Готовимся к Рамадану: О том что не нарушает Сыям (Пост)
Еда, питье и половой акт по забывчивости
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его». аль-Бухари 1933, Муслим 2/171. Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал, что это предписание относится лишь к добровольному посту. Однако его мнение не приемлемо поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан, то он не должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия». аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-Байхакъи, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это». Муслим 1/78. Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: “Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещать”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/452.
Глотание слюней и мокроты
Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/451. Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильно мнению его пост также не нарушется. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать. Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43. Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117. Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает”. Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52. Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.
Объятия и поцелуи
Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: "Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас”. аль-Бухари 1927, Муслим 1/65. Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта”. ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183. Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».
Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.
Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ученые разошлись во мнении относительно человека, у которого при ласках или целовании жены произошло семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам аш-Шафи’и говорили: “Следует этот день возместить тому, у кого произошло семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому, у кого было выделение просто смазки”. Имам Малик и Исхакъ говорили: “При намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной жидкости следует только возместить этот день”. Они сравнивали семяизвержение с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн Къудама сказал: “Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение, нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий”. Однако в этом вопросе есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильным”. См. “Фатхуль-Бари” 4/151-152. Имам Ибн Хазм говорил: “Нет указания на нарушение поста в случае семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’), и нет ни одного достоверного сообщения от сподвижников”. См. “аль-Мухалля” 6/203-205. Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн Хузайма, который назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: “Глава о том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/242. Также ханафит имам аль-Маргъинани в “аль-Хидая” писал: “Семяизвержение без полового акта не нарушает пост”. См. “Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна” 54, имама аш-Шаукани. Также имам ас-Сан’ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: “Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто, кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ – это не половой акт”. См. “Субулю-Ссалям” 2/226. За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший: “Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все”. См. “Найлюль-аутар” 4/526. Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: “Нарушает ли это его пост?!” Он ответил: “Нет, и пусть доведет свой пост до конца”. Ибн Абу Шайба 1/170, иснад достоверный. Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост! Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!» Муслим 1151. А в другой версии этого хадиса сказано: "Поскольку он оставляет еду ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради Меня!" Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.
Отсутствие полного омовения (гъусль)
Сообщается со слов жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал поститься. аль-Бухари 1925, Муслим 2/80. Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции. Затем он постился и не возмещал этот пост”. Муслим 2/80. Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета. Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: “Пусть тот, кто застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься”. Муслим 1109, то оно ошибочное, поскольку, когда ‘Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу Хурайры сообщили ему о том, что посланник Аллаха встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: “Они лучше меня знают о пророке (мир ему и благословение Аллаха)”. Муслим 1109.
Использование зубочистки (Сивака)
На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился”. ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007. Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сиваком, будучи постящимся”. Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089. Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му'аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. Однако, если сивак имеет вкус, как например зеленый сивак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сивак во время поста. Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254. Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус”. См. “Маджалису шахри Рамадан” 72.
Непреднамеренная рвота
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шахри Рамадан” 67.
Кровопускание или потеря крови
Относительно дозволенности совершения кровопускания во время поста, среди ученых существует разногласия. Группа ученых, которая считала, что кровопускание нарушает пост, ссылалась на хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Тот, кто совершает кровопускание и тот, кому его совершают, прерывают свой пост». Ахмад 4/123, Абу Дауд 2369. Хадис достоверный. Другие же ученые считали, что кровопускание не нарушает поста, и при этом они опирались на хадис Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Пророку (мир ему и благословение Аллаха) совершали кровопускание когда он постился”. аль-Бухари 1939. На основании этого многие ученые считали, что хадис о том, что кровопускание нарушает пост, отменен. Среди этих ученых имам аш-Шафи’и, аль-Байхакъи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ан-Науауи, аль-Альбани и другие. Ясность в данное разногласие вносит следующий хадис Сабита аль-Бунани, который спросил Анаса: “Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” На что Анас ответил: “Нет, если только оно не ослабляло человека”. аль-Бухари 1940. Также Анас рассказывал: “Сначала совершать кровопускание постящемуся считалось нежелательным, и однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Джа‘фара ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал: «Эти двое нарушили свой пост». Однако затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил совершать кровопускание постящемуся”, и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи. Также, когда Абу Са’ида аль-Худри спросили: “Можно ли постящемуся совершать кровопускание?” Он ответил: “Да, нет в этом никаких проблем”. Ибн Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-Аутар” 4/515. Тоже самое относится и к сдачи крови, если в этом есть необходимость и это не приведет к ослаблению организма, то тогда это дозволено. В противном случае нет. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/114.
Пробование пищи при необходимости
В случае необходимости постящемуся дозволяется попробовать пищу на язык или даже ее разжевать. Примерами таких случаев могут быть разжевывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других путей накормить его, опробование пищи при приготовлении, чтобы убедиться, что она в порядке, или проба пищи при покупке. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Нет ничего плохого в том, что человек попробует на вкус уксус или то, что он хочет купить”. Ибн Абу Шайба 2/161. Иснад достоверный. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Опробование пищи постящимся без нужды порицается, но не нарушает пост. Это как полоскание рта водой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/266. Однако глотать пищу попробованную на язык нельзя.
Полоскание рта и купание
‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Однажды я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. После этого я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я сделал страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой, будучи постящимся?» Я сказал: “Нет ничего страшного в этом”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За что же ты тогда переживаешь?» Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими 1723. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. Также, от одного сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что он видел, как “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поливал себе голову водой, спасаясь от жары”. Малик в “аль-Мууатта” 1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Эти хадисы указывают на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот или купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет. См. “Шархуль-Кабир” 3/44. Однако не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): ”О посланник Аллаха, расскажи мне об омовении”. Он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Науауи, Ибн Хаджар и аль-Альбани.
Также пост не нарушают:
Использование сурьмы
‘Аиша рассказывала, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сурьмой, во время поста”. Ибн Маджах 1678. Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что посланник Аллаха пользовался сурьмой во время поста. Но тем не менее смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Байхакъи от Ибн Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим. См. “Тальхисуль-хабир” 2/366.
Не питательные уколы
Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим” 4/189.
Лечение и пломбирование зубов
Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле, это не нарушает пост, о чем сказал шейх Ибн Баз.
Глазные и ушные капли
Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии.
Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада)
Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/216-217.
Глотание пыли и того, что случайно попало в рот
Шейх Ибн Баз сказал: “Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, без его желания, то это не нарушает его пост". См. "Фатауа ислямия" 2/134. Также если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому сильному мнению. См. “аль-Мугъни” 3/106.
Запрещенные слова и взоры
«Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва». Этот хадис недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1708. Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исламе, обесценивают пост и уменьшают награду за него!
Кислородные подушки для астматиков
Используемые при астме кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в легкие – это не пища и потребность в нем постоянна, как в Рамадан, так и в другое время. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 36.
В завершении мы воздаем хвалу Аллаху - Господу миров!
Ассаляму алейкум уа рахмату Ллах!
Глазные и ушные капли
Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии. Если вода при купании вовремя поста попадает в уши это тем более не нарушает пост?
Шейх Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что ушные и глазные капли пост не нарушают, но вот нозальными каплями пользоваться не дозволяется, потому что носовые отверстия являются проходом в горло, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тщательно полощи нос, если только ты не постишься" (Абу Давуд: 142: ан-Насаъи: 1/66; ат-Тирмизи: 788; Ибн Маджах: 402; Ибн Хузайма: 150, который назвал хадис достоверным) (См.: "Маджму1 фатауа уа макалят мутунаууи1а", т.15)
Актуальная тема:
Вот еще по ней слова шейха Усеймина, рахимаху Ллах:
Вопрос: - Капли в нос, использование сурьмы, капли в уши портят ли пост?
Ответ шейха: "Наш ответ такой - капли в нос если попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира: "Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не дозволено постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок. А что касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не нарушают пост". (см. "шарх мумти' ", "маджму' аль-фатауа шейх", 551)
Шейх Мунаджид собрал по пунктам то что не нарушает пост в своей фетве:
Вопрос: - Есть ли слова ученых в вопросе применение лекарственных препаратов для постящегося, которые не вредят посту?
Ответ: "Хвала Аллаху. То что последует - это упоминание тех лекарственных препаратов, которые используется в лечение, и то что нарушает из них пост а что нет. Это все итог исследований шариатских в вопросе фикха, в некоторых уроках (даурах):
Первое: то что не является разговляющим (не нарушает пост):
1 - капли в глаза, капли в уши, примочки ушные, капли в нос, пульверизатор для носа (это прибор, которрые орошают слизистую оболочку носа, типа спрей, прочистка носа), если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку.
2 - таблетки лечебные, которые ставятся под язык для лечения стенокардии (الذبحة الصدرية) и других болезней если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку.
3 - то что вводится во влагалище как свечи, примочки или влагалищное зеркало (мед.), так же мед. обследование гинеколога.
4 - введение влагалищного зеркало (мед.) или спирали в матку.
5 - то что вводится в мочеиспускательный канал (الإحليل) как мужчины так и женщины, как например катетер (трубочка) или зеркало (мед.) для снимка (рентген), или лекарства, или для прочищения.
6 - лечение зубов, сверление, вставка новых, наживление, если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку.
7 - полоскание рта, полоскание горла, спрей для ротовой полости, если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку.
8 - уколы лечебные под кожу, в мышцу, в вену, кроме уколов питательных!
9 - кислородный газ.
10 - снотворный газ.
11 - то, что применяется для высасывание из под кожи, как мазь, пластырь кожный медицинский, который содержит лекарственные препараты или химические элементы.
12 - ввод катетера в артерии (дыхательные например, типа "лампа" для проглатывания) для снимка или лечения, или в сердечную область или в другие органы.
13 - ввод прибора (типа лампа, см. выше) внутрь, для осмотра стенок кишки или для проведения операции.
14 - взятие частей (кусочков) печени или других органов, если не сопровождается растворами и средствами (кот. могут попасть в желудок).
15 - зеркало для желудка (лампа), если не сопровождается растворами и средствами (кот. могут попасть в желудок).
16 - любые мед. лечебные средства, которые вводятся в мозг или в костный мозг.
17 - рвота не произвольная, в отличие от рвоты которые человек сам вызвал (الاستقاءة).
Второе: каждый врач мусульманин должен сделать наставление больному, чтобы отложить лечение, если это не повредит, на время ифтара в тех способах, о которых мы упомянули выше, чтобы это не повредило посту".
(фетва № 2299)
Имеем в вопросе каплей в нос разделение:
1 - если попадает в горло и проглатывается, то нарушает пост.
2 - если не проглатывается, то не нарушает.
И если есть возможность не пользоваться в дневное время Рамадана этими каплями или спреем, то лучше оставить. Уа Ллаху а'Лям.
Совершение клизмы нарушает ли пост?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Относительно клизмы, которую ставят в задний проход больным, ученые разошлись во мнениях. Некоторые сказали, что она нарушает пост, объясняя это тем, что все то, что доходит до живота, нарушает пост. Другие же сказали, что она не нарушает. И из них кто об этом говорил – шейхуль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. (см."мажмуъль-фатауа"25\233-247). И объяснил он это тем, что она не является подобно еде и питье, и не несет она под собой смысла еды и питья. А что касается меня, то я считаю, что он должен в этом вопросе считаться с мнениями врачей. Если они скажут, что, поистине, она является подобно еде и питье … то она разрушает пост. Но если же они скажут, что она не дает организму то, что дает еда и питье, то, значит, она не нарушает пост" (см. "мажмуъу фатауа уа расаил" 19\204. шейх ибн Усаймин).
Нарушает ли пост использование сурьмы и глазные, ушные и носовые капли?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Нет проблем использования сурьмы, будучи постящийся, так же, как нет проблем использования глазные и ушные капли. Даже если он ощутит ее вкус в своем горле, она все равно не нарушает его пост. Поскольку она не является подобно еде и питье, и не несет под собой смысла еды и питья. А довод этому является то, что когда Всевышний Аллах запретил принимать пищу и воду, после наступления рассвета, то Он не присоединил к ним то, что не несет под собой смысла еды и питья. И это мнение, о котором мы упомянули, предпочел шейхуль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. И оно является правильным. А что касается использования носовые капли, если она проникнет в желудок (или живот), то она нарушает пост, если это совершили преднамеренно. Исходя со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Тщательно промывай нос, если только ты не постишься" (Абу Дауд, 142,Тирмизи, 788 и др.) (см. "мажмуъу фатауа уа расаил" 19\205. шейх ибн Усаймин).
Положение употребления таблетки, препятствующих начинанию месячных, дабы не возмещать пропущенные дни поста
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Мое мнение по данному вопросу заключается в том, чтобы женщина не употребляла эти таблетки. И оставалась на предопределении Всемогущего и Великого Аллаха, который предписал это для дочерей Адама, мир ему. Поистине, месячный период Всевышний Аллах создал по Своей мудрости. И это мудрость полностью соответствует природе женщины. Поэтому же если пойти вопреки этому, то, поистине, несомненно, повлияет это на организм женщины. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Недопустимо причинять вред без причины или причинять вред в ответ" (или же: "недопустимо причинять вред ни себе, ни другим!" – это одно из толкований этого хадиса – прим. пер) (Ахмад,1\313,ибн Маджа,2341). И все это по причине того, что не обращают внимание на вред, которое может принести женщине, по причине употребления этих таблеток, как говорят об этом врачи. Поэтому мое мнение в этом вопросе заключается в том, чтобы женщины не употребляли эти таблетки. Хвала Аллаха за Его предписание и мудрость. Если явится к ним менструация, то они воздерживаются от поста и намаза. А когда они очистятся, то они продолжают выстаивать намаз и поститься. Однако когда завершится месяц рамадан, то возмещают пропущенный пост столько дней, сколько они пропустили в месяце рамадан" (см. " фатауа ас-Сыям" стр.64. шейх ибн Усаймин).
Нарушает ли пост использование пульверизаторов против астмы?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Использование пульверизаторов против астмы дозволено постящемуся. Независимо оттого, поститься ли он в месяц рамадан или в другие месяца. Это потому, что пульверизатор не доходит до желудка, а доходит до дыхательных путей, затем он раскрывает их по причине свойств, которых содержит в себе. И человек после этого дышит обычным дыханием. К тому же он не дает того, чего дает еда и питье, которые доходят до желудка. И общеизвестно, что основа - действительность поста, пока не придет довод, который указывает на недействительность его, исходя из контекстов Корана и сунны, а также исходя из единогласного мнения ученых и правильной аналогии (кийас)" (см. "фадаил рамадан" с.1)
Нарушает ли использование зубной пасты во время поста?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Нет проблем использовать зубной пасты во время поста, если она не проникнет в желудок. Однако лучше ее не использовать, поскольку большая вероятность того, что она может проникнуть в желудок, и человека, даже может, не почувствовать этого. По этой причине пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Лякъит ибн Сабире, да будет доволен им Аллаха: "…и тщательно промывай нос, если только ты не постишься". Поэтому лучше не использовать постящемуся зубную пасту. Этот вопрос является обширным, если он отложит ее до самого своего разговения, то это станет защитой для него оттого, отчего он опасается, что может стать причиной нарушения его поста" (см. "китабу – даъуа (5) 2\168 шейх ибн Усаймин).
Положение плавания во время поста
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Нет никаких проблем, чтобы постящийся плавал на море или на озере. Независимо оттого, глубокое это озеро или нет. Поистине, он плавает и погружается в воду, как пожелает, однако, по мере своей возможности, остерегается незаметного проникновения воды в его желудок. А также плавание ободряет постящегося и помогает ему поститься. То, что ободряет в подчинении Аллаху, то, поистине, от него не удерживают. Поскольку оно является одним из тех, которое облегчает поклонение - рабу Аллаха. Всевышний и Благословенный Аллах, когда упоминал о посте, сказал: "Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь " (Аль-Бакара,185). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: "Поистине, религия – легка.." (Бухари,19). Поэтому нет никаких проблем плавать на озере, как нет проблем купаться в душе и прочее. А Аллаху об этом известно лучше!" (см. "Масаила ъаныс--Сыям" стр.32. шейх ибн Усаймин).
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!