Где был Аллах до созданий творений?

Где был Аллах до созданий творений?

Ашариты и матуридиты, пытаясь сбить мусульман с толку, часто вопрошают: «Где был Аллах до того, как Он вознёсся на Трон?» Однако наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже давно дал ответ на это: от Абу Разина, да будет доволен им Аллах, сообщается:

"Я спросил: «О Посланник Аллаха, где был наш Господь до создания творений?» Он ответил: «Он находился в аль-'ама́, и не было воздуха ни под ним, ни над ним, а затем Он создал Трон над водой»" (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Ибн Кутайба ад-Динавари считал указанный хадис слабым (см. «Таъвилю мухталифи-ль-хадис», 1/323), однако ат-Тирмизи, аз-Захаби и многие другие имамы назвали его иснад хорошим.

Что же касается понятия «аль-'ама», то среди учёных было три мнения насчёт его смысла. Первое передал ат-Тирмизи от Язида бин Харуна: «аль-'Ама означает, что наравне с (Аллахом) не было ничего» («Сунану-т-Тирмизи», 5/269).

Два других толкования вкратце привёл аз-Захаби: "Передал Харб от Исхака Ибн Рахавейха: «Под ним был воздух, и над ним был воздух», т.е. (над) облаком. И сказал Абу Убайда: «аль-'Ама – это тучи». А Хасан бин Имран аль-Ханзали аль-Харави сказал: «Я слышал Абу-ль-Хайсама Халида бин Язида ар-Рази, говорившего: “Абу Убайда ошибся – поистине, (речь идёт о) слепоте..., т.е. неизвестно, где был Господь до сотворения Трона”»" («аль-'Улювву ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар», стр. 18). http://islamport.com/d/1/aqd/1/133/387.h…

С последним мнением согласился также мулла Али аль-Кари: «(Он находился в состоянии) сокрытия Своей сущности, без каких-либо внешних проявлений атрибутов, связанных с понятиями высоты и низости» («Миркату-ль-мафатих», 10/405).

"Сказал Кады: «аль-'Ама – это то, что не может представить воображение и не постигнут рассудки (людей)»" (там же).

При этом ашариты и близкие к ним учёные дают этому хадису различные превратные толкования типа такого: «(Пророк, мир ему и благословение Аллаха) имел в виду, что творения не могут познать своего Творца с собственной точки зрения – поскольку Он существовал ещё тогда, когда не было ни времени, ни места. (Он – Тот), у Кого неизвестны ни время, ни место, и не было ничего наряду с Ним – потому что Он сотворил всё это» («Сахих» Ибн Хиббана, 14/8). http://islamport.com/d/1/mtn/1/71/2644.h…

Шейху-ль-ислам Ибн Таймия ответил на это так: "Одной из самых великих основ, на которые опираются безбожники-пантеисты, претендующие на установление и познание (истины), является то, что они передают от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который, по мнению безбожников-пантеистов, сказал: «Был Аллах, и не было ничего наравне с Ним, и Он сейчас такой же, каким был». <...> Эти слова произносили некоторые из поздних джахмитских схоластов, и от них восприняли это те, которые пришли к логическому концу джахмизма – отрицанию (бытия Аллаха) и атеизму.

Однако те (безбожники) говорят: «Был Аллах, и не было места, не было времени, и Он сейчас такой же, каким был», а эти сказали: «Был Аллах, и не было ничего наравне с Ним, и Он сейчас такой же, каким был». Самый знающий среди них об Исламе – Ибн Араби признал, что это не является частью слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха...

Это дополнение безбожников, и под своими словами «Он сейчас такой же, каким был» джахмитствующие схоласты стремятся к отрицанию тех атрибутов, которыми Он Себя описал – Его вознесение над Троном, Его нисхождение на ближнее небо и др." («Маджму'у-ль-фатава», 2/272-273)

И вправду, из достоверной Сунны мы знаем, что Аллах занимает место.

Что же насчёт времени, то время тождественно вечности, которая входит в число неотъемлемых атрибутов Всевышнего: «Каждый, кто есть на ней (земле), смертен. Вечен только лик Господа твоего, обладающий величием и почётом» (Коран, 55:26-27).

А в «Сахихе» аль-Бухари есть хадис о том, как один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени Усайд бин Худайр в гневе произнёс: «Клянусь жизнью Аллаха ["ля-'амрулла́х"], мы непременно убьём его (главу лицемеров Абдуллу бин Убайя)!»

Ибн Хаджар прокомментировал это так: "Маликиты и ханафиты сказали, что с этим (выражением) связана клятва, потому что вечность Аллаха — одно из свойств Его сущности, а от Малика (передаётся): «Меня не удивляет клятва этим»" («Фатху-ль-Бари», 11/547). http://islamport.com/w/srh/Web/2747/6778.

Некоторые предания о месте Аллаха

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), описывая нисхождение Аллаха на ближнее небо, среди прочего сказал следующее: «Поистине, Аллах ждёт, пока не наступит (последняя) треть ночи; тогда Он спускается на это (ближнее) небо, затем приказывает его вратам распахнуться и говорит: "<...> Есть ли кто просящий о спасении, чтобы Я спас его?" И Он продолжает находиться НА ЭТОМ МЕСТЕ каждую ночь земной истории, пока не наступит рассвет» («Акыдату-с-саляфи ва асхаби-ль-хадис» ас-Сабуни, стр. 59; «Тарику-ль-хиджратайн» Ибн аль-Кайима, стр. 331).

В версии ад-Даракутни: «...и это будет Его местом, пока не (люди) не совершат утреннюю молитву; затем наш Господь возносится на высшее небо, на Свой престол» («ан-Нузуль», стр. 96). http://shamela.ws/browse.php/book-13074#…

Табиун Муджахид поведал: "И когда Муса УВИДЕЛ МЕСТО Аллаха и услышал скрип Пера, он сказал: «О Аллах, покажись Мне, я посмотрю на Тебя»" («аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы, 2/294; «аль-'Арш» аз-Захаби, 2/212).

Из этих преданий мы понимаем, что место Аллаха - это не какая-то абстракция, а вполне реальное понятие, связанное с состоянием и движением Его сущности. Когда Он нисходит в последнюю треть ночи, то Его место граничит с краем первого неба (т.е. нашей Вселенной), а пророк Муса, если верить словам Муджахида, даже видел это место собственными глазами.

Поэтому имам ад-Дарими сказал: «У Всевышнего Аллаха есть граница, о которой не знает никто, кроме Него. <...> У Его местоположения тоже есть граница, которая проходит над Его троном выше всех небес; (таким образом, существуют) две границы (— у Аллаха и у Его места)» («Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси», стр. 76).