Фатвы касающиеся сыяма

Фатвы касающиеся сыяма
КОМУ РАЗРЕШЕНО РАЗГОВЕНЬЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН

Больной, который не в состоянии выдержать пост

Больному туберкулезом очень трудно соблюдать пост в месяц рамадан. Он разговелся в прошлый рамадан и должен ли теперь в связи с этим кормить нуждающихся, учитывая тот факт, что он болен безнадёжно?

Если этот больной не в состоянии выдержать пост в месяц рамадан и на его выздоровление нет надежды, то соблюдать пост ему не нужно. В качестве возмещения за каждый день нарушения поста больной должен накормить одного нуждающегося, оделив его половиной саа пшеницы, фиников, риса или другой привычной для местных жителей пищей, учитывая их способность сделать это. Имеются в виду пожилые мужчины и женщины, которым трудно соблюдать пост.

Постоянный комитет

Искупительные действия за розговенье больного

Я заболел, и моё состояние ухудшилось, поскольку болезнь прогрессировала. Тогда мой брат взял меня из дому и поместил в больницу города Мекки. Находясь в этой больнице я пропустила два месяца рамадан, а затем меня перевели в больницу города Эр-Рияда, где я встретила очередной месяц рамадан. К тому времени я чувствовала себя уже лучше и на этот раз пост строго соблюдала. Таким образом, у меня остались невозмещенными пропущенные мною два первых месяцев рамадан. Мой вопрос заключается в следующем: должна ли я возместить пропущенные два месяца поста, учитывая, что я добровольно соблюдаю пост ежемесячно в течение трёх дней, либо мне следует сделать пожертвование или что-нибудь ещё? Могу ли я и должна ли просить пожертвования у моего единственного сына, который является достаточно состоятельным человеком, поскольку не состоит на государственной службе, собственного дома не имеет, а арендует его? Я же слабая женщина, не в состоянии работать, зарабатывать себе на жизнь и делать пожертвования. Каков же выход?

Задавшая вопрос должна возместить указанные два месяца поста в силу всеобщности высказывания Всевышнего: "...но если кто из вас поражает недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." Задавшая вопрос женщина упомянула также, что она проводит в посте три дня в каждом месяце. Если при этом она преисполнена намерения возместить таким образом не соблюдавшийся ею пост в течение двух месяцев, то это правильное намерение и ей следует продолжить это, чтобы возместить полностью пропущенные дни из двух месяцев рамадан. Если же её намерение основано исключительно на добровольности, то предписание о возмещении с неё снимается, и женщина обязана поститься два полных месяца. При соблюдении ею возместительного поста она не должна кормить нуждающихся, поскольку пропустила законный пост по уважительной причине - болезни.

Постоянный комитет


Если больному затруднительного соблюдать пост

Я больная женщина и в течение нескольких дней прошедшего месяца рамадан не соблюдала пост. По причине своей болезни я не в состоянии возместить пропущенные дни поста. Какие искупительные действия я должна совершить? К тому же я буду не в состоянии соблюсти пост в месяц рамадан этого года. Что будет для меня искуплением в таком случае? И да вознаградит Аллах вас добром...

Если больному человеку трудно соблюдать пост, то шариат позволяет ему разговляться в дни поста. Когда же Аллах исцелит его, то он должен возместить пропущенные дни, поскольку Всемогущий Аллах сказал: "...но если кто из вас поражен недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." Задавшая вопрос женщина не совершит греха, если будет разговляться в этот месяц, пока её болезнь продолжается, так как Аллах дозволил больному и путешественнику не соблюдать пост. Всемогущему Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. Никаких искупительных действий тебе совершать не нужно, но после того, как Аллах избавит тебя от болезни, ты должна возместить пропущенный пост. И да избавит тебя Аллах от любого зла, и да простит Он нам и вам все нехорошие поступки.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Суждение о том, что оказался не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине болезни

Если моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца рамадан, и болезнь изнурила её, поскольку она преклонного возраста, до такой степени, что она смогла соблюдать пост месяца рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, да и возместительный пост ей уже не по силам, то должна ли она сделать пожертвование и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь её кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с неё пожертвование в том случае, если у неё нет на это средств?

Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжёлой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний сказал: "...а для тех, кто может соблюдать пост лишь с большим затруднением, положено искупление - кормление бедняка." Ибн Аббас - да будет Аллах доволен им и его отцом! - сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста." /Об этом рассказал ал-Бухари/.Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину саа обычной для данной местности пищи. Если же у неё нет на это средств, то от неё ничего не требуется. Если ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо неё, то это будет благодеянием с твоей стороны. И Аллаху угодны люди, творящие добрые добрые дела.

Постоянный комитет


Психически больной человек не обязан поститься

Моей дочери тридцать лет, и у неё есть дети. Вот уже четырнадцать лет она страдает от психического заболевания. В прошлом периоды ухудшения её состояния чередовались с периодами улучшения, но в последний раз период ухудшения необычно затянулся, и она пребывает в ненормальном состоянии вот уже почти три месяца. Совершать должным образом молитву и омовение она может сейчас только с чужой помощью, когда ей постоянно подсказывают как и сколько молиться. Сейчас, когда наступил благословенный месяц рамадан, она смогла соблюсти пост только в течение одного дня, да и то неподобающим образом. В другие же дни она вообще не постилась. Наставьте меня в этом вопросе, и да вознаградит вас Аллах! Что мне следует предпринять, и что должна сделать она сама, учитывая, что я являюсь её попечителем?

Если её состояние действительно такое, как ты рассказал, то она не должна ни поститься, ни совершать молитву. Пока она не должна также ничего возмещать. Твоя же обязанность состоит только в том, чтобы опекать её, поскольку ты отвечаешь за неё. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству..." /Хадис/. Если на некоторое время она придёт в нормальное состояние, то она обязана совершить молитву именно в период улучшения. Если улучшение её состояния произойдёт в один или несколько дней месяца рамадан, то ей следует соблюдать, пост именно в период улучшения и только.

Постоянный комитет


Розговенье является законным для больного

Мне шестнадцать лет и последние пять лет я прохожу лечение в больнице. В месяц рамадан прошлого года доктор приказал сделать мне внутривенное вливание лечебного препарата химического происхождения. Лекарство оказалось мощным и сильно повлияло на желудок, а также на весь организм в тот же самый день, когда его ввели мне, а я в это время соблюдал пост. Я почувствовал страшный голод и жестоко мучался с самого утра в течение семи часов. Я чуть не умер, но не разговелся до призыва на вечернюю молитву. В рамадан этого года, если будет на то воля Аллаха, доктор опять прикажет сделать мне такую же инъекцию. Следует ли мне разговеться в этот день или нет? Если же я не буду разговляться в этот день, то должен ли я его возместить? Считается ли взятие крови из вены розговеньем или нет, как и примененное в отношении меня лекарство?

В месяц рамадан розговенье для больного считается законным, если пост вредит ему, если он тяжело переносит его, либо нуждается в лечении в дневное время различными таблетками, микстурами и т.п., которые принимаются как еда и питьё, поскольку Всемогущий Аллах сказал: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание..." В другой версии сказано: "И угодно Ему соблюдение Его намерений."Что же касается взятия крови из вены на анализ или с какой-либо иной целью, то истина состоит в том, что это не нарушает поста. В том же случае, если кровь берётся в большом количестве, то рекомендуется перенести это на ночное время. Если же это делается в дневное время, то следует возместить этот день из-за сходства с кровопусканием.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Разрешено ли рабочему розговенье?

Я слышал, как один проповедник из числа имамов, выступая во вторую пятницу благословенного месяца рамадан, разрешил розговенье рабочему, которого истощила работа, и он не имел никаких других источников дохода, кроме своего труда. Проповедник сказал, что за каждый нарушенный день поста ему следует накормить нуждающегося и при этом определил денежный эквивалент в размере 15 дирхамов. Имеется ли по этому поводу достоверное свидетельство в Книге Аллаха и в Сунне?

Совершеннолетнему человеку недозволено розговенье в дневное время месяца рамадан только потому, что он является рабочим. Это допускается только в том случае, если человек попал в огромное затруднение по причине поста, что и вынудило его разговеться в дневное время. В таком случае человек разговляется таким образом, чтобы снять затруднение, а затем продолжает пост до захода солнце, после чего принимает чего принимает пищу вместе с другими людьми. В будущем он обязан возместить день поста, в который произошло незаконное дневное розговенье. Упомянутая же фетва не является законной.

Постоянный комитет


ЖЕНЩИНА, ИМЕЮЩАЯ МЕНСТРУАЦИЮ, И ЖЕНЩИНА, НАХОДЯЩАЯСЯ
В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН


Если женщина очистилась после зари, то должна
поститься и возмещать потерянное время

Если женщина очистилась непосредственно после утренней зари, то должна ли она воздерживаться и поститься в этом день? Является ли её пост в этот день действительным, либо ей следует возместить этот день?

Если кровотечение у женщины прекратилось во время наступления зари или немного позже, то её пост считается действительным и благочестивым, даже если она и совершила омовение после наступления утра. Если же кровотечение прекратилось уже утром, то ей следует воздержаться в этот день, который ей не засчитывается и должен быть возмещён после окончания месяца рамадан. И Аллаху ведемо все наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин


Женщине, имеющей менструацию, поститься не разрешается

Должна ли женщина, имеющая менструацию, разговляться в месяц рамадан, а пропущенные дни поста возместить в другое время?

Пост женщины, имеющей менструацию, является недействительным и не разрешается ей. Если у женщины началась менструация, то она должна прекратить пост, а после очищения возместить потерянные дни поста.

Постоянный комитет


Если у женщины возобновилось кровотечение, когда она соблюдала пост

Если женщина очистилась после родов через неделю, начала вместе со всеми мусульманами пост в месяц рамадан, а затем через несколько дней соблюдения поста у неё возобновилось кровотечение, то следует ли ей в таком случае прекратить пост? Должна ли она возместить те дни, которые она постилась и которые разговлялась?

Если женщина очистилась после родов до истечения сорока дней, после чего кровотечение возобновилось до истечения сорока дней, то её пост действителен. На время кровотечения, являющегося послеродовым, ей следует прекратить совершение молитвы и пост, пока она не очистится или не пройдёт сорокадневный послеродовой период. По истечении сорока дней женщина обязана совершить полное омовение, даже если она и не заметила очищения, поскольку по истинному мнению учебных-богословов сорок дней являются предельным сроком послеродового периода. С этого времени женщина должна совершать омовение ко времени женщина должна совершать омовение ко времени каждой молитвы, пока кровотечение не прекратится, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел это женщине, имеющей кровотечение не менструального характера. По прошествии сорока дней муж в праве возлежать с ней, даже если она и не заметила очищения, поскольку такая вредная кровь не препятствует совершению молитвы, посту или супружеской близости. Если же кровотечение по прошествии сорока дней совпадает с менструальным цыклом женщины, то ей следует прекратить совершение молитвы и пост, поскольку она считается имеющей менструацию. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Прием таблеток

Некоторые женщины во время месяца рамадан умышленно принимают таблетки, предотвращающие наступление менструации, с тем, чтобы избежать впоследствии возместительного поста. Разрешено ли это? И имеются ли здесь какие-либо ограничения, которыми женщины обязаны руководствоваться?

В данном вопросе я полагаю, что женщинам не нужно делать этого, чтобы оставаться в предопределенных Аллахом, Велик и Он и Могуч, условиях и испытывать то, что суждено Аллахом дочерям Адама. В месячном цикле женщины воплощается мудрость Всевышнего Аллаха, Который сделал этот цикл уделом женщины, что соответствует её натуре. Если воспретить протекание этого цикла, то вне всякого сомнения, это повлечёт за собой вредную реакцию для всего организма женщины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Никакого вреда и никакого ущерба." И это не говоря уже о том конкретном вреде, который приносят эти таблетки женской матке, что утверждают учёные-медики. По этому вопросу я считаю целесообразным, чтобы женщины не использовали эти таблетки, и хвала Аллаху за Его предопределение и мудрость. Если у женщины началась менструация, то она должна прекратить пост и воздержаться от совершения молитвы. Когда же она очистится, то возобновит пост и молитву, а если месяц рамадан к тому времени окончится, то женщина возместит позже потерянные дни поста.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Суждение по поводу переноса времени очищения от скверны
путём полного омовения к наступлению зари

Разрешается ли переносить время полного омовения для очищения от скверны на утреннюю зарю? Разрешено ли женщинам откладывать полное омовение от менструации или послеродового кровотечения на время, когда наступает заря?

Если женщина убедилась, что очищение произошло до наступления зари, то она должна соблюдать пост, а полное омовение не возбраняется перенести на утреннюю зарю, но не запаздывать с этим до восхода солнца. Она обязана совершить омовение и молитву ещё до восхода солнца. То же самое относится и к очищению от скверны путём полного омовения, которое нельзя откладывать на время после восхода солнца. Полное омовение и молитву необходимо совершить ещё до восхода солнца. Мужчине следует поспешить с этим, чтобы успеть к совершению утренней молитвы в составе группы.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


БЕРЕМЕННАЯ И КОРМЯЩАЯ ЖЕНЩИНЫ


Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц рамадан

Что должны сделать беременная или кормящая женщина, если она разговелась в месяц рамадан? И сколько нужно риса, чтобы накормить одного человека?

Беременной или кормящей женщине разрешено розговенье в дневное время месяца рамадан только по уважительной причине. Если розговенье произошло по уважительной причине, то им необходимо возместить дни, когда пост нарушался, так как Всевышний сказал о больном: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." Беременная и кормящая женщины приравниваются по своему положению к больным.Если же женщины нарушили свой пост из-за боязни за младенца, то наряду с возмещением они обязаны накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста. Для кормления бедных используются пшеница, рис, финики или любая другая обычная человеческая пища. Некоторые богословы считают, что женщинам в таком случае достаточно возместить те дни, в которые они не постились, потому что о необходимости кормления ими бедных нет свидетельства в Книге Аллаха и Сунне. В соответствии с мазхабом Абу Ханифы основой является чистота совести для наличия соответствующего доказательства, а этот мазхаб достаточно силён.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Нарушившая пост беременная женщина обязана возместить его

Будучи беременной в месяц рамадан, я разговлялась и постилась попеременно, вместо того, чтобы поститься целый месяц, а позже сделала пожертвования. Затем я забеременила вторично в месяц рамадан и чередовала розговенье с постом в течение двух месяцев, но целый месяц не постилась. После этого я пожертвований не делала и хотела бы знать, есть ли в этом что-нибудь, что требует от меня пожертвования?

Если беременная женщина нарушила пост, опасаясь возможного вреда для себя или плода, то она обязана только возместить дни, в которые пост не соблюдался. Это объясняется тем, что в данной ситуации беременная женщина по своему положению приравнивается к больному, который не может перенести пост или опасается вреда для себя. Всевышний Аллах сказал: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..."

Постоянный комитет


Женщина не возместила пост, который она не соблюдала, опасаясь за своего младенца

У женщины произошли роды в месяц рамадан, но после этого она не возместила пропущенные ею дни, опасаясь за своего младенца. Позже она забеременела вторично и родила в другой месяц рамадан. Разрешено ли ей распределить деньги среди нуждающихся вместо поста?

Долг этой женщины состоит в том, чтобы возместить те дни поста, в которые она разговлялась, даже после окончания второго месяца рамадан, поскольку она не сделала этого между первым и вторым рамаданом по уважительной причине. Я не знаю, трудно ли ей день за днём возмещать пост в зимнее время. Если это кормящая мать, то Аллах укрепит её, и пост не окажет вредного воздействия на неё или её молоко. Пусть она постарается по мере сил возместить пропущенные дни поста в прошедшем месяце рамадан ещё до того, как наступит следующий. Если же ей это не удастся, то нет беды, если она отложит возмещение до следующего месяца рамадан.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Если беременная и кормящая опасались за себя и своих младенцев

Если беременная или кормящая женщина, опасаясь за себя или младенца, не соблюдает пост в месяц рамадан, то что она должна делать? Должна ли она разговляться, кормить бедных и возмещать пост, либо ей следует разговляться и возмещать пост без кормления бедных? Может быть ей следует только разговляться и кормить бедных без возмещения? Какой из этих вариантов правильный?

Если беременная женщина не соблюдает пост в месяц рамадан, опасаясь за себя или плод, то она должна только возместить пропущенные дни, так как в таком положении она подобна тому, кто не может выдержать пост или опасается его вредного воздействия на себя. Всевышний Аллах сказал: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да поститься то же число других дней..." То же самое относится и к кормящей матери. Если она опасается, что пост повредит ей, когда в месяц рамадан она будет кормить младенца, либо если она опасается за ребёнка, когда во время поста не сможет кормить его и по этим причинам не будет соблюдать пост, то она должна только возместить его. И успех принадлежит Аллаху.

Постоянный комитет


ПУТЕШЕСТВЕННИК И ПОСТ


Пост во время путешествия

Обуславливается ли допустимость розговенья путешественника в поездке в месяц рамадан избранным им средством передвижения, то есть если он идёт пешком или на верховом животном? Либо нет разницы, передвигается ли человек пешком, на верховом животном, машине или самолёте? Обязательно ли путешествие должно сопровождаться усталостью, которая не по силам постящемуся? И что лучше: если человек поститься в путешествии, если он способен на это, либо предпочтительней не соблюдать пост и разговляться?

Путешественнику в его путешествии разрешается не соблюдать пост, вне зависимости от того, передвигается ли он пешком или на каком-нибудь транспортном средстве, будь то автомобиль, самолёт либо ещё что-нибудь. Не имеет значения также, является ли путешествие настолько утомительным, что человек не в состоянии соблюдать пост, либо оно совершенно необременительно, страдает ли человек от голода и жажды, либо нет. Главное в том, что Шариат предоставил путешественнику дозволение не соблюдать пост, сокращать пост, сокращать молитву, а также сделал другие послабления на время путешествия. Это и другие дозволения не связаны со средством передвижения, боязнью усталости, голода или жажды. Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились вместе с ним в военном походе в месяце рамадан, и некоторые из них постились, а другие пост не соблюдали, но при этом друг друга не порицали. Совершенно очевидно, что путешественнику разрешено розговенье и несоблюдение поста в месяц рамадан, если его трудно переносить из-за сильной жары, пересеченной местности, либо дальнего и долгого пути. Известно, что Анас рассказывал: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершали путешествие, причём некоторые из нас постились, а некоторые пост не соблюдали. Те, кто разговлялись проявляли решительность и хорошо трудились, а постящимся часть работы оказалась не по силам. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И разговевшиеся ушли сегодня с наградой." Разговление от поста в путешествии необходимо в силу вероятности какой-либо непредвиденной ситуации, которая потребует этого. В хадисе Абу Саида ал-Худари - да будет доволен им! - говорится: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в поездку в Мекку, будучи постящимися. Когда мы остановились в одном доме, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы приблизились к вашему врагу, и розговенье сделает вас сильнее." Это было дозволением, после чего некоторые продолжали поститься, а другие разговелись. Затем мы остановились в другом доме, и он сказал: "Утром вы встретитесь с вашим врагом, и розговенье сделает вас сильнее, и посему разговляйтесь!" Это было сказано решительно, и мы разговелись. Затем мы начали поститься вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время путешествия." /Об этом рассказал Муслим/. В хадисе Джабира Ибн Абдаллы - да будет Аллах доволен им! - сказано, что находясь в путешествии, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, вокруг которого собрались люди. Пророк поместил его в тень и спросил: "Что с ним?" Люди ответили: "Он - постящийся." Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не есть благочестие то, что вы поститесь в путешествии." /Об этом рассказал Муслис/.

Постоянный комитет


Суждение улем о посте человека, не являющегося местным жителем

Если я находился в поездке по коммерческим делам и прибыл в нужную мне страну в конце месяца шаабан, оставшись там до середины месяца шавваль, то разрешено ли мне розговенье или нет?

Розговенье в пост месяца рамадан разрешается только по уважительной причине, как, например, тяготы путешествия или болезни. Хотя и предпочтительней, чтобы путешественник соблюдал пост, подобно тому, как это часто делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но при наличии серьёзных тягот он должен по дозволению Аллаха разговляться. Что же касается человека, пребывающего не в своей стране, то если он готов к отъезду, ему следует не соблюдать пост, подобно человеку не имеющему стабильного жилья, а ютящемуся в палатке за городом или пребывающему в своей машине, где он страдает от жары, солнца, ветров и необходимости часто отлучаться по своим нуждам. Если же человек имеет стабильное жилище в гостинице, оборудованной кондиционерами, либо в гостевом доме, дворце и т.п., где ему обеспечены все нужды и потребности, а также другие удобства, которыми пользуются местные жители, то есть постель, мебель, пища, кондиционеры и полное обслуживание, то понятие путешествия на него уже не распространяется, так как оно сопряжено со значительными тяготами и неудобствами. Для такого человека я не считаю возможным не соблюдать пост и позволять другие послабления, так как он фактически обладает статусом оседлого местного жителя. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин


Если путешественник прибыл в чужую для него местность,то должен ли он соблюдать пост?

Если я совершал поездку в месяц рамадан и не соблюдал поста во время путешествия, а затем по прибытии на место, где мне предстояло пробыть несколько дней, я соблюдал пост остаток дня и несколько последующих дней, то было ли для меня дозволенным розговенье в эти дни? При этом следует учесть, что я находился в чужой для меня местности.

Если путешественник прибыл в чужую для себя местность, не соблюдая поста в поездке, то он не должен возобновлять пост, если срок его пребывания в этом месте не превышает четырёх дней. Если же путешественник решил остаться на новом месте на срок, превышающий четыре дня, то ему следует соблюдать пост в остаток дня его прибытия с последующим возмещением, а также во все остальные дни пребывания в данной местности. Это объясняется тем, что в результате упомянутого выше намерения путешественник приобрел статус постоянного жителя, и на него перестало распространяться законоположение, касающееся путника. И это разделяется большинством учёных-богословов, а успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Когда перестаёт действовать причина, следует воздержаться от розговенья в дневное время

Находясь в путешествии, я не соблюдал пост во время поездки и в один из дней приехал к своим родным уже ближе к вечеру. Должен ли я поститься или разговляться?

Да, человек обязан возобновить пост, если перестала действовать причина по которой он не соблюдал пост и разговлялся. Если поездка завершилась в дневное время, то человек должен поститься остаток дня, так как Всевышний Аллах сказал: "...или путешествует...", а в указанном случае путешествие завершилось. То же самое относится и к больному, которому дозволено не соблюдать пост до тех пор, пока он не выздоровеет. Если это происходит в дневное время, то выздоровевший должен соблюдать пост в течение остатка дня, поскольку перестала действовать причина, позволявшая розговенье. При этом следует возместить этот день целиком, как и другие пропущенные дни поста.

Абдулла бин Джибрин


Пост водителей автомобилей

Распространяется ли законоположение о путешественнике на водителей автомашин и автобусов, поскольку их трудовая деятельность продолжается непрерывно в дневное время месяца рамадан вне пределов городов?

Да, законоположение о путешествии распространяется на них. Водители автомашин и автобусов в праве сокращать молитву, объединять молитвы и разговляться в дни поста. Если кто-то спросит, а когда же им поститься, если их работа не прерывается, то мы ответим, что им следует поститься в дни зимы, когда дни коротки и прохладны. Что же касается водителей, не покидающих пределы городов, то законоположение о путешественнике на них не распространяется, и они должны соблюдать пост.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Разговляются ли муджахиды?

Разрешено ли не соблюдать пост тем, кто сражаются против врага с его последующим возмещением?

Если бойцы против неверных находятся в поездке, когда сокращается молитва, то им разрешено не соблюдать пост с последующим возмещением после окончания месяца рамадан. Если же они не находятся в поездке или походе, а неверные совершили на них нападение в их местности, то те, кто в состоянии совместить пост с джихадом, обязаны соблюдать пост. Тем же, кто не в состоянии совместить пост и бдение с налагаемыми джихадом обязанностями, разрешено не соблюдать пост и разговляться с последующим возместительным постом после окончания месяца рамадан.

Постоянный комитет