Джаханнам

Джаханнам

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Аллах избрал его среди всех творений и сделал своим приближенным Пророком, чтобы он нёс миру послание Единобожия.

Эту миссию Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнил безупречно, он нёс послание своего Господа с полной ответственностью, был внимательным к своей общине, самозабвенно боролся на пути Аллаха до последнего вздоха. Просим Аллаха вознаградить его лучшей наградой среди всех пророков за то усердие, которое он проявил, спасая нас от адского пламени.

Аллах создал людей в этом мире для того, чтобы они Ему поклонялись. Для тех, кто повинуется Ему, Он приготовил Рай, а для тех, кто ослушается, уготовил Ад. Всевышний предупредил людей и предостерёг, чтобы они не попали в огненное пламя Ада.

В своём Писании Он сообщил, какое мучительное и ужасное будущее ожидает обитателей адской бездны в воздаяние за то, что они совершали. Аллах указал людям путь, идя по которому они спасутся от огненной муки. Поэтому каждый разумный человек, узнав об этом, должен следовать по этой спасительной дороге и предпринимать все необходимые меры для защиты себя от Огня.

Дорогие братья и сёстры, просим Аллаха объединить нас в этой жизни, сплотив узами исламского братства, а также объединить нас в райских садах Вечности, собрав под сенью Его довольства. Воистину, это всё во власти Аллаха, Он создаёт, что пожелает, ведь Он Щедрый Могучий.

ДЕНЬ ВЕЛИКОГО УЖАСА

В современном мире, когда стремление людей к материальным ценностям и удовлетворению желаний перешло все мыслимые границы, мусульмане должны пересмотреть своё отношение к жизни и своему предназначению в ней, обновить свою Веру и напомнить себе о своей будущей жизни в обители вечности.

Мы живём в то время, когда люди свободны телом, но порабощены духом. Желая насытиться этим миром, люди попали в ловушку, из которой они не могут выйти и не хотят. Ценой вечной жизни они заплатили за ничтожные блага бренного мира, свернули с пути Господа небес и земли, забыв, что этот путь ведёт их к вечному дому, к настоящей родине, которую Аллах создал для своих рабов.

Верующие должны помнить, что многие из тех, кого в этом мире мы видим счастливыми и беззаботными, в будущем будут покрыты копотью адских печей, и свою прошлую жизнь они не помянут добром, но сожаление, боль и память о днях, проведённых в беспечности, лишь добавит им скорби. Своевременное осознание этого приводит к покаянию перед Аллахом (Велик Он и Славен), и в душе зарождается желание не упустить тех возможностей для спасения, которые каждый день проходят мимо нас и никогда уже не возвращаются.

Представь себе, что ты хотел бы сделать, когда окажешься перед судом Аллаха? Сделай это до того, как окажешься там, ведь День суда придёт внезапно, и начнётся отчет за свои поступки, это День великих прений.

Это суровая дата, назначенная всему человечеству, и явка неизбежна, никто не сможет помочь другому. Человек не увидит никакой поддержки, даже от тех, кто беззаветно любил его в этом мире.

Сегодня мы как никогда нуждаемся в напоминании о будущей жизни, ведь если День суда назван в Коране «Великим Ужасом» (аль-Фаза’ аль-Акбар), то какая судьба после этого дня ожидает тех, кто будет осуждён на погибель?

Когда время этого мира истечёт, горы рассыплются в прах, небеса будут сорваны словно завеса, солнце будет скручено, звёзды падут, подобно сдуваемой пыли, а земля превратится в пустыню, скажет Аллах: «Кому принадлежит сегодня власть?» Но мир лишь ответит смиренным безмолвием, и продолжит Господь: «…Аллаху Единственному, Всепокоряющему».

Установлены будут весы справедливости, на которых взвешены будут деяния, накопленные людьми. Каждый получит то, что заслужил, и ни с кем не поступят несправедливо. Когда Суд будет завершён, все отправятся к мосту ас-Сырат, ведущему в Рай. Этот мост пролегает над адской бездной. Говоря об этом волнующем и страшном моменте, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثم يضرب الجسر قيل: وما الجسر يا رسول الله! قال دحض مزلة

«Затем будет проложен мост». Люди спросили: «Что это за мост, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Место где поскользнутся стопы»[1].

Это путь, на котором не устоят стопы тех, кто того не достоин. Это опровержение всех доводов, которыми человек пытался оперировать, оправдывая своё неверие в этой жизни, обманывая себя и своих близких, он проиграл свой спор, в эту секунду рухнули все его аргументы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

فيه خطاطيف وكلاليب وحسك، فيمر المؤمنون على الصراط كطرف العين، وكالبرق وكالريح وكالطير وكأجاويد الخيل والركاب، فناج مسلم، ومخدوش مرسل، ومكدوس في نار جهنم

«…на нём будут крючья, багры и ветви с шипами. Верующие (мусульмане) пройдут по нему в мгновение ока, некоторые с быстротой молнии, некоторые подобно ветру, другие как птицы или скаковые лошади, или гужевые повозки. Кто-то спасётся и будет избавлен, а кого-то изранят крючья, но они вырвутся, а кого-то они столкнут в пламя Ада[2]».

Об этом дне может не думать только истинно неверующее сердце, лишённое любых переживаний за своё будущее. Эти строки — напоминание о событиях, которые имеют отношение к каждому из нас, и с которыми большинство людей столкнётся намного раньше, чем предполагает. Аллах сказал:

اقْتَرَبَ لِلنَّاسِ حِسَابُهُمْ وَهُمْ فِي غَفْلَةٍ مَّعْرِضُونَ * مَا يَأْتِيهِم مِّن ذِكْرٍ مَّن رَّبِّهِم مُّحْدَثٍ إِلَّا اسْتَمَعُوهُ وَ هُمْ يَلْعَبُونَ * لَاهِيَةً قُلُوبُهُمْ

«Приблизился к людям расчет, однако они беззаботно отворачиваются. Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их оставались беспечными» (Коран, 21: 1-3).

Пусть же устрашатся сердца и увлажнятся глаза, ибо нет блага в сердцах, лишённых богобоязненности. Верующий должен помнить о прощении Аллаха, но не обольщаться им. Аллах Милостивый принимает покаяние, но милость в день Суда его проявится к тем, кто страшился Его в этом мире, смиренно просил о прощении, избегал грехов.

Тот же, кто милость Аллаха рассматривает как нечто должное, кто не стремился к ней с усердием, а лишь дерзко оправдывает ею свои грехи, тот навлекает на себя праведный гнев Аллаха, а наказание Его сильно. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

تَنزِيلُ الْكِتَابِ مِنَ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ * غَافِرِ الذَّنْبِ وَقَابِلِ التَّوْبِ شَدِيدِ الْعِقَابِ ذِي الطَّوْلِ لا إِلَهَ إِلَّا هُوَ إِلَيْهِ الْمَصِيرُ

«Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Никто не заслуживает поклонения, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие» (Коран, 40: 2-3).

نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ * وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الأَلِيمُ

«Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный, но наказание Мое – наказание мучительное» (Коран, 15: 49-50).

Как же плохо, когда человек надеется на прощение Аллаха перед совершением греха, и забывает о Его прощении, когда пришло время раскаиваться.

Ад и Рай – два мира, которые никогда не исчезнут и будут существовать бесконечно. Аллах создал их до сотворения людей. Рай (Джаннат) – это Его милость, а Ад (Джаханнам) – Его кара. Каждый из этих миров наполнится своими обитателями, кто войдёт в Рай, войдёт по милости Аллаха и Его щедрости, а кто войдёт в Ад, то по Его справедливости и мудрости.

وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ

«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Коран, 41: 46).

В данной статье мы затронем следующие темы:

1) Описание Ада.

2) Описание мучений, которым будут подвергаться обитатели Ада.

3) Вечные и временные обитатели Ада.

4) Как спастись от Ада?

Дорогие братья и сёстры, позвольте ненадолго обратить ваши сердца, глаза и уши к этому чрезвычайно важному вопросу. Просим Аллаха, чтобы Он избавил всех нас от тесноты огненного жара и сделал нас жителями райских просторов. Воистину, это в Его руках, Он Могущественный и Прощающий.

ОГОНЬ ЭТОГО МИРА – ОДНА СЕМИДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ АДСКОГО ПЛАМЕНИ

Дорогие братья и сёстры, стоял ли кто-либо из вас рядом с огромным пламенем? Например, когда горит нефтяная скважина или газовое месторождение или хотя бы домашняя печь. Бывает такое, что человек видит свой дом, объятый пламенем пожара. Он беспомощно смотрит на него, в то время как вся его семья, жена, дети, отец, мать, все, кто был частью его сердца, погибают в огненном плену. Он порывается войти в дом, чтобы спасти своих любимых, но, не выдерживая обжигающего жара пламени, вынужден пятиться назад.

Знаешь ли ты, что огонь, который в этом мире не позволяет человеку даже приблизиться к себе, – это всего лишь одна семидесятая часть адского огня? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ناركم هذه التي توقدون جزء من سبعين جزءاً من نار جهنم، قالوا: يا رسول الله، والله إن كانت لكافية، فقال المصطفى صلى الله عليه وسلم: ولكنها فضلت -أي: زادت- على نار الدنيا بتسعة وستين جزءاً كلها مثل حرها

«Этот огонь, который вы разводите – одна семидесятая доля адского пламени», сподвижники сказали: «Если бы он был таким же, то и этого хватило бы». Избранник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тем не менее, к огню этого мира будет прибавлено ещё шестьдесят девять долей, каждая из которых по жару своему подобна ей»[3].

Можете ли вы представить, что Ад сам не может терпеть своего собственного жара и жалуется Аллаху на жгучесть пламени, языки которого полыхают в его чреве! Долины Ада настолько беспощадны и прожорливы, что не щадят даже самих себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Адский огонь пожаловался своему Господу: «Господь мой, одна часть меня пожрала другую, позволь мне отдышаться». И Аллах позволил ему делать два вздоха: один вздох летом, а один зимой. Если вы почувствуете мороз и холод, то это от адского вздоха, и если летом почувствуете жар и пекло, то это тоже из-за адского вздоха. Воистину, сильная жара – это дуновение Ада»[4].

В другом хадисе также говорится:

فأما نفسها في الشتاء فزمهرير، وأما نفسها في الصيف فسموم

«Дыхание Ада зимой – это мороз, а его дыхание летом – палящая жара»[5].

ОПИСАНИЕ АДА В КОРАНЕ

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Приверженцы левой стороны… Кто же они, приверженцы левой стороны? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра» (Коран, 56: 41-44).

«Знаешь ли ты, что такое Преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (Коран, 74: 27-29).

«Знаешь ли ты, что такое Огонь сокрушающий?Это – разожженный Огонь Аллаха,который вздымается над сердцами.Он сомкнется над ними высокими столбами» (Коран, 104: 5-9).

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Коран, 66: 6).

ОПИСАНИЕ АДА В ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЕ

Ад – это участь строптивых, высокомерных, упрямых, неугомонных, которые противились воле Аллаха, не веря в грозные предупреждения Его пророков. И Ад создан по их подобию – скотоподобный, неукротимый, ненасытный, безжалостный и грубый. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يؤتى بجهنم يوم القيامة لها سبعون ألف زمام، مع كل زمام سبعون ألف ملك يجرونها

«В День воскрешения приведут Ад, у него будет семьдесят тысяч поводьев, за каждый из которых его будут тащить по семьдесят тысяч ангелов»[6].

Представьте себе эту картину, когда люди будут стоять на площадях Судного Дня и ожидать своей участи, к ним начнёт приближаться это жуткое творение, оно будет кричать и реветь, метаться из стороны в сторону, подобно бешенному псу. Чтобы сдержать его дикий и необузданный нрав потребуется сила почти пяти миллиардов ангелов, всем своим видом оно будет говорить: «Не ждите от меня пощады, не думайте о сострадании, не надейтесь на облегчение».

При одном только его виде оборвутся сердца и умрут надежды людей нечестивых. А ведь раньше их предупреждали, но они забыли, так и в тот день они будут забыты.

إِذَا رَأَتْهُم مِنْ مَكَانٍ بَعِيدٍ سَمِعُوا لَهَا تَغَيُّظًا وَزَفِيرًا

«Когда адское Пламя увидет их издалека, они услышат его яростное шипение и рев» (Коран, 25: 12).

В день Суда люди узрят Ад воочию и услышат его собственными ушами, он будет говорить. Он будет ненасытно кричать: «О Господь! Есть ли добавка? Дай мне ещё. Есть ли ещё неверующие? Есть ли ещё лицемеры? Есть ли многобожники и грешники? Есть ли добавка? Есть ли добавка?», и так до тех пор, пока он не наполнится полностью.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا تزال جهنم تقول: هل من مزيد؟ هل من مزيد؟ حتى يضع رب العزة فيها قدمه، فينزوي بعضها إلى بعض وتقول: قد امتلأت بعزتك وكرمك

«Ад будет беспрестанно повторять: «Есть ли добавка? Есть ли добавка?» – пока Господь величия не наступит на него Своей Стопой так, что одна часть Ада войдёт в другую, и он скажет: «Я наполнился, клянусь Твоим величием и Твоей щедростью»[7].

Аллах (Свят Он и Возвышен) скажет: «Вдвоем[8] бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего, который отказывал в добре, совершал преступления и терзался сомнениями, который поклонялся наряду с Аллахом другому богу. Бросайте их в тяжкие мучения!»

Его спутник (дьявол) скажет: «Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». Он скажет: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее. Мое Слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами».

В тот день Мы скажем Аду: «Заполнился ли ты?» Он скажет: «Нет ли добавки?» (Коран, 50: 24-29).

Ад будет в бешенной жадности кричать на неверных: «Нет ли добавки? Нет ли добавки?», пока Господь величия не наступит на него Своей Стопой. Мы не знаем, как это будет выглядеть, как это произойдёт, но верим в это так, как об этом сказал Посланник, без толкований, добавлений и интерпретаций, потому что Аллах сказал:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Коран, 42: 11).

Аллах наступит на Ад своей стопой так, как это подобает Его величию, и возопит ненасытное Пламя: «Всё, всё, я наполнился, клянусь Твоим величием и Твоей щедростью».

Дорогие мусульмане, этого уже достаточно, чтобы содрогнулись наши сердца, а если бы мы увидели воочию хотя бы ничтожную часть адских страданий, то забыли бы о веселье и радости.

УРОВНИ АДСКИХ МУЧЕНИЙ

Всевышний Аллах и Его Пророк поведали нам о том, что положение людей в Аду будет отличаться в зависимости от совершённых ими грехов. Ад имеет семь дверей, каждая из которых предназначена для определённого вида грешников. Также адское Пламя имеет уровни, уходящие вглубь. Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, Ад – это место, обещанное всем им. Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» (Коран, 15: 43-44).

«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Коран, 4: 145).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

منهم من تأخذه النار إلى كعبيه، ومنهم من تأخذه النار إلى ركبتيه، ومنهم من تأخذه النار إلى حقويه ومنهم من تأخذه النار إلى ترقوته

«Некоторых людей Пламя охватит до щиколоток, некоторых до колена, некоторых до поясницы, а некоторых до ключиц»[9].

В этом мире человек не в состоянии выдержать даже малейшее прикосновение огня, а в Аду языки пламени будут жечь его шею. Представь себе это и всегда помни об этом.

ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ АДА

Ты до сих пор забавляешься? Всё ещё ослушаешься Аллаха, совершаешь грехи? По сей день ты пренебрегаешь молитвой, закятом, хаджем? Ты отворачиваешься от добрых слов наставления? Твоим родителям приходится терпеть твою грубость и ослушание? А соседи до сих пор испытывают плохое обращение к ним с твоей стороны?

Тогда запомни свои дела и запомни эти аяты Священного Корана и слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ведь он не говорит по пристрастию, всё, что он поведал человечеству, – это Откровение, которое ниспосылалось от Господа миров.

Еда в Аду – огонь, питьё в Аду – огонь, и даже одежда в Аду сделана из огня. Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) говорил: «Благословен Тот, Кто сделал обитателям Пламени одежду из пламени». Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«В тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи. Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты Огнем» (Коран, 14: 49-50).

«Вот две тяжущиеся группы (верующие и неверные), которые препирались относительно своего Господа. Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из Огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа.

Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите мучения от обжигающего Огня!» (Коран, 22: 19-22).

Какая страшная участь – еда из огня, питьё из огня, одежда из огня. Это день, когда отчаяние захлестнёт сердца, и взмолятся жители огненной пропасти, обращаясь к хранителям Ада, чтобы те попросили у Аллаха облегчения страдальцев хотя бы на один день.

«Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Ада: «Помолите вашего Господа, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день».

Они скажут: «Разве ваши посланники не приходили к вам с ясными знамениями?» Они ответят: «Конечно». Они скажут: «Тогда молите сами». Но мольбы неверующих безуспешны» (Коран, 40: 49-50).

Мученики Ада вернутся сломленными и униженными, они воззовут к ангелу Малику, повелителю адской стражи. О чём же они будут просить его? Об избавлении или освобождении?

Нет! Они будут молить его о смерти и униженно клянчить погибели на свою голову.

«Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он ответит: «Вы останетесь здесь навечно» (Коран, 43: 77).

«Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут молить о погибели. Не молите сегодня об одной смерти, а молите множестве смертей!» (Коран, 24: 13-14).

Затем обитатели огненной ямы вспомнят о своих близких, которые в прежней жизни шли путём истины и Единобожия. Они вспомнят свои семьи, своих братьев и друзей, всех, кто был им близок, но над кем они насмехались, издевались над их верой и считали их заблудшими глупцами. (Просим Аллаха сделать нас сторонниками Единобожия).

Тогда взмолятся они, обращаясь к тем, над кем раньше смеялись, кого унижали и оскорбляли: «Дайте нам хотя бы глоток воды, дайте нам хоть малую долю ваших благ, которыми наделил вас Господь небес и земли».

«Обитатели Огня воззовут к обитателям Рая: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах». Они скажут: «Аллах запретил это для неверующих, которые обратили свою религию в потеху и игру и обольстились мирской жизнью». Сегодня Мы предадим их забвению, подобно тому, как они предали забвению встречу в этот день и отвергли Наши знамения» (Коран, 7: 50-51).

И вновь надежды их будут разрушены, и безнадёжность овладеет их сердцами, тогда воззовут они к самому Аллаху. И придёт им ответ от Аллаха.

Воистину, Он Милостив к своим творениям, но в той жизни они этого не оценили, неверие их было упорным, высокомерие было великим, Аллаха они не страшились, религии Его не желали. И оказавшись в Аду, они осознают свою ошибку и взмолятся о милости и прощении, и ответит им Господь миров:

«Разве вам не читали Мои аяты, а вы считали их ложью? Они скажут: «Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками». Он скажет: «Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!» (Коран, 23: 105-108).

После этого сторонники неверия останутся в Аду навечно. И спасутся от него по милости Всевышнего и по заступничеству Пророка только единобожники, которые оказались в Аду из-за множества своих грехов.

Да убережёт нас Аллаха даже от одного мгновения, проведённого в пламени Ада, от его запаха, от его вида, от его звука, от его жара. Не дай нам Аллах оказаться даже в его окрестностях. Да убережет нас Аллах!

ОДНО ПОГРУЖЕНИЕ В АД ЗАСТАВИТ ЗАБЫТЬ О ВСЕХ РАДОСТЯХ ЭТОЙ ЖИЗНИ

Считанные секунды, проведённые в адском огне, заставят человека забыть всё, чем он наслаждался в своей мирской жизни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يؤتى بأنعم أهل الدنيا من أهل النار فيصبغ في النار صبغة واحدة، ويقال له: يا بن آدم! هل رأيت نعيماً قط؟ هل رأيت خيراً قط؟ هل مر بك نعيم قط؟ فيقول: لا والله ما رأيت خيراً قط، وما مر بي نعيم

«Приведут человека, который получил больше всего наслаждений в этом мире, из тех, кто заслужил Ада, и один раз погрузят его в адский огонь. Затем спросят: «О сын Адама, видел ли ты что-нибудь приятное? Видел ли что-нибудь хорошее? Случалось ли с тобой что-то доброе?» Он ответит: «Нет, клянусь Аллахом. Я никогда не видел ничего хорошего, и никогда ничего доброго со мной не происходило»[10].

Несколько мгновений несчастного пламени выбьют из памяти человека долгие годы счастливой жизни. Поэтому неверные преступники пожелают спастись от Ада любой ценой, если бы у них были горы золота, то без колебаний они отдали бы всё это, лишь бы избавиться от жестокого возмездия.

«Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников» (Коран, 3: 91).

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يقال لأهون أهل النار عذاباً: أرأيت لو كان لك ما في الأرض أكنت تفتدي به؟! فيقول: نعم، فيقول الله جل وعلا: أردت منك أهون من ذلك وأنت في صلب آدم، أردت منك ألا تشرك بي شيئاً فأبيت إلا الشرك

«Будет спрошено у человека, который будет получать в Аду самое слабое наказание: «Если бы у тебя появилось всё, что есть на земле, отдал ли бы ты его, чтобы откупиться?» Он скажет: «Да». Тогда скажет Аллах (Велик Он и Славен): «Я хотел от тебя меньшего, чем это, в то время когда ты ещё был в хребте Адама. Я хотел, чтобы ты не поклонялся никому наряду со Мной, но ты отказался и не пожелал ничего кроме многобожия»[11].

Дорогие братья и сёстры, почитайте же только Аллаха, соблюдайте Единобожие (Таухид), очищайте своё поклонение от многобожия. Помните, что многобожие (ширк) – это самая главная причина попадания людей в адское пекло, а Единобожие, напротив, спасает от огня и ведёт к Раю.

Просим Аллаха завершить наш жизненный путь только в согласии с Таухидом, и защитить нас всех от мерзости многобожия, большого и малого. Воистину, Он – Могущественный Прощающий.

Когда неверный воочию увидит божью кару и вкусит её во всех ужасных формах и проявлениях, то пожелает откупиться от этого мучения своими детьми, своей женой, своей семьёй и своим родом. Если бы ему предложили бросить вместо себя всех людей земли, то он сделал бы это, не мешкая. Истинно наказание Ада невыносимо. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

«Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей супругой и своим братом, своим родом, который укрывал его, и всеми обитателями земли, чтобы затем спастись.

Но нет! Это – Адское пламя, сдирающее кожу с головы, зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся, кто копил и прятал» (Коран, 70: 11-18).

Представьте себе, что никакая любовь, никакая совесть, ничто ценное не сможет удержать человека в Аду, если бы у него была возможность избавиться от огненного наказания ценой мучения ближайших людей, то он сделал бы это. А как же иначе, ведь там он горит в огне, пожирает огонь, пьёт огонь, одевается в огонь. Огненные плоды Заккума разрывают его чрево, мерзкие плоды Дариг обманывают его и не увеличивают ничего, кроме мучений и голода. Гнойное пойло Гислина мучает его своим зловонием и жаром. Как же хочется, чтобы уже сегодня неверные смогли увидеть, что их ждёт в Будущей Жизни, чтобы они смогли узнать о своей участи и осознать цену, которую им придётся платить за свои грехи.

Если человек сядет возле обогревателя или печки и, забывшись, коснётся огня, то сразу же придёт в себя и одёрнет руку. Он не может вынести даже лёгкое касание огня, кто же сможет вытерпеть жизнь в пламени, которое жжёт в семьдесят раз сильнее, чем огонь этого мира? Просим у Аллаха избавления и благополучия в этой жизни и в Следующей.

ПИЩА И ПИТЬЁ ОБИТАТЕЛЕЙ АДА

Заккум – это омерзительное дерево, плоды которого подобны головам демонов. Представьте себе, как оно может выглядеть. Это дерево произрастает из самых недр Ада. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом дереве так:

لو قطرت قطرة من الزقوم في الدنيا لأفسدت على أهل الدنيا معايشهم،

«Если бы одна капля от дерева заккум капнула в этом мире, то испортила бы жизнь обитателям всей земли»[12].

Что же будет с теми, для кого заккум станет пищей?!

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

إِنَّ شَجَرَةَ الزَّقُّومِ * طَعَامُ الْأَثِيمِ * كَالْمُهْلِ يَغْلِي فِي الْبُطُونِ * كَغَلْيِ الْحَمِيمِ

«Воистину, дерево заккум будет пищей грешника. Подобно пережжённому маслу, оно будет кипеть в животах так же, как кипит кипяток» (Коран, 44: 43-46).

О Аллах, убереги нас! Спаси нас, Господь наш! Прости нас!

Всевышний Аллах сказал: «Это угощение лучше или дерево заккум? Мы сделали его искушением для беззаконников. Это – дерево, которое растет из основания Ада. Плоды его – словно головы дьяволов. Они будут пожирать их и наполнять ими свои животы» (Коран, 37: 62-66).

Когда огонь воспылает в их животах, они взмолятся о помощи, желая выпить воды, чтобы затушить полыхающие языки пламени в своём чреве. Им помогут водой, которая разорвёт им кишечник и все внутренности. Таким будет пойло, приготовленное для неверных и надменных грешников, «которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки» (Коран, 47: 15).

Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (Коран, 18: 29).

«Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрет, ибо перед ним будут тяжкие мучения» (Коран, 14: 17).

Будет среди адских «явств» ещё одно блюдо, которое называется «дариг», это страшные колючки, про которые в Коране говорится следующее: «Они будут гореть в Огне жарком. Их будут поить из источника кипящего, и кормить только ядовитыми колючками (дариг), от которых не поправляются и которые не утоляют голода» (Коран, 88: 5-7).

Ты узнал про заккум и дариг, а что ты знаешь про еду, которая называется «гислин»?

Это гной и протухшая кровь, выжатая и истекающая из адских людей, которую они пожирают.

«Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет: «Лучше бы мне не вручали моей книги! Не знать бы мне, каков мой счет! Лучше бы она была концом всего! Не помогло мне мое богатство! Лишился я своей власти!»

Схватите его и закуйте, потом бросьте его в Ад и проденьте сквозь него цепь длиной в семьдесят локтей! Он не веровал в Великого Аллаха и не призывал кормить бедняка.

Сегодня здесь у него нет любящего родственника, и нет пищи, кроме кровавого гноя (гислин). Едят его только грешники» (Коран, 69: 25-37).

Да убережёт нас Аллах! Плачьте о себе, плачьте о своих грехах! О те, чьи сердца огрубели, а глаза стали подобны иссохшим камням, когда же вы заплачете, если не сегодня?!

Настала эпоха чёрствых сердец и бесчувственных глаз, которые забыли о том, что такое слёзы от страха перед Аллахом. Если ты сейчас читаешь эти слова и не чувствуешь сердца в своей груди, то будь уверен, что сердца у тебя нет.

Если наши сердца покаянье пред Богом отринут,

Как тогда оправдаемся перед Владыкой?

Когда люди в пьяном бреду из могил их восстанут

И с грехами придут, подобными круче великой.

Но будут в тот день и другие, в Эдемском раздолье,

Супруги их вечные с лаской радушно встречают,

И славы Хозяин им скажет: «Живите привольно,

Прощённые мною печали не испытают».

Описание ада

САМОЕ СЛАБОЕ НАКАЗАНИЕ В АДСКОМ ПЛАМЕНИ

Мы узнали об Аде, но некоторые обманывают себя тем, что у него мало грехов, и Аллах, если и накажет его, то не сильно. А знаете ли вы о человеке, который получает в Аду самое слабое наказание? Слышали ли вы о его страданиях? Слушайте, размышляйте и помните, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن أهون أهل النار عذاباً لرجل يوضع في أخمص قدميه جمرتان من نار، فيغلي منهما دماغه

«Самое слабое наказание в Огне получает человек, которому под ступни будут положены два огненных уголька, от которых будут закипать его мозги»[13].

Аллах, Господь наш! Избавь нас, ведь тела наши слабы, мы не выдержим мук Твоего Ада. Прости нас и спаси нас, Милостивый Аллах!

ВЕЧНОСТЬ И ИСХОД

Обитатели Ада делятся на два типа – это вечные жильцы и временные постояльцы.

Первая группа – это те, кто окажется в Аду на века вечные, никогда не выйдет оттуда, и не помогут ему ни мольбы, ни надежды. Это те, кто не веровал в пророков, отказался от Ислама, не принял Единобожия. Это многобожники и атеисты, которые возгордились перед Аллахом, они сбивают людей с прямого пути, проявляют высокомерие и считают зазорным для себя поклоняться Аллаху и быть Ему рабом.

Аллах отправил к ним посланников, ниспослал священные Писания, оставил на земле учёных и знатоков религии, которые напоминают людям об Аллахе, читают им Коран и наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но они упрямо отказываются от истины, надменно отворачиваются от назиданий и упорствуют в своём язычестве и неверии, проявляя высокомерие и отвращая других от верной дороги. Эти люди и есть вечные жители адской пропасти. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Несчастные пребудут в Огне, где они будут вдыхать и выдыхать.

Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает.

Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар» (Коран, 11: 106-108).

Просим Аллаха сделать нас счастливыми обитателями Рая.

Неверные, атеисты и многобожники будут находиться в Аду вечно, а единобожники, которые грешили выйдут из Огня через положенное время. Если мусульманин совершал большие грехи и умер без покаяния, то он попадёт в Ад, но не навечно. Если он пил вино, блудил, следовал страстям содомского народа, проливал невинную кровь, присваивал чужое имущество, так что грехи его возобладали над добрыми делами, а затем он так и умер, упорствуя в грехах, то ему грозит суровая кара. Он становится претендентом на место в огненной яме, которая будет очищать его своим жаром до тех пор, пока тот не будет прощён.

Кто же из нас сможет вытерпеть в Аду хотя бы один час? И мы не знаем, сколько дней, лет или веков суждено грешникам пробыть в огне, прежде чем они будут освобождены.

Когда же Аллах очистит грешника, он выйдет из Ада по милости Всевышнего и благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха сказал:

لكل نبي دعوة مستجابة، فدعا كل نبي بدعوته إلا أنا، فقد اختبأت دعوتي شفاعة لأمتي يوم القيامة، فهي نائلة إن شاء الله تعالى من مات لا يشرك بالله شيئاً

«У каждого пророка была мольба, на которую он непременно получал ответ. Каждый пророк обратился со своей мольбой, кроме меня. Я припас свою мольбу, чтобы заступаться за свою общину в День Воскрешения, и эта мольба охватит собой, если пожелает Аллах, всех кто умер, не поклоняясь никому наряду с Аллахом»[14].

Слушайте же, что говорит вам Пророк Аллаха, дабы вы знали истинное достоинство Единобожия. Надо признаться, что очень трудно говорить об Аде и рассказывать об этом людям, без того чтобы не давать себе и им немного отдыха, вспоминая о милости Всевышнего Аллаха, ведь милость Его к тем, кто соблюдает Единобожие, велика.

Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о заступничестве верующих за своих братьев по Вере, которые зашли в Ад:

«Мусульмане в Раю скажут: «Господи! Просим тебя о наших братьях, они вместе с нами читали намаз, постились и совершали хадж, позволь нам заступаться за них».

Скажет им Аллах (Велик Он и Славен): «Ступайте и выведите из Пламени всех, кого узнаете». И они будут распознавать их по следам земных поклонов, ведь Аллах запретил адскому Пламени пожирать у сынов Адама следы земных поклонов. Затем они вернутся и скажут: «Господь наш, мы не оставили ни одного из тех, кого Ты повелел вывести».

Тогда скажет им Милостивый: «Возвращайтесь, и если найдёте тех, у кого в сердце есть благо весом в монету, то выведите его». После этого они выведут из Ада множество народа и скажут: «Господь наш, мы не оставили ни одного из тех, кого Ты повелел вывести».

Тогда скажет им Милостивый: «Возвращайтесь, и если найдёте тех, у кого в сердце есть благо весом в полмонеты, то выведите его». После этого они выведут множество людей и скажут: «Господь наш, мы не оставили ни одного из тех, кого Ты повелел нам вывести».

И вновь скажет им Милостивый: «Возвращайтесь, и если найдёте тех, у кого в сердце есть благо весом в песчинку, то выведите его», – и выведут они оттуда великое множество и скажут: «Господь наш, мы не оставили ни одного из тех, кого Ты повелел вывести».

И скажет тогда самый Милостивый из милостивых: «Заступались ангелы, заступались пророки, заступались верующие, и теперь не осталось никого, кроме Милостивейшего из милостивых», после этого Аллах (Велик Он и Славен) возьмёт пригоршню и выведет из Ада множество своих созданий, которые к тому времени полностью обгорели. На них будут лить воду из райской реки, которая называется рекой Жизни, и они начнут расти подобно тому, как начинает прорастать зёрнышко, орошённое влагой дождевого потока.

Они войдут в Рай, и по красоте своей они будут похожи на жемчуг, а на шеях их будут стоять печати, по которым обитатели Рая узнают их, когда посмотрят на них, и скажут: «Это отпущенники Милостивого из Ада, которых Он впустил в Рай, несмотря на то, что они не совершали праведных дел и не делали раньше ничего доброго»[15].

Просим Аллаха сделать нас обитателями Рая и избавить нас от Ада, воистину Он Великий Прощающий.

ПУТЬ СПАСЕНИЯ ОТ АДСКОГО ПЛАМЕНИ

Дорогие братья и сёстры, как же нам спасти себя от огненной пропасти Ада, как уберечь себя от всех тех ужасов и несчастий, о которых поведали нам Книга Аллаха и сунна Пророка?

Спасение от Ада заключено в двух вещах и третьего не дано:

Первое: это чистое, ничем не запятнанное Единобожие (Таухид).

Второе: это следование пути Пророка Мухаммада, избранника Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха).

Это путь спасения; ты должен поклоняться только Аллаху и идти путём Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

ДЕЛА, СПАСАЮЩИЕ ОТ ОГНЯ

Аллах по милости своей повел людей к спасению и отправил к ним посланников, чтобы вывести их из мрака заблуждений к свету ясной дороги, обучил их добрым делам, которые спасут их от мучительного наказания. Таких дел много, и каждый может делать то, что ему облегчено, а если сможет объединить их все или большую их часть, то запас его будет лучшим. К таким делам относятся:

Пост (ураза). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من صام يوماً في سبيل الله، باعد الله بذلك اليوم وجهه عن النار سبعين خريفاً

«Кто будет поститься один день на пути Аллаха, то Аллах отдалит его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет пути»[16].

Борьба на пути Аллаха за защиту своей Веры. Посланник Аллаха сказал:

لا تمس النار عبداً اغبرت قدماه في سبيل الله

«Огонь не коснётся раба божьего, ноги которого покрывались пылью на пути Аллаха»[17].

Присутствие в собраниях знания. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أن الملائكة تصعد بعد مجلس العلم إلى الله تعالى، فيقول الله للملائكة: يتعوذون؟ فتقول الملائكة: إنهم يتعوذون من النار، فيقول الله: وهل رأوا النار؟ فتقول الملائكة: لا لم يروا النار، فيقول الله: فكيف لو رأوها؟ فتقول الملائكة: كانوا أشد لها مخافة وأشد منها فراراً، فيقول الله جل وعلا: أشهدكم يا ملائكتي! أني قد غفرت لهم

«Воистину,когда ангелы возносятся к Всевышнему Аллаху после посещения собраний знания, Он спрашивает их[18]: «Просят ли они защиты?» Ангелы отвечают Ему: «Они просят защиты от Огня».

Аллах говорит: «Видели ли они адский Огонь?» Ангелы отвечают: «Нет, они его не видели» Спрашивает их Аллах: «А что бы было, если бы они его увидели?» Ангелы отвечают: «Они бы ещё больше его боялись, и ещё усерднее старались убежать от него».

И тогда Аллах (Велик Он и Славен) говорит: «Ангелы Мои, Я призываю вас засвидетельствовать, что Я уже простил им»[19].

Стремление добиться любви Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

والله لا يلقي الله حبيبه في النار أبداً

«Клянусь Аллахом, Аллах никогда не бросит в Огонь того, кого любит»[20].

Кто же нам добиться любви Всевышнего Аллаха?

Любви Аллаха достоин только тот, кто следует пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и соблюдает его сунну, как сказал Всевышний:

«Скажи [им, о Мухаммад!]: «Если вы любите Аллаха,то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (Коран 3: 31-32).

Плач из страха перед Аллахом. Он защищает человека от адского Пламени. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يلج النار رجل بكى من خشية الله

«Не войдёт в Ад человек, который плакал из страха перед Аллахом»[21].

Но как мы уже говорили, самый главный и всеобъемлющий путь спасения от Ада – это чистое Единобожие (Таухид) и следование пророческой сунне.

Единобожие (Таухид). Единобожие это не просто слово, слетающее с языка, это ещё и глубокое убеждение в сердце, подтверждаемое практическими действиями. Единобожие должно пронизывать все стороны жизни человека, это и слова, и дела, и убеждения. А если Вера только на словах, а сердцем человек не верит и в делах своих идёт наперекор велениям Аллаха, то такая Вера не стоит и ломаного гроша. Ведь Аллах велел нам быть убеждёнными в Единобожии и на деле выполнять Его заповеди. Он сказал:

: وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ * بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُنْ مِنَ الشَّاكِرِينَ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь поклоняться кому-то наряду с Аллахом, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».

Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных» (Коран, 39: 65-66).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من شهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمداً رسول الله، وأن عيسى عبد الله ورسوله وكلمته ألقاها إلى مريم وروح منه، والجنة حق، والنار حق؛ أدخله الله الجنة على ما كان من العمل

«Кто засвидетельствует, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного Аллаха (Ля иляхаилля-Ллах), что нет у него соучастников и партнёров, засвидетельствует, что Мухаммад – Посланник Аллаха, и что Иса (Иисус) – раб Аллаха, Его посланник и Его слово, которое он обратил к Марьям (Марии), и что он – дух от Него, что Рай – это истина и Ад – это истина, того Аллах введёт в Рай соответственно его деяниям»[22].

В другой версии данного хадиса в конце говорится:

أدخله الله الجنة من أي أبوابها الثمانية شاء

«…того Аллах введёт в Рай через любые из восьми врат, как он пожелает».

Также в версии, которая передаётся со слов ’Итбана ибн Малика, говорится:

فإن الله حرم على النار من قال: لا إله إلا الله يبتغي بها وجه الله جل وعلا

«…Ведь Аллах запретил адскому Пламени забирать тех, кто сказал «Ля иляха илля-Ллах», стремясь этим к Лику Аллаха (Велик Он и Славен)».

Следование за Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Также как и Таухид, следование за Посланником Аллаха – это не просто красивые слова. Это усердная работа, это честность и искренность по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), это преданность и любовь, выполнение его наставлений и отказ от того, что он запретил. Человек, который утверждает, что следует за Посланником Аллаха, обязан выполнять установленный им закон и не преступать проведённых им границ.

Теперь посмотри на себя, на свои слова и дела, как ты выполняешь веления Аллаха и Его Посланника, насколько ревностно ты избегаешь того, что они запретили, насколько ты сильно стремишься исповедовать свою религию в точности так, как её донёс нам избранник Аллаха? Какова твоя молитва, каков пост, как ты соблюдаешь закят? Если по милости Аллаха в этом плане у тебя всё в порядке, то склонись до земли в благодарность своему Господу, который наставил тебя и повёл. Проси у Него укрепить тебя на этом и прибавить ещё силы, духа и праведности. Проси Его, чтобы Он сделал тебя ещё более стойким последователем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отдалил от заблуждений, искушений и нововведений, о которых посланник Аллаха сказал:

من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد

«Кто внесёт в нашу Религию то, что к ней не относится, то оно будет отвергнуто»[23].

Это значит, что если человек будет поклоняться Аллаху посредством какого-то новшества, совершая вымышленные обряды, то дело его будет отвергнуто, и Аллах не примет его, потому что всякое нововведение в религии – это заблуждение, а каждое заблуждение найдёт свое пристанище в адском Пламени. Да убережет нас Аллах от этого.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Составил и перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов

Корректор текста: Тамки́н Р.Г.

Каноническая редакция: Каримов М.

Для сайта: Whyislam.ru

[1] Хадис привёл Муслим.

[2] Это будут верующие люди, которые исповедовали Единобожие и не поклонялись никому, кроме Аллаха, но вместе с тем совершали греховные поступки, за которые заслужили временное пребывание в Аду.

[3] [4]Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[5] Хадис привёл ат-Тирмизи.

[6] [7] Хадис привёл Муслим.

[8] Это распоряжение Аллах даст двум ангелам – погонщику (саик) и свидетелю (шахид), которые будут приставлены в День суда к каждому человеку, как говорится в Коране: «И каждая душа явится вместе с погонщиком и свидетелем» (Коран, 50: 21).

[9] Хадис привёл Муслим.

[10] Хадис передал Муслим.

[11] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[12] Хадис привёл ат-Тирмизи.

[13] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[14] Хадис привёл Муслим.

[15][16] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[17] Хадис передал аль-Бухари.

[18] Разъяснение: Аллах спрашивает их не для того, чтобы узнать, так как Он знает всё скрытое и явное, и ничто не скроется от Его взора и слуха, но это вопрос величия. Аллах спрашивает их, дабы истина получила свидетелей, прославилось Его могущество, узнали люди о достоинствах праведных дел и о награде, которая ожидает рабов Его за их совершение.

[19] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[20] Хадис привели Ахмад и аль-Хаким, хадис достоверный (сахих).

[21] Хадис привели ат-Тирмизи и ан-Насаи, шейх аль-Альбани назвал его достоверным (сахих).

[22] [23] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.