Достоинства Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Хадиджа –, мать верующих. Её точная родословная такова: Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн Абдуль-Узза ибн Кусай. Пятый предок (Кусай ибн Килаб) был общим для неё и для Пророка ﷺ, так что у Хадиджи были более близкие родственные связи с Пророком ﷺ, чем у остальных жен, и только Умм Хабиба, как и Хадиджа, происходила из потомков Кусая.
Хадиджа принадлежала к знатному роду в курайшитском племени и обладала большим имуществом. Пророк ﷺ женился на ней в 25-летнем возрасте. До него она уже была замужем, её прежнего мужа звали Абу Хала ибн Наббаш ат-Тамими. Вступив в брак с Мухаммадом ﷺ, Хадиджа прожила с ним до конца своей жизни, застала время его пророчества, поверила в него и оказала огромную поддержку его призыву. Хадиджа была совершенной женой: мудрой, величественной, религиозной, непорочной и благородной женщиной из числа обитателей Рая… Пророк ﷺ часто отзывался о ней с похвалой и отдавал ей предпочтение над остальными своими женами.
Пророк ﷺ не был женат до брака с Хадиджей, и все его дети родились именно в этом союзе, за исключением Ибрахима, матерью которого была наложница Мария. Также Пророк ﷺ не женился и не брал наложниц до самой смерти Хадиджи. Хадиджа скончалась за 3 года до переселения из Мекки, да будет доволен ею Аллах[1].
Известно несколько хадисов о достоинстве Хадиджи. Среди них:
Первое достоинств
Хаким приводит хадис с иснадом со слов Афиф ибн Амра, рассказавшего следующее: «До Ислама я занимался торговлей и был другом Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Однажды я прибыл в Мекку по торговым делам и остановился в Мине у Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Там я увидел мужчину, он смотрел на солнце, и когда оно перевалило за полдень, он совершил молитву. Затем пришла женщина и тоже стала молиться, потом пришел юноша и тоже совершил молитву. Я спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Это Мухаммад ибн Абдуллах, мой племянник, он объявил себя пророком, но никто за ним не следует, кроме этой женщины и того юноши. Эта женщина – его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша – сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже, приняв Ислам и став достойным мусульманином, Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам»[2].
Этот хадис подтверждает, что Хадиджа была одной из первых, кто принял Ислам, первой женщиной-мусульманкой. В этом её великое достоинство.
Ибн Хаджар пишет: «В числе особенностей Хадиджи – то, что она опередила остальных женщин в принятии Ислама. Она проложила дорогу для остальных, и поэтому получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути, при том что их награда не станет меньше»[3]. Абу Бакр ас-Сыддик также участвует в этом достоинстве, но уже в отношении мужчин. Никто, кроме Аллаха, не сосчитает количество награды для каждого из них за проложенную дорогу»[4].
Второе достоинство: Пророк ﷺ не вступал в новые браки до самой смерти Хадиджи
Муслим приводит хадис с иснадом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк ﷺ не брал в жены других женщин, будучи женатым на Хадидже, до самой ее смерти»[5].
Ибн Хаджар пишет: «В этом вопросе нет разногласия среди ученых. Таким образом, подтверждается, что Хадиджа занимала важное место в жизни Пророка ﷺ и что у нее было превосходство над другими женщинами, ведь Пророку ﷺ было достаточно её одной. Пророк ﷺ прожил после женитьбы на Хадидже 38 лет, из них 25 лет – в браке с Хадиджей. Таким образом, с ней он провел две трети своей семейной жизни, следовательно, Хадиджа двукратно превысила всё, что могли дать Пророку ﷺ остальные жены. Несмотря на столь долгий срок совместной жизни, Пророк ﷺ не брал в жёны других женщин, берёг сердце Хадиджи от проявления ревностных чувств и возможной зависти к другим супругам, что в итоге могло бы испортить их совместную жизнь. В этом и состоит достоинство Хадиджи, никто из остальных жен не имел ничего подобного»[6].
Третье достоинство Хадиджи: после её смерти Пророк ﷺ часто вспоминал о ней добрыми словами, хвалил её и старался поддерживать её родственников
В сборнике аль-Бухари приводится следующий хадис со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Ни к кому из жён Пророка ﷺ я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал мясо в подарок подругам Хадиджи. Тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” — а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то, и у меня от неё дети”»[7].
В сборнике Муслима в сообщении Аиши сказано: «Ни к кому из жён Пророка ﷺ я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, а причина была в том, что он часто вспоминал о ней»[8].
Имам Ахмад приводит сообщение Аиши со следующим текстом: «Когда Пророк ﷺ вспоминал Хадиджу, то постоянно хвалил её, так что однажды я сказала: “Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”. Тогда Пророк ﷺ ответил: “Нет, не заменил ни на кого лучше. Она уверовала в меня, когда люди в меня не верили, и поверила мне, когда люди объявили меня лжецом, и поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказывали мне, и Аллах наделил меня от нее детьми, а от других мне детей не дал”»[9].
В этих хадисах мы видим примеры женской ревности, и что даже у благородных женщин случаются её проявления, так что же говорить о простых людях. Аиша чувствовала ревность к остальным женам, но сильнее всего ревновала к Хадидже. По её собственным словам, причина ревности была в том, что Пророк ﷺ часто вспоминал Хадиджу…
Источник женской ревности – это воображение, представление того, что муж сильнее любит другую жену, и частое поминание наводит на мысли о сильном чувстве»[10].
Куртуби пишет: «Любовь Пророка ﷺ к Хадидже основывалась именно на упомянутых причинах. Их много, и каждая по отдельности может привести к большому чувству»[11].
Ибн аль-Араби пишет: «Хадиджа принесла много пользы Пророку ﷺ, он советовался с ней, расходовал её имущество, пользовался её поддержкой. Поэтому он заботился о ней и при жизни, и после её смерти. Даже когда она умерла, он продолжал совершать такие поступки, которые обрадовали бы её, будь она жива. Как сказано в одном из хадисов, почтение к человеку – это заботиться о тех, кого любил покойный при жизни»[12].
Четвертое достоинство: по словам Пророка ﷺ, любовь к Хадидже была дарована ему Аллахом
В сборнике Муслима приводится хадис со слов Аиши: «Ни к кому из жён Пророка ﷺ я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Нередко бывало так, что Пророк ﷺ резал овцу, а потом говорил: “Передайте это мясо в подарок подругам Хадиджи”. Однажды я разгневала его и в сердцах сказала: “Хадиджа!” – а Пророк ﷺ ответил: “Воистину, любовь к ней была уделом, дарованным мне Аллахом”»[13]. Этот хадис явно свидетельствует о достоинстве Хадиджи, да будет доволен ею Аллах.
Ан-Навави пишет: «Слова “любовь к ней была уделом” указывают, что любовь к Хадидже была достоинством, которого она удостоилась»[14].
Пятое достоинство Хадиджи: Всевышний Аллах направил ей приветствие через Джибриля и велел Пророку ﷺ обрадовать её о доме в Раю
В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Абу Хурайры: «Однажды Джибрил явился к Пророку ﷺ и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа несёт для тебя еду. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости»[15].
Из этого хадиса мы узнаем о двух великих достоинствах Хадиджи:
Во-первых, Всевышний Аллах направил Хадидже своё приветствие через Джибриля и рассказал об этом Пророку ﷺ. Никто другой не удостаивался такого почета.
Во-вторых, хадис содержит благую весть для Хадиджи о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости.
Ас-Сухейли пишет: «Упоминание о доме содержит очень тонкий смысл. Хадиджа занималась домашним хозяйством как до Ислама, так и в Исламе, и когда Мухаммад ﷺ стал пророком, на земле не было другого дома Ислама, кроме её дома. В этом достоинстве никто не участвует, кроме нее. Награда за дело обычно бывает из того же рода, что и само дело, только намного лучше. Поэтому для Хадиджи в Раю будет дом, и не сказано, что будет, например, дворец»[16].
Ибн Хаджар добавил: «Слово “дом” имеет и еще один смысл. Хадиджа дала начало дому Пророка ﷺ и его потомкам. Умм Саляма передала, что после ниспослания аята «Аллах лишь хочет отвести скверну от вас, о обитатели дома (Пророка), и очистить вас полностью»[17], – Пророк ﷺ позвал Фатиму, Али, Хасана и Хусейна, накрыл их одеждой и сказал: «О Аллах! Это люди моего дома (ахлюль-байт)». Хадис приводит Тирмизи и другие[18]. Все упомянутые так или иначе связаны с Хадиджей. Фатима – её дочь, Хасан и Хусейн – её внуки, а Али с детства рос в доме Хадиджи и впоследствии женился на её дочери. Становится ясно, что всё потомство Пророка берет начало от Хадиджи»[19].
Слова «полая жемчужина» означают, что дом Хадиджи будет широким и просторным изнутри, подобно дворцу с высокими потолками.
Слова «где не будет шума и где не будет она знать усталости», по разъяснению Сухейли, указывают, что Хадиджа получит такую награду за то, что приняла Ислам по собственной воле, не противилась мужу и не спорила с ним. Наоборот, она сама ограждала Пророка ﷺ от всяческих невзгод и облегчала его трудности. Потому и награда будет из того же рода, что и её поступки[20].
Шестое достоинство: Пророк ﷺ радовался, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, из-за своей любви к ней
В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Аиши, матери верующих, да будет доволен ею Аллах:
«Однажды в дом Пророка ﷺ постучалась Халя бинт Хувайлид, родная сестра Хадиджи. Пророк ﷺ встрепенулся, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, а потом сказал: “О Аллах! Это Халя”». Аиша говорит: «Тогда я приревновала и сказала ему: ” Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”»[21].
В этом хадисе подтверждается, что Пророк ﷺ даже после смерти Хадиджи продолжал помнить о своей жене, хранил к ней теплые чувства, заботился о её благополучии как при жизни, так и после её смерти, а также проявлял щедрость и гостеприимство к её близким[22].
Седьмое достоинство: по словам Пророка ﷺ, Хадиджа – лучшая женщина нашей уммы
В сборнике Бухари приводится хадис со слов Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Лучшей женщиной в этом мире в своё время была Марйам, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа”»[23].
В сборнике Сахих Муслим этот же хадис передается в следующей форме: «Их лучшая женщина – Марйам, дочь ‘Имрана, и их лучшая женщина – Хадиджа, дочь Хувайлид», – Абу Курайб[24] добавил: «При этом Ваки’[25] показал на небо и на землю».
Имам Навави при комментировании этого хадиса сказал: «Ваки’ разъяснил значение слова “их” в каждом из случаев. То есть, они превосходили всех женщин между небом и землей. По его словам, каждая упомянутая женщина была наилучшей на земле в свое время, но о превосходстве между ними двумя в хадисе умолчено»[26].
Куртуби пишет: «В хадисе не упомянуто, к чему относится слово “их”, но оно разъясняется в контексте, и имеется в виду дунья, наш мир»[27].
Ибн Хаджар привел разные мнения ученых о том, что означает фраза «Их лучшая женщина – Марйам и их лучшая женщина – Хадиджа», после чего сказал: «Мне кажется более правильным вариант «Марйам – их лучшая женщина и Хадиджа – их лучшая женщина», то есть имеется в виду время, эпоха. Марйам была лучшей в свое время, Хадиджа – в свое. Многие комментаторы придерживаются именно этого мнения и подкрепляют его другим хадисом, который упоминался в главе о пророках со слов Абу Мусы, что Пророк ﷺ сказал: “Многие мужчины достигли совершенства, а из женщин совершенства достигли Марйам и Асия”[28].
В этом хадисе Пророк ﷺ подтвердил, что как Марйам, так и Асия достигли совершенства, следовательно, в предыдущем хадисе смысл не может быть безграничным, то есть превосходство Марйам не может быть абсолютным. Более того, известен другой хадис, ясно толкующий смысл этого хадиса. Приводят Баззар и Табарани хадис со слов Аммара ибн Йасира, что Пророк ﷺ сказал: «Хадиджа превосходит женщин моей уммы так же, как Марйам превосходила женщин всех миров». Иснад этого хадиса хороший (хасан). Из него вытекает, что Хадиджа превосходит Аишу»[29]. Более подробно этот вопрос мы рассмотрим в статье, посвященной достоинствам Аиши, да будет доволен ею Аллах.
______________________________________
[1] Сира Ибн Хишама, 1/198. и др.
[2] Мустадрак, 3/183. Хаким оценил хадис как достоверный и с ним согласился аз-Захаби
[3] Хадис приводит Муслим, №1017.
[4] Фатх аль-Бари, 7/137.
[5] Сахих Муслим, №2436.
[6] Фатх аль-Бари, 7/137.
[7] Сахих аль-Бухари, №3818.
[8] Сахих Муслим, №2435.
[9] Муснад Ахмада (по Фатх ар-Раббани т.20, с.240-247).
[10] Фатх аль-Бари, 7/136.
[11] Эту цитату упомянул Ибн Хаджар в Фатх аль-Бари, 7/137.
[12] Арида аль-ахвази, 13/252.
[13] Сахих Муслим, №7435.
[14] Шарх Навави, 15/210
[15] Сахих Бухари, 3820; Сахих Муслим, 2432.
[16] Рауд аль-унф, 1/278.
[17] Сура «Аль-Ахзаб | Союзники», 33:33
[18] «Сахих Муслим», глава о достоинствах сподвижников, хадис №2424.
[19] Фатх аль-Бари, 7/138.
[20] Рауд аль-унф, 1/279.
[21] Сахих Бухари, 3821, Сахих Муслим, 2437.
[22] См Шарх Навави, 15/311.
[23] Сахих аль-Бухари, №3816.
[24] Абу Курайб – Мухаммад ибн Аля ибн Курайб аль-Хамадани, один из передатчиков этого хадиса.
[25] Ваки’ – ибн Джаррах ибн Муляйх ар-Руаси, один из передатчиков этого хадиса.
[26] Шарх Навави 15/207.
[27] Шарх Сахих Муслим, 15/207.
[28] Сахих Бухари, 3411.
[29] Фатх аль-Бари, 7/135. О хадисе сказал Хайсами в книге Маджма аз-заваид: «Его приводит Табарани, и в его иснаде есть Абу Йазид аль-Химьяри, я не знаю его, а остальные передатчики – надежные».