Джаафар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах

Как мы все знаем, Аллах, пречист Он и Возвышен, выбрал эту умму, умму Мухаммада (ﷺ) лучшей из общин. И выбрал из этой общины определённых личностей, чтобы они были сподвижниками посланника Аллаха (ﷺ), чтобы сформировать из них наилучшее поколение, когда либо ступавшее по этой земле. Поколение Мухаммада (ﷺ), центром которого был Мухаммад (ﷺ), окружённый лучшими мужчинами и женщинами. Те которые жертвовали свои жизни, имущества, время, свои титулы, всё что у них было в жизни на пути сохранения веры, сохранения образа жизни, настолько чисто, насколько это было получено с небес, и они сохранили это для нас.
Сегодня, мои братья и сёстры, я собираюсь поговорить об одной из этих личностей. Одного из тех великих людей, окружавших посланника Аллаха (ﷺ). Я расскажу об одном, который также является родственником посланника Аллаха (ﷺ), он был его двоюродным братом.
Но до этого я расскажу вам кое что. Было 5 человек из племени Абдуль Манаф, племени посланника Аллаха (ﷺ), которые были очень похожи на посланника Аллаха (ﷺ), так что слабовидящие люди могли спутать их с Мухаммадом (ﷺ). Из них:
1. Куф ибн уль Аббас ибн Абдуль Мутталиб.
2. Ссаа ибни Абдуль Язид ибну Хашим, дедушка имама Аш-Шафии.
3. Хасан Ибн Али, да будет доволен им Аллах.
4. Абу Суфьян ибн Аль Харрис ибн Абдуль Мутталиб, двоюродный брат посланника Аллаха (ﷺ).
И также Джаафар ибн Абу Талиб, двоюродный брат посланника Аллаха (ﷺ).
Сегодня мы будем говорить о Джаафаре.
Давайте вернёмся назад, в года, когда весть об исламе не была ещё послана Мухаммаду (ﷺ). Племя Хашим, маленькая семья посланника Аллаха (ﷺ) его дяди и двоюродных братьев – у них был очень тяжелый год. Это был, можно сказать, экономический кризис. И все они еле сводили концы с концами, кроме двоих в той семье – это был Аль Аббас дядя посланника Аллаха (ﷺ) и сам Мухаммад ибни Абдиллях (ﷺ). Они были финансово стабильны в то время.
Мухаммад (ﷺ) сказал своему дяде: давай пойдём к Абу Талибу, моему дяде, поскольку он очень изнемогал. И посланник Аллаха (ﷺ) предложил взять одного из сыновей Абу Талиба на попечение и чтобы Аль Аббас взял другого. И Мухаммад (ﷺ) взял Али, и Аббас взял Джаафара чтобы облегчить Абу Талибу ответственность за двоих сыновей, помимо которых у него было ещё много.
Джаафар, когда послание было получено посланником Аллаха (ﷺ), был из первых людей кто обратились к истине, когда он был приглашён на трапезу Абу Бакром ас Сыддиком. Абу Бакр, сразу же как принял ислам начал призывать семью, друзей, близких людей одного за другим к исламу, включая Абу Убайду, Усмана ибн Аффана, Абдуррахмана ибн Ауфа и также Джаафара ибн Абу Талиба, двоюродног брата посланника Аллаха (ﷺ). Будучи молодым, он принял Ислам и также его жена Асма бинт Аби Умэйс. Асма стала мусульманкой и Джаафар и вскоре после этого они увидели насколько тяжело было исповедовать новую религию в Мекке. Среди общества, пребывающего в невежестве, то общество которое не принимало видение людей отличающихся от них. Они не могли спокойно смотреть на это. Так, мусульмане были преследуемы, убивались, подвергались пыткам и не могли свободно практиковать свою религию.
До тех пор пока Мухаммад (ﷺ) дал им разрешение иммигрировать в Абиссинию. И он сказал «Инна фи гьа маликан аадилян» - Поистине, там справедливый правитель. Абиссиния была христианской страной в то время. И Король Наджаши был христианином. Был справедлив. И посланник Аллаха (ﷺ) посоветовал им, тем, кто не мог оставаться там, тем, кто не мог сопротивляться – вы можете идти если хотите. Джаафар и его жена Асма были первыми людьми, кто выдвинулись в хиджру. Молодой парень и молодая девушка, совсем недавно поженившиеся, оставили свой родной город, чтобы уйти в другую страну, которая была очень далеко. Через красное море. Чтобы жить с людьми, которые говорят абсолютно на другом языке, с другой культурой, другим вероисповеданием. Полностью неизвестная страна для них. Что то, о чём они никогда раньше не слышали. Но они отправились туда, они пожертвовали всем что у них было, оставили всё позади, только чтобы защитить себя, только чтобы исповедовать свою религию, только делать то, что посланник Аллаха (ﷺ) говорил им делать. Они прибыли туда и начали новую жизнь там. И нашли там именно то, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: безопасность и спокойствие.
Но тираны даже не допускали, чтобы те, кто не следовали за ними уходили от них. И это происходит во все времена, включая сегодня. Тираны Мекки решили идти в Абиссинию и вернуть этих людей назад. Если задуматься, то в этом нет никакой логики. Они не нравятся тебе потому что выбрали другой жизненный путь. Но теперь они оставили тебя и ушли. Ты больше не услышишь о них. Они совершенно в другой стране. Но субханАллах, это тирания невежества. Они послали делегацию, тех, кто представляют их, включая Амра ибн Аль Аса (да будет доволен им Аллах), ставшего позднее мусульманином. Они пошли в Абиссинию, чтобы вернуть тех мухаджиров назад. Так, Амр ибн Аль Ас прибыл в Абиссинию в множеством подарков. Если хотите – можете называть это взятками. И мы не будем останавливаться сейчас на каждом отдельном моменте, из которого можно извлечь уроки по причине времени. Однако я прошу полного вашего внимания, и размышления над этим, поскольку можно получить много полезного только лишь из этой истории из жизни Джаара ибн Абу Талиба.
В общем когда они прибыли в Абиссинию, они начали подкупать священников, элиту, советников короля, до того как они прибудут к королю. И они сказали, что некоторые безрассудные люди создали проблемы в нашей стране и теперь перебрались в вашу страну. И мы в общем хотим забрать их назад. Поскольку мы хорошо знаем как поступить с этими людьми. Мы понимаем их лучше чем вы. И, разумеется, после получения подарков у них не оставалось выбора кроме как согласиться. Следующим утром они предстали перед королём - Наджаши. С ещё большим количеством подарков для короля. Вещами, которые он не видел раньше, некоторые предметы из Индии, Китая и так далее. И когда они прибыли к королю они сказали ему: о король, у нас есть глупые мальчишки, они звали их бандитами, которые сбежали из нашей страны, после тех проблем и преступлений которые они совершили, и они теперь здесь. И мы хотим забрать их назад. Потому что мы их родственники, и мы знаем их лучше, чем вы, и мы знаем что делать с ними. Король посмотрел налево, направо, получить совет от советников возле него. И они сказали: да, да, лучше отправить их с ними, потому что они лучше знают, как обращаться с ними. И король очень рассердился на это. Он сказал: нет, клянусь Господом. Этого никогда не будет. Это не справедливо. Я должен позвать этих людей и послушать их.
Амр ибн Аль Ас не хотел такого развития событий, потому что он знал (Аль Хакку абляш) истина различима. Как только те люди придут и начнут говорить правду – все поймут сразу. Он хотел забрать их снаружи. Но король отказался. Он сказал: Я должен позвать этих людей и послушать их. Он позвал их.
Умму Саляма, которая была одной из них, сказала: мы договорились пока не пришли туда, что только один человек будет говорить перед королём. И мы выбрали Джаафара ибн Абу Талиба быть нашим оратором. Не так чтобы каждый выкрикивал. Джаафар будет тем кто будет говорить. Они прибыли, и король спросил его:
- это люди из твоей страны?
- да, я знаю их.
- они здесь чтобы попросить вас обратно. Можете ли вы объяснить мне, что вы натворили там, а затем приехали сюда?
Он сказал ему:
- О, король. Мы были людьми невежества, поклонявшимися идолам, евшими мертвечину, хоронившими наших дочерей заживо. Сильные пожирали имущество слабых. Жили по закону джунглей. Били своих соседей. И продолжал перечислять признаки джахилии. До тех пор, пока Аллах послал к нам посланника, которого мы знали до этого. Мы знали его правдивость, знали его как заслуживающего доверие, воспитанного. И мы знали его родословную, знали его семью хорошо. Мы уверовали в него. И он призывал нас поклоняться лишь одному Аллаху. Призывал нас быть добрыми к соседям. И быть честными и справедливыми. И начал упоминать ему некоторые положения в исламе. И из-за этого эти люди проявили к нам враждебность. И стали преследовать нас, пытать нас, они убили некоторых из нас. И нам посоветовали прийти в эту страну из-за справедливости, которую ты здесь установил. И теперь они хотят вернуть нас назад.
Король сказал: ступайте и живите в моей стране. Вы в покое и защищены. И он сказал Амру ибн Аль Асу: извините, я не могу отправить их с вами.
Когда они уходили Амр ибн Аль Ас пригрозил им: завтра я приду и скажу кое-что королю, от чего он не отправит вас с нами, а сам убьет вас. И они знали, как способствовать этому. Я скажу ему что вы говорите что Иса – раб. И это разгневает его очень.
Итак, мусульмане ушли и сказали: что же будет завтра? Как же нам быть с этим? И сказали: клянёмся Аллахом: мы не можем сказать что-то кроме того что в книге Аллаха. Мы не собираемся скрывать истину, чтобы угодить королю, чтобы он разрешил нам остаться в этой стране. Мы пришли сюда чтобы защитить нашу веру. Мы не можем прийти сюда и потерять нашу веру. Мы никогда не скажем то, что рассердит Аллаха, чтобы угодить королю. Мы будем говорить правду.
На следующий день они прибыли к королю и Амр ибн Аль Ас сказал:
- Король, ты не спросил их о том что они говорят о Иисусе. Они говорят что-то очень мрачное.
Король спросил: что же вы говорите о Иисусе?
Тогда Джаафар ибн Абу Талиб начал читать суру Марьям. И король начал плакать, и все остальные люди также стали плакать. Когда он читал красивое начало суры Марьям, где Аллах Пречист Он и Возвышен, рассказал нам историю Закарии, Яхьи и Марьям, матери Иисуса. И как Иисус алейхи ссалям был рождён. Пока он дошёл до слов: «Поистине, я – раб Аллаха. Он дал мне писание, и Он сделал меня пророком, и сделал меня благословенным, где бы я не был. И Он предписал мне совершать молитву, давать милостыню, столько, сколько я буду жив. И Он также повелел мне быть добрым к своей матери. Благословен я, (в) день когда был рождён, (в) день когда я умру, и (в) день когда я воскрешён живым». И Король сказал: то, что принёс ваш пророк, и то, что принёс Иисус – они оба пришли с одинаковым светилом. Этот свет пришёл из одного и того же светила. И нет разницы между Иисусом и вашим пророком. И он сказал: оставайтесь в моей стране. Любой, кто обидит вас – будет наказан. И он сказал Амру ибнАльАсу и тем, кто пришёл с ним из Мекки: уходите отсюда, заберите свои подарки с собой. Нам не нужны ваши подарки, и мы никогда не будем несправедливы к людям.
Джаафар и его жена и остальные остались там. На 10 лет в Абиссинии. А посланник Аллаха (ﷺ) в то время оставил Мекку и ушёл в Медину. Основал первое мусульманское государство там, и оно становилось всё крепче и крепче. Обустраивалось. И ситуация полностью изменилась.
Так, позже Джаафар и его жена, и их маленькие дети сказали: лучше пойти и находиться рядом с посланником Аллаха (ﷺ). Для чего нам быть тут сейчас? Нет причины быть далеко от нашего любимого пророка (ﷺ). Мы хотим узнавать больше от него. Они решили вернуться. Прибыть в Медину через семь лет после того как посланник (ﷺ) открыл Медину. Они прибыли после завоевания Хайбара. И когда они прибыли посланник Аллаха (ﷺ) был очень счастлив, когда увидел их. И он говорил: Клянусь Аллахом, я не знаю чему радоваться больше: завоеванию Хайбара или возвращению Джаафара. Его любимый двоюродный брат Джаафар ибн Абу Талиб и его жена, и маленькие дети только что вернулись после долгого отстутствия, 10 лет.
Они ушли когда посланник (ﷺ) был в трудном положении, и сейчас вернулись когда посланник (ﷺ) в совершенно ином положении. Они ушли во время пыток, крови и слёз. И сейчас вернулись во время урегулирования и мира. И когда они вернулись – Джаафар вернулся таким же, как и был, с благородством и доброжелательностью.
Он жил в Медине только один год после этого. За то короткое время его прозвали Отец бедняков. Потому что любой, кто был в нужде обычно шёл к Джаафару. Ты голоден – иди к Джаафару. Нужны деньги – иди к Джаафару. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) был одним из беднейших в Медине. Он был бездомным, обычно жил в мечети. Он рассказывал: обычно мы ходили кушать к Джаафару. И порой когда мы приходили в его доме было очень мало еды, которой было недостаточно для нас. Мы полностью съедали всё. И потом у него было то, что называется укка. Это ёмкость сделанная из кожи, в которой они обычно хранили топлёное масло. Он говорит, затем Джаафар принёс укку, которая была пустой. Это было последним в его доме. И тогда он порезал это и мы соскрёбывали то, что было на стенках. Таким образом, неимущие люди приходили в дом Джаафара и съедали всё, что у него было, включая то что было на стенках той укки.
До тех пор пока посланник Аллаха был вынужден послать армии для защиты границ нового государства. От Римской империи которая была очень многочисленна. И они атаковали с северных границ. Посланник Аллаха послал армию из 3000 воинов. И они назначили Зейда ибн Харриса, освобожденного раба, командовать этой армией, чтобы сразиться в очень важном бою. И он сказал, если Зейда убьют, то следуйте за Абдуллой ибн Раваха, если Абдуллу ибн Раваха убьют, то следуйте Джаафаром ибн АбуТалибом. И если Джаафара убьют, тогда мусульмане должны собраться и выбрать себе лидера.
Они прибыли туда и были встречены стотысячной армией римской империи и стотысячной армией арабских христиан. Их всего три тысячи. И им нужно сразиться с океаном воином. Двести тысяч. Один к 66. Они собрались вместе и сказали: что же делать? Нас только три тысячи а тут эта огромная бесконечная армия. Что же мы будем делать? Можем ли мы ждать совета от посланника Аллаха (ﷺ), или сняться и вернуться назад или идти вперёд. Затем три лидера с остальными сказали: клянёмся Аллахом, то чего мы боимся это и есть та самая причина, для которой мы сюда пришли. Вы боитесь смерти? Так мы и пришли сюда умирать. Мы пришли сюда пожертвовать своими жизнями ради Аллаха. Чего вы испугались?
Сражение началось, и три лидера были убиты. Джаафар ибн Абу Талиб взял знамя в правую руку, и начал сражаться как лев до тех пор пока его правую руку отсекли (а в те времена, падение знамени практически означало поражение и враги вместо того чтобы бить по сражающейся руке, били по руке держащей знамя). Он взял знамя в левую руку. Левая рука была отрублена. Затем он схватил знамя своими предплечьями и прижал к груди до тех пор, пока был разрублен надвое. И перед тем как покинуть жизнь Джаафар сказал такие слова, он взывал к небесам, он говорил:
Услада рая так близка ко мне. Как же прекрасен и прохладен его напиток. И Римляне мучительно разрубают нас. А мне еще далеко до знамени неверующего.
До тех пор пока встретил Аллаха, Пречист Он и Возвышен. Шёл вперёд и не повернул вспять.
Мухаммад (ﷺ) получил вести в Медине. Он (ﷺ) пошёл увидеть жену Джаафара, Асму. Сразу, незамедлительно как только узнал об этом он пошёл увидеть его жену и детей. Он пришёл и нашёл Асму, ожидающей мужа. Их дети были хорошо одеты. Когда она увидела посланника Аллаха (ﷺ) идущим, она подумала что посланник (ﷺ) пришёл сказать что её муж уже возвращается. Но она сказала: я увидела ту печаль в глазах посланника Аллаха (ﷺ). И я не хотела ничего спрашивать у него, потому что не хотела услышать что-то плохое от него. Я хранила молчание. Посланник (ﷺ) спросил: могу ли я увидеть детей? Она позвала детей. Дети пришли, прыгнули и обняли посланника Аллаха (ﷺ), поцеловали его. Тогда посланник (ﷺ) обнял детей и начал целовать их и вдыхать их запах, затем он начал плакать. Он был в слезах, целуя детей своего любимого двоюродного брата, который был очень далеко на протяжении многих лет. И когда Асма увидела она больше не могла сдерживаться и спросила: что случилось о посланник Аллаха? Он сказал: твой муж в раю. Аллах выбрал твоего мужа и двух его друзей.
И он (ﷺ) ушёл. Он отставил Асму в слезах. И дети были удивлены, что же произошло? Они вообще не поняли, они увидели мать плачущей, и посланник (ﷺ) ушёл в слезах. И затем посланник Аллаха (ﷺ) пришёл от Асмы и сказал: клянусь Аллахом, я видел Джаафара, летающим в раю на двух крыльям, запятнанных кровью. И он описывал их: кончики перьев на крыльях были окрашены в разные цвета. И он летал на них в раю. Да будет Аллах доволен Джаафаром.
Джаафар ибн Абу Талиб, двоюродный брат посланника Аллаха (ﷺ). Знаете ли вы, сколько ему было когда он умер? После стольких жертв в его жизни какого возраста он был. Я был реально удивлен этим. Передаётся что максимум ему было 35 лет, он не мог быть старше 35 лет. 35 лет, и он умудрился столько совершить в жизни. 35 лет этого мужества и храбрости, прочности. 35летний парень вдохновляет нас сегодня. СубханАллах. А его жена была даже еще моложе его.
Сколько ему было, когда он стал мусульманином? Сколько ему было, когда он решил быть чуждым от того общества в котором жил? Сколько ему было, когда он распознал истину? Сколько ему было, когда он принял решение оставить родной город и переехать в другую страну, начать новую жизнь. Не в погоне за деньгами. Он ушёл туда чтобы защитить себя и свою семью. Сколько ему было, когда он вновь решил вернуться назад после стольких лет. Представьте после 10 лет там. Он мог там освоить новую жизнь, новый дом, новый бизнес, он уже мог говорить на новом языке. Но он оставил всё это. Для правильного решения. Сколько ему было когда он совершил всё это? Субханаллах.
Затем мы смотрим на самих себя и говорим: О Аллах, прости нас.
Как много лет мы растратили в нашей жизни? Как много дней и часов упущено в нашей жизни. Сколько перемен мы вообще привнесли в наше общество? И в наши семьи. Как мы собираемся запомниться, после того как уйдём из этой жизни.
Джаафар ибн Абу Талиб умер более 1400 лет назад. И из-за его жертв мы с вами здесь сегодня. Знаете ли вы мои братья и сёстры, что ислам в Судане и Сомали и в восточной Африке сегодня по причине тех людей? Влияние тех людей, которые прибыли туда изменило страны. СубханАллах.
Сколько влияния мы оставили в нашей стране? Мы реально должны задуматься об этом. Мы реально должны задуматься над ответом, который мы дадим, до того как предстанем перед Аллахом Могущественным в Судный День. «Не дали ли мы вам достаточно жизни, чтобы вы поминали то, о чем вам напоминают ». (Да это аят, не помню какой) Вы прожили достаточно, исполнить долг вашей веры(е), преимущества Ля Иляха илляЛлах. To исполнить обещание данное Аллаху, когда мы сказали, Ему что не будем поклоняться никому другому наряду с Тобой.