоположение о молитве "ад-Духа"
Молитва "ад-духа" является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов "ас-Сахих" так: "Глава о желательности совершения молитвы "ад-духа".
Количество ракаатов молитвы "ад-духа"
Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы "ад-духа" — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.
Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы "ад-духа" составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: "Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву "ад-духа", кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов" (аль-Бухари, Муслим).
Более подробно этот хадис приводится в "Сахихе" Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву "ад-духа" посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».
Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве "ад-духа". Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Кто совершает два ракаата молитвы "ад-духа", тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы "ад-духа", тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы "ад-духа", они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы "ад-духа", Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы "ад-духа", Аллах построит ему дом в Раю" (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.
Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов "ад-духа", опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: "Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву "ад-духа" в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху" (Муслим).
Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).
2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).
3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).
4.Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).
5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).
6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы "ад-духа" и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).
7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: "Субхана-Ллах") – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: "Аль-хамду ли-Ллях") — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: "Ля иляха илля-Ллах")- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: " Аллаху Акбар") — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы "ад-духа"». (Муслим).
8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку". Люди спросили: "А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!" Тогда он ответил: "Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это" (Абу Дауд, Ахмад и др.).
9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления "ад-духа", при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба" (Абу Дауд).
10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру". Далее Анас сказал: "Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "…полностью, полностью, полностью". (ат-Тирмизи).
11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».
12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Никто не будет неуклонно совершать молитву "ад-духа", кроме часто кающегося". И он также сказал: "Поистине, она — молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).
Достоверные предания о совершении молитвы "ад-духа" сподвижниками
1. Масрук передал: "Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву "ад-духа". Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: "Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!" (Ибн Абу Шейба).
2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву "ад-духа". (Ибн Абу Шейба).
3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву "ад-духа" и выполняла ее долго (Мусаддад).
4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: "Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)" (Малик).
5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве "ад-духа", и он ответил: "Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: "В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом" (сура "ан-Нур", аят 36). (Ибн Абу Шейба).
6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: "Тень уже падает (на землю)?"Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).
7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.
8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).
Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение
Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововвевение (бидъа)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».
В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: "О сын Адама! Не поленись совершить четыре рак’ата в начале дня, чтобы Я сделал это достаточным для тебя до конца этого дня!"» Абу Дауд 1289, ат-Тирмизи 475. Имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто совершит молитву ад-Духа в четыре (рак’ата) и четыре (рак’ата) перед первой (молитвой)*, построят дом в раю».
Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/461) сказал: – Его передал ат-Табарани в «аль-Аусат» (1/59) от Сахля ибн ‘Усмана … со слов Абу Мусы (аль-Аш’ари), как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Иснад этого хадиса хороший.
______________________________________________
Шейх аль-Албани сказал: «Под первой молитвой, как мне видится, подразумевается полуденная молитва/зухр/».