Дозволял ли хоть один сподвижник выплачивать закят аль-Фитр деньгами?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Нет сомнений в том, что вопрос выплаты закята аль-Фитр деньгами является спорным среди учёных с давних пор. И не заслуживают упрёка те из мусульман, кто последовал в этом вопросе за мазхабом имама Абу Ханифы и некоторых учёных Сунны, которые посчитали это дозволенным.
Однако является бесстыдством, пытаться выдать это мнение за однозначно правильное, используя для этого ложь и подтасовки, приписывая дозволение выплаты аль-Фитра даже сподвижникам!
На днях распространилась рассылка в соцсетях, в которой было сказано следующее: «Аль-'Айни в своем комментарии к Бухари перечисляет группу из сахабов, которые разрешили выплату закята фитры деньгами, они:
1- Умар бин Хаттаб
2- Абдуллах бин Умар
3- Абдуллах бин Масуд
4- Абдуллах бин Аббас
5- Муаз бин Джабал
Да будет Аллах доволен ими. (Умдатуль Кари лиль-Айни: 8/9)»
Это чистой воды подтасовка и искажение мнений этих сподвижников!
В действительности речь шла о том, что от упомянутых сподвижников передаётся именно мнение о дозволенности заменить тот или иной вид товара/имущества, облагаемого закятом его стоимостью.
Данные слова аль-‘Айни упоминаются в главе, которую имам аль-Бухари назвал в своём сборнике «ас-Сахих» следующим образом: «Глава о взимании закята стоимостью (а не самим товаром)».
В данном случае речь идёт именно о закяте с имущества (аль-маль), а не закяте аль-Фитр.
Т.е., если какой-то человек обладает скотом или посевами, облагающимися закятом, или же вещами, которые он использует для торговли, или же золотом и серебром, он может заменить выплату этих вещей деньгами, не выплачивая закят непосредственно самим скотом, посевом, золотом, и т.п.
Вот о чём идёт речь в основе!
Говорит Бадруддин аль-‘Айни, комментируя эту главу: “Знай, что основа в этой главе состоит в том, что заплатить стоимость в закяте для нас (ханафитов) является дозволенным. Также это дозволено в искупительных положениях, в садакъе аль-Фитр, десятине и земельном налоге, а также обетах. И это является мнением ‘Умара, его сына ‘Абдуллаха (Ибн ‘Умара), Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Му’аза и Тауса. Сказал ас-Саури: «Дозволяется выплачивать стоимость в закяте, если она соответствует цене товара», и это является мазхабом аль-Бухари, а также это одно из мнений Ахмада. Если же вместо выплаты золотом и серебра будет выплачена стоимость, то Ашхаб сказал: «Это дозволено». Сказал ат-Тартуши: «Это мнение является очевидным, что дозволяется выплачивать стоимость в закяте». И он сказал: «Единогласны наши сторонники (маликиты), что если человек выплатил закят с золота серебром, то это достаточно»”. См. «‘Умдатуль-Къари» (9/11).
В данных словах аль-‘Айни передаёт от упомянутых им сподвижников и учёных мнение о том, что они дозволяли заменить закят с товара его стоимостью, а не то, что они дозволяли стоимость даже в выплате закята аль-Фитр! Однако аль-‘Айни упомянул дозволенность этого от имамов своего мазхаба.
Т.е. его слова: «И это является мнением ‘Умара, его сына ‘Абдуллаха (Ибн ‘Умара), Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Му’аза и Тауса» относятся к предыдущим словам: «Заплатить стоимость в закяте для нас (ханафитов) является дозволенным», а не к словам: «Это дозволено также в искупительных положениях, в садакъе аль-Фитр, десятине и земельном налоге, а также обетах».
Одним словом, считать дозволенным заменить выплату имущественного закята со скота, посева, золота и серебра или того, чем человек торгует стоимостью этого, никак не означает дозволение выплаты и закята аль-Фитр деньгами! По этой причине имам аль-Бухари дозволил первый вариант и не дозволял второй.
А что касается приписывания дозволенности этого упомянутым сподвижникам, то это является возведением на них лжи!
К примеру, Ибн ‘Умар не выплачивал закят аль-Фтитр даже иными продуктами питания, помимо тех, что он слышал от Пророка ﷺ, не говоря уже о том, чтобы считать дозволенным заменять это деньгами! Абу Миджляз рассказывал: “Как-то я сказал Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах): «Поистине, Аллах увеличил благо, и пшеница ведь лучше, чем финики», на что он ответил: «Поистине, я выплачиваю так, как выплачивали наши сподвижники. Они проложили путь, по которому я желаю идти»”. Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (2390), Ибн Батта в “аль-Ибана” (1/262), Ибн Хазм в “аль-Мухаля” (6/127). Иснад достоверный. См. “Тахриж Китаб аль-амуаль” (3/1249).
То же самое и Ибн ‘Аббас, помимо того, что он является передатчиком хадиса о том, что Пророк ﷺ установил закят аль-Фитр в размере одного Са’ продуктов питания, Ибн ‘Аббас впоследствии сам об этом говорил мусульманам во время своих проповедей. Абу Раджа сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) во время своей проповеди, обращаясь к людям стоя на минбаре в Басре, говорил: “Садакъа аль-Фитр выплачивается одним Са’ продуктов питания”. ан-Насаи (2510), аль-Байхакъи (4/168). Иснад достоверный. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” (2351).
И Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передавал: “При жизни Посланника Аллаха ﷺ мы выплачивали аль-Фитр в день Разговения одним Са’ продуктов питания”. аль-Бухари (1510).
Обратите внимание на эти достоверные асары от сподвижников, которые ясно указывают на то, что все они были единодушны в том, что закят аль-Фитр выплачивается именно в виде одного Са’ продуктов питания! Именно так они поступали при жизни Пророка ﷺ, именно так поступали после его смерти, и именно этому они обучали людей во время своих проповедей!
Тот же, кто приписывает хоть одному из сподвижников дозволенность выплаты именно закята аль-Фитр деньгами вместо продуктов питания, тот возводит на них ложь! А иначе пусть приведёт нам хоть одно сообщение от них по этому вопросу, имеющее источник и достоверный иснад.
Аллах Знающий и Мудрый